Новый технический регламент таможенного союза 2021
В соответствии со ст. 21 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 24.12.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно ч.3 ст. 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Декларирование соответствия пищевой продукции
В соответствии со ст. 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения;
2) специализированной пищевой продукции;
Для прочей пищевой продукции оформление и регистрация декларации о соответствии является обязательным. Оборот товаров без декларации о соответствии техническому регламенту Таможенного союза в тех случаях, когда продукция попадает под декларирование по требованиям технических регламентов Таможенного союза, запрещена, подлежит принудительному отзыву с рынка и является основанием для принятия мер административного воздействия.
В соответствии с п.3 вышеуказанного приказа регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
Возможность самостоятельной регистрации деклараций существовала у заявителей уже давно, и многие из них выбирали именно такой способ. Теперь, с 1 января 2021 года подать заявление на регистрацию декларации можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации.
Кроме того, напоминаем, что проверить подлинность и статус (действует, прекращен, приостановлен, возобновлен, архивный) декларации о соответствии на товар можно в Реестре деклараций о соответствиина сайте Федеральной службы по Аккредитации.
Государственная регистрация специализированной пищевой продукции
Согласно ст. 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.
К специализированной пищевой продукции относятся:
1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм 3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
5) биологически активные добавки к пище (БАД).
Порядок государственной регистрации определен статьями 25, 26 технического регламента «О безопасности пищевой продукции».
Государственная регистрация специализированной пищевой продукции осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами.
Государственная регистрация пищевой продукции нового вида
В соответствии с определением ст.4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция нового вида — пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной;
Порядок государственной регистрации пищевой продукции нового вида определен статьями 27, 28 технического регламента «О безопасности пищевой продукции».
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию пищевой продукции нового вида, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Ветеринарно-санитарная экспертиза
В соответствии со ст. 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
В соответствии с определением ст. 4 ТР ТС 021/2011, переработка (обработка) — тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
В соответствии со ст. 2.3. Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 08.12.2020) «О ветеринарии» переченьподконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
В 2019 году указанный перечень был существенно расширен Приказом Минсельхоза РФ от 15.04.2019 № 193 «О внесении изменений в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №648», в том числе за счет переработанной продукции животного происхождения.
Источник
Утверждены новые редакции перечней стандартов к ТР ТС 010/2011
12 марта 2021 г. состоялось официальное опубликование решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 28 от 9 марта 2021 г., которым утверждены новые перечни стандартов, необходимых для целей исполнения требований ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
В новый перечень стандартов на требования безопасности к машинам и оборудованию включено 1300 стандартов, из которых 1128 межгосударственных стандартов (ГОСТ), 133 национальных стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р), 34 государственных стандарта Республики Беларусь (СТБ) и 5 национальных стандартов Республики Казахстан (СТ РК). Действующая на сегодняшний день реакция перечня насчитывает 1015 стандартов.
Новая редакция перечней стандартов на методы испытаний включает в себя 1149 стандартов, из них – 957 ГОСТ, 156 ГОСТ Р и 36 СТБ. Действующая редакция насчитывает 921 стандарт.
Основная часть стандартов из обновленных перечней разработана на основе международных (ISO и IEC) и региональных стандартов (EN). Такой подход обеспечивает гармонизацию с международными требованиями, а значит способствует выходу на уровень единых принципов к оценке соответствия машин и оборудования.
Для удобства использования актуализированные перечни по-прежнему разбиты на разделы по группам продукции. В первом перечне выделяют 69 разделов, а во втором – 68. Например, среди них:
Нефтепромысловое, буровое геологоразведочное оборудование.
Оборудование для переработки полимерных материалов.
Химическое, нефтегазоперерабатывающее оборудование.
Отопительные котлы, работающие на жидком и твердом топливе.
Крепежные изделия общемашиностроительного применения.
Полиграфическое оборудование и т. д.
Актуализированные перечни стандартов вступят в силу по истечении 180 календарных дней с даты официального опубликования решения об их принятии.
Обновленные перечни ГОСТов вводятся взамен редакций, которые были приняты решением Коллегии ЕЭК № 55 от 19 мая 2015 г.
