Метрология железнодорожном транспорте

Метрология железнодорожном транспорте

от 11 октября 2005 года N 1594р

Об организации метрологического обеспечения в ОАО "РЖД"

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и в целях организации метрологического обеспечения в ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2005 года прилагаемое Положение о метрологической службе ОАО "РЖД".

2. Установить, что руководство организацией метрологического обеспечения в ОАО "РЖД" осуществляет Департамент технической политики.

3. Руководителям причастных подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" назначить работников, ответственных за метрологическое обеспечение, и представить до 20 ноября 2005 года в Департамент технической политики сведения об этих работниках.

4. Руководителям причастных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" разработать положения о подразделениях метрологической службы ОАО "РЖД" в соответствии с Положением, утвержденным настоящим распоряжением, и утвердить их по согласованию с департаментом технической политики.

Первый
вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 11 октября 2005 года N 1594р

ПОЛОЖЕНИЕ
о метрологической службе ОАО "РЖД"

I. Общие положения

2. Настоящее Положение распространяется на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие работы по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору.

3. Метрологическая служба ОАО "РЖД" (далее — метрологическая служба) создана для организации работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществлению метрологического контроля и надзора, внедрению и соблюдению метрологических норм и правил с целью обеспечения безопасности движения, улучшения качества и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (оказываемых услуг), повышения качества ремонта и обслуживания подвижного состава и других технических средств железнодорожного транспорта, принадлежащих ОАО "РЖД" (далее — технические средства железнодорожного транспорта), обеспечения безопасных условий труда и охраны окружающей среды.

4. Метрологическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ОАО "РЖД", приказами и другими нормативными документами ОАО "РЖД", а также настоящим Положением.

5. Метрологическая служба может привлекать на основании заключенных в установленном порядке договоров научно-исследовательские и проектные организации, учебные заведения, а также другие сторонние организации для научного, нормативного и методического сопровождения работ в области обеспечения единства измерений.

6. Филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", имеющие на балансе средства измерений, испытаний, диагностики и контроля и осуществляющие разработку, проектирование, производство, испытания, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт технических средств, должны иметь в своем составе подразделения метрологической службы (работников, ответственных за метрологическое обеспечение).

7. Структура подразделений метрологической службы железных дорог, функциональных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" определяется с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а также исходя из объема работ по метрологическому обеспечению, особенностей железных дорог (протяженности, оснащенности) и специфики деятельности функциональных филиалов или структурных подразделений ОАО "РЖД".

8. Поверка (калибровка) средств измерений, аттестация испытательного оборудования, наличие аттестованных методик выполнения измерений, применяемых для контроля нормируемых параметров в типовых технологических процессах производства и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта, являются обязательными для филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", имеющих на балансе средства измерений, испытаний, диагностики и контроля.

9. Подразделения метрологической службы в филиалах — железных дорогах (далее — железные дороги), в функциональных филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД" подлежат аккредитации Департаментом технической политики на право проведения калибровочных работ и на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора.

10. Финансирование работ по выполнению задач, стоящих перед метрологической службой, осуществляется за счет эксплуатационных расходов или капитальных вложений в зависимости от характера выполняемых метрологических работ.

II. Основные задачи метрологической службы

11. Основными задачами метрологической службы являются:

— обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений выполняемых работ в ОАО "РЖД";

— определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, строительства, испытаний и эксплуатации продукции, выпускаемой и используемой в ОАО "РЖД";

— проведение работ по оценке соответствия применяемых методов и средств измерений нормативам точности и достоверности измерений;

— внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного испытательного и контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, а также эталонов, применяемых для калибровки (поверки) средств измерений;

— осуществление в установленном порядке метрологического контроля путем калибровки (поверки) средств измерений;

— осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, используемыми для калибровки (поверки) средств измерений, соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" в области обеспечения единства измерений;

— планирование деятельности, направленной на развитие и совершенствование метрологической службы;

— установление рациональной номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

— обеспечение внедрения системы управления качеством измерений и испытаний при изготовлении, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании технических средств железнодорожного транспорта на основе применяемых стандартов.

III. Система метрологической службы

12. Метрологическая служба представляет собой систему, включающую головную и базовые структуры, подразделения метрологической службы на железных дорогах, в функциональных филиалах, других структурных подразделениях ОАО "РЖД" и Совет главных метрологов ОАО "РЖД" согласно приложению 1*.

* Текст приложения 1 в Экономике железных дорог не приводятся. — Примечание "КОДЕКС".

13. Головная структура включает в себя:

— вице-президента — главного инженера;

— начальника Департамента технической политики;

— заместителя начальника Департамента технической политики — главного метролога ОАО "РЖД";

— отдел стандартизации и метрологии Департамента технической политики;

— главных инженеров и работников, ответственных за метрологическое обеспечение в причастных департаментах (управлениях), осуществляющих организацию работ по метрологическому обеспечению в подведомственных хозяйствах на железных дорогах (вагонном хозяйстве, локомотивном хозяйстве и других хозяйствах).

14. Базовая структура включает в себя подразделения метрологической службы в проектных бюро и в Центральной станции связи — филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", осуществляющие методическое руководство работами по метрологическому обеспечению в закрепленной области деятельности согласно приложению 2*.

* Текст приложения 2 в Экономике железных дорог не приводятся. — Примечание "КОДЕКС".

15. Подразделения метрологической службы на железных дорогах включают в себя:

— главного инженера железной дороги;

— главного метролога железной дороги;

— отдел (сектор) службы технической политики железной дороги, осуществляющий работы по метрологическому надзору, организационно-техническому и методическому руководству подразделениями метрологической службы в структурных подразделениях железной дороги;

— главных метрологов (инженерно-технических работников, ответственных за метрологическое обеспечение) структурных подразделений железной дороги;

— инженерно-технических работников структурных подразделений отделений железной дороги, ответственных за метрологическое обеспечение;

— дорожный центр стандартизации и метрологии, выполняющий работы по калибровке, поверке и ремонту средств измерений, требующие наиболее точных эталонов;

— дорожные метрологические лаборатории (опорные лаборатории по видам измерений);

— отделенческие и узловые метрологические лаборатории;

— метрологические лаборатории структурных подразделений отделений железной дороги.

16. Подразделения метрологической службы в функциональных филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД" включают в себя:

— главного инженера (заместителя директора функционального филиала по управлению качеством);

— главного метролога (метролога).

17. Совет главных метрологов ОАО "РЖД" при Департаменте технической политики является консультативным органом, состоящим из главных метрологов филиалов ОАО "РЖД" и работников департаментов (управлений).

18. Общее руководство работами по обеспечению единства измерений в ОАО "РЖД" осуществляет вице-президент — главный инженер.

Организацию работы метрологической службой осуществляет начальник Департамента технической политики, имеющий заместителя — главного метролога ОАО "РЖД".

19. Руководство работами по метрологическому обеспечению на железных дорогах возлагается:

— на железной дороге — на главного инженера железной дороги, взаимодействующего с главным метрологом железной дороги;

— в структурных подразделениях железной дороги, а также в структурных подразделениях отделений железной дороги — на главных инженеров этих подразделений, взаимодействующих с главными метрологами или инженерно-техническими работниками, ответственными за метрологическое обеспечение.

20. Руководство работами по метрологическому обеспечению в функциональных филиалах и других структурных подразделениях возлагается на главного инженера, взаимодействующего с главным метрологом.

21. Совет главных метрологов ОАО "РЖД", созданный в целях формирования и проведения единой технической политики в области метрологического обеспечения, координации работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, совершенствованию форм и методов деятельности метрологической службы, возглавляет заместитель начальника Департамента технической политики — главный метролог ОАО "РЖД".

Читайте также:  Метрология утилизация

IV. Права и функции головной структуры метрологической службы

22. Головная структура метрологической службы имеет право:

— осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки (поверки) средств измерений, соблюдением требований законодательства Российской Федерации, а также нормативных документов ОАО "РЖД" в области обеспечения единства измерений;

— представлять ОАО "РЖД" по вопросам метрологического обеспечения в федеральном органе исполнительной власти в сфере технического регулирования и метрологии, а также в других федеральных органах исполнительной власти по вопросам метрологии;

— выдавать руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" предписания по устранению нарушений метрологических правил и норм;

— запрашивать от подразделений метрологических служб ОАО "РЖД" материалы, необходимые для осуществления метрологического надзора и контроля;

— вносить в установленном порядке руководству ОАО "РЖД" предложения о внесении изменений в нормативные документы ОАО "РЖД", противоречащие метрологическим правилам и нормам, готовить заключения по проектам нормативных документов ОАО "РЖД" в области стандартизации и метрологии;

— вносить руководству ОАО "РЖД" предложения о поощрении работников метрологической службы.

23. Функциями головной структуры метрологической службы являются:

— взаимодействие по вопросам обеспечения единства измерений с федеральным органом исполнительной власти в сфере технического регулирования и метрологии, а также с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам метрологии;

— координация деятельности подразделений метрологической службы;

— организация и проведение аккредитации базовой структуры метрологической службы;

— организация и координация работ по анализу состояния измерений в филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД";

— руководство работами по формированию и выполнению программ по метрологическому обеспечению филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД";

Источник



Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Баранникова, С. А. Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте / С. А. Баранникова, Е. В. Кононенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31832/ (дата обращения: 19.06.2021).

Метрологическое обеспечение в локомотивном хозяйстве, а также весовое хозяйство в железнодорожной отрасли должны развиваться и совершенствоваться, что позволит обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте, система развески локомотивов.

На сегодняшний день, одним из безопасных, удобных методов коммуникации между городами, регионами, странами мира является железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт предназначен для перевозки пассажиров, и различных грузов. В России – обладательнице одной из наиболее протяженных сетей железных дорог в мире – главным представителем этой отрасли является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Железнодорожный комплекс Компании имеет особое стратегическое значение для России. Он служит связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны и является самым доступным транспортом для миллионов граждан в части пригородного сообщения.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний, что определяется следующими факторами:

 объемами грузовых и пассажирских перевозок;

 высоким финансовым рейтингом;

 развитой научно-технической базой;

 проектными и строительными мощностями;

 значительным опытом международного сотрудничества.

Технические характеристики ОАО «РЖД»

Наименование

Значение

Эксплуатационная длина железных дорог

Протяженность электрифицированных линий

Доля в грузообороте транспортной системы России

Доля в пассажирообороте транспортной системы России

Парк подвижного состава

Вид

Количество, тыс.

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)

Грузовые вагоны всех типов*

Маневровые локомотивы (тепловозы)

Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы)

Пассажирские вагоны дальнего следования

Пассажирские вагоны пригородных поездов

Миссия компанииОАО «РЖД»заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, а значит в эффективном выполнении задач национального железнодорожного перевозчика грузов, пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Главные цели деятельности Компании – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом при безусловном обеспечении безопасности движения.

Деятельность железнодорожного транспорта в целом контролируют государственные органы:

1) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс РФ);

2) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ);

3) Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

4) Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта);

5) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Они осуществляют следующие функции государственного регулирования:

Министерство транспорта Российской Федерации разрабатываетгосударственную политикуи вопросы нормативно-правового регулированияв сфере аэронавигационного обслуживания пользователей различного вида транспорта, в том числе железнодорожного, и обеспечения транспортной безопасности.

Ространснадзор и Росжелдор относятся к подведомственным органам исполнительной власти Минтранса. Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзорув сфере железнодорожного и другого транспорта, а также функции понадзору за обеспечением транспортной безопасности.

Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлениюгосударственным имуществом, а также правоприменительные функциив сфережелезнодорожного транспорта.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывает государственную политику и обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области технического регулирования. Подчиненное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет Федеральный государственный метрологический надзор и другие виды деятельности по обеспечению единства измерений.

К основным правовым документам, регулирующим метрологическую деятельность ОАО «РЖД», относятся Федеральные законы «О техническом регулировании» [3]; «Об обеспечении единства измерений» [4]; «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [5]. Вступили в действие Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [6], «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» [7]; «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» [8].

В качестве нормативных документов применяются документы ОАО «РЖД»: Положение о метрологической службе ОАО «РЖД» [9], стандарты организации ОАО «РЖД»: «Система калибровки средств измерений в ОАО «РЖД» [10], стандарты организации (СТО) по метрологическому обеспечению ОАО «РЖД», Соглашение о взаимодействии между Росстандартом и ОАО «РЖД» [11].

Организация деятельности метрологической службы в ОАО «РЖД» в целом представлена на рис. 1.

На сегодняшний день в ОАО «РЖД» действуют 16 центров метрологии, парк обслуживаемых средств измерений составляет: 1 872 375 единиц. К ним относятся средства измерений, применяемые в сервисных локомотивных и ремонтных депо, при ремонте и обслуживании путевого хозяйства, а также на тяговом подвижном составе и других хозяйствах ОАО «РЖД».

