Метрология вооруженных сил

Метрология вооруженных сил

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 января 2019 года N 3

Установить Порядок проведения в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них (приложение к настоящему приказу).

в Министерстве юстиции

13 февраля 2019 года,

регистрационный N 53766

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 15 января 2019 года N 3

Порядок проведения в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них, разрабатываемых (модернизируемых) в интересах Министерства обороны Российской Федерации*.

* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации — Управлением метрологии; Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации — Военно-научным комитетом; военные представительства Министерства обороны Российской Федерации — военными представительствами; федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный научный метрологический центр" Министерства обороны Российской Федерации — ФГБУ "ГНМЦ" Министерства обороны; воинские части, научно-исследовательские организации, испытательные полигоны — организациями Вооруженных Сил; должностное лицо, прошедшее соответствующую подготовку и аттестованное в установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации порядке в целях выполнения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них, — метрологом-экспертом; государственный оборонный заказ — ГОЗ; органы военного управления, которые осуществляют и отвечают за обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой (далее — ВВСТ) и военно-техническим имуществом (далее — ВТИ) по закрепленной номенклатуре до штатной и табельной потребности, создание и пополнение запасов ВВСТ и ВТИ до установленных норм, развитие закрепленной номенклатуры ВВСТ и ВТИ и формирование предложений в проект ГОЗ, — довольствующими органами; органы военного управления, которые осуществляют и отвечают за размещение заданий ГОЗ, сопровождение и контроль исполнения государственных контрактов, заключенных от имени Министерства обороны Российской Федерации в рамках ГОЗ, — заказывающими органами.

2. Обязательная метрологическая экспертиза образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них (далее — ОМЭ) проводится организациями Вооруженных Сил, аккредитованными на выполнение ОМЭ (далее — аккредитованные организации Вооруженных Сил).

3. Основными задачами ОМЭ являются:

оценка полноты и обоснованности требований по метрологическому обеспечению образцов и комплексов ВВСТ в тактико-технических заданиях на опытно-конструкторские работы по созданию (модернизации) ВВСТ, технических заданиях на составные части опытно-конструкторских работ по созданию (модернизации) ВВСТ, тактико-технических требованиях на инициативную разработку по созданию (модернизации) ВВСТ, выдаваемых Министерством обороны (далее — ТТЗ на ОКР), а также их соответствие нормативным правовым актам Министерства обороны и документам по стандартизации оборонной продукции;

оценка обоснованности и достаточности выбора состава измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);

оценка возможности контроля параметров ВВСТ в процессе испытаний и эксплуатации с помощью заданных средств измерений и контроля (контролепригодность ВВСТ);

оценка правильности выбора и применения средств измерений и контроля для заданных условий с учетом:

а) обеспечения требований к точности измерений и достоверности контроля параметров, заданных в ТТЗ на ОКР;

б) оценки схем передачи единиц величин;

в) соответствия периодичности поверки средств измерений периодичности технического обслуживания и ремонта ВВСТ;

г) требований по унификации и стандартизации;

оценка возможности поверки средств измерений, входящих в состав ВВСТ, в Вооруженных Силах;

оценка правильности выбора и применения методик (методов) измерений, а также необходимости их разработки;

установление технико-экономической целесообразности разработки и применения средств измерений и контроля для испытаний и эксплуатации ВВСТ;

оценка метрологического обеспечения испытаний ВВСТ;

определение соответствия метрологического обеспечения ВВСТ требованиям, заданным в ТТЗ на ОКР, а также требованиям государственных стандартов, документов системы общих технических требований и других документов.

4. На Управление метрологии возлагаются:

организация проведения ОМЭ в Вооруженных Силах;

организация разработки и доведения плана проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них (далее — План проведения ОМЭ) (приложение N 1 к настоящему Порядку);

обеспечение контроля выполнения Плана проведения ОМЭ;

контроль организации, порядка и качества проведения ОМЭ аккредитованными организациями Вооруженных Сил;

согласование проектов ТТЗ на ОКР;

аттестация в установленном порядке специалистов Вооруженных Сил, прошедших подготовку в качестве метрологов-экспертов.

5. На довольствующие органы возлагаются:

организация и контроль включения в ТТЗ на ОКР требований по проведению ОМЭ;

контроль наличия у подведомственных организаций Вооруженных Сил, выполняющих работы по военно-научному сопровождению (далее — ВНС) опытно-конструкторских работ по созданию (модернизации) ВВСТ (далее — ОКР), составных частей опытно-конструкторских работ по созданию (модернизации) ВВСТ (далее — СЧ ОКР) или инициативных разработок по созданию (модернизации) ВВСТ по тактико-техническим требованиям Министерства обороны (далее — инициативные разработки), аккредитации на выполнение ОМЭ в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ;

организация и контроль проведения ОМЭ ТТЗ на ОКР аккредитованными организациями Вооруженных Сил в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ;

организация доработки проектов ТТЗ на ОКР по результатам ОМЭ;

организация направления проектов ТТЗ на ОКР на согласование в Управление метрологии;

контроль включения в перечень технических заданий на выполнение СЧ ОКР технических заданий на создание средств измерений военного назначения, подлежащих обязательному согласованию с Управлением метрологии;

контроль выполнения требований по метрологическому обеспечению ВВСТ, установленных в ТТЗ на ОКР, при приемке этапов ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок.

6. На заказывающие органы возлагаются:

согласование проектов Плана проведения ОМЭ и изменений в План проведения ОМЭ в части касающейся;

обеспечение контроля выполнения Плана проведения ОМЭ (в части касающейся);

организация и контроль проведения ОМЭ при приемке этапа разработки технического проекта, утверждении программ и методик государственных испытаний ВВСТ, приемке этапа проведения государственных испытаний ВВСТ;

контроль выполнения требований по метрологическому обеспечению ВВСТ, установленных в ТТЗ на ОКР, при приемке этапов ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок;

включение в состав комиссий по приемке этапов технического проектирования и проведения государственных испытаний ВВСТ метрологов-экспертов (представителей аккредитованных организаций Вооруженных Сил).

7. На Военно-научный комитет возлагаются:

согласование проектов Плана проведения ОМЭ и изменений в План проведения ОМЭ текущего года;

контроль наличия согласования проектов ТТЗ на ОКР с Управлением метрологии;

контроль наличия у организаций Вооруженных Сил аккредитации на выполнение ОМЭ в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ.

8. На военные представительства возлагаются:

контроль своевременности представления головным исполнителем (исполнителем) технической документации на создаваемые (модернизируемые) ВВСТ в аккредитованную организацию Вооруженных Сил в соответствии с Планом проведения ОМЭ, а также полноты представления технической документации;

контроль выполнения головным исполнителем (исполнителем) мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении ОМЭ.

9. На ФГБУ "ГНМЦ" Министерства обороны возлагаются:

обобщение опыта проведения ОМЭ, разработка рекомендаций по повышению ее эффективности;

проведение ОМЭ проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ;

научно-методическое руководство проведением работ по ОМЭ.

10. На организации Вооруженных Сил, осуществляющие ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок, возлагаются:

проведение ОМЭ ТТЗ на ОКР;

направление проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ в ФГБУ "ГНМЦ" Министерства обороны для проведения ОМЭ;

проведение ОМЭ в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ на этапах разработки технического проекта и проведения государственных испытаний ВВСТ;

представление ежегодно до 15 октября в Управление метрологии предложений в План проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них (далее — предложения в План проведения ОМЭ) (приложение N 2 к настоящему Порядку);

направление выписок из Плана проведения ОМЭ (в части касающейся) в адрес головных исполнителей (исполнителей) ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок и военных представительств при них (далее — ВП);

направление в состав комиссий по приемке этапов технического проектирования и проведения государственных испытаний ВВСТ метрологов-экспертов (представителей аккредитованных организаций Вооруженных Сил).

11. На головного исполнителя (исполнителя) возлагаются:

представление в аккредитованную организацию Вооруженных Сил технической документации на создаваемые (модернизируемые) ВВСТ в соответствии с Планом проведения ОМЭ;

допуск метрологов-экспертов (представителей аккредитованной организации Вооруженных Сил) к создаваемым (модернизируемым) ВВСТ и их технической документации, а также обеспечение их работы;

выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении ОМЭ.

12. Управление метрологии на основе поступивших предложений в План проведения ОМЭ разрабатывает проект Плана проведения ОМЭ и направляет его на согласование в Военно-научный комитет и заказывающим органам до 15 ноября года, предшествующего планируемому.

13. Согласованный проект Плана проведения ОМЭ Управление метрологии представляет на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), до 15 декабря года, предшествующего планируемому.

14. Управление метрологии до 20 декабря года, предшествующего планируемому, направляет копию утвержденного Плана проведения ОМЭ в Военно-научный комитет, а выписки из Плана проведения ОМЭ (в части касающейся) — в заказывающие органы и аккредитованные организации Вооруженных Сил.

15. Аккредитованные организации Вооруженных Сил направляют выписки из Плана проведения ОМЭ (в части касающейся) в адрес головных исполнителей (исполнителей) ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок и ВП в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.

16. Организации Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок ежегодно до 1 мая представляют в Управление метрологии предложения (изменения) в План проведения ОМЭ текущего года.

Источник



Метрологические службы Вооруженных Сил РФ

Основной статус, цели и задачи метрологических служб Вооруженных Сил, основные обязанности и права должностных лиц по вопросам метрологического обеспечения обороны и безопасности государства определены следующими нормативными актами:

Читайте также:  Что за предмет метрология стандартизация

“Законом об обеспечении единства измерений” (ст. 1, часть 7);

“Положением о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации” (утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 100, раздел 1, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 780).

Этим же постановлением было утверждено " Положение об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации".

Общая структура метрологической службы Вооруженных Сил (МС ВС) Российской Федерации в соответствии с “Положением о Метрологической службе Вооруженных сил Российской Федерации” (введенное приказом министра обороны РФ 12.06.96 г. № 222), а также в соответствии с вышеупомянутым "Положением об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации" представлена на рисунке.

Структура метрологической службы

вооруженных сил Российской Федерации

Орган управления Метрологической службой вооруженных сил осуществляет руководство метрологическим обеспечением в вооруженных силах, взаимодействует с командующими родами войск и управлениями Министерства обороны, а также в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти РФ, вооруженными силами государств – участников СНГ.

Орган управления метрологической службой вооруженных сил возглавляет главный метролог ( начальник МС ВС РФ). Он управляет метрологическим обеспечением в вооруженных силах, организует работу метрологической службы вооруженных сил, руководит деятельностью Государственного научно-исследовательского института (32 ГНИИИ), Центральной базы (ЦБИТ) и других баз измерительной техники (БИТ) Министерства обороны, а также деятельностью подчиненных военных представительств (ВП).

Начальник метрологической службы вооруженных сил непосредственно подчинен Начальнику вооружения ВС РФ и является прямым начальником личного состава метрологических воинских частей и учреждений в составе Вооруженных Сил РФ.

В составе МС ВС РФ работает координационный технический совет по вопросам организации метрологического обеспечения ВС. Начальник метрологической службы ВС является его председателем и определяет персональный состав совета, его функции и распорядок работы.

32 ГНИИИ предназначен для проведения научных исследований, испытаний и разработок в области военной метрологии, измерительной техники, метрологического обеспечения силовых структур и выполняет следующие задачи:

1) разработка научных основ, нормативных и методических документов по метрологическому обеспечению Вооруженных Сил РФ;

2) разработка концепции и основных направлений развития военных эталонов, метрологических комплексов, систем и средств измерений, тактико-технических требований к ним и предложений в программы создания новых видов вооружений;

3) исследования и эксплуатация военных эталонов (как резерва государственных эталонов). Поверка по ним рабочих эталонов и выполнение особо точных измерений на образцах вооружения и военной техники;

4) выполнение функций Государственного центра испытаний средств измерений военного назначения и ведение специального раздела Государственного реестра средств измерений;

5) научно-методическое руководство и координация работ по военно-метрологическому сопровождению и метрологической экспертизе важнейших образцов вооружения и военной техники;

6) аккредитация метрологических воинских частей и подразделений на право поверки средств измерений, лицензирование деятельности воинских частей, осуществляющих изготовление, ремонт и реализацию средств измерений с соответствующим научно-техническим и методическим обеспечением.

Военные представительства РФ в организациях и на предприятиях промышленности, разрабатывающих и выпускающих СИ по заказам МО, выполняют задачи по контролю за качеством и приемкой продукции для нужд оборонных ведомств РФ.

Базы измерительной техники (БИТ) и Центральная база измерительной техники (ЦБИТ) предназначены для выполнения следующих основных задач:

1) поверка и ремонт рабочих эталонов метрологических воинских частей и подразделений;

2) разработка проектов методических документов на методы и средства поверки СИ;

3) разработка методов автоматизации поверки СИ;

4) формирование и хранение необходимой номенклатуры СИ.

На ЦБИТ, кроме того, возлагаются поверка и ремонт СИ, поставляемых в зарубежные страны, а также обеспечение метрологических подразделений поверительными клеймами и действующей нормативной документацией.

Помимо упомянутых метрологических организаций и частей центрального подчинения, в состав метрологической службы вооруженных сил входят:

— МС видов вооруженных сил и родов войск, управлений и служб Министерства обороны и Генерального штаба;

— МС тыла ВС, служб строительства и расквартирования войск;

— МС испытательных воинских частей и учреждений;

— МС военно-учебных заведений;

— МС научно-исследовательских отделов и лабораторий;

— МС армий, флотов, авиационных соединений, военно-морских баз, космодромов и др. воинских частей и подразделений.

Деятельность этих метрологических служб регламентируется и регулируется соответствующими положениями и руководствами.

Источник

III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Метрологическое обеспечение обороны – это деятельность Госстандарта России, Вооруженных Сил и других родов войск РФ, федеральных органов власти и юридических лиц по метрологическому обеспечению в сфере обороны.

В соответствии с «Положением о метрологическом обеспечении обороны в РФ» основными задачами метрологического обеспечения обороны являются:

Обеспечение функционирования МС в ВС и других войсках РФ в целях поддержания их боевой готовности;

Обеспечение требуемого качества ВВТ и других видов оборонной продукции;

Повышение эффективности научных исследований, опытных разработок и производства ВВТ, сокращение сроков и затрат, необходимых для их создания, испытания, изготовления и эксплуатации;

Содействие повышению уровня мобилизационной подготовки.

Госстандарт России в сфере обороны выполняет следующие функции :

— осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности по обеспечению ЕИ;

— утверждает совместно с МО нормативные документы, определяющие проведение работ по обеспечению ЕИ;

— по представлению МО принимает решение об отнесении технических устройств к средствам измерений военного назначения (СИВН);

— утверждает совместно с МО тип средств измерений военного назначения;

Под метрологическим обеспечением Вооруженных Сил понимается комплекс мероприятий по установлению и применению научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности, полноты и своевременности и оперативности измерений в войсках.

Основной целью метрологического обеспечения ВС является поддержание боевой готовности войск (сил) и готовности к применению по назначению вооружения и военной техники (ВВТ).

Метрологическое обеспечение ВС относится к сфере государственного метрологического контроля и надