Национальная система стандартизации америки



Реферат: Национальная система технического регулирования и стандартизации в Соединенных Штатах Америки

В условиях реализации реформы технического регулирования в России немаловажным является изучение зарубежного опыта. На протяжении нескольких последних лет Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей с целью изучения зарубежного опыта организует значительное количество конференций и семинаров.

Целью проведения данных конференций является не только изучение зарубежного опыта, но и возможное его применение при реформировании национальной системы стандартизации и технического регулирования в России.

Одна из таких международных конференций состоялась в мае 2008 года в г.Орландо (штат Флорида, США) и была организована совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Система технического регулирования и стандартизации Соединенных Штатов Америки имеет многолетнюю историю.

На данный момент техническое регулирование и стандартизация являются одними из процессов тесного взаимодействия правительства и неправительственных институтов, бизнес-сообщества, научных организаций и общественных организаций в США.

Основную роль в системе технического регулирования в США играют стандарты. Стандарты в США обеспечивают безопасность товаров и услуг на внутреннем рынке, играют роль «двигателей торговли», а также являются самым действенным механизмом регулирования социальной сферы.

Кроме того, стандарты непосредственным образом влияют на внешнюю торговлю и уменьшают барьеры при доступе продукции на товарные рынки.

По информации Департамента торговли США 80 % мировой торговли зависит от стандартов. Ежегодно США экспортирует в Россию товаров на общую сумму 7,4 миллиардов долларов США. Соответственно 5,9 миллиардов долларов США непосредственно зависит от стандартизации.

Также ежегодно США импортирует из России товаров на общую сумму 19,4 миллиардов долларов США. Соответственно, 15,5 миллиардов долларов инвестиций также зависит от стандартов.

В системе регулирования США, в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, существуют как стандарты, так и регламенты.

Стандарты (standards) – это спецификации на продукцию, услуги, персонал, процесс или систему, которые способствуют развитию рынка.

Регламенты (regulations) – это обязательные стандарты и спецификации, которые могут содержать частично требования из стандартов, но, главным образом, устанавливают процедуры оценки соответствия.

Участники системы технического регулирования США являются представителями следующих направлений:

— государственные органы власти (исполнительная и законодательная власть);

— бизнес-сообщество и общества защиты прав потребителей;

— разработчики стандартов (включая научно исследовательские организации и инновационные компании) и органы по оценке и подтверждению соответствия.

Все представители данного сообщества руководствуются единым девизом: один стандарт – одно испытание, признаваемое повсюду. Как известно этот девиз заимствован у международных организаций по стандартизации. Это оправдывается процессами глобализации в стандартизации, которые происходят последние 10 лет.

Организации по стандартизации США в настоящее время соответствуют принципам Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, которые предъявляются к организациям по стандартизации. Тем самым наиболее сильные институты по стандартизации США, например как ASTM, претендуют в будущем составить конкуренцию таким организациям по стандартизации как ИСО или МЭК.

Основным документом по развитию системы стандартизации в США является Национальная программа развития стандартизации, которая в настоящее время доступна в сети интернет по адресу: www.us-standards-strategy.org.

Кроме того, в области оценки соответствия также принят руководящий документ, устанавливающий национальные принципы США в данной области. Данное руководство определяет правовые основы взаимодействия потребителей, производителей, покупателей, продавцов, государственных и негосударственных регуляторов, органов по оценке и подтверждению соответствия и также доступен сети интернет по ссылке: www.ansi.org/ncap

Сам процесс управления стандартизацией в США представляет отдельный интерес. Управление стандартизацией происходит с двух сторон: государственные департаменты и органы по стандартизации управляют стандартизацией сверху-вниз, устанавливая добровольность и обязательность отдельных стандартов, а промышленность и потребители в лице объединений управляют стандартизацией снизу-вверх, постоянно обновляя стандарты по мере совершенствования технологий и материалов.

В США вопросы стандартизации регулируются на принципах частно-государственного партнерства, которое, основной частью, заложено в гласности установления обязательных норм.

