Национальной системы стандартизации устанавливает
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Система стандартизации
Стандартизация является деятельностью в области разработки и внедрения стандартов производственных процессов и параметров изделий с целью добровольного и многократного применения данных требований.
Производство этих положений трактуется потребностью пересмотра прошлого варианта правил и норм национальной структуры стандартизации Российской Федерации в промежутке времени до 2010 года, включительно. Пересмотр требований проводился благодаря пониманию и установлению очередных вопросов по развитию государства.
Данные вопросы сформировались национальной структурой стандартизации в областях:
- в необходимости более интенсивного формирования экономики страны;
- технического и научного совершенствования экономики;
- модернизации жизнедеятельности населения государства;
- охранных мероприятий по защите окружающей среды;
- развития интеграционных процессов;
- создания и развития Таможенного союза с дружескими государствами;
- укрепления отношений во внешней экономике и ускорению вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Главные задачи структуры стандартизации:
- осуществлять помощь государству в формировании экономики и в развитии общества;
- осуществлять помощь стране интегрироваться во всемирное экономическое сообщество и межгосударственные структуры стандартизации в роли полноправного участника;
- повышать качественный уровень жизнедеятельности социального общества страны;
- осуществлять помощь в обеспечении обороны страны и её безопасности;
- налаживать связи при техническом переоснащении промышленного производства государства;
- увеличить качественные показатели производства товаров и предоставления разнообразного сервиса для повышения конкурентной способности изделий собственного изготовления.
Принципы структуры стандартизации
Соответственно положениям стандартизации и применения документации, стандартизация производится на добровольных началах. Необходимое использование документации в сфере стандартизации предвидено применительно к предметам, обеспечивающим совокупную общесистемную стандартизацию, связанное функционирование в сфере стандартизации.
Действует некоторое количество особенностей системы стандартизации, к примеру, стандартизация мобилизована:
- создать условия обеспечения всеобщих параметров и требований, установленных в нормативных документах национальной структуры стандартизации на текущий момент;
- создать условия для применения зарубежных компетенций в развитии науки и техники;
- создать атмосферу открытости в создании и внедрении нормативных документов национальной структуры стандартизации;
- расположить участвовать в создании некоторой документации каждый субъект производственной деятельности, который в этом заинтересован;
- добиться согласованности в сфере создания и внедрения государственных стандартов;
- устанавливать в документации по стандартизации нормы и правила, обеспечивающие средства контроля над объектами стандартизации;
- привести к единообразию всю документацию в сфере стандартизации;
- создать возможность обеспечения документации по стандартизации техническими правилами, регулирующими порядок действий в России;
- создать возможность обеспечения логичной согласованности национальных стандартов;
- разработать публичные материалы о документации в сфере стандартизации, беря во внимание ограничения, установленные законодательными актами Российской Федерации.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Документация структуры стандартизации состоит из: документации национальной структуры стандартизации, Общероссийского классификатора, стандартов организаций, в том числе ТУ (технические условия), разнообразные типы документации по стандартизации, устанавливающие необходимые требования относительно объектов стандартизации.
Система стандартизации России
Структура стандартизации в Российской Федерации состоит из комплекса разнообразных мероприятий, осуществляемых под управлением национальной организации по стандартизации и сосредоточиваются на применении нормативной документации в области стандартизации. К данным мероприятиям относятся организационные, правовые, технические и экономические мероприятия. Структура стандартизации в Росси мобилизована выполнять защитные функции потребителей страны.
Благодаря структуре стандартизации растёт конкурентная способность продукции, гораздо лучше и рациональнее применяются ресурсы, оснащается научно-техническая деятельность в государстве. В Российской Федерации существует слаженная государственная структура стандартизации. Благодаря ей формируется и регулируется деятельность по стандартизации в пределах всей страны, во всех отраслях промышленности на управленческом и производственном уровнях национальных стандартов.
Традиционно разделяется государственная (национальная) стандартизация и международная стандартизация. Национальная стандартизация проводится под конкретным управлением органов Российской Федерации в согласии с целостным государственным планом стандартизации.
