Международная региональная стандартизация международное сотрудничество

Международная региональная стандартизация международное сотрудничество

84. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОССТАНДАРТОМ РОССИИ

Международные организации по стандартизации в процессе своей деятельности выполняют следующие функции:

1) международное управление стандартизацией, включая координацию деятельности государственных органов управления во всех странах, взаимодействие с органами власти страны, курирование которого проводит данная международная организация, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами различной хозяйственной деятельности;

2) международные организации формируют и реализуют политику в области стандартизации, осуществляют контроль и надзор за соблюдением обязательных требований международных стандартов, участвуют в работах по международной (региональной) стандартизации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливают правила применения международных (региональных)стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации.

В соответствии со сложившимися правилами международные организации устанавливают в стандартах системы стандартизации общие правила проведения работ по стандартизации.

Госстандарт России участвует в работе международных и региональных организаций, в том числе:

1) Международной организации по стандартизации (ИСО);

2) Международной электротехнической комиссии (МЭК);

3) Европейской организации по качеству (ЕОК);

4) Конгресса по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (ПАСК);

5) Всемирной торговой организации (ВТО);

6) Системы сертификации на электробезопасность (МЭК СЭ);

7) Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ);

8) Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств (МГС);

9) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);

10) Системы безопасности электрооборудования (МЭК СБ);

11) Системы сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК);

12) Метрологической организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ);

13) Азиатско-Тихоокеанского форума по законодательной метрологии (АТФЗМ);

14) Рабочей группы из представителей России и Комиссии Европейского союза (РГЕС-РФ);

15) Европейской организации по стандартизации в электротехнике (СЭНЭЛЕК);

16) Международной организации мер и весов (МОМВ);

17) Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

Также сотрудничает с зарубежными национальными органами по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации и качеству, в том числе: Австрией, Канадой, США, Словенией, Францией, Бельгией, Турцией, Швецией, Японией, Латвией, Великобританией, Сингапуром, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Украиной, КНДР, Финляндией, ЮАР, СРВ, КНР, Республикой Куба, Республикой Корея, Словакией, Арменией, Казахстаном, Молдовой, Монголией, Польшей, Узбекистаном, Германией, Болгарией, Венгрией, Индией, Чехией, Азербайджаном, Грузией, Литвой, Туркменистаном, Эстонией; разрабатывает и участвует в разработке международных (региональных) стандартов, правил и рекомендаций.

Источник



Статья 31. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в сфере стандартизации.

2. Основными направлениями международного и регионального сотрудничества в сфере стандартизации являются:

1) снятие технических барьеров в торговле;

2) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

3) гармонизация национальных стандартов с международными стандартами и региональными стандартами;

4) выработка и реализация в установленном порядке согласованной политики в сфере межгосударственной стандартизации;

5) разработка международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов, которые отвечают интересам Российской Федерации и позволяют обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и технологий, в том числе созданных в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

6) обмен опытом и информацией в сфере стандартизации;

7) совершенствование нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

8) обеспечение единства измерений;

9) привлечение российских юридических лиц к разработке международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов.

3. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации осуществляется в рамках деятельности международных и региональных организаций по стандартизации на основе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также в рамках международных договоров или меморандумов о взаимопонимании.

Читайте также:  Характер деловых отношений обуславливает высокий уровень стандартизации и языковых

4. Участие Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве в сфере стандартизации включает:

1) участие в работе руководящих, координирующих и консультативных органов международных и региональных организаций по стандартизации;

2) представительство или участие в технических комитетах (подкомитетах, группах) международных и региональных организаций по стандартизации, включая ведение секретариатов технических комитетов и подкомитетов;

3) разработку международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов.

<< Глава VIII.
Международное сотрудничество в сфере стандартизации (ст. 31)
Глава IX. >>
Финансирование работ по стандартизации (ст. 32)
Содержание
Проект федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации" (внесен Правительством РФ) (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Международное сотрудничество в области стандартизации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, как национальный орган по стандартизации, представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

  • гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;
  • совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;
  • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;
  • разработка новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями;
  • повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
  • разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов Российской Федерации на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;
  • обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

Международное сотрудничество по стандартизации осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве, обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации.

Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций, в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов, а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно-правовых отношениях со странами-партнерами.

Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает в себя работы по гармонизации с национальными стандартами, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др. Организация и проведение работ по международному сотрудничеству в области стандартизации осуществляется в порядке, установленном национальным органом по стандартизации и зафиксированном в соответствующих правилах по стандартизации, с учетом методических документов, принятых ИСО, МЭК и другими международными и региональными организациями, занимающимися вопросами стандартизации.

Читайте также:  Стандартизация лекарственного растительного сырья содержащего гликозиды

В соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании” правила по стандартизации, установленные в международном договоре Российской Федерации, имеют приоритет перед соответствующими правилами в законодательстве Российской Федерации.

Источник

Международная региональная стандартизация международное сотрудничество

84. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОССТАНДАРТОМ РОССИИ

Международные организации по стандартизации в процессе своей деятельности выполняют следующие функции:

1) международное управление стандартизацией, включая координацию деятельности государственных органов управления во всех странах, взаимодействие с органами власти страны, курирование которого проводит данная международная организация, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами различной хозяйственной деятельности;

2) международные организации формируют и реализуют политику в области стандартизации, осуществляют контроль и надзор за соблюдением обязательных требований международных стандартов, участвуют в работах по международной (региональной) стандартизации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливают правила применения международных (региональных)стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации.

В соответствии со сложившимися правилами международные организации устанавливают в стандартах системы стандартизации общие правила проведения работ по стандартизации.

Госстандарт России участвует в работе международных и региональных организаций, в том числе:

1) Международной организации по стандартизации (ИСО);

2) Международной электротехнической комиссии (МЭК);

3) Европейской организации по качеству (ЕОК);

4) Конгресса по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (ПАСК);

5) Всемирной торговой организации (ВТО);

6) Системы сертификации на электробезопасность (МЭК СЭ);

7) Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ);

8) Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств (МГС);

9) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);

10) Системы безопасности электрооборудования (МЭК СБ);

11) Системы сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК);

12) Метрологической организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ);

13) Азиатско-Тихоокеанского форума по законодательной метрологии (АТФЗМ);

14) Рабочей группы из представителей России и Комиссии Европейского союза (РГЕС-РФ);

15) Европейской организации по стандартизации в электротехнике (СЭНЭЛЕК);

16) Международной организации мер и весов (МОМВ);

17) Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

Также сотрудничает с зарубежными национальными органами по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации и качеству, в том числе: Австрией, Канадой, США, Словенией, Францией, Бельгией, Турцией, Швецией, Японией, Латвией, Великобританией, Сингапуром, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Украиной, КНДР, Финляндией, ЮАР, СРВ, КНР, Республикой Куба, Республикой Корея, Словакией, Арменией, Казахстаном, Молдовой, Монголией, Польшей, Узбекистаном, Германией, Болгарией, Венгрией, Индией, Чехией, Азербайджаном, Грузией, Литвой, Туркменистаном, Эстонией; разрабатывает и участвует в разработке международных (региональных) стандартов, правил и рекомендаций.

Источник

Международная стандартизация

Международная стандартизация осуществляется совместно несколькими (двумя и более) государствами. Результатом их совместной работы являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участниками или прямо, или при создании и пересмотре своих национальных стандартов. Международная стандартизация может осуществляться в рамках двусторонних соглашений между двумя странами, многосторонних соглашений стран, относящихся к, одному региону или объединенных взаимными экономическими связями.

В СНГ образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, который осуществляет координацию работ по ведению созданной в СССР государственной системы стандартизации. Разработка межгосударственных (региональных) стандартов в рамках этого совета осуществляется межгосударственными техническими комитетами (МТК), образуемыми из специалистов национальных рабочих органов заинтересованных стран. Так, решением Межгосударственного совета образован МТК-79 «Сертификация и управление качеством». Национальным рабочим органом России в МТК-79 является сформированный Госстандартом России технический комитет ТК «Управление качеством и оценка соответствия», в состав которого входят заинтересованные организации отраслей народного хозяйства России.

Читайте также:  Центр стандартизации и метрологии псковской области

Наиболее широкой по своим масштабам является международная стандартизация, осуществляемая международными организациями, и, в первую очередь, Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Международные стандарты являются эффективным средством устранения технических барьеров в международном экономическом сотрудничестве, так как они приобретают статус документов, определяющих технический уровень и качество продукции. Они влияют на отношения продавца и покупателя не только на внешнем рынке, но и на внутренних рынках стран — членов ИСО, поскольку заставляют изыскивать пути удовлетворения требованиям этих стандартов.

Одним из основных направлений развития стандартизации является переход на прямое применение в стране международных стандартов. Этому способствует организация совместных предприятий. Здесь имеют перспективу применения «фирменные стандарты», разрабатываемые на базе соответствующих международных стандартов и утверждаемые руководством совместных предприятий.

Одной из целей международной стандартизации является гармонизация стандартов — предотвращение или устранение различий в техническом содержании стандартов, имеющих одинаковую область распространения, особенно тех различий, которые могут вызвать препятствия в международной торговле, международной кооперации и в деятельности совместных предприятий. Международная гармонизация достигается совместной разработкой новых стандартов на дву- и многосторонней основе и путем унификации на основе существующих национальных стандартов.

Концентрированный международный опыт по управлению качеством продукции на предприятиях отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, которые во многих странах приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Финляндия, Германия, Франция, Швеция и др.).

В этих стандартах система управления качеством именуется системой качества.

Указанная серия стандартов включает в себя:

  • ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
  • ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания;
  • ИСО 9001. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании (ГОСТ 40.9001-88);
  • ИСО 9002. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже (ГОСТ 40.9002-88);
  • ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях (ГОСТ 40,9003-88).

Особенностью данной системы качества является требование обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто. Поэтому при заключении контрактов (договоров поставки) согласовываются требования предоставления доказательств: элементы системы качества поставщика должны быть документированы и их действенность должна быть доказана в соответствии с требованиями выбранной модели.

В нашей практике заключения договоров не предусматривается получение доказательств поставщика о действенности его системы качества. По требованию стандарта ИСО 9004 оценка системы качества поставщика производится до заключения контракта с целью определения способности поставщика удовлетворить требованиям стандартов ИСО и при необходимости дополнительным требованиям потребителя. По соглашению между потребителем и поставщиком оценка, предшествующая заключению контракта, может быть поручена организации, независимой от двух договаривающихся сторон.

Другими международными стандартами, внедрение которых есть актуальная задача предприятий, являются стандарты ИСО серии 14000 в области экологического управления. Эта серия стандартов включает:

  • ИСО 14001.1. Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию;
  • ИСО 14004.1. Системы экологического управления. Руководство по принципам организации и методам обеспечения функционирования;
  • ИСО 14010.1. Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы;
  • ИСО 14011.1. Экологический аудит. Аудит систем экологического управления;
  • ИСО 14004.1. Экологический аудит. Квалификационные требования к экологам-аудиторам.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Источник