Каждый отдельный государственный орган власти уполномочен устанавливать в своей сфере обязательные стандарты, однако процедура перевода стандарта из добровольной области в обязательную неразрывно связана с открытым участием всех заинтересованных структур в данном процессе.

Американский национальный институт стандартизации ANSI осуществляет функции по аккредитации и координации неправительственных организаций по стандартизации и подконтролен государственному органу по стандартизации NIST.

Наиболее крупными организациями по добровольной стандартизации, входящими в ANSI, являются: Американское общество по испытаниям материалов ASTM International, Американский институт нефти API, Американское общество машиностроителей ASME, Международный совет по кодам ICC, Национальная электротехническая ассоциация NEMA, Национальная противопожарная ассоциация NFPA, Общество автомобильных инженеров SAE International, Институт электроники и электротехники IEEE, Американское общество гражданского строительства ASCE, Американское общество стоматологов ADA и другие организации.

Всего в США более 200 организаций, разрабатывающих добровольные консенсуссные отраслевые и межотраслевые стандарты.

В области оценки соответствия в США не существует единых подходов для разных отраслей, хотя, как было отмечено ранее, существует руководство, устанавливающее единые принципы оценки соответствия.

Данные принципы нацелены, прежде всего, на снижение дублирования форм оценки соответствия для продукции, производств. Каждая отрасль по своей сути многогранна и уникальна, поэтому вопросы оценки соответствия национальные регуляторы решают точечно.

Система оценки соответствия в США представлена как правительственными регуляторами, так и неправительственными структурами (органы по оценке и подтверждению соответствия, испытательные лаборатории, инспекционные органы и др.). Значительную часть работ по аккредитации ведет ANSI и данная организация несет полную ответственность за аккредитованные ей организации.

Правительство США регулируя область обязательных и добровольных стандартов решает следующие вопросы:

— защита здоровья и безопасность граждан;

— охрана окружающей среды;

— внешняя торговля и конкуренция;

— интероперабельность (совместимость информационных систем, коммуникационные системы в области безопасности).

Правительственные структуры (представители государственных органов) участвуют в процессе стандартизации, работают в технических комитетах по стандартизации по разработке добровольных стандартов. Всего более 4000 представителей Правительства США участвуют в работе по стандартизации 497 организаций по стандартизации.

Затем добровольные стандарты проходят публичные процедуры в экспертных комиссиях при департаментах по результатам которых определяется соответствует ли стандарт национальным интересам США и может ли быть использован в качестве обязательного.

Федеральные агентства и Департаменты США на основании Закона (Public Law 103-114 and OMB Circular A-119) используют добровольные стандарты для проведения государственной политики в своей области компетенции и используют их для государственных нужд (включая государственные закупки).

Законодательство США по регулированию технических норм базируется на многих законах, среди которых: о торговле и конкуренции, об упаковке и достоверности этикетирования, о безопасности национального транспорта и автомобилях, о пестицидах, об авиации, о безопасности судов, о контроле за продукцией из птицы, о контроле за мясом, об опасных для жизни веществах и др.

Участвуя в процессе стандартизации федеральное Правительство США:

— снижает государственные затраты на процесс разработки стандартов и реализации государственной политики;

— унифицирует требования по безопасности и качеству к продукции, закупаемой для государственных нужд;

— проводит эффективную государственную политику по гармонизации национальных стандартов с международными.

В настоящее время NIST – национальный орган США в области стандартизации управляет 9371 обязательными стандартами. Из них более 6500 стандартов – это документы, разработанные неправительственными институтами по стандартизации, такими как ASTM, SAE, API и др.

Например, в области магистрального трубопроводного транспорта обязательные стандарты устанавливаются Департаментом транспорта США. Преимущественно обязательные стандарты в этой области разработаны бизнес-сообществом совместно с API, Национальной ассоциацией по безопасности магистральных трубопроводов, Американской газовой ассоциацией.

Национальный институт по стандартизации NIST (ранее назывался Национальное бюро стандартов) является государственной организацией, которая в соответствии с Федеральным Законом США уполномочена координировать работу по стандартизации и оценке соответствия на федеральном уровне. NIST имеет 13 региональных представительств на территории США.