Источник
Изменения в технических регламентах Таможенного союза в 2021 году
Сейчас Россия наряду с четырьмя другими государствами выступает в роли полноправного члена Евразийского экономического союза. Основной целью создания этого объединения было упрощение и активизация торгового оборота между странами-участницами. Планировалось, что этот принцип повлечет за собой благоприятное воздействие на экономики всех государств, входящих в состав Союза, и упрочит их положение на международной арене. Последующее развитие событий наглядно показало, что этот расчет полностью оправдался.
История формирования этого объединения включает период длительностью около 25 лет. Первый договор о создании прообраза современного Союза был подписан еще в 1995 году. Однако формальный договор о Таможенном союзе был подписан в Москве только 26 февраля 1999 года. В действительности же единое таможенное пространство, объединяющее на тот момент три государства – Россию, Беларусь и Казахстан – было сформировано с 1 января 2010 года. В 2015 году в составе организации произошли серьезные изменения: к ней присоединились Армения и Кыргызстан, а сама она была переименована в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Контроль качества в Евразийском экономическом союзе
Одной из основных проблем, которые должны были решить страны-участницы ЕАЭС в ходе формирования союзного объединения и интенсификации процессов взаимной торговли, было выполнение контроля качества товаров. Тогда в каждом государстве, входящем в состав объединения, действовали национальные правила. Поэтому выход на национальный рынок товаров, изготовленных в других государствах, был затруднен по причинам формального характера.
Решением этой непростой задачи стало введение единых нормативов качества, которые стали действовать во всех государствах, входящих в ЕАЭС. Такие стандарты создаются отдельно для каждой группы товаров и прописываются в особом нормативном документе – техническом регламенте. С момента его вступления в действие выполнение таких стандартов становится обязательным для всех производителей таких изделий, которые работают на территории Союза. При этом, один раз пройдя процедуру оценки соответствия нормативам техрегламента, они могут изготавливать, перевозить, продавать свои товары и выполнять другие операции с ними без оформления дополнительные разрешительных документов в каждой стране-участнице ЕАЭС.
Технические регламенты ЕАЭС
Итак, технический регламент содержит конкретный набор обязательных параметров, которым обязаны отвечать продукты, допускаемые к продаже на территории Таможенного союза. Понятно, что это объемная работа, поскольку она предполагает формирование огромной базы нормативных документов для каждой определенной группы товаров. Работа в этом направлении была начата в 2011 году, когда были сформулированы и приняты первые технические регламенты.
Каждый такой нормативный акт имеет двойное кодовое обозначение. Первая цифра в нем показывает порядковый номер регламента, созданного в ходе совместной деятельности по созданию единой правовой базы Таможенного союза в этой области, вторая – год принятия документа. Техрегламент под номером один, имеющий кодовое обозначение ТР ТС 001/2011, был посвящен вопросам безопасности железнодорожного подвижного состава. Позднее, когда Таможенный союз был переименован в Евразийский экономический союз, регламенты стали обозначаться буквенным кодом ТР ЕАЭС. Однако документы, принятые до этого изменения, переименовывать не стали: они по-прежнему используются под буквенным кодом ТР ТС.
Вступление в силу технических регламентов
Очевидно, что процедура вступления в действие новых требований к конкретным товарам обусловливает значительные сложности не только для законодателей, но и для участников рынка. Им нужно приспособить свой технологический процесс к обновленным нормативам и пройти процедуру оценки соответствия характеристик своих товаров стандартам, содержащимся в технических регламентах.
Для этого в рамках анализируемой процедуры предусмотрено несколько действенных алгоритмов. Первый из них – отсрочка вступления документа в действие. Каждый новый техрегламент вступает в силу после его принятия не сразу: обычно это происходит по истечении одного-двух лет с момента окончательного утверждения текста документа и его согласования всеми государствами, входящими в состав ЕАЭС. При этом тексты принятых регламентов публикуются уже после утверждения: в результате компании, изготавливающие товары, которые подпадают под его действие, получают возможность заранее познакомиться с новыми требованиями и перестроить технологические алгоритмы согласно этим нормативам.