Рис. 1. Организация деятельности метрологической службы в ОАО «РЖД»

Требования указанных выше технических регламентов [6–8] обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, а также при оценке соответствия продукции. В техническом регламенте «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [6] говорится, что железнодорожный подвижной состав включает в себя:

2) мотор-вагонный подвижной состав и его вагоны;

3) пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее – пассажирские вагоны);

4) грузовые вагоны;

5) специальный железнодорожный подвижной состав.

На локомотиве применяются различные типы средств измерений: средства измерения электрических величин, теплотехнических и давления, которые подлежат калибровке в Дорожных центрах метрологии.

Средства измерения с локомотивов обслуживаются в соответствии со сроками калибровки, регламентированными нормативной документацией.

На все виды ремонта и технического обслуживания локомотива имеются руководства по ремонту и руководства по эксплуатации.

Локомотив во время ремонта подвергается определенному количеству испытаний, и регламентированным видам контроля качества ремонта.

Одним из таких элементов контроля является развеска локомотивов, которая проводится на развесочной станции. Система развески предназначена для определения осевой нагрузки и колес тягового подвижного состава (ТПС) на рельсы, что напрямую влияет на безопасность движения состава.

На сегодняшний день, на Свердловской железной дороге выполняется текущий ремонт электровозов ТР-3 (при достижении 600 тыс. км. пробега) в соответствии с нормативной документацией. Одним из элементов контроля ремонта ТР-3, является развеска локомотива на развесочной станции.

Читайте также:  Метрология ее историческое развитие

В связи с тем, что происходит увеличение парка локомотивов, и в эксплуатацию поступают новые локомотивы типа 2ЭС6, 2ЭС10, актуальна разработка более совершенных систем развески электровозов, что позволит обеспечить высокую точность процесса, качество измерений, сократить время на осуществление процесса развески и обеспечения технической независимости системы.

Корректное взвешивание и получение точных данных системы развески позволят решить ряд важных задач, в том числе:

  1. Своевременно выявить и отрегулировать положение локомотива относительно горизонта, что позволит минимизировать риск опрокидования на опасных участках рельсового пути.
  2. Значительно снизить износ бандажей и увеличить ресурс износа колесных пар, так как при неравномерном распределении нагрузки, бандажи колесных пар стачиваются неравномерно, что влечет за собой дополнительные расходы на обточку бандажей колесных пар и обслуживание локомотива в целом.
  3. Снизить степень разрушения верхнего строения пути.

На сегодняшний день существует несколько типов вагонных весов: механические, тензометрические и электронные.

Вагонные весы, установленные на железной дороге, трудноприменимы для взвешивания локомотивов, в связи со сложностью и масштабностью их монтажа.

Монтаж вагонных весов производится на фундаментном основании, тогда как развеску локомотива необходимо производить на канаве для обслуживания локомотива. Локомотив должен быть обесточен, что возможно реализовать на территории цеха. При возникновении необходимости в регулировке пружин, локомотив поднимают на домкратах, чтобы высвободить тележку.

Все вышеперечисленное подчеркивает необходимость разработки и внедрения новых видов весов для использования в локомотивном хозяйстве.

Существующие виды развески локомотивов достаточно трудоемкие: время развески одной секции локомотива занимает от 3-6 часов, что значительно снижает производительность.

Сегодня, зачастую, используют для развески локомотивов дорогостоящие вагонные весы типа ВД-30 производства компании ООО «Авитек-Плюс». Монтаж осуществляется путем замены рельсов существующего пути на измерительные рельсы с тензоизмерительными элементами.

Мы предлагаем более простую по монтажу и эксплуатации, низкую по себестоимости и более подходящую по техническим характеристикам конструкцию системы развески локомотивов. Схема расположения датчиков в рельсе приведена на рис. 2.

Принцип действия предлагаемой системы. В системе используются конические тензометрические датчики упругой дефформации. Для взвешивания каждого колеса, предусмотрены отрезки рельса длиной 1000 мм, в которые вмонтированы два конических датчика. Каждый отрезок считается независимой весовой системой.

Расстояние между центрами двух колесных пар в тележке локомотива составляет 3000 мм, между соседними весовыми отрезками рельса – 2000 мм. Расстояние между центрами колесных пар соседних тележек ломотива 6400 мм, между весовыми отрезками – 5400 мм. Исходя из этого, можно предположить,что влияние соседних весоизмерительных отрезков рельса друг на друга – минимально.

Погрешность одного датчика системы составляет ±100 кг; в предположении о равномерном распределении погрешности двух датчиков на одном отрезке рельса, их общая погрешность также не превысит ±100 кг. Таким образом, погрешность в колесной паре не будет превышать ±200 кг. По техническим требованиям разность нагрузки от колес в одной колесной паре не должна превышать 5 кН (или 500 кг). Следовательно, погрешность ±200 кг является допустимой.

ЭСКИЗ-1.jpg

Рис. 2. Схема расположения датчиков в рельсе

Длинный отрезок рельса – 1000 мм, позволяет выставлять колесо локомотива не точно по центру весоизмерительного отрезка рельса, а в определенном диапазоне.

Максимальный предел измерений нашей системы достигает 320 тонн. Класс точности каждого датчитка 0,5; более подробные характеристики датчиков приведены в табл. 3.

Источник

Сертификация железнодорожной продукции

Наш сертификационный центр работает в области оценки качества и безопасности всех видов продукции, применяемой для обеспечения деятельности железной дороги. Мы предоставляем услуги по организации обязательной и добровольной сертификации железнодорожной продукции в целях подтверждения соответствия актуальным требованиям. В нашей компании Вы можете получить исчерпывающую консультацию о порядке взаимодействия с Регистром сертификации железнодорожного транспорта. Наши специалисты помогут Вам собрать нужные документы и подготовить Вашу технику к сертификации. Это позволит Вам сэкономить временные и финансовые ресурсы Вашего предприятия, ни на минуту не останавливая его работу.

Метрология, стандартизация и сертификация на железнодорожном транспорте

Процедура сертификации продукции для железной дороги в РФ осуществляется в особом порядке. Она подразделяется на два основных направления:

  • система обязательной оценки соответствия ССФЖТ на федеральном уровне, которая реализуется в соответствии с П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003;
  • система добровольной сертификации железнодорожной продукции ССЖТ.

Координацию работ по метрологии, стандартизации и сертификации на железнодорожном транспорте осуществляет Регистр сертификации железнодорожного транспорта

Перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации

Список продукции для железной дороги, подлежащей обязательной оценке в системе национальных стандартов ГОСТ Р, достаточно широк. Он устанавливается Постановлением Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Данный нормативно-правовой документ определяет не только категории изделий, на которые распространяется требование об обязательной оценке соответствия. Он также определяет форму сертификации ЖД-продукции.

Содержание этого документа регулярно пересматривается в соответствии с текущей рыночной ситуацией. В настоящий момент в перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации в форме подготовки сертификата, входит более 30 разделов. Еще целый ряд изделий требует оформления декларации о соответствии.

Порядок сертификации для ЖД-транспорта в Таможенном союзе

В дополнение к национальному законодательству в сфере железнодорожного транспорта применяются общие нормы Таможенного союза. Они распространяются на виды специализированной продукции, подпадающей под действие следующих техрегламентов ТС:

  • ТР ТС 001/2011, посвященный безопасности подвижного состава железных дорог;
  • ТР ТС 002/2011, устанавливающий критерии безопасности железнодорожного транспорта, движущегося с высокой скоростью;
  • ТР ТС 003/2011, определяющий критерии безопасности железнодорожной инфраструктуры.

Продукция, на которую распространяется действие данных нормативных документов, не может выпускаться в обращение без маркировки специальным знаком ЕАЭС.

Подготовка и оформление документов

Взаимодействие с Регистром сертификации железнодорожного транспорта требует серьезной подготовки. Наши специалисты готовы взять на себя эту задачу. Мы проведем для Вашей железнодорожной продукции полномасштабное обследование, по результатам которого сформируем список рекомендаций для сертификации. Наши специалисты не только окажут Вам помощь в сборе необходимых документов, но и предоставят поддержку на всех этапах процедуры сертификации. С нами Вы получите нужные документы с первой попытки, а Ваш бизнес будет работать в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Источник

Метрология железнодорожном транспорте

от 11 октября 2005 года N 1594р

Об организации метрологического обеспечения в ОАО "РЖД"

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и в целях организации метрологического обеспечения в ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2005 года прилагаемое Положение о метрологической службе ОАО "РЖД".

2. Установить, что руководство организацией метрологического обеспечения в ОАО "РЖД" осуществляет Департамент технической политики.

3. Руководителям причастных подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" назначить работников, ответственных за метрологическое обеспечение, и представить до 20 ноября 2005 года в Департамент технической политики сведения об этих работниках.

4. Руководителям причастных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" разработать положения о подразделениях метрологической службы ОАО "РЖД" в соответствии с Положением, утвержденным настоящим распоряжением, и утвердить их по согласованию с департаментом технической политики.

Первый
вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 11 октября 2005 года N 1594р

ПОЛОЖЕНИЕ
о метрологической службе ОАО "РЖД"

I. Общие положения

2. Настоящее Положение распространяется на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие работы по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору.

3. Метрологическая служба ОАО "РЖД" (далее — метрологическая служба) создана для организации работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществлению метрологического контроля и надзора, внедрению и соблюдению метрологических норм и правил с целью обеспечения безопасности движения, улучшения качества и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (оказываемых услуг), повышения качества ремонта и обслуживания подвижного состава и других технических средств железнодорожного транспорта, принадлежащих ОАО "РЖД" (далее — технические средства железнодорожного транспорта), обеспечения безопасных условий труда и охраны окружающей среды.

4. Метрологическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ОАО "РЖД", приказами и другими нормативными документами ОАО "РЖД", а также настоящим Положением.

Читайте также:  Белорусский государственный институт метрологии контакты

5. Метрологическая служба может привлекать на основании заключенных в установленном порядке договоров научно-исследовательские и проектные организации, учебные заведения, а также другие сторонние организации для научного, нормативного и методического сопровождения работ в области обеспечения единства измерений.

6. Филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", имеющие на балансе средства измерений, испытаний, диагностики и контроля и осуществляющие разработку, проектирование, производство, испытания, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт технических средств, должны иметь в своем составе подразделения метрологической службы (работников, ответственных за метрологическое обеспечение).

7. Структура подразделений метрологической службы железных дорог, функциональных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" определяется с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а также исходя из объема работ по метрологическому обеспечению, особенностей железных дорог (протяженности, оснащенности) и специфики деятельности функциональных филиалов или структурных подразделений ОАО "РЖД".

8. Поверка (калибровка) средств измерений, аттестация испытательного оборудования, наличие аттестованных методик выполнения измерений, применяемых для контроля нормируемых параметров в типовых технологических процессах производства и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта, являются обязательными для филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", имеющих на балансе средства измерений, испытаний, диагностики и контроля.

9. Подразделения метрологической службы в филиалах — железных дорогах (далее — железные дороги), в функциональных филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД" подлежат аккредитации Департаментом технической политики на право проведения калибровочных работ и на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора.

10. Финансирование работ по выполнению задач, стоящих перед метрологической службой, осуществляется за счет эксплуатационных расходов или капитальных вложений в зависимости от характера выполняемых метрологических работ.

II. Основные задачи метрологической службы

11. Основными задачами метрологической службы являются:

— обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений выполняемых работ в ОАО "РЖД";

— определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, строительства, испытаний и эксплуатации продукции, выпускаемой и используемой в ОАО "РЖД";

— проведение работ по оценке соответствия применяемых методов и средств измерений нормативам точности и достоверности измерений;

— внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного испытательного и контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, а также эталонов, применяемых для калибровки (поверки) средств измерений;

— осуществление в установленном порядке метрологического контроля путем калибровки (поверки) средств измерений;

— осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, используемыми для калибровки (поверки) средств измерений, соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" в области обеспечения единства измерений;

— планирование деятельности, направленной на развитие и совершенствование метрологической службы;

— установление рациональной номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

— обеспечение внедрения системы управления качеством измерений и испытаний при изготовлении, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании технических средств железнодорожного транспорта на основе применяемых стандартов.

III. Система метрологической службы

12. Метрологическая служба представляет собой систему, включающую головную и базовые структуры, подразделения метрологической службы на железных дорогах, в функциональных филиалах, других структурных подразделениях ОАО "РЖД" и Совет главных метрологов ОАО "РЖД" согласно приложению 1*.

* Текст приложения 1 в Экономике железных дорог не приводятся. — Примечание "КОДЕКС".

13. Головная структура включает в себя:

— вице-президента — главного инженера;

— начальника Департамента технической политики;

— заместителя начальника Департамента технической политики — главного метролога ОАО "РЖД";

— отдел стандартизации и метрологии Департамента технической политики;

— главных инженеров и работников, ответственных за метрологическое обеспечение в причастных департаментах (управлениях), осуществляющих организацию работ по метрологическому обеспечению в подведомственных хозяйствах на железных дорогах (вагонном хозяйстве, локомотивном хозяйстве и других хозяйствах).

14. Базовая структура включает в себя подразделения метрологической службы в проектных бюро и в Центральной станции связи — филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", осуществляющие методическое руководство работами по метрологическому обеспечению в закрепленной области деятельности согласно приложению 2*.

* Текст приложения 2 в Экономике железных дорог не приводятся. — Примечание "КОДЕКС".

15. Подразделения метрологической службы на железных дорогах включают в себя:

— главного инженера железной дороги;

— главного метролога железной дороги;

— отдел (сектор) службы технической политики железной дороги, осуществляющий работы по метрологическому надзору, организационно-техническому и методическому руководству подразделениями метрологической службы в структурных подразделениях железной дороги;

— главных метрологов (инженерно-технических работников, ответственных за метрологическое обеспечение) структурных подразделений железной дороги;

— инженерно-технических работников структурных подразделений отделений железной дороги, ответственных за метрологическое обеспечение;

— дорожный центр стандартизации и метрологии, выполняющий работы по калибровке, поверке и ремонту средств измерений, требующие наиболее точных эталонов;

— дорожные метрологические лаборатории (опорные лаборатории по видам измерений);

— отделенческие и узловые метрологические лаборатории;

— метрологические лаборатории структурных подразделений отделений железной дороги.

16. Подразделения метрологической службы в функциональных филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД" включают в себя:

— главного инженера (заместителя директора функционального филиала по управлению качеством);

— главного метролога (метролога).

17. Совет главных метрологов ОАО "РЖД" при Департаменте технической политики является консультативным органом, состоящим из главных метрологов филиалов ОАО "РЖД" и работников департаментов (управлений).

18. Общее руководство работами по обеспечению единства измерений в ОАО "РЖД" осуществляет вице-президент — главный инженер.

Организацию работы метрологической службой осуществляет начальник Департамента технической политики, имеющий заместителя — главного метролога ОАО "РЖД".

19. Руководство работами по метрологическому обеспечению на железных дорогах возлагается:

— на железной дороге — на главного инженера железной дороги, взаимодействующего с главным метрологом железной дороги;

— в структурных подразделениях железной дороги, а также в структурных подразделениях отделений железной дороги — на главных инженеров этих подразделений, взаимодействующих с главными метрологами или инженерно-техническими работниками, ответственными за метрологическое обеспечение.

20. Руководство работами по метрологическому обеспечению в функциональных филиалах и других структурных подразделениях возлагается на главного инженера, взаимодействующего с главным метрологом.

21. Совет главных метрологов ОАО "РЖД", созданный в целях формирования и проведения единой технической политики в области метрологического обеспечения, координации работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, совершенствованию форм и методов деятельности метрологической службы, возглавляет заместитель начальника Департамента технической политики — главный метролог ОАО "РЖД".

IV. Права и функции головной структуры метрологической службы

22. Головная структура метрологической службы имеет право:

— осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки (поверки) средств измерений, соблюдением требований законодательства Российской Федерации, а также нормативных документов ОАО "РЖД" в области обеспечения единства измерений;

— представлять ОАО "РЖД" по вопросам метрологического обеспечения в федеральном органе исполнительной власти в сфере технического регулирования и метрологии, а также в других федеральных органах исполнительной власти по вопросам метрологии;

— выдавать руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" предписания по устранению нарушений метрологических правил и норм;

— запрашивать от подразделений метрологических служб ОАО "РЖД" материалы, необходимые для осуществления метрологического надзора и контроля;

— вносить в установленном порядке руководству ОАО "РЖД" предложения о внесении изменений в нормативные документы ОАО "РЖД", противоречащие метрологическим правилам и нормам, готовить заключения по проектам нормативных документов ОАО "РЖД" в области стандартизации и метрологии;

— вносить руководству ОАО "РЖД" предложения о поощрении работников метрологической службы.

23. Функциями головной структуры метрологической службы являются:

— взаимодействие по вопросам обеспечения единства измерений с федеральным органом исполнительной власти в сфере технического регулирования и метрологии, а также с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам метрологии;

— координация деятельности подразделений метрологической службы;

— организация и проведение аккредитации базовой структуры метрологической службы;

— организация и координация работ по анализу состояния измерений в филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД";

— руководство работами по формированию и выполнению программ по метрологическому обеспечению филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД";

Источник