Оценка соответствия в США представлена следующими формами: декларирование, инспекция (в отношении транспортировки товаров), испытания, сертификация, регистрация, аккредитация. Декларирование соответствия применяется, как правило, при подтверждении продукции и услуг при низком риске безопасности для потребителя. Сертификация и испытания применяются при высоких рисках по обеспечению безопасности.

Необходимо сказать несколько слов о структуре органов власти и системе управления обязательными и добровольными стандартами в США. Функциями по признанию и установлению обязательных стандартов обладают несколько федеральных ведомств и комиссий, среди которых:

— Американская комиссия по безопасности потребительских товаров CPSC (примерно 480 служащих);

— Администрация по пищевым товарам и лекарственным средствам (FFDA), в составе Министерства здравоохранения и социальных служб;

Читайте также:  Экономика предприятия стандартизация

— Национальная администрация по безопасности движения автомобильного транспорта (NHTSA);

— Федеральная торговая комиссия (FTС);

— Министерство финансов (Department of treasury), в части контроля за оборотом алкогольных напитков, табачных изделий и оружия.

В США ведется экономическая поддержка инновационных, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов, как правило, в рамках соответствующих программ. Так с 1993 года в рамках данных программ осуществлялось техническое содействие модернизации производства 380 тыс. средних и малых фирм США.

Сейчас данное регулирование осуществляется в рамках базового Закона США OMB A-119 «О передаче и продвижении национальных технологий», который был принят в 1994 году и в настоящее время является базовым в области технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия.

В данном законе дана прямая ссылка о том, что: «Федеральные агентства и департаменты должны использовать технические стандарты, которые разработаны и приняты организациями, разрабатывающие добровольные консенсусные стандарты». Также данный закон предписывает представителям агентств и департаментов участвовать в работе организаций, разрабатывающих стандарты.

Одной из наиболее сильных неправительственных органов по стандартизации является Американское общество по испытанию материалов ASTM.

Данная организация имеет многолетнюю историю и было образовано в 1898 году. На данный момент ASTM является одной из наиболее крупных частных организаций, которые занимаются разработкой стандартов. Фонд ASTM насчитывает более 12 тысяч стандартов, которые находят применение в 90 отраслях, начиная с топливной сферы и заканчивая нанотехнологиями. Фонд стандартов ASTM на русском языке составляет 420 документов.

Основные представительства ASTM располагаются в США, Мексике, Китае и Бельгии.

ASTM на данный момент отвечает всем требованиям к организациям, разрабатывающим международные стандарты и претендует в будущем составить конкуренцию таким организациям как ИСО и МЭК. Тысячи стандартов данной организации применяются как основа технических регламентов как в США, Китае, так и в других 80 странах мира.

В настоящее время ASTM активно устанавливает сотрудничество с Россией и заинтересовано в продвижении своих стандартов по некоторым отраслевым направлениям, среди которых: нефтегазовая отрасль, черная и цветная металлургия, неорганическая химия, строительство, деревообработка, туризм и др.

Результаты 10-ти летней совместной работы ASTM и Правительства США следующие. Более 1000 государственных служащих из агентств и департаментов США участвуют в работе 93% технических комитетов по стандартизации ASTM. Как правило, в технических комитетах представительствуют государственные служащие из большинства государственных агентств и департаментов.

В работе технических комитетов участвуют не только представители из центральных федеральных ведомств, но также и государственные представители 47 штатов.

В рамках технических комитетов на экспертном уровне принимаются решения о том, какие стандарты ASTM являются социально-значимыми, влияющими на национальную, экономическую и другие виды безопасности и должны быть приняты в качестве обязательных национальных стандартов (регламентов или кодов).

Добровольные стандарты ASTM становятся обязательными после того, как их номер и наименование вносится в Перечень федеральных регламентов США (US Code of Federal Regulations).

