Межгосударственная стандартизация стран снг



В СНГ приняты единые межгосударственные стандарты

В конце октября 2019 года состоялось важное событие в истории СНГ. Главы правительств 7 стран дружественного союза подписали знаменательный документ — Соглашение о принятии единых межгосударственных стандартов. Особая его значимость в том, что это первая договоренность содружества в этой области. Напомним, что до этого все вопросы, связанные с разработкой, производством или применением стандартных образцов, начиная с 1992 года и до настоящего времени, регламентировались исключительно неправительственными соглашениями.

Резолюция нового стандарта была разработана расширенной группой из числа специалистов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Активное участие в работе также принимали представители Исполкома СНГ. Основная цель создания договоренности — ликвидация рассогласованностей и неточностей в «национальных» измерениях, на основе которых нередко возникали технические барьеры в процессе научно-исследовательского, торгово—экономического или другого сотрудничества.

Согласно Соглашению, подписанному 25.10.2019 года, странам-участникам СНГ предстоит выполнить комплекс согласованных мероприятий по разработке единых образцов, которые станут межгосударственными эталонами. В итоге повысится уровень контроля качества и безопасности товаров, что благотворно скажется не только на эффективности товарооборота внутри СНГ, но и будет способствовать защите здоровья людей и среды.

Источник

Международная государственная стандартизация в СНГ

В региональной стандартизации заслуживает внимания Европей­ский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стан­дартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), ЕС по стандартизации в создании единого европейского рынка, Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуще­ствляется в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», ко­торое является неправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ(МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств; МТС принимает межгосударственные стандарты. В 1995 г. Совет ИСО признал МТС региональной организацией по стандартиза­ции в странах СНГ.

Закон «О стандартизации» допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран. ТК рассматриваются как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ.

Национальные стандарты государств-участников СНГ:

    • Российской Федерации (ГОСТ Р)
    • Украины (ДСТУ)
    • Республики Молдова (SM)
    • Кыргызской Республики (КМС)
    • Республики Армения (АСТ)
    • Республики Узбекистан (ТСТУ)
    • Республики Казахстан (СТ РК)
    • Туркменистана (ТДЗ)

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СССР (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СНГ)

    После распада СССР Государственные стандарты СССР (ГОСТ) продолжают действовать в странах СНГ, если в этих странах не появился заменяющий документ. Также продолжают выходить новые ГОСТы. Перечень стран СНГ, в которых ГОСТ выпуска 1992 и позже года принят в качестве нормативного документа, обычно находится на первых страницах самого ГОСТа в виде таблицы.

    ГОСТ 25.001-78Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Комплекс нормативно-технической и руководящей документации. Общие положения

    ГОСТ 25.101-83Расчеты и испытания на прочность. Методы схематизации случайных процессов нагружения элементов машин и конструкций и статистического представления результатов

    ГОСТ 25.502-79Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

    ГОСТ 25.503-97Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Метод испытания на сжатие

    ГОСТ 25.504-82Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости

    ГОСТ 25.505-85Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Метод испытаний на малоцикловую усталость при термомеханическом нагружении

    Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

    4.3 Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для применения в государстве — участнике Соглашения, его издание и распространение на территории страны осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом издание стандарта осуществляют на русском или одновременно на русском языке и государственном языке страны.

    5 Порядок обновления межгосударственных стандартов

    5.1 Порядок проведения проверок стандартов

    5.1.1 Обновление стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра осуществляют на основе их проверок или предложений национальных органов, других органов государственного управления, предприятий, организаций, других субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют эти стандарты.

    5.1.2 Проверку стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено на приведение его в соответствие с вновь заключенными межгосударственными соглашениями, действующими и вводимыми нормами законодательств государств — участников Соглашения, применяющих этот стандарт, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; на распространение передового опыта, повышение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и обороноспособности государств — участников Соглашения и на более полное достижение целей межгосударственной стандартизации.

    5.1.3 Проверку стандарта, как правило, проводят в государстве — разработчике этого стандарта (в государстве, за которым закреплен данный стандарт), в порядке, установленном национальным органом этого государства. К проверке стандарта может быть привлечен МТК, который участвовал в разработке данного стандарта.

    Проверку стандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработки или пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведения последней проверки.

    5.2 Порядок разработки, принятия и введения в действие изменений к стандартам

    5.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту на методы контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данных методов.

    Примечание — При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам

    Изменение к стандарту только редакционного и(или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (дополнением, исключением) содержательных требований стандарта.

    Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 40% текста стандарта, а также в случае необходимости изменения наименования стандарта

    Оформление и изложение изменения — по ГОСТ 1.5 (раздел 5).

    5.2.1 (Измененная редакция, Изм. № 1).

    5.2.2 Работы по внесению в стандарт изменения осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства — разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).

    5.2.3 Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют в порядке, установленном 3.1.1; 3.1.2; 3.1.5; 3.2 и 3.3 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:

    — если изменение к стандарту разрабатывается без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то допускается не рассылать в другие государства его первую редакцию;

    — изменение к стандарту считается принятым по переписке, если за это проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;

    — национальные органы, проголосовавшие против его принятия в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос применения стандарта на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах — участниках Соглашения стандарта с принятым изменением и без него.

    5.2.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).

    5.2.4 Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы всех государств — участников Соглашения, как правило, принимают на заседании Межгосударственного Совета. При этом изменение к такому стандарту считается принятым только при достижении по нему консенсуса и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании.

    5.2.5 Регистрация принятого изменения к стандарту, обеспечение его копиями национальных органов, а также публикация информации о принятии изменения к стандарту и его текста в ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты» — в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3].

    5.2.6 Изменение к стандарту вводится в действие на территории государств после его регистрации в Бюро по стандартам путем принятия национальными органами соответствующих организационно-распорядительных документов.

    Дату введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шести месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам.

    Совершенствование ГСС России

    В Концепции национальной системы стандартизации выделены главные направления, которые должны быть актуализированы и гармо­низированы с международными правилами:

    выполнение условий присоединения России и ВТО; сближения статуса отечественных и зарубежных стандартов; формирование технического законодательства; методология и организация работ по стандартизации; международное сотрудничество в области стандартизации. Гармонизация стандартов—это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения заменяемо­сти продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармо­низация может быть отнесена и к техническим регламентам.

    Правила ГСС применения международных стандартов в РФ допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

    -принятие аутентичного текста международного стандарта в качест­ве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»). Обозна­чается такой стандарт так, как это принято для отечественного стан­дарта;

    -принятие аутентичного текста международного стандарта, но с до­полнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного доку­мента к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответ­ствующего международного.

    Руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное при­менение международного стандарта. Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — это применение международного стан­дарта независимо от его принятия в любом другом нормативном доку­менте, в котором этот стандарт был принят.

    Таким образом, по терминологии указанные выше два вариан­та— это косвенное применение международного стандарта в нацио­нальной системе стандартизации РФ.

    Наиболее актуальным направлением по использованию междуна­родных стандартов в РФ считается машиностроение, где из 5000 дей­ствующих стандартов более 2000 — международные.

    Задачи по применению международных стандартов в РФ и гармо­низации с ними российских нормативных документов включены в Концепцию национальной системы стандартизации.

    Источник

    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

    Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее-Совет) был создан в соответствии с межправительственным «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (13 марта 1992 г.).
    Совет во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.
    В соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ИСО 40/1995 от 14 сентября 1995 года Совет является региональной организацией по стандартизации и в нормативной документации и во взаимоотношениях с международными, региональными и зарубежными организациями использует наименование, аббревиатуру и эмблему, принятые Советом, в соответствии с требованиями ИСО к региональным организациям по стандартизации.
    Совет состоит из полномочных представителей государств – участников Соглашения.
    Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и подготовки материалов для Исполнительного комитета СНГ.
    Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск, Республика Беларусь.
    Официальным языком Совета является русский язык.
    Членами Совета являются руководители соответствующих национальных органов государственной власти, уполномоченные на осуществление функций в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, которые от имени государств наделяются правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на этот Совет.
    Если в государстве – участнике Соглашения действуют несколько органов управления в указанных сферах деятельности и их руководители наделены государством правом быть членами Совета, то они участвуют в его работе в пределах своих полномочий. Каждое государство – участник Соглашения имеет в Совете один голос.
    Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В заседаниях, кроме членов Совета, могут принимать участие и другие представители государств, представители ведущих отраслей промышленности государств – участников Соглашения без права решающего голоса. В состав делегаций государств – участников Соглашения может включаться необходимое количество советников и экспертов.
    В заседаниях Совета принимает участие представитель Исполнительного комитета СНГ с правом совещательного голоса.
    Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым из государств – участников Соглашения в лице его представителей на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями Совета и организует его работу в период между заседаниями.
    Предшествующий председатель Совета является его сопредседателем на каждый новый срок.

    Источник

    Межгосударственная стандартизация стран снг

    4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2156-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.0-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.

    6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

    Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

    В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает цели и принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ и объекты межгосударственной стандартизации, организационные основы межгосударственной системы стандартизации, категории документов по межгосударственной стандартизации и правила их применения.

    Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.

    Примечание — Данное Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г.Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в г.Ашхабаде).

    Настоящий стандарт не распространяется на деятельность в отношении межгосударственной стандартизации оборонной продукции и иной продукции, сведения о которой составляют государственную тайну или которую используют для защиты этих сведений.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

    ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

    ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

    ГОСТ 1.4 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

    ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Цели межгосударственной стандартизации

    Основными целями межгосударственной стандартизации являются:

    — содействие устранению технических барьеров в торговле;

    — обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;

    — содействие охране окружающей среды;

    — защита интересов потребителей в отношении качества продукции и услуг;

    — обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

    — содействие экономии всех видов ресурсов;

    — содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции;

    — содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций;

    — обеспечение единства измерений.

    4 Основные принципы межгосударственной стандартизации

    Основными принципами межгосударственной стандартизации являются:

    — приоритетное использование международных и европейских стандартов при планировании разработки межгосударственных стандартов;

    — принятие межгосударственных стандартов на основе консенсуса;

    — недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

    — взаимное стремление всех заинтересованных государств — участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции;

    — обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и технологий;

    — комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, стандартизуемых на межгосударственном уровне, путем согласованности требований к этим объектам и увязки сроков разработки и введения межгосударственных стандартов в действие;

    — приоритетное принятие в качестве межгосударственных стандартов национальных (государственных) стандартов, идентичных международным или европейским стандартам;

    — обязательное введение в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне в государствах — участниках Соглашения, которые голосовали за принятие этих стандартов или присоединились к ним в дальнейшем, с соблюдением правил, установленных в 8.3.1-8.3.4 и 8.4;

    — обеспечение права участия всех заинтересованных сторон в разработке межгосударственных документов по стандартизации.

    5 Основные направления работ по межгосударственной стандартизации

    5.1 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:

    — установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также контролепригодность;

    — установление единых (согласованных, гармонизированных) методов контроля (испытаний);

    — стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

    — разработка межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации в области методологии стандартизации, аккредитации, подтверждения соответствия и метрологии;

    — разработка межгосударственных классификаторов технико-экономической и социальной информации и систем кодирования;

    — расширение применения информационных технологий при планировании, разработке и распространении межгосударственных стандартов;

    — формирование, хранение и ведение фонда документов по межгосударственной стандартизации, а также международных, региональных и национальных стандартов при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами;

    — координация издания и распространения документов по межгосударственной стандартизации;

    — координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;

    — координация научно-технического сотрудничества государств — участников Соглашения в работах по международной стандартизации.

    5.2 Кроме основных направлений проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации периодически принимает приоритетные направления работ по межгосударственной стандартизации на ближайшие пять лет.

    6 Организация работ по межгосударственной стандартизации

    6.1 Организацию работ по межгосударственной стандартизации осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — МГС), который образован на основе Соглашения и является руководящим органом региональной организации по стандартизации, которая признана Международной организацией по стандартизации (the International Organization for Standardization, далее — ISO) и зарегистрирована как Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации на основании резолюции Совета ISO 26/1996*.

    * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

    В документах по межгосударственной стандартизации применяют аббревиатуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации как региональной организации по стандартизации:

    — на русском языке — "Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС)";

    Источник

    Международная стандартизация

    Международная стандартизация осуществляется совместно несколькими (двумя и более) государствами. Результатом их совместной работы являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участниками или прямо, или при создании и пересмотре своих национальных стандартов. Международная стандартизация может осуществляться в рамках двусторонних соглашений между двумя странами, многосторонних соглашений стран, относящихся к, одному региону или объединенных взаимными экономическими связями.

    В СНГ образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, который осуществляет координацию работ по ведению созданной в СССР государственной системы стандартизации. Разработка межгосударственных (региональных) стандартов в рамках этого совета осуществляется межгосударственными техническими комитетами (МТК), образуемыми из специалистов национальных рабочих органов заинтересованных стран. Так, решением Межгосударственного совета образован МТК-79 «Сертификация и управление качеством». Национальным рабочим органом России в МТК-79 является сформированный Госстандартом России технический комитет ТК «Управление качеством и оценка соответствия», в состав которого входят заинтересованные организации отраслей народного хозяйства России.

    Наиболее широкой по своим масштабам является международная стандартизация, осуществляемая международными организациями, и, в первую очередь, Международной организацией по стандартизации (ИСО).

    Международные стандарты являются эффективным средством устранения технических барьеров в международном экономическом сотрудничестве, так как они приобретают статус документов, определяющих технический уровень и качество продукции. Они влияют на отношения продавца и покупателя не только на внешнем рынке, но и на внутренних рынках стран — членов ИСО, поскольку заставляют изыскивать пути удовлетворения требованиям этих стандартов.

    Одним из основных направлений развития стандартизации является переход на прямое применение в стране международных стандартов. Этому способствует организация совместных предприятий. Здесь имеют перспективу применения «фирменные стандарты», разрабатываемые на базе соответствующих международных стандартов и утверждаемые руководством совместных предприятий.

    Одной из целей международной стандартизации является гармонизация стандартов — предотвращение или устранение различий в техническом содержании стандартов, имеющих одинаковую область распространения, особенно тех различий, которые могут вызвать препятствия в международной торговле, международной кооперации и в деятельности совместных предприятий. Международная гармонизация достигается совместной разработкой новых стандартов на дву- и многосторонней основе и путем унификации на основе существующих национальных стандартов.

    Концентрированный международный опыт по управлению качеством продукции на предприятиях отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, которые во многих странах приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Финляндия, Германия, Франция, Швеция и др.).

    В этих стандартах система управления качеством именуется системой качества.

    Указанная серия стандартов включает в себя:

    • ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
    • ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания;
    • ИСО 9001. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании (ГОСТ 40.9001-88);
    • ИСО 9002. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже (ГОСТ 40.9002-88);
    • ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях (ГОСТ 40,9003-88).

    Особенностью данной системы качества является требование обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто. Поэтому при заключении контрактов (договоров поставки) согласовываются требования предоставления доказательств: элементы системы качества поставщика должны быть документированы и их действенность должна быть доказана в соответствии с требованиями выбранной модели.

    В нашей практике заключения договоров не предусматривается получение доказательств поставщика о действенности его системы качества. По требованию стандарта ИСО 9004 оценка системы качества поставщика производится до заключения контракта с целью определения способности поставщика удовлетворить требованиям стандартов ИСО и при необходимости дополнительным требованиям потребителя. По соглашению между потребителем и поставщиком оценка, предшествующая заключению контракта, может быть поручена организации, независимой от двух договаривающихся сторон.

    Другими международными стандартами, внедрение которых есть актуальная задача предприятий, являются стандарты ИСО серии 14000 в области экологического управления. Эта серия стандартов включает:

    • ИСО 14001.1. Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию;
    • ИСО 14004.1. Системы экологического управления. Руководство по принципам организации и методам обеспечения функционирования;
    • ИСО 14010.1. Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы;
    • ИСО 14011.1. Экологический аудит. Аудит систем экологического управления;
    • ИСО 14004.1. Экологический аудит. Квалификационные требования к экологам-аудиторам.

    Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

    Источник

    Читайте также:  Способы подтверждения соответствия стандартизация