Второй важный алгоритм, который сопровождает вступление в действие каждого документа, — это специальный переходный период. Он чаще всего начинается после официального вступления в силу конкретного технического регламента: в течение этого срока одновременно применяются национальная процедура оценки соответствия товара и новая процедура, описанная в ТР ЕАЭС. Обычно производитель получает возможность самому выбрать тот или другой вариант для организации доступа товара на рынок. Однако в этой ситуации нужно учитывать, что по окончании переходного периода ему необходимо будет пройти процесс оценки уже в соответствии с новыми правилами. В отдельных случаях оформление разрешительной документации по старым правилам в процессе переходного периода не разрешается, однако изготовители товаров, которые уже имеют на руках такие документы, могут продолжать выпускать и реализовывать товары в рамках этого срока. Четкие правила применения положений переходного периода прописываются в профильных техрегламентах.
Ситуация в области применения техрегламентов
Принятие каждого такого нормативного документа – это непростой и продолжительный процесс. Основная сложность в рамках этой процедуры состоит в том, что его положения необходимо сформулировать таким образом, чтобы они учитывали требования к безопасности и качеству товаров, действующие на территории каждого государства, входящего в состав Евразийского экономического союза. Поэтому на согласование и утверждение каждого документа обычно уходит несколько лет.
Учитывая все описанные обстоятельства, понятно, почему общее количество утвержденных и принятых документов пока еще не достигло и пятидесяти. Однако, даже невзирая на эти сложности и ограничения, работа в этом направлении продолжается. 2021 год будет продолжением общего тренда: в ходе этого временного периода запланированы достаточно серьезные изменения в составе действующих техрегламентов, а также порядке их реализации.
Новые техрегламенты ЕАЭС
Пока запланировано вступление в силу только одного нового технического регламента. Однако этот нормативный документ внесет достаточно серьезные изменения не только в саму ту сферу, которая прямо регулируется его положениями, но и в смежные области. Мы имеем в виду ТР ЕАЭС 043/2017, который устанавливает требования к безопасности и качеству специализированных средств и приборов, применяемых для тушения возгораний и достижения требуемого уровня пожарной безопасности.
Как ясно из кодового обозначения документа, его текст был принят и утвержден еще в 2017 году. Однако официальной датой его вступления в действие стало 1 января 2020 года. Рассматриваемый нормативный акт распространяет свое действие на следующие категории продуктов, перечисленные в приложении к нему:
- особые соединения и вещества, применяемые для тушения возгораний;
- средства для защиты от открытого огня;
- электромонтажные продукты погонажной группы;
- огнетушители;
- автономные и мобильные средства и приборы для тушения пожаров;
- пожарные краны и шкафы;
- технические средства и приспособления, применяемые в качестве компонентов профессиональных систем пожарной автоматики. В список таких систем входят системы пожарной сигнализации, оповещения, передачи извещений и управления эвакуацией граждан в случае возгорания;
- технические средства и приборы, применяемые в качестве компонентов профессиональных систем, применяемых для тушения пожаров. К таким системам относятся автономные, модульные и роботизированные установки, эксплуатируемые в этих целях;
- роботизированные установки, применяемые для тушения возгораний;
- специализированные продукты, применяемые защиты пожарных при выполнении их должностных обязанностей, включая одежду, средства защиты рук, ног и головы;
- средства и приборы, необходимые для спасения людей с высоты в случае возгорания;
- инструменты и оборудование, используемое в процессе организации профессиональных аварийных и спасательных работ в условиях возгорания;
- пожарное оборудование;
- вещества и материалы, применяемые для организации заполнения проемов и организации противопожарных преград;
- технические приборы и аппараты, выступающие в роли компонентов систем обеспечения противодымной вентиляции.