Данный перечень содержит более 6500 стандартов ASTM и за последние 10 лет пересматривался 3000 раз. Информация об перечнях обязательных стандартов и кодов постоянно размещена на сайте: http://standards.gov/sibr/query/index.cfm.

Доли обязательных стандартов, разработанных аккредитованными организациями по стандартизации, от всего фонда обязательных стандартов приведены в таблице:

Источник

Стандартизация в США

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). NIST – неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций – разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы, и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты.

Это отвечает основной задаче NIST – содействие решению проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства). На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ.

Программно-целевое планирование института охватывает производство и транспортировку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы.

Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные для выполнения требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления – Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребительских товаров и некоторыми другими.

Сами вышеперечисленные органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, принимается в качестве федерального.

Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов.

Наиболее известные из них: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); Американское общество по контролю качества (ASQC); Американское общество инженеров-механиков (ASME); Объединение испытательных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров–автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разрабатывают не только федеральные обязательные стандарты, но и стандарты, носящие добровольный характер. В США разработкой добровольных стандартов занимается более 400 различных организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тысяч.

Возглавляет институт Совет директоров. Его функции: выборы президента сроком на один год, трех вице-президентов, исполнительного вице–президента и исполнительного комитета. Последний управляет институтом в период между заседаниями Совета директоров и контролирует исполнение бюджета. Совет директоров планирует работу института, разрабатывает приоритетные направления стандартизации. Совету директоров подчиняются: Совет организаций–членов, Совет компаний-членов и Совет по защите интересов потребителей.

Помимо трех советов, в составе NIST есть комитеты при Совете директоров, координирующие различные стороны деятельности института, а также большое число постоянных рабочих органов.

Источник

Национальная стратегия стандартизации США

В конце 2000г. в США опубликован документ под названием “Национальная стратегия стандартизации для Соединенных Штатов”, явившийся итогом широких дискуссий, проводившихся в стране с марта 1998г.
Он содержит ряд констатаций реалий современной мировой стандартизации, с которыми приходится
считаться США, и формулирует 12 основных принципов дальнейшего развития национальной стандартизации.
Составители документа прежде всего подчеркивают, что “Европейский Союз настойчиво и успешно продвигает свои технологии и внедряет свой опыт в других стран
ах, опираясь на свою деятельность по стандартизации и участие стран-членов ЕС в ИСО, МЭК и МСЭ”.
Далее отмечается, что в мировой экономике появляются новые, стремительно развивающиеся отрасли, нуждающиеся в международных стандартах, которые в некоторых случаях не учитывают специфических потребностей США.
Определенная слабость действующей в стране системы стандартизации в документе объясняется близорукой политикой экономии: “Частный и государственный секторы экономики США сократили свои инвестиции в разработку стандартов, пользующихся признанием во всем мире, так как государство ослабило свое регулирующее воздействие на экономику”.
Заинтересованные стороны (промышленные круги, правительственные органы и потребительские организации) пришли к единому мнению, что в разработке технических требований следует осуществлять координирующие действия и обеспечивать целостность системы нормативных документов по стандартизации. Нельзя, считают специалисты, полагаться на всесилие принципа: “Пусть судьбу стандарта решает рынок”.
Авторы документа видят опасность для позиций США в мировой экономике в следующем: “Лишение страны необходимой технологической поддержки, получаемой от применения международных стандартов, наносит значительный ущерб конкурентоспособности США. В это время конкуренты проводят большую работу по разработке стандартов, поддерживающих их собственные технологии и методы. Важно осознать, что стандарты являются основой для решения проблем здравоохранения безопасности и защиты окружающей среды. Мы все теряем от т
ого, что наши стандарты в этих областях не принимаются другими”.
Выход из создавшейся ситуации компетентные круги видят в необходимости соблюдения ряда принципов, направленных на обеспечение эффективности национальной стандартизации.
Согласно принятой стратегии, национальная стандартизация США должна:
— базироваться на стремлении правительственных кругов применять добровольные стандарты, разработанные на основе консенсуса, через партнерство государственного и частного секторов;
— удовлетворять существующую
потребность в стандартах в сфере здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды;
— заинтересованно реагировать на мнения и нужды потребителей;
объединять под своим “зонтом” все те организации, которые содействуют ее развитию;
действовать на международном уровне в интересах продвижения подходов и точек зрения;
способствовать гармонизации практики применения стандартов во всем мире как инструмента, призванного обеспечивать выполнение требований регламентирующего характера;
поддерживать меры по пропаганде за пределами страны технологий, процессов и стандартов США;
в целях повышения эффективности национальной системы стандартизации совершенствовать процесс разработки стандартов и ориентировать его на нужды потребителей;
в целях обеспечения целостности системы стандартизации США совершенствовать процесс разработки стандартов и ориентировать его на нужды потребителей;
совершенствовать коммуникационные каналы между различными элементами частного и государственного секторов в составе единой системы стандартизации США;
показать значение процесса разработки стандартов, для чего ввести образовательные программы, раскрывающие руководителям высшего звена из частного и государственного секторов экономики роль и преимущества стандартизации;
создать стабильный механизм финансирования инфраструктуры стандартизации.
С позиций европейской стандартизации (в рамках ЕС) приветствуется признание со стороны США преимуществ таких факторов повышения эффективности системы стандартизации, как координация и целостность, т.е. того,
что в рамках европейской и международной систем считается бесспорным. Это подразумевает повышение прозрачности “системы” стандартизации США, в рамках которой под “крышей” Американского национального института стандартизации (ANSI) сегодня практически независимо друг от друга функционирует своего рода конгломерат из свыше 500 “организаций по разработке стандартов (SDO)”.
SDO – Standard Development Organisation. Здесь, как правило, имеются в виду организации по разработке стандартов (в количестве нескольких сот), деятельность которых координируется Американским национальным институтом стандартов.

Читайте также:  Параметрическая стандартизация что это такое

Европейцев настораживает ярко выраженное стремление стратегов американской стандартизации усилить присутствие США в различных регионах мир
а и особенно намерение “завоевать” для стандартов США панамериканский и тихоокеанский регионы.
Для Европы также неприемлемо неприятие со стороны США “Венского соглашения” (между ИСО и СЕН), а также критическое отношение к принятому в ИСО и МЭК принципу “од
на страна – один голос”.
Европейской и международной стандартизации придется теперь считаться с еще одним вызовом со стороны США: американцы активно продвигают на всех уровнях свои представления о глобальных подходах как в сфере стандартизации, так и в законодательстве.

— Национальные принципы оценки соответствия США

В августе 2000 г. Совет директоров ANSI одобрил Национальную стратегию стандартизации (NSS). Два года спустя Совет директоров одобрил также Национальные принципы оценки соответствия (NCAP) – документ, фиксирующий цели и задачи, описывающий формы деятельности и утверждающий основные формулировки в сфере оценки соответствия. Начиная с этого времени деятельность ANSI планируется на базе этих двух документов.
Требования и процедуры оценки соответствия не должны создавать необоснованных препятствий для внутренней и внешней торговли.
1) Требования и процедуры оценки соответствия открыты, прозрачны и одинаково истолковываются для всех заявителей.
Всем сторонам, заинтересованным в оценке соответствия установленным требованиям к продукции, процессам, услугам и персоналу, предоставляется возможность обращения в любой орган по
оценке соответствия для проведения требуемых процедур в приемлемые сроки.
Оценка соответствия проводится квалифицированно и основывается на требованиях и процедурах соответствующих стандартов. Требования и процедуры оценки соответствия базируются в основ
ном на международных руководствах и стандартах.
Организации, проводящие оценку соответствия, должны демонстрировать компетентность, используя в своей деятельности действующие стандарты и требования по оценке соответствия. Компетентность обычно подтверждается формальным признанием или процедурой аккредитации. Признанию компетентности способствует возможность свободного ознакомления заинтересованных сторон с материалами работ по оценке соответствия.
Требования и процедуры оценки соответствия определяются характеристиками отрасли и связанными с продукцией рисками.
Информация о всех требованиях и процедурах оценки соответствия доступна всем заинтересованным сторонам, также как и сведения о стоимости и времени проведения работ.
Процедуры оценки соответствия выполняются быстро и рационально. По требованию заявителей им в краткие сроки предоставляется точная и своевременная информация о состоянии проводимых работ по оценке соответствия.
2) Требования к информации ограничены тем объемом, который требуется для проведения оценки соответствия и определения стоимости работ. Должны приниматься защитные меры, чтобы конфиденциальная информация не могла попасть к лицам или организациям, не имеющим законного права на такую информацию.
3) Ко всем заявителям, которые обратились с заявкой на оценку соответствия, при назначении оплаты должен применяться одинаковый подход. Оплата работ по оценке соответствия должна быть сопоставима для различных заявителей. Отличия могут возникать вследствие разной удаленности органов по подтверждению соответствия и фирм-заявителей, что скажется на стоимости транспортных услуг, услуг связи и пр. Оплата не должна приводить к ограничению конкуренции на рынке или создавать необоснованные барьеры в торговле.