Международная стандартизация проводится благодаря отдельной организации конкретных стран для взаимодействия в поддержании торговых, научно-технических либо общекультурных отношений. Структура стандартизации состоит их разнообразных групп и типов стандартов. В зависимости от сферы деятельности стандарты дифференцируются на: международные, региональные, государственные, стандарты отраслей, предприятий либо организаций.
Источник
Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 16.1).
Национальными стандартами может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.
Совокупности национальных стандартов межотраслевого значения представлены в табл.16.1.
Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.
Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке продукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.
Структура национальных стандартов. Все национальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:
• содержательную (основную) часть стандарта;
Таблица 16.1. Совокупности стандартов межотраслевого значения
Аббревиатура в обозначении
Шифр в обозначении
Национальная система стандартизации Российской Федерации
Единая система конструкторской документации
Единая система технологической документации
Система показателей качества продукции
Унифицированная система документации
Система информационно-библиографической документации
Государственная система обеспечения единства измерений
Система стандартов безопасности труда
Единая система технологической подготовки производства
Единая система программных документов
Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплексов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.
Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми показателями, основная же часть остается неизменной.
Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.
Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содержать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требования к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.
Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.
Область распространения стандарта — объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и однозначность понимания области его распространения.
Содержательная (основная) часть стандарта содержит требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.
Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.
Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандартизации. В соответствии с единой государственной системой стандартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии изменения с целью согласования с Федеральным законом «О техническом регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 установлены следующие основные виды национальных стандартов:
• на продукцию и услуги;
• на работы (процессы);
• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Применяемые в области стандартизации правила стандартизации, нормы, рекомендации, методические и описательные положения предназначены для установки правил, принципов, норм, относящихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стандартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.
Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, устанавливающими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.
Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методическим стандартом.
Описательное положение содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описывают «поведение» объекта стандартизации при его применении (эксплуатации). В большинстве стран организация работ по стандартизации построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах требования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.
2. Правила стандартизации.
Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:
• системный анализ в стандартизации;
• научный подход в стандартизации;
• унификация, агрегатирование и симплификация.
Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или аналогичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стандартизации усложняются за счет структуры и развития связей.
В общем случае системный анализ рассматривают как некоторый процесс, в результате которого путем последовательного приближения решаются задачи управления, и он применяется для исследования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определения целей, задач и направлений действия.
Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:
• направленность на выявление целей системы;
• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;
• определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также выбор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;
• поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;
• нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;
• учет случайно действующих факторов.
Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.
Проводят системный анализ в несколько этапов:
• постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;
• анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накладываемых на условия функционирования системы;
• определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, установление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;
• построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий;
• разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;
• подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;
• окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;
• реализация принятого решения (утверждение стандарта).
Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.
Принцип предпочтительности используют при разработке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных значений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чисел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расширению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характеристики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.
Требования научно-технического прогресса и разработка конкурентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия одного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенклатуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их параметров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.
Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.
Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:
• пропорциональности — параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;
• аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем последовательного сложения;
• мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.
Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.
Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих следующим требованиям:
представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;
иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;
включать все десятичные значения любого числа и единицу;
быть простыми и легко запоминающимися.
Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.
В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).
Специальные исследования показали, что наиболее оптимальными являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Преимущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизменным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.
Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, . аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на основе геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:
Каждый последующий член ряда является произведением предыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:
Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16. а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8. .
Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обладают следующими свойствами:
• произведение или частное каждых любых из двух его членов является членом ряда;
• любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.
Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из произведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются закономерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон прямоугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.
Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на основе арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии разность между ее соседними членами постоянна и любой член
an = a1+b(n — 1)
где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.
В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, . представляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. Последовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 . — арифметическая профессия, убывающая с разностью 0,25.
Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — неравномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приведенной последовательности с разностью 1 второй член ряда превышает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недостатка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков арифметических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.
Международной организацией по стандартизации рекомендовано для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .
Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтительных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:
Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, включают их значения в диапазоне от 0 до ∞, полученные для величин а1,
лежащих в интервале 1
Источник
Национальной системы стандартизации устанавливает
О стандартизации в Российской Федерации
(с изменениями на 3 июля 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040067).
Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 года
Одобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;
3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;
4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;
9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;
10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;
12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;
13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:
1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
Источник