Техрегламент 043/2017: переходные положения в 2021 году
Порядок реализации положений анализируемого техрегламента в процессе переходного периода урегулирован отдельным решением Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125. Этот нормативный документ указывает, что переходный период для этого документа продлится в течение полутора лет с даты его вступления в силу, то есть до середины 2021 года. В течение этого срока к продаже и производству допускаются товары, которые по состоянию на 1 января 2020 года имели действующие документы о прохождении процесса оценки соответствия их параметров национальным правилам. Такие документы будут действительны до 1 июля 2021 года, если срок их действия не закончится раньше. При этом в течение переходного периода разрешается выпуск и обращение продуктов, которые ранее не требовали прохождения оценки соответствия, однако теперь подпадает под требования ТР ЕАЭС 043/2017.
В Российской Федерации нормативы в отношении параметров средств и аппаратов, применяемых для выполнения требований пожарной безопасности, ранее регулировались положениями федерального закона № 123-ФЗ. Этот закон представляет собой национальный техрегламент в области пожарной безопасности. Теперь, в связи с вступлением в действие ТР ЕАЭС 043/2017, МЧС запланировало процедуру пересмотра содержания этого федерального закона для ликвидации дублирующих и избыточных требований. Проект разработанного нормативного документа уже опубликован на федеральном портале проектов.
Окончание переходных периодов ранее принятых техрегламентов
Вступления в действие других полностью новых технических регламентов союзного объединения не запланировано. Однако серьезные изменения касаются производителей других категорий изделий. Эти изменения связаны с тем, что сразу у нескольких ранее принятых нормативных документов истек срок переходного периода. Это значит, что национальные процедуры оценки соответствия для этой категории товаров полностью упразднены, а изготовители должны перейти на новые правила подтверждения качества и других параметров своих продуктов.
Сроки окончания этих периодов различаются:
- 1 марта 2020 года завершен переходный период, установленный требованиями ТР ЕАЭС 037/2016. Этот техрегламент посвящен ограничениям, которые связаны с использованием разных типов опасных веществ в продуктах, входящих в группу товаров электроники и радиоэлектроники. Он вступил в действие 1 марта 2018 года. Дата окончания переходного периода предусмотрена особым решением Коллегии ЕЭК от 28 февраля 2017 года N 24. С 1 марта текущего года производить и реализовывать можно только те товары, которые прошли процесс оценки соответствия по правилам Евразийского экономического союза. Проводить оценку параметров изделия и выдавать подтверждающие документы имеют право только уполномоченные сертификационные центры, аккредитованные в ЕАЭС;
- 1 июня 2020 года завершен переходный период для реализации положений ТР ЕАЭС 042/2017, посвященного вопросам безопасности оборудования, применяемого при конструировании детских площадок. Он вступил в действие 18 октября 2018 года. Дата окончания переходного периода указана в решении Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 83. С этой даты разрешено производство и обращение только тех товаров, которые сертифицированы по правилам ЕАЭС и имеют особую маркировку, свидетельствующую о прохождении сертификации;
- 1 июля 2020 года закончился переходный период для реализации положений ТР ЕАЭС 044/2016, который устанавливает требования безопасности и качества к упакованной питьевой воде, включая минеральную воду. Он вступил в действие 1 января 2019 года. Сроки окончания переходного периода зафиксированы в решении Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года N 135. Стоит уточнить, что для воды, которая раньше вообще не подлежала обязательной сертификации, переходный период закончился еще раньше – 1 июля 2019 года. Однако до 1 июля 2020 года разрешалось продавать и производить воду, которая прошла процедуру оценки соответствия по национальным требованиям. После этой даты такая опция упразднена.
Итак, в отношении перечисленных групп товаров полноценно вступили в действие единые требования, установленные законодательством Евразийского таможенного союза. Изготовители таких товаров, которые прошли необходимую процедуру оценки, получили право реализовывать свои товары на всей территории ЕАЭС без оформления дополнительной документации.
Новые техрегламенты 2021 года
Работа над созданием единой правовой базы Евразийского экономического союза в области установления общих требований к безопасности и качеству товаров продолжается. Уже в определенной степени ясны перспективы этой деятельности на 2021 год. В этой области ожидаются следующие серьезные изменения:
- вступление в действие новых техрегламентов;
- окончание переходных периодов для уже действующих техрегламентов;
- продолжение работы над текстами новых документов.
