Нужна ли стандартизация образования

Нужна ли стандартизация образования

Динамика развития социально-экономической ситуации в стране и мире показывает, что качество человеческого капитала в современных условиях играет ключевую роль. Несомненно, что в условиях попыток изоляции России, введения санкций в отношении российской экономики возросло внимание Правительства РФ к структурным изменениям в экономике, позволяющим реализовать инновационные технологии.

Внимание к кадровому потенциалу современного инновационного производства в этой связи усиливается, о чем говорят проводимые заседания Госсовета РФ по тематике подготовки квалифицированных кадров и обсуждение проблем развития системы образования в периодических изданиях [5]. Министерством образования и науки РФ предпринимается ряд мер по изменению всей идеологии высшего и профессионального образования, важнейшим из которых является переход на стандартизацию образования.

В какой степени сложившийся опыт перехода на работу по стандартам российского образования (а сегодня мы можем говорить уже о четвертом поколении ФГОС) отвечает требованиям обеспечения качества и реалиям развития российского общества [4]? Следует отметить, что стандартизация, конкретизируя требования к подготовке, в некотором смысле их «сужает», должна давать возможность расширения образования через вариативность, в этом кроется их диалектическая связь. Исходя из этого можно обозначить несколько позиций «проблемного поля» стандартизации высшего и профессионального образования, которые содержат важные вопросы, от ответа на которые станет понятно, способна ли современная модернизация образования обеспечить необходимое качество и «доверие» к образованию со стороны личности, общества, государства, бизнеса.

1. Глобализация и стандартизация образования. Стандартизация образования в эпоху глобализации обеспечивает сравнимый уровень образования в разных странах, что позволяет студентам осваивать различные компетенции в образовательных организациях разных стран. Кроме того, происходит передача технологий, как информационных, так и гуманитарных, транслирующих ценности и элементы культуры (возможно, и не самые лучшие ее образцы). Формируется возможность быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса).

Первая позиция относительно сравнимых уровней образования содержит в себе определенные особенности (в частности, ставит всех участников на одинаковые ступени образовательного процесса). Да, это дает возможность для сравнительного анализа уровня образованности студентов, предоставляет возможность для обучения в различных вузах и т.д. Эти положительные стороны обсуждались в печати и не вызывают сомнений. Однако в этой связи российское образование не предполагает инновационного процесса своего развития, поскольку оно не должно отличаться от других стран, и предполагается, что там уже все сделано лучше, чем у нас.

Наряду с этим, говоря о российском образовании, необходимо отметить, что переход на программы бакалавриата окончательно запутал наших работодателей. Если в системе среднего профессионального образования был заложен базовый и повышенный уровень подготовки, то при переходе на бакалавриат в системе высшего образования фактически произошло снижение уровня подготовки от специалиста к компетентностно-ориентированному бакалавру. Огромное число колледжей, переданных Минобрнауки РФ в регионы и в состав вузов, практически исчезло. В чем отличие повышенного уровня подготовки в колледже, прикладного бакалавра, бакалавра (ориентированного по специальности или по академическому направлению)? Ответ на этот вопрос может дать только специалист в области образования, для работодателей это непонятно. Для чего мы понизили уровень подготовки – для того, чтобы соответствовать сопоставимому уровню?

Что происходит в реальности. В настоящее время вузы не готовы осуществлять компететностно-ориентированную подготовку (допустим, как в колледже) в силу отсутствия оборудования, квалифицированных специалистов, отсутствия мотивации, что приводит к сокращению лекционных курсов и передаче всей ответственности за результаты обучения самим студентам через самостоятельную работу. Современный электронный учебно-методический комплекс должен представлять собой самоучитель по профессии или дисциплине? Практически это отказ от сложившейся за многие годы в России инженерной подготовки, где лекционная форма работы со студентами, позволяющая развивать научные школы, зарекомендовала себя еще в советские годы.

Относительно передачи и освоения новых технологий можно отметить много положительного (например, то, что развитие образования возможно только в открытой среде, важна диалогичность взаимодействия участников образовательного процесса и т.д.). Вместе с тем не секрет, что авторы инновационных образовательных технологий не всегда расположены делиться своими находками. С одной стороны, это связано с соблюдением авторских прав на инновационные образовательные технологии, с другой — в ряде ситуаций авторам выгодно не распространять свои наработки, поскольку это может приносить и коммерческий эффект.

Формирование социально-культурных смыслов развития общества реализуется в современном мире различными средствами – интернет-технологиями, СМИ, системой образования. В какой степени социально-культурный смысл развития российского общества, заложенный в процессе стандартизации образования, вступает в противоречия с тем, что происходит в других странах? Не секрет, что развитие региона зачастую определяется уровнем профессиональной и общей культуры населения. Восприятие, в том числе и критическое, социально-культурных смыслов других стран зависит от уровня общей и профессиональной культуры, формируемой прежде всего системой образования. В условиях реализации ФГОС-3 наблюдается снижение роли гуманитарного, общекультурного блока подготовки студентов.