Место и время проведения работ, процедура
отбора проб для оценки соответствия выбираются таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень работ и минимизировать неудобства и расходы заявителей.
При изменении требований и процедур необходимо срочно оповещать заинтересованные стороны.
Переходные периоды должны давать заявителю достаточное время для внесения необходимых изменений. Однако, переходный период принимает во внимание любые существенные риски для здоровья, безопасности или состояния окружающей среды, связанные с несоответствием продукта новым требованиям.
Организации, проводящие работы по оценке соответствия, должны располагать эффективными процедурами для проверки жалоб, и такие процедуры должны быть открыты для всех заинтересованных сторон. При подтверждении жалобы организации проводят соответствующие корректирующие мероприятия.
По мере необходимости органы по оценке соответствия осуществляют инспекционный контроль для обеспечения продолжительного сохранения соответствия продукта и подтверждения маркировки.

Источник

Особенности функционирования Национальной системы технического регулирования и стандартизации в США

cистемf технического регулирования и стандартизации

Американские правительственные и неправительственные структуры в отрасли представляет Система технического регулирования и стандартизации. Она работает в сообществе с представителями бизнеса, а также при поддержке научных и общественных организаций.

Согласно действующим правовым нормам в США, стандарты, в первую очередь, призваны соблюдать безопасность товаров и услуг. Конкурентоспособность повышается на внутреннем рынке, и влечет за собой изменения в социальной сфере. Получение прибыли от экспорта товаров напрямую зависит от стандартизации.

Принцип добровольности

Процесс стандартизации основан на принципе взаимодействия частной и государственной составляющей, а также публичности установления стандартных норм.

Государственный орган власти в каждой конкретной сфере определяет добровольность и обязательность, а затем осуществляет функции управления стандартизацией. Производители и потребители являются в большинстве своем добровольными инициаторами разработки и корректировки стандартов.

Правительство участвует в заседаниях технических комитетов по разработке стандартов и дает оценку соответствия национальным интересам Соединенных штатов. Производители самостоятельно инициируют разработку и заинтересованы во введении стандартов, в основном это касается новейших высокотехнологичных разработок. Уполномоченный орган власти принимает решение о статусе перехода добровольного стандарта в обязательный.

Американские организации, занимающиеся стандартизацией

Основные функции по признанию и установлению стандартов выполняют следующие федеральные ведомства:

  • Американская комиссия по безопасности потребительских товаров CPSC;
  • Администрация по пищевым товарам и лекарственным средствам FFDA, которая входит в состав Министерства здравоохранения и социальных служб;
  • Национальная администрация по безопасности автомобильного транспорта NHTSA;
  • Федеральная торговая комиссия FTC.

В процессе стандартизации участвуют и неправительственные органы:

  • Американская машиностроительная ассоциация АМТ;
  • Американская ассоциация робототехники RIA;
  • Национальная ассоциация защиты от пожаров NFPA.

Особенности стандартизации в США

Система стандартизации в США разработана по отраслям, под нужды предприятий, производящих продукцию, и для органов власти. Развивалась она более ста лет без вмешательства государства и имела своей целью разработку требований к техническим и технологическим процессам выпуска продукции.

Национальным органом по стандартизации является Американский национальный институт стандартов и технологий, который принимает стандарты, но не участвует в их разработке. При этом он осуществляет аккредитацию организаций, утверждает стандарты.

Институт занимается разработкой целевых программ по основным отраслям, основу которых составляют требования, касающиеся безопасности.

Наряду со стандартами действуют технические регламенты, утвержденные специализированными государственными органами управления, включая министерства и федеральные агентства.

Разрабатывают федеральные стандарты, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов, авторитетные организации.

Всего в США занимаются разработкой стандартов, в том числе добровольных, около 4000 организаций. Федеральное правительство не осуществляет финансирование и руководства организациями, занимающимися стандартизацией, но принимает активное участие в этом процессе, а также строго следит за соблюдением национальных интересов.

Главной отличительной особенностью рассматриваемой системы является добровольность исполнения требований сертификации, отсутствие как такового управления со стороны государства, но при этом производители являются инициаторами разработки требований сертификации, выполнение которых им выгодно экономически.

При этом США являются новаторами и непревзойденными лидерами производства в таких отраслях, как компьютерная техника, авиастроение, автомобилестроение, космическая техника, которые являются высокотехнологичными и самыми конкурентными на мировом рынке.

Особенности стандартизации в США

Как работает система оценки соответствия в США

Основными документами в системе оценки являются Национальная стратегия стандартизации и Национальные принципы оценки соответствия, определяющие основные стратегии, цели, требования, средства и процессы определения соответствия.

Читайте также:  Понятие стандартизации теста

Подтвердить соответствие можно следующими способами:

  • Подтверждение соответствия;
  • Инспекция;
  • Отбор образцов и их тестирование в лаборатории;
  • Сертификация;
  • Оценка и регистрация системы управления качеством.

В США отсутствуют государственные органы, осуществляющие оценку соответствия, эта работа осуществляется государственными и частными лабораториями, аккредитованными лабораториями, которые проходят ее на добровольной основе. Основной является сертификация уполномоченными органами трех уровней: частный, федеральный и на уровне штата.

Соблюдение требований сертификации обусловлено жесткими мерами ответственности производителей и организаций, ответственных за стандартизацию и сертификацию. С производителей можно взыскать административные штрафы и убытки, государством могут быть взысканы штрафные убытки, которые могут подразумевать очень крупные суммы, вплоть до сотен миллионов долларов.

Работа системы сертификации в США

Правовую основу сертификации соответствия составляет Закон о безопасности потребительских товаров. На его основе разработаны требования обязательной сертификации и контролируются государственными органами.

Действующими являются три основные категории программ сертификации, которые утверждены Федеральным правительством: товары и услуги, продукция и производства, проверка качества и условий.

Сертификационный комитет осуществляет основной контроль по одобрению и регистрации программ сертификации, правилам проведения и проверке компетентности органов.

Лабораторные исследования осуществляются в учреждениях общенационального значения, научно-исследовательских институтах.

Система стандартизации в США

Ответственно подходя к вопросам безопасности, система стандартизации в США является одной из самых эффективных в мире. Благодаря ей промышленность, являясь высокотехнологичной, сохраняет лидирующие позиции на высоко конкурентом современном рынке.

Источник

Национальная система стандартизации америки

Глава 2.СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

3. Стандартизация в зарубежных странах

США Национальным органом по стандартизации в США является американский национальный институт стандартов и технологии ( NIST ). Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации ( ASA ); организация по стандартизации США ( USASI ), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST .

NIST — неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций — разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST — содействие решению проблем, имеющее общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).

На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно — технических и инженерных обществ.

Великобритания Британский институт стандартов ( BSI ) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров — механиков, инженеров — судостроителей, инженеров — электриков и инженеров — металлургов. Эта независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и приятие стандартов.

Информационным обеспечением стандартизации и распространением информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации “Standardline”. Система организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и составляет часть ИСОНЕТ.

“Standardline” позволяет оперативно отыскать информацию о стандартах и дополнениях или изменениях, внесенных в них, найти дату приятия и отмены стандарта, заказать копию стандарта на любых носителях. Информационная служба BSI имеет центральный доступ к банкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационных систем. В свою очередь абонентами “Standardline” состоят более 30 стран мира.

Ежегодно в системе “Standardline” обрабатывается более 150 тыс. запросов, а сама система постоянно совершенствуется. Среди нововведений интересна служба BSUS , абонентами которой состоят более 500 фирм. Служба занимается актуализацией фонда фирменных стандартов. Другая служба — PERINORM — создана в сотрудничестве с германской и французской национальными организациями по стандартизации. Банк данных службы представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам ИСО и МЭК, региональным стандартам СЕН и СЕНЭЛЕК.

Франция Национальной организацией по стандартизации во Франции является Французская ассоциация по стандартизации ( AFNOR ).

Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

При AFNOR создан информационный и выставочный центр “ Espace ”, который предоставляет консультации специалистов и обширную информацию по любым вопросам стандартизации. Центр имеет большой фонд специализированной литературы и стандартов, которые можно здесь и купить. Кроме того, в структуре AFNOR есть подразделение по информации, удовлетворяющее как внутренние, так и внешние потребности. Эта служба выполняет заказы по поиску национальных и зарубежных стандартов (европейских, международных), сведений о знаках соответствия и т. п. В среднем за год сюда поступает до 90 тыс. запросов, которые удовлетворяются как по абонементному обслуживанию, так и по шестиканальной телефонной связи.

Другие формы предоставления методической помощи предприятиям (фирмам): оказание содействия экспортерам специальным подразделением NOREX ; организация стажировок и семинаров по актуальным проблемам стандартизации и качества; предоставление предприятиям нормативно — технической документации по конкретной тематике (системы производства, системы управления качеством продукции; эффективность коммерческой деятельности предприятия и т.д.).

Германия Немецкий институт стандартов DIN .

В 1917 г. был создан комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — германский комитет стандартов и в 1975 г. — Немецкий институт стандартизации ( DIN ).

С 1990 г. были сделаны попытки упорядочить отношения с управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции (национальной организацией бывшей ГДР), в результате чего принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответствовать международным и европейским стандартам. С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем стран в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации.

DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Рабочие органы — комитеты DIN , которые не только разрабатывают национальные стандарты, но обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.

Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика, оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое и ювелирное производство и некоторые другие.. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.

Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются не как юридическая норма, а как «общепризнанные правила техники». В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательны характер национальный стандарт приобретает, если распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы.

Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, защиту потребителе и окружающей среды.

Япония — Японский комитет промышленных стандартов.

В 1919 году правительство Японии создало Комитет мер, весов и стандартов в машиностроении, в 1921 г. был создан Японский комитет ромышленных стандартов — центральный орган по разработке национальных стандартов в промышленности.

Национальная организация по стандартизации Японии — японский комитет промышленных стандартов ( JISC ) — основана в 1949 г. это консультативный орган при министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управлению науки и техники, которое утверждает работы JISC , а отдел стандартизации этого управления по существу выполняет роль секретариата JISC .

В состав JISC входят: Совет по стандартизации, советы отраслевых отделений, технические комитеты. Совет по стандартизации проводит генеральные конференции комитета, планирует работу и контролирует выполнение планов. Советы отраслевых отделений и технические комитеты (их несколько сотен) разрабатывают стандарты для основных отраслей промышленности и строительства. Деятельность JISC финансируется правительством.

Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты.

На основании Закона о промышленной стандартизации в Японии проводится сертификация промышленной продукции на соответствие ациональному стандарту. Свидетельством соответствия изделия служит знак JIS (рис.11).

Рис. 11.Знаки соответствия стандартам

а) России, б) Великобритании; в) Южной Кореи; г) Германии; д) Франции; е) Японии

Источник