Планы по большей чатси направлений такой работы определены достаточно четко. Итак, в 2021 году ожидается окончание сроков переходного периода для следующих технических регламентов:
- ТР ЕАЭС 043/2017 о пожарных изделиях, который вступил в действие 1 января 2020 года. 1 июля 2021 года завершится максимальный срок, в течение которого производители и продавцы, которые прошли процедуру оценки соответствия по национальным стандартам, имеют право реализовывать свои товары на рынке. После этого для всех типов товаров противопожарного назначения наличие сертификационного документа, оформленного по стандартам ЕАЭС, станет строго обязательным;
- ТР ЕАЭС 045/2017 о требованиях к параметрам нефти, подготовленной к перевозке или использованию. Рассматриваемый нормативный документ вступил в действие 1 июля 2019 года. Все переходные положения, предусмотренные для этого техрегламента, перестали действовать с 1 января 2021 года.
Кроме этого, в 2021 году начали действовать отдельные технические регламенты, которые были утверждены и согласованы ранее. Запланированный срок вступления в силу придет для следующих нормативных документов:
- ТР ЕАЭС 039/2016, устанавливающий стандарты безопасности и качества для минеральных удобрений. Он начнет действовать с 2 июня 2021 года Анализируемый техрегламент, как и другие документы этой серии, предполагает введение переходного периода. Он завершится 2 декабря 2022 года;
- ТР ЕАЭС 041/2017, посвященный вопросам безопасности химических товаров. Он также начнет действовать с 2 июня 2021 года. Интересно, что для рассматриваемого нормативного документа не разработаны сопутствующие решения, устанавливающие параметры переходного периода.
Кроме этого, будет продолжена работа над составлением и согласованием текстов полностью новых технических регламентов: ведь в рамках Евразийского экономического союза пока еще остается множество категорий товаров, которые проходят процедуру оценки соответствия по национальным стандартам. Однако конкретные сроки и направления этой работы, как и ее запланированные результаты, пока определены только в общих чертах
Заказать расчет стоимости
Планы по доработке уже действующих техрегламентов
На территории Евразийского экономического союза все еще применяется единый план, который устанавливает параметры работы над корректировкой и уточнением положений общей нормативной базы в области установления единых требований к качественным характеристикам товаров. Он утвержден решением Совета ЕЭК от 1 октября 2014 года N 79. Указанный нормативный документ предполагает, что в 2020 году проведена работа над следующими нормативными документами.
Источник
Изменения в сфере сертификации в 2021 году
В 2021 году в сфере сертификации грядут изменения. Уже точно известно, что будет изменен порядок регистрации деклараций соответствия. Приказ Министерством экономического развития был принят в конце июля этого года. В начале 2021 года вступает в законную силу.
В принципе, говорить о каких-то мега глобальных изменениях не стоит. Целесообразно отнестись к ним как к некоторому итогу опыта, наработанного в процессе длительной практики сертификации. Изменения всего лишь обобщают этот опыт и на его основе делают уточнения для облегчения работы данной системы.
В чем суть изменений
Основное изменение в том, что сертификационные органы теперь не имеют возможности регистрировать декларацию в едином реестре, как это было ранее. Данное решение не является неожиданным, поскольку Ведомство уже заявляло, что это временная мера, необходимая на этапе становления. Судя по всему, этот этап закончился и пора двигаться дальше.
Внимание! Изменения касаются только российского уровня! На уровне ЕАЭС все остается по-прежнему.
Что не изменится
Неизменными останутся требования к заявителю, а также правила, по которым образцы для испытаний, которые проходят отбор, условия их ввоза в ЕАЭС, и также сам процесс испытаний.
По-прежнему нельзя внести никаких изменений в декларацию. Однако есть возможность перерегистрации без повторного прохождения испытаний. Всю ответственность за нарушения несет заявитель. И внесенные изменения как раз делают на этом акцент.
Что изменится
О главном значимом изменении уже сказано выше. Теперь регистрацией в реестре занимается Федеральная служба по аккредитации и с применением сети интернет через специализированный сервис электронной регистрации. Теперь подача заявления возможна только через данный сервис, а подпись осуществляется только усиленной квалифицированной электронной подписью. Никаких заявлений по почте или лично.
