Метрология законодательная метрология нормативная база

Метрология законодательная метрология нормативная база

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений», установлены обязательные требования и которые выполняются при:

    1. осуществлении деятельности в области здравоохранения;
    2. осуществлении ветеринарной деятельности;
    3. осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
    4. осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
    5. выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
    6. осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
    7. осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
    8. выполнении государственных учетных операций;
    9. оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
    10. осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
    11. осуществлении геодезической и картографической деятельности;
    12. осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
    13. проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
    14. выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
    15. проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
    16. выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
    17. осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

    Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

      1. Федеральный закон Российско Федерации от 26.06.2008 года № 102-ФЗ “ Об обеспечении единства измерений”
      2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №482 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации».
      3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №718 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
      4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».
      5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г. №879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».
      6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №884 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных образцов и свойств веществ и материалов».
      7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №1057 «О порядке оплаты работ и или услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».
      8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 г. №250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».
      9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».
      10. Приказ Минпромторга России от 30.11.2009 г. №1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2009 г. №15866).
      11. Приказ Минпромторга России от 15.02.2010 г. №122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2010 г. №16674).
      12. Приказ Минпромторга России от 16.03.2010 г. №196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2010 г. №16940).

      14 июня патриотическая столица России отметила День города. Все праздничные мероприятия в День города прошли под девизом «Севастополь, я люблю тебя». Город-герой Севастополь отметил 238 годовщину основания.

      Слова поздравления Губернатора Севастополя звучали так «Нет такого человека, кто бы приехал в Севастополь и остался равнодушным. Севастополец – звучит гордо! Это про всех нас. Тех, кто живёт вместе с городом, кто любит его всем сердцем, кто хранит героическую историю, кто сделает всё для того, чтобы наш Севастополь процветал. Мы сегодня живём под мирным небом, в любимой стране, говорим на родном языке. У нас есть необходимое для того, чтобы быть счастливыми и созидать».

      В числе праздничных мероприятий, приуроченных к этой дате, прошло торжественное награждение победителей в городском конкурсе «Лучший коллективный договор» за 2020 год.

      Конкурс проводится в Севастополе с 2007 года. Основными целями его проведения были и есть повышение уровня колдоговорной работы, усиление конструктивного взаимодействия профсоюзных организаций и работодателей по обеспечению трудовых и социально-экономических интересов работников, повышение эффективности коллективных договоров и распространение передового опыта колдоговорной работы.

      По итогам конкурса ФБУ «Севастопольский ЦСМ» занял почетное первое место и был награжден дипломом «Лучший коллективный договор» за 2020 год, что подтверждает высокий уровень коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в Центре.

      «Мы совместно с профсоюзом нашего Центра постоянно совершенствуем данное направление, в планах дальнейшее обновление коллективного договора, который должен предусматривать дополнительные меры поддержки сотрудников, членов их семей», — отметила и.о. директора ФБУ «Севастопольский ЦСМ» Наталья Кривенко.

      В феврале 2021 года Севастопольский ЦСМ приобрел дозиметр ДРК-1Э, а в мае текущего года Приказом Федеральной службы аккредитации утверждено дополнение к области аккредитации.

      Данный дозиметр предназначен для использования в качестве эталона при проведении поверки и калибровки дозиметров рентгеновского излучения клинических с проходными ионизационными камерами типов ДРК-1, ДРК-1П, ДРК модификаций ДРК-1, ДРК-1М, ДРК-1М Абрис и аналогичных средств измерений произведения кермы (поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения и произведения мощности кермы (мощности поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения.

      Дозиметры ДРК, встроенные в рентгенаппараты, используются для определения дозы рентгеновского излучения, получаемой пациентом при рентгенодиагностике и рентгенотерапии. Применяются в медицинских учреждениях на рентгеновских аппаратах различного назначения. Использование дозиметра ДРК-1Э позволяет проводить поверку указанных дозиметров на месте эксплуатации без демонтажа.

      Расширение по данным средствам измерения стало долгожданным событием для заказчиков, которым не нужно отправлять свои средства измерения для поверки в другие регионы.

      В соответствии с Приказом Федеральной службы по аккредитации от 21.05.2021 г. №ПК1-153 ФБУ «Севастопольский ЦСМ» подтвердил компетентность в области обеспечения единства измерения для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, калибровке средств измерений, аттестации методик (методов) измерений и метрологической экспертизе документов.

      Кроме того, принято решение о расширении области аккредитации для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, включающее 18 групп средств измерений.

      В приемную ФБУ «Севастопольский ЦСМ» участились обращения от жителей города после нахождения ими в своих почтовых ящиках сомнительных «уведомлений» о необходимости проведения процедуры поверки принадлежащих им счетчиков воды, при том, что саму поверку они проводили либо недавно, либо ее срок еще не истек.

      Мы неоднократно информировали наших граждан о том, что ФБУ «Севастопольский ЦСМ» не имеет никакого отношения к подобного рода «Предупреждениям» и «Уведомлениям». Если вы обратитесь в разославшую вам это письмо организацию, то Вам под любым предлогом предложат отказаться от навязанной ими же поверки. Вместо этого представители данной организации будут настаивать на приобретении у них нового счетчика воды по многократно завышенной цене. При этом в процессе замены будет неизбежно нарушена пломба ресурсопоставляющей организации, что повлечет за собой массу проблем с перерасчетом услуг за поставленную воду.

      Саму же поверку счетчиков воды нет необходимости проводить чаще установленных для них межповерочных интервалов. Так, например, для счетчиков холодной воды российского производства этот интервал составляет один раз в шесть лет. Да и процедура поверки может быть проведена лишь в аккредитованной национальной системе аккредитации организации. ФБУ «Севастопольский ЦСМ» является такой организацией и оснащен новым современным оборудованием, позволяющим нашим специалистам в кратчайшие сроки проводить поверку всех видов бытовых счетчиков воды, а также поверку промышленных счетчиков, установленных на предприятиях города Севастополь.

      Подробнее в сюжете новостного портала «Вести Севастополь»:


      (По материалам статьи с новостного портала «Вести Севастополь»: vesti92.ru).

      +7 (8692) 55-90-01

      299008 г. Севастополь, улица 6-я Бастионная, 32

      Задать вопрос

      Источник

      

      Нормативно правовые основы метрологии

      Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
      1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
      2. Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании».
      3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
      4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
      5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

      Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, детализирующие основы метрологической деятельности.

      Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений«, являются:
      • установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
      • регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
      • защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
      • содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
      • гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

      Закон закрепляет основы метрологии.

      Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

      Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

      Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

      Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

      Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

      Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

      Основными объектами ГСИ являются:
      • единицы ФВ;
      • государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
      • методы и средства поверки средств измерений СИ;
      • номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
      • нормы точности измерений;
      • способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
      • методики выполнения измерений;
      • методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
      • требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
      • термины и определения в области метрологии;
      • организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
      и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

      Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
      • Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
      • Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
      • Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
      • Положение о государственных научных метрологических центрах;
      • Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
      • Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
      • Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
      • Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).

      Для реализации положений законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
      К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
      Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.

      Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

      Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

      Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

      Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

      Источник

      Метрология

      Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

      Обеспечение единства измерений – деятельность, направленная на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении единства измерений, международными договорами Республики Беларусь, а также правом Евразийского экономического союза.

      Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь – совокупность субъектов обеспечения единства измерений, законодательства об обеспечении единства измерений, Государственного информационного фонда по обеспечению единства измерений, мер по государственному регулированию в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор, а также работ по метрологической оценке.

      Основной целью обеспечения единства измерений в Республике Беларусь является защита прав и законных интересов государства, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.

      Для обеспечения единства измерений в Республике Беларусь Госстандартом создана государственная метрологическая служба.

      Государственная метрологическая служба включает национальный метрологический институт и другие юридические лица (центры стандартизации, метрологии и сертификации), подчиненные Госстандарту и уполномоченные им на проведение испытаний в целях утверждения типа средства измерений или утверждения типа стандартного образца, работ по метрологической оценке в сфере законодательной метрологии.

      Метрологическая оценка – совокупность работ, проводимых в целях обеспечения единства измерений, является одной из основных задач государственной метрологической службы.

      Метрологическая оценка включает в себя следующие виды работ:

      • утверждение типа средства измерений, утверждение типа стандартного образца; ;
      • калибровка;
      • метрологическая экспертиза;
      • аттестация методик (методов) измерений;
      • сличение результатов измерений.

      реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов по обеспечению единства измерений, в том числе технических нормативных правовых актов по обеспечению единства измерений, действующих в Республике Беларусь;

      реквизиты и источники официального опубликования международных договоров Республики Беларусь, права Евразийского экономического союза в области обеспечения единства измерений;

      сведения Государственного реестра национальных эталонов единиц величин Республики Беларусь;

      сведения Государственного реестра средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь;

      сведения об аттестованных методиках (методах) измерений;

      информация об уполномоченных юридических лицах с указанием видов проводимых ими работ по метрологической оценке, а также об иных юридических лицах, уполномоченных Госстандартом на осуществление государственной поверки;

      информация о государственной поверке средств измерений;

      информация о стандартных справочных данных;

      информация о деятельности международных и региональных организаций по метрологии, в которых Республика Беларусь принимает участие;

      сведения об эталонах единиц величин, шкалах величин, используемых организациями государственной метрологической службы и уполномоченными юридическими лицами на осуществление государственной поверки;

      сведения о сличениях, выполняемых в сфере законодательной метрологии;

      иная информация в области обеспечения единства измерений, которую в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений необходимо представлять субъектам обеспечения единства измерений.

      Источник

      Правовые основы метрологической деятельности

      В Российской Федерации принят Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871 -1 «Об обеспечении единства измерений». До него, по существу, в нашей стране не было законодательных норм в области метрологии, а нормы устанавливались постановлениями Правительства РФ (далее — Закон о единстве измерений).

      Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены стабильными законодательными актами. Цели Закона:

      • защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

      • содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

      • создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

      • регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

      • адаптация российской системы измерений к мировой практике.

      Закон о единстве измерений устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Основные статьи Закона о единстве измерений устанавливают:

      • организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

      • нормативные документы по обеспечению единства измерений;

      • единицы величин и государственные эталоны единиц величин;

      • средства и методики измерений.

      Закон о единстве измерений определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение данного Закона.

      Современный переходный этап, связанный с ведением Закона о техническом регулировании, вызывает трудности в реализации некоторых положений Закона о единстве измерений (например, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право поверки, а также утверждения типа средств измерений), в связи с чем требуются дальнейшее совершенствование, актуализация, конкретизация законодательных положений.

      В области государственного метрологического надзора введены: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, что практикуется и в зарубежных странах.

      Закон о единстве измерений предусматривает добровольную систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Закон укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:

      • поддержка приоритетов международных договорных обязательства;

      • содействие процессам присоединения России к ВТО;

      • сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;

      • создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.

      Законом о единстве измерений предусмотрена юридическая ответственность нарушителей метрологических правил и норм. Статья 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания и др.). Статья 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

      Меры пресечения или предупреждения — это разновидность административных взысканий, их применяют государственные инспекторы.

      Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим лицам причинен имущественный или личный ущерб.

      Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологических правил и норм определяется решением администрации предприятия (организации) на основании Трудового кодекса РФ.

      Источник

      Читайте также:  Дорожный центр метрологии