Последний тезис этого проблемного поля связан с возможностью быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса) [1]. Способна ли стандартизация российского высшего и профессионального образования обеспечить приоритет в подготовке кадров для инновационной российской экономики?

Для ответа на этот вопрос необходимо признать следующее: высшее образование в России было и остается ориентированным на подготовку кадров высшей квалификации, следовательно, в рамках уже законодательно принятых решений следует рассмотреть возможность:

1) ввести наряду с магистерской подготовкой, ориентированной на исследовательскую работу, подготовку по специалитету, ориентированному на инновационные технологии и практики с такими же сроками обучения, позволяющую формировать научные технологические, инженерные именные школы;

2) в силу того, что в современной профессиональной подготовке наблюдается смещение границ профессиональных требований, перейти на подготовку по образовательным программам, сформированным по схеме «профессиональное образование (колледж) – высшее образование (бакалавриат) – высшее образование (магистратура, специалитет)» с исключением практики перезачета дисциплин в вузе, изученных в колледже (поскольку они имеют различную направленность и отличаются по своему содержанию и компетенциям);

3) требуется выстроить четкую логику в квалификационных требованиях к выпускникам через профессиональные стандарты в контексте образовательных программ, а не уровней образования;

4) поскольку переход на бакалавриат сегодня законодательно закреплен, а в реальной практике вузов формирование компетенций чрезвычайно затруднено, также практически невозможно оценить объективно уровень сформированных компетенций, возможно рассмотреть вопрос об интеграции статуса профессионального и высшего образования. Это позволит уйти от уровневой дифференциации статусности получаемого студентами образования и ориентировать их на образовательные программы. Однако в составе современного вуза необходим колледж, где реализуется полноценная программа квалифицированной подготовки, есть возможность компетентностной подготовки бакалавра, продолжения образования в исследовательском плане через магистратуру и, как вариант, в подготовке инженеров высшего уровня – специалитет. Но колледжи, активно работающие с вузами по сетевым моделям, находящиеся с ними во взаимодействии по подготовке кадров для конкретных производств, должны получить возможность бакалаврской подготовки с защитой ВКР в вузе.

2. Личность и стандартизация образования. Возможна и нужна ли стандартизация личности через образование?

Современное профессиональное образование перешло на третье поколение, планируется переход на четвертое поколение образовательных стандартов. Можно ли сегодня пытаться подводить некоторые итоги состоявшегося перехода?

С этой целью прежде всего стоит посмотреть на весь процесс формирования нового поколения ФГОСов и их сочетания с создаваемыми профессиональными стандартами. Безусловно, это сложнейший процесс должен быть методологически обоснован, определены основания построения нового поколения образовательных стандартов, обусловленные целью всей профессиональной подготовки. Как следует из публикаций, в основе методологии нового поколения стандартизации лежат Болонский процесс и связанный с этим переход на компетентностный подход, определяющие новый уровень и качество подготовки выпускника.

Таким образом, объективно существует проблема цели профессионального образования. Эта цель определена государством и отражена в содержании ФГОСов как важнейшего нормативного документа. Как соотносятся цель профессионального образования и требования профессионального сообщества и работодателей? Ответ на этот вопрос должны дать профессиональные стандарты. Но ведь есть еще и цель профессионального образования, связанная с интересами самой личности обучаемого. И эти интересы со временем будут проявляться больше и больше. Все определяется степенью активности самого обучаемого, его заинтересованности в собственной профессиональной судьбе, социальной роли, гражданской позиции.

Современный ФГОС ВО дает широкие возможности для учета интересов обучаемых – до 50% учебного времени отводится на дисциплины по выбору. Опрос студентов при выборе дисциплин показывает, что основная категория предпочитает те дисциплины, по которым проще получить зачет (до 60% в зависимости от направления подготовки). Около 20% из них связывают свой выбор с профессиональным интересом. Можно ли сделать вывод о проблеме цели профессионального образования для студентов? Видимо, да, поскольку последующая профессиональная карьера как цель для многих из студентов является «отложенной» до окончания вуза. Определенная часть допускает, что по окончании не будут работать по полученной специальности.

В условиях демографического спада вузы предоставляют широкий спектр подготовки по различным направлениям, и молодежи, казалось бы, не составляет никакого труда выбрать наиболее интересный. Если в условиях главного выбора – выбора направления подготовки — не происходит проявления личностного аспекта проявления профессионального интереса, то и соответственно незаинтересованный выбор дисциплин здесь выступает как следствие.

Цель профессионального образования с позиций личности – обеспечение профессиональной и личностной самореализации [2]. В том, насколько это возможно в рамках того или иного направления подготовки в вузе, зависит от самой личности и профессорского-преподавательского состава. Насколько школе удается пробудить личностный интерес к профессиональному выбору?

Поставленные вопросы требуют ответа, где и каким образом интересы личности и ее выбора отражены в образовании – от школьного до вузовского. Обратим внимание на модель профессионального стандарта в варианте, разработанном НАРК совместно с РСПП. Основное внимание уделено профессиональным знаниям, компетенциям. В них нет требований к личности, хотя каждый вид профессиональной деятельности имеет свои психологические особенности (монотонность, коммуникативность, оперирование знаками и схемами и т.д.).

Федеральные государственные образовательные стандарты также не рассматривают аспектов требований к личности. Таким образом, стандартизация образования, необходимая для формирования содержания и определенных ориентиров оценки уровня подготовки школьников и студентов, вместе с тем направлена на обезличенного обучаемого, для которого предложены варианты выбора. Только выбирать он не стремится.

Это не значит, что стандартизация не нужна, она нужна для учителя и преподавателя в плане ориентировки в формирования содержания и технологии обучения. Для личности и ее формирования необходима своя парадигма, реализованная в условиях профессиональных и образовательных стандартов и ориентированная на формирование способности обучаемого стать тем, кем он может стать в условиях школы, колледжа, вуза.

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов. Но они, интересы личности, должны быть там отражены. Таким образом, обсуждаемые в настоящее время подходы к формированию четвертого поколения образовательных стандартов должны опираться на тот опыт, который мы получаем в процессе подготовки выпускников – бакалавров. В условиях сокращения времени в вузе на подготовку бакалавров важнейшим становится формирование общей парадигмы взаимодействия школы и профессиональных образовательных организаций по обеспечению личностного развития обучаемых [3]. Независимо от Болонского процесса и его ориентировки на компетентностный подход формирование личности и ее способности к саморазвитию, самореализации есть единственно верный путь к формированию процесса стандартизации образования от школы до вуза, направленного на человека.

Читайте также:  Состав выборки стандартизации это

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности опираются на образовательные стандарты и соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов.

В разработке стандартов, по нашему мнению, главная цель профессиональной подготовки — формирование общей и профессиональной культуры выпускника, именно она является основой построения методологии, ориентированной на общее и профессиональное развитие личности студента. И именно культурологический подход, заложенный Л.С. Выготским, должен стать методологической основой стандартизации российского общего и профессионального образования.

3. «Отрыв» от отраслевой структуры. «Отрыв» образовательных организаций профессионального образования из отраслевой структуры сказывается на современном развитии государственно-частного партнерства. Сегодня многие предприятия заинтересованы в создании собственных образовательных структур, ориентированных на корпоративные цели. Формирование многофункциональных центров на площадках предприятий, куда допускаются обучающиеся в ПОО, в большей степени ориентировано на повышение квалификации и переподготовку своих специалистов. Примером является создание и работа многофункциональных центров развития квалификаций. По данным Минобрнауки в настоящее время функционирует более 300 центров. Сравнительный анализ динамики роста подготовки на базе МЦПК показывает, что, например, в течение года за период 2014–2015 года число студентов по программам профессиональных и практикоориентированных модулей возросло с 3,5 тыс. человек до 4,5 тыс. В то же время прирост по программам профессиональной подготовки на базе МЦПК возрос на 8 тыс. человек, а общий прирост по всем программам дополнительного образования (без студентов колледжей) составил с 48 тыс. человек до 61 тыс. человек.

Таким образом, интерес бизнеса в сотрудничестве с образовательными организациями, безусловно, есть, однако масштаб переподготовки, подготовки и повышения квалификации, которые происходят вне образовательных организаций, говорит о том, что профессиональное образование осуществляется в более широких масштабах вне образовательных организаций.

Для подготовки «своих» кадров МЦПК не рассматривает профессиональные стандарты в компетентностном формате, их интересует опыт решения профессиональных задач работниками предприятий. Возможно, что оторванность от отраслей возникла не только из-за ведомственной принадлежности, но и оттого, что профессиональный стандарт должен быть представлен языком, понятным бизнесу, а именно через опыт решения профессиональных задач. Кстати, опыт является важнейшей составляющей профессиональной культуры выпускника.

Безусловно, это не все тезисы «проблемного поля стандартизации» профессионального образования, но одни из самых важных. Перспективы решения проблемы стандартизации профессионального образования должны учитывать:

Источник



Стандартизация образования — Стандартизация

Потребность основания общего просветительного пространства в России обязала применить стандартизацию к образованию. Внедрение стандартизации в образовательный процесс даёт возможность разрешить огромное количество вопросов в области обучения подрастающего поколения.

Определение 1 Создание и внедрение структур конкретных нормативов и коэффициентов является стандартизацией образования. Эти нормативы и коэффициенты признаются, как отечественные нормы процесса обучения, отражая социальный общеобразовательный образец, и должны принимать во внимание ресурс каждого отдельного человека для восхождения к этому идеалу.

Стандарты образования Российской Федерации

Впервые, 1992 года, было дано определение понятиям о государственном образовательном стандарте в Российской Федерации, после подписания Федерального закона «Об образовании».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно настоящему, работающему праву установлен для:

  • Становления общего просветительного пространства в Российской Федерации.
  • Осуществления независимого анализа функций структуры вузов.
  • Увеличения всеобщего уровня свойств образования в государстве.
  • Определения и одобрения равноценности дипломов зарубежных университетов.

Замечание 1 Стандарты каждой конкретной общеобразовательной структуры складываются двух частей: федеральной и национальной (региональной).

Данные элементы предусматриваются полномерным обучением будущего электрика, физика, программиста или иной специальности.

Федеральный компонент

Федеральный компонент – базовая часть государственного стандарта общего образования, необходимая для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций России, реализующих базовые общеобразовательные программы образования и владеющих государственной аккредитацией.

Министерство образования Российской Федерации ратифицирует федеральный компонент. Кроме этого министерство создаёт нормы и условия, относящиеся к сущности общеобразовательной программы, и к общей степени подготовки учителей и учеников.

В федеральный компонент входят:

  • Нормативы по признаку исполнения общеобразовательной программы.
  • Нормативы к окончательной аттестации выпускников.
  • Определение расчётного времени освоения программ по всем видам обучения.

Федеральный компонент образовательного стандарта какой угодно сложности состоит из категории профессиональных предметов, категории математических и общих предметов по естественной науке, категории обще гуманитарных и социально-экономических предметов, кроме того категории специальных предметов.

Национально-региональный компонент

Замечание 2 Национально-региональный компонент воспроизводит в составе образования конкретные индивидуальные свойства и национально-региональные стороны местности, в которой проводится общеобразовательный процесс.

Данный компонент одобряется конкретным вузом и его назначение целиком принимается в расчёт при обучении профессиональных работников этого региона. Чаще всего в российской среде пользуются системой по продвижению федерального и национально-регионального компонентов в образование, при предпочтении первого компонента в соотношении 65% к 35%.

Аналогичное устройство государственного образовательного стандарта разрешает справиться с диалектической, двойственной задачей сбережения согласия образовательного пространства.
Данное устройство стандарта не заглушает развитие и ценности общеобразовательных организаций субъектов России.

Создание государственных образовательных стандартов

Замечание 3 Основным научно-исследовательским предприятием, которое работает в сфере регулирования создания государственных образовательных стандартов (ГОС), значится Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Данный центр формирует работу исключительно для жизнедеятельности высшего специального обучения. В ходе основания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования участвовало около семидесяти организаций, включая ни один десяток советов по методическим рекомендациям. По примерным расчётам во время процесса создания ГОС ВПО работало более тысячи специалистов. Деятельность по разработке стандарта была закончена в течение нескольких лет, внося иногда изменения в уже созданный ГОС.

Министерство образования России принимает предложенные поправки в действующие требования, которые предназначены для образования в высших профессиональных учреждениях. Уже 1996 год был ознаменован созданием госстандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Структура Государственного образовательного стандарта состоит из более, чем семисот стандартов. Производство ГОС ВПО производилось несколькими стадиями.

На первой стадии разрабатывались общеобразовательные схемы для обучения бакалавров. Стандарты по программам обучения специалистов были созданы на второй стадии. А на следующей стадии создания ГОС ВПО были предложены стандарты по образованию для магистров. Во время создания Государственного образовательного стандарта были сделаны существенные выводы, усиливающие базовые элементы образования.

Теперь абитуриент, закончивший учебное заведение, имел базовый набор научных знаний и его принципы, идеология и философия буду качественно сочетаться с данными познаниями. Комплекс этих познаний становиться базой для становления данного выпускника вуза, как многообразной индивидуальности, обладающей огромным опытом. Базовое обучение объединяет в себе комплекс дисциплин, таких как математические, социально-экономические, гуманитарные и естественные науки. Получается, что становление индивидуальности начинается с изучения естественных наук, таких как литература, биология, арифметика, история и многих иных предметов.

Величина базового научного обучения для профессий общетехнического направления была расширена на 30%. Для многих гуманитарных специальностей овладение в университетах и колледжах предметами данного вида включалось в первый раз. В течении некоторого промежутка времени в процессе обучения студентов выяснилось определённое количество минусов данной структуры обучения и в некотором количестве стандартов были изменены правила и нормы.

Эксперты заметили ограниченный выбор гуманитарных и социально-экономических специальностей, что не являлось ориентированностью на перспективную специальность выпускника. Кроме этого, отсутствовала возможность выполнения норма и правил, содержащихся в документации и применяющихся во время предварительной проверки понимания предметов преподавания.

Отмечены сложности в подготовке студентов и обнаружены некоторые существенные отличия программ образования подобных специальностей. Эти сложности влияли на конструктивную организацию процесса обучения в высших учебных заведениях с многопрофильным обучением. А также отображены разногласия в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования с нормами и правилами иных степеней обучения.

Источник

Особенности новых стандартов образования

Не все еще понимают, насколько далеко зашли реформы, разрушающие школьное образование в нашей стране. Я расскажу немного о новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) – ведь бесплатное образование у нас гарантируется именно в соответствии с ФГОС. Стандарт дошкольного образования введен впервые, поэтому людям, не работающим в детских садах, сложно найти материал для корректного сравнения требований к дошкольному образованию (это не значит, что материал отсутствует, ведь можно сравнивать методические рекомендации до и после утверждения ФГОС). Однако педагоги в детсадах уже ощутили на себе требования чиновников. О том, как изменились эти требования и к чему ведет утвержденный ФГОС дошкольного образования, написала Анна Кульчицкая в статье «ФГОС неразвития». Здесь же речь пойдет о следующих ступенях образования – начальном, основном и среднем образовании, которое ребенок получает в школе. В школьном образовании стандарты введены уже давно, новые стандарты можно сравнить с предыдущими и наглядно увидеть, в какую сторону мы движемся.

За дошкольным следуют три ступени школьного общего образования — это начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы). Новый ФГОС для начального общего образования начал действовать с 2011 года, в нынешнем 2015 году младшие школьники впервые закончили 4-й класс по новым стандартам и с сентября по новому ФГОС начнут учиться пятиклассники. Они получат основное общее образование по новым стандартам в 20-м году, и в сентябре того же года на новый ФГОС перейдут 10–11 классы.

Новые ФГОС принципиально отличаются от предыдущих стандартов 2004 года.
Раньше в основе образования были знания, при получении которых и посредством которых развивалась личность ребенка. Теперь же в основу положен системно-деятельностный подход, при котором личность ребенка развивается, когда ученик добывает знания самостоятельно. В стандартах 2004 года уже было отмечено, что цели личностного развития детей важнее их учебных успехов. Но наряду с личностным развитием одним из базовых требований к содержанию образования оставалось знание — по каждому учебному предмету указывался минимум содержания программ, включающий в себя не только перечисление навыков и умений, но и конкретные темы, которые ученик должен был усвоить на том или ином уровне образования.

В новых стандартах заявлено, что стандарт основан на системно-деятельностном подходе и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. При этом дается портрет выпускника соответствующего уровня образования, в которых о знаниях, которые ребенок должен получить в процессе образования, говорится в общей форме.
Вот каков портрет выпускника после получения основного общего образования:
«6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы
».

Читайте также:  Закон о техническом регулировании о целях стандартизации

Знаний касается только пункт об умении учиться и применять полученные знания на практике. Чтобы подсластить горечь полного отказа от требований к усвоению учениками знаний, в стандартах предусматриваются требования к предметным результатам, которые, например, на ступени основного образования включают в себя «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами». Эти результаты «должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования». Однако эти требования стоят на третьем месте после требований к личностным и метапредметным результатам. При этом минимум конкретного содержания по учебным предметам, которое должен усвоить ученик, из стандартов исчезло, конкретные «ключевые» теории и понятия не указаны (не указаны они и в ФГОС следующего уровня образования – среднего). В общие слова, которыми описаны требуемые предметные результаты по конкретным предметам, можно втиснуть абсолютно любое содержание. При таком положении дел неудивительно, что владение предметными знаниями вообще не внесено в характеристики выпускника.

Подобные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст.2 п.6 и ст.11 п.3). Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые, как мы видели, можно включить предметные результаты без минимума содержания). Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст.2 п.8)

Вполне понятно, для чего из стандартов удалено конкретное содержание учебных предметов. Время уроков не резиновое, и при провозглашенном системно-деятельностном подходе, когда ученик сам в поте лица учится познавать мир, он сможет добыть намного меньший объем знаний, чем если бы ученику помогал учитель. А кто-то из детей в силу своих психо-физиологических особенностей в некоторых областях не сможет добыть ничего. Чтобы такие ученики тоже считались образованными, и введены новые стандарты. Вместо того, чтобы сочетать системно-деятельностный подход и активное взаимодействие с учителем как транслятором знаний, роль учителя занижается, а усвоение знаний перестает считаться важным в образовании человека.

Вместо развития методик для усвоения знаний и вариативности методического сопровождения ученика для такого усвоения, ребенку предлагают возможность выбрать то, что у него получается лучше – т.е. ограничивают развитие ребенка тем, что он сможет (захочет) сделать самостоятельно. Вариативность (возможность существования разных образовательных программ) предусмотрена законом (ст.11 п.1 пп.3). Образовательная программа, по ФГОС, должна содержать обязательную и вариативную часть. Школы могут формировать свои собственные программы с учетом рекомендованной примерной программы. В программе начальной школы вариативная часть составляет 20% от общего объема программы, основного общего образовании (5–9 классы) – 30%, а в программе среднего общего образования (10–11 классы) – 40%.

В старших классах, где предусмотрен наибольший относительный объем вариативной части, необходимо обязательное включение в учебный план 9 (10) предметов, из них общие – «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Остается 3 учебных предмета, которые может выбрать ученик – Это могут быть любые предметы, главное, чтобы в получившемся плане было не менее одного учебного предмета из каждой предметной области (всего четыре области – «Филология», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультра и ОБЖ»). Обязательными предметами не охвачена только область естественных наук, поэтому ученик должен выбрать хотя бы один предмет из этой области. Существует предмет «естествознание», который включает всего понемножку из физики, биологии, химии. Но в соответствии со стандартами ученик, например, кроме обязательных может выбрать «биологию», «право» и «обществознание», добавить дополнительные предметы вроде «психологии» и «дизайна» и какие-нибудь курсы. А физику, географию, химию вообще при таком учебном плане в старших классах можно не изучать – всё в соответствии со стандартами, из каждой области в плане не менее одного предмета. И это несмотря на то, что изучение физики очень важно для развития конкретного мышления ученика, биологии и химии – для понимания процессов функционирования живых организмов.

К чему может привести реализация новых стандартов, будет показано в следующей статье.

Источник

Классный стандарт

Совет при министерстве просвещения одобрил с доработками проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и общего образования — с первого по девятый класс. Важнейший документ, который определит содержание всего школьного образования России на многие годы.

«Работа над ФГОС ведется во исполнение целого ряда поручений президента и правительства. Всего сегодня у нас 15 поручений, так или иначе связанных с обновлением ФГОС, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева. — Стандартами мы не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту».

Так все-таки, чем новые стандарты принципиально отличаются от старых? В новой версии прописано очень подробно: какой минимум и в каком классе должен освоить ученик. А действующий «старый» стандарт содержит только общие, очень размытые формулировки. Из-за этого все сегодня смотрят только на критерии ЕГЭ, ОГЭ (экзамены в девятых классах), на всероссийские проверочные работы.

Появился огромный рынок репетиторства. Родители порой вообще не понимают, чему и зачем учат в школе. По отдельным предметам существует 15-17 разных линеек учебников. И если ученик переходит из школы в школу, встроиться в учебу на новом месте ему может быть очень сложно.

Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

По словам первого замминистра просвещения Павла Зеньковича, 80 процентов российских школ требуют сегодня от чиновников максимум конкретики: чему учителя должны научить ребенка, какие результаты у них будет проверять Рособрнадзор. В новых стандартах все это есть. Более того, упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. Новые ФГОСы вступят в силу только с сентября 2021 года — у всех школ будет время подготовиться. А у издателей — перепроверить все учебники и внести корректировки. Хотя никаких основополагающих изменений не потребуется, уверяют эксперты. Ведь в основе предметного ядра — все те же образовательные программы, с которыми уже работают школы.

Что и в каком классе должен уметь и знать ученик по новым стандартам? Подробный разбор с комментариями экспертов читайте в одном из ближайших выпусков «Российской газеты».

Что изменится в преподавании

Начальная школа

Русский язык, литература

Конец начальной школы. Ребенок должен уметь писать под диктовку тексты объемом до 80 слов, суметь написать письмо, открытку, объявление. И это не считая конкретных правил правописания. По литературе ребенок должен суметь сочинить сказку, рассказ по аналогии с прочитанным.

Математика

К окончанию началки ребенок должен считать, сравнивать числа в пределах миллиона. Складывать и вычитать устно — в пределах 100. А еще — пользоваться информацией в таблицах и диаграммах — суметь «прочитать» счет, прайс-лист, объявление.

Технология

Здесь появились очень продвинутые модули. Правда, некоторые из них будут преподаваться только там, где есть оборудование — то есть не обязательны для всех школ. Так, ребенок уже на выходе из начальной школы научится собирать и программировать роботов, работать с графическими и мультимедийными редакторами, а также делать модели из конструктора .

Старшая школа

Русский язык

Учеников научат оформлять деловые бумаги (заявление, инструкцию, объяснительную записку, расписку, автобиографию, характеристику). Писать классные сочинения объемом не менее 250 слов.

Обществознание

Надо находить и извлекать политическую, правовую и социологическую информацию в публикациях СМИ. Называть виды налогов, признаки финансовых пирамид, составлять эффективное резюме для приема на работу.

Информатика

Здесь все, что пригодится для успешной жизни «цифровому» ребенку». Защищать информацию от компьютерных вирусов. Создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). Так подробно языки программирования прописаны впервые.

ОБЖ

Ребята узнают про буллинг, киберугрозы и научатся от них защищаться, предотвращать риски и угрозы в Интернете.

Что должно быть в школах

— В кабинете по русскому языку и литературе должны быть не только стулья с партами, стол для учителя, но и система хранения учебных пособий, технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные пособия.

— В классе по музыке кроме этого «стандартного набора» обязательно должен быть музыкальный инструмент.

— В кабинете по физике и химии вдобавок — лабораторный комплекс, демонстрационные приборы. То же самое — с биологией, технологией.

— В кабинете информатики обязательны технические и электронные средства обучения.

— В любой школе должен быть спортивный зал, помещения для хранения спортивного инвентаря и раздевальные комнаты (для мальчиков и девочек). А еще — гардероб, санузел, пищеблок, комнаты отдыха и психологической разгрузки.

Школы с интегрированными программами в области искусств, физической культуры и спорта должны иметь (по видам искусства):

— концертный зал, помещения для репетиций, для ремонта музыкальных инструментов, аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек), хоровые классы, аудио- и видеофонды звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальные инструменты (фортепиано, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра), а также пульты.

Школы с интегрированными программами по видам спорта должны иметь:

— спортивный зал, помещения для индивидуальных и групповых тренировок, помещения для содержания и ремонта спортивного инвентаря, тренажерный зал, стадион.

Алихан Динаев, учитель обществознания, «Учитель года России-2018»:

— Ныне действующие ФГОСы когда-то были революционными для нашего образования. Они во многом описывали школу будущего. Со временем правда выяснилось, что в стандартах мы слишком увлеклись «мягкими навыками», а предметные результаты были скрыты за расплывчатыми формулировками. Например, одним из результатов обучения по обществознанию является «понимание основных принципов современных научных теорий общественного развития». Но каких именно теорий? Какие из них считать современными? Насколько подробно мы должны их изучать? Сплошные вопросы.

Читайте также:  Ассоциация стандартизации

Проекты новых стандартов — большой шаг вперед. Во-первых, они сохраняют в себе все преимущества нынешних документов. Во-вторых, они возвращают в школы конкретные предметные результаты. Это определенный минимум знаний, который должен знать каждый школьник с 1 по 9 классы. Ниже этого уровня подготовка школьника быть не может. А выше — пожалуйста! В-третьих, они сохраняют широкие возможности для творчества, позволяют учитывать интересы школьников и региональные особенности. На это отдана целая треть всех часов.

Кроме того, новые стандарты устанавливают высокие требования к материально-технической базе действующих и, особенно, новых школ.

При этом работа еще не завершена. Значимость стандартов так велика, что поспешных решений здесь быть не может. Идеальными эти стандарты никогда не будут, к тому же мир, общество и школа меняются слишком быстро. Стандарты надо доработать, в них есть, что исправить. Главное — не затягивать этот процесс.

Источник

Зачем нужны образовательные стандарты?
статья по теме

Рогозина Светлана Яковлевна

Образовательный стандарт. Что нужно знать родителям? По материалам газеты «Комсомольская правда».

Скачать:

Вложение Размер
obrazovatelnyy_standart.docx 18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный стандарт: что нужно знать родителям

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТАНДАРТЫ?

— Галина Васильевна, что же такое — стандарты в образовании? Это какой-то минимум, хуже которого учить нельзя?

— Стандарт — это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании — это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы — продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей — в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона — освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.

— Могут ли родители где-то ознакомиться с ФГОС?

— Могут, но зачем? Конечно, он есть в свободном доступе, но это большой и довольно сложный документ, адресованный ученым-методистам, на федеральном уровне разрабатывающим примерные образовательные программы, на основе которых школы составляют свои программы. То есть мы имеем некую вертикаль: стандарт — примерная программа – программа школы. Вот в составлении программы своей школы родители и могут поучаствовать, законом им дано такое право. Так что родителям полезнее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к школьной программе.

— В советское время учились без всяких стандартов, и качество образования было на высоте: наука развивалась, промышленность, в космос летали.

— Понятия «стандарт» не было, но образование было жестко регламентировано: во всей стране были единые программы и единые учебники, одни и те же темы во всех школах страны проходили в одно время, общие контрольные писали в один день. Но со временем образование у нас обрело вариативный характер, появились десятки программ по обязательным и необязательным предметам, десятки учебников. Чтобы обеспечить порядок в этом хаосе, нужен стержень — основные требования к образованию на каждом его уровне.

— И что это за требования?

— Требования — ключевое понятие в стандарте, его суть. Это требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результату. То есть стандарт триедин: программа — условия — результат. Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д. В каждом детсаду, школе, техникуме или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Второй блок — требования стандарта к той образовательной программе, которую на основе примерной разрабатывает для себя каждая школа. Эти требования определяют содержание программы, ее структуру. Так, в ней обязательно должна быть определена цель и приведен перечень программ и учебников по каждому предмету для всех ступеней.

В программе также должна быть заложена система оценивания: родителям должно быть понятно, как их детей будут оценивать. Систем оценивания сейчас много: безотметочная в первом классе, стобалльная и традиционная пятибалльная, зачеты, портфолио, рейтинги и т. д.

РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ АКТИВНЕЕ!

— Могут ли родители дополнять стандарт или изменять его?

— Сам стандарт — нет, а программу своего учебного заведения — да. В программе есть обязательный перечень предметов и требования к ним, которые трогать нельзя. А есть вариативная часть, она составляется с учетом мнения родителей, которые могут высказать пожелания по изучению, скажем, дополнительного иностранного языка или, например, спецкурса по проектированию, информатике и т. д. И школа обязана учесть их мнение.

— Слышала, что по новым стандартам кроме обязательных уроков вводятся дополнительные, по желанию родителей, но тоже бесплатные. Это так?

— Да, система внеурочной деятельности — это часть нового ФГОС, очень ценная его особенность. Внеурочная деятельность школы, став частью стандарта, обеспечивается бюджетом. Обучение детей имеет определенные цели, так вот реализация этих целей осуществляется как на уроке, так и за его рамками. То есть какие-то занятия могут проходить вне школы, в форме, например, экскурсии и могут быть вынесены на выходной день.

— А если я захочу, чтобы мой ребенок внеурочно изучал испанский, а другая мама решит, что ее сыну нужна картография?

— Каждая школа, исходя из своих возможностей, формирует перечень форм внеурочной деятельности, которые может предложить на выбор. Родители должны выбирать из этого списка. Предметы за его рамками — это уже платные услуги.

НА ПУТИ К НОВЫМ СТАНДАРТАМ

— Как вы оцениваете условия реализации стандарта в наших школах?

— Учитывая результаты ЕГЭ, итоговой аттестации в 9-х классах и результаты наших проверок, можно сказать, что базовые условия созданы. Но надо двигаться дальше, условия в современной школе должны отличаться от тех, что удовлетворяли нас 10 — 15 лет назад.

Отмечу такой негативный момент. Многие наши педагоги пассивны в формировании заказов на современное оборудование. Дадут — хорошо, не дадут — и ладно. Думаю, долгие годы безденежья в отрасли приучили их быть излишне скромными в желаниях. Но ситуация сейчас другая: финансирование учебных учреждений позволяет им многое. Стандарт включает в себя требования к условиям, то есть перечень того, что должно быть в школе для уроков по предметам: разное оборудование, электронные таблицы, информационные ресурсы и т. д. Нельзя изучать физику, химию или биологию только теоретически. Обязательно нужны опыты! Да, условия должны создать директор школы и учредитель, но и педагог должен быть активным, требовательным и инициативным.

— А как в связи с введением ФГОС изменились требования к результату в образовании?

— Раньше результат был предметный: «пять» по физике, «три» по истории. Сейчас он триединый: предметный, метапредметный и личностный. Это значит, что ребенок должен овладеть не только знаниями по физике, химии, математике и т. д., но и приобрести некие иные качества, находящиеся как бы над предметами. Например, научиться работать с текстом в виде таблицы, диаграммы, графика, системы символов, рисунка. Самый важный метапредметный результат — это умение добывать знания из самых разных источников. Личностный результат — это, например, умение планировать свои действия, работать в группе и самостоятельно, способность оценить себя и других. Понятно, что за это отметки не предусмотрены. Как учитывать достижения — решает учитель.

— Говорят, что и в детсадах будут вводить стандарты. Зачем? Ведь это не обязательное образование.

— Дошкольное образование — первый этап в системе непрерывного образования, теперь это уровень образования, на котором формируются очень важные качества личности. Требования к этому уровню (стандарт) — это ориентир для педагогов и родителей, совместно воспитывающих и развивающих ребенка.

— Где им об этом узнать?

— В самих учреждениях образования и на их сайтах. По закону учреждения обязаны ежегодно предъявлять результаты самообследования.

— А училища и техникумы какими стандартами руководствуются?

— У них свои стандарты начального и среднего профессионального образования. Если же училище или техникум ведет прием на базе 9 классов, там реализуются и стандарты общего образования.

— В школе родители могут участвовать в разработке программы, а в техникуме или училище?

— Тоже могут. Но здесь соавторами программ становятся и будущие работодатели ребят, предприятия, заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах.

— Будут ли вводиться стандарты в учреждениях дополнительного образования детей?

— Предполагается, что и к их программам будут предъявлены федеральные требования.

— А стандарт для лицея или гимназии чем-то отличается от школьного?

— Лицеи и гимназии обязаны «выдавать» общий стандарт. Специфика же лицейского и гимназического образование в том, что их программам придается та или иная направленность, например гуманитарная или математическая. В зависимости от этого программа может включать в себя дополнительные спецкурсы, факультативы, практикумы по тем или иным темам. И, конечно, более высокий «надстандартный» уровень достижений школьников.

— В чем главная ценность введения ФГОС для родителей и детей?

— Стандарты с новыми требованиями к условиям и результатам. Опираясь на них сейчас создается современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование. Учреждения образования обязаны обеспечивать не только предметные, но и иные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви.

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах.

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах.

Презентация к уроку экономики 7 класс по учебнику Липсиц «История и современная организация хозяйственной деятельности».

Проект «Зачем нужны проценты?» группы учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы — желание ребят лучше усвои.

В данном материале речь идет о причинах и мотивах ..к изучению французского языка.Мне не хотелось бы передавать содержание даной публикации,предлагаю вам, друзья ,прочесть и высказать свое .

Источник