Информация к размышлению: у заявителей ранее был выбор, самостоятельно регистрировать декларацию или через орган. Многие отдавали предпочтение именно первому варианту. Так что особенно приспосабливаться к изменениям и не придется.
Остальные изменения являются только уточнениями главного и касаются подробного описания взаимодействия заявителя и регистрирующего органа, в частности:
• перечень документов и сведения для регистрации;
• основания для отказа;
• внесение изменений;
• регистрация новой декларации.
Очень удобное новшество: создание и закрепление статусов за документами. Так как документооборот переходит в цифровой формат, это становится уместно. Заявитель сможет видеть, в каком состоянии находятся документы. Всего создано пять статусов: «действует», «архивный», «приостановлен», «отменен», «возобновлен».
Исключения
Итак, регистрирует декларации Федеральная служба по аккредитации. Однако при отражении в ЕАЭС положения, что сертификацию проводят исключительно органы сертификации, они и проводят. Важное слово выделено курсивом. Есть конкретные технические регламенты, где четко и ясно обозначено, кто имеет право регистрировать декларации, а это значит, что не во всех случаях регистрацией будет заниматься указанная федеральная служба.
Декларация о соответствии обязательно регистрируется сертификационными органами в соответствии с законодательством Таможенного союза. Другого способа регистрации не предусмотрено. В отличие от большинства других технических регламентов, указывающих, что декларация регистрируется в порядке, установленном ЕЭК.
Что дальше?
Как будут развиваться события, и какие результаты будут получены от внесенных изменений, насколько они будут конструктивны, покажет только время. В целом ничего кардинально нового нет, потому что заявители сами занимаются регистрацией уже давно и потребность в органах-посредниках отсутствует.
Процесс перенесен в цифровое пространство, что делает его проще. Для большинства современных пользователей ПК не составит труда освоить этот сервис. Наверняка многие уже пользуются им или имеют опыт пользования, например, посредством того же сайта «Госуслуги».
Источник
Обзор нововведений 2021 года в области декларирования
Приказ Минэкономразвития №478 от 31.07.2020 г. кардинально изменил порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и национального законодательства нашей страны. Публичное рассмотрение документа проходило летом 2020 года.
Наша статья посвящена новым положениям приказа и подробному разъяснению нововведений.
С 1 января 2021 года предприниматели (производители, импортеры) самостоятельно должны регистрировать декларации на товар в Едином реестре Росаккредитации. Главный инструмент, с помощью которого осуществляется регистрация, действует уже несколько лет. Однако вплоть до конца 2020 года работу по декларированию полностью брали на себя центры (органы) сертификации. Теперь они лишаются полномочий по внесению данного вида разрешений в реестр. Обновление законодательства не было неожиданностью, Федеральная служба по аккредитации давно готовила бизнес к новому порядку оценки соответствия. У многих предпринимателей это вызвало большую обеспокоенность — смогут ли они справиться с новыми задачами. Дочитайте статью до конца, мы постараемся вас успокоить и все разъяснить.
Законодательная база
Акцентируем ваше внимание на том, что новые правила регистрации деклараций о соответствии внедряются только в Российской Федерации. В государствах Евразийского экономического союза по-прежнему актуальны Решения Коллегии ЕЭК №41 и №293, устанавливающие алгоритм оценки безопасности продукции и требования к составлению разрешений.
В нашей стране больше не действуют Приказы Минэкономразвития №76 и №752, которые содержали правила выдачи деклараций ТР ТС (ЕАЭС) и ГОСТ Р. Они утратили силу согласно ПП РФ №65 от 30.01.2020 г.
Теперь актуален вышеупомянутый Приказ №478.
Что не изменилось в декларировании?
Для большей ясности сначала остановимся на тех аспектах, которые остались неизменными:
- нельзя вносить корректировки в декларации о соответствии, однако вводятся правила, когда разрешение можно переоформить без испытаний;
- предприниматель берет на себя ответственность за правильность и достоверность информации, указанной в декларации;
- процедура испытаний в лаборатории в ходе оценки соответствия осталась неизменной;
- прежними остались требования к заявителям. Это могут быть ИП или юридические лица, являющиеся резидентами ЕАЭС или РФ;
- действует старый порядок отбора типовых образцов для лабораторных испытаний и их ввоза в государства ЕАЭС.
Новые положения
Суть реформирования заключается в отмене полномочий центров сертификации в области регистрации деклараций в Едином реестре. С 2021 года эту деятельность может осуществлять только Росаккредитация. Работа проводится в онлайн-формате с использованием специальной программы автоматизированной электронной регистрации.
Регистрация деклараций ведется на основании заявки, поданной декларантом через сервис ФГИС ФСА. Перед этим заявитель должен подписать документы своей усиленной электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Отметим, что вручить заявку лично или отправить по почте в ведомство нельзя.
Есть и другие нюансы оценки соответствия, на которых мы далее остановимся более подробно.
Какие сведения нужно предоставить?
Для регистрации декларации в ФСА необходимо отправить скан-копии исходных данных:
- заявление, которое включает основную информацию о предпринимателе (изготовителе, поставщике) и его продукции — название, адрес, реквизиты, контактные данные, ИНН, производственные площадки, описание продукции, международный код GTIN (для импорта), товарный знак, модель, нормативно-техническая база выпуска, форма производства, код ТН ВЭД или ОКПД 2, схема декларирования, дополнительная информация (срок годности, нюансы хранения);
- свидетельства ЕГРЮЛ/ЕГРИП, которые подтверждают факт регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- контракт на поставку товара;
- документация, доказывающая соответствие заявленных свойств продукции действующим требованиям — протоколы испытаний, сертификат на систему управления качеством, заключение об исследовании типа, прочие доказательства безопасности продукции.
Какие статусы могут быть у деклараций?
Приказ, который начал действовать с нынешнего года, впервые официально устанавливает формулировки всех возможных статусов деклараций: действующий, приостановленный, отменённый, архивный, возобновленный.
Можно ли вносить изменения в разрешение?
Законодательство запрещает редактировать зарегистрированные документы о соответствии. Если нужно откорректировать декларацию, придется зарегистрировать ее заново. В этом случае предыдущая версия разрешения станет недействительной.
В реестре делают запись «принята взамен», указывают регистрационный номер и дату выдачи декларации устаревшей редакции.
Как перерегистрировать декларацию по имеющимся протоколам?
Повторно зарегистрировать документ, используя в качестве доказательной базы старые протоколы лабораторных испытаний, можно в некоторых ситуациях:
- в разрешении были выявлены ошибки или опечатки;
- поменялась организационно-правовая структура компании, ее адрес, место проживания ИП, контакты заявителя (изготовителя);
- изменились коды ТН ВЭД, ОКПД 2;
- сократилось число производственных площадей.
Исключительные ситуации
Рассмотрим ситуации, при которых полномочия в области регистрации деклараций о соответствии в Едином реестре ФСА все же остались у центров (органов) по сертификации.
Изменения в порядке декларирования не затронули производителей и импортеров продукции, входящей в сферу регулирования нескольких техрегламентов Таможенного союза:
- ТР ТС 001/2011;
- ТР ТС 002/2011;
- ТР ТС 003/2011;
- ТР ТС 006/2011.
Речь идет о товарах железнодорожной отрасли и пиротехнических изделиях. Для остальных видов продукции действует новый порядок регистрации деклараций.
Кто поможет предпринимателю?
Центр “Рос-Тест” понимает, насколько тяжело будет проводить декларирование предприятиям самостоятельно. Ведь необходимо разобраться во всех тонкостях и нюансах процедуры, правильно подготовить пакет сопроводительных документов, изучить программное обеспечение.
Поэтому рады вам предложить консалтинговые услуги по регистрации деклараций. Мы организуем лабораторные испытания типовых образцов, соберем необходимую информацию, заполним документ, предложим пошаговый план действий конкретно по вашей ситуации.
Заинтересовало наше предложение? Звоните по телефону 8 800 100-20-85 прямо сейчас, мы обязательно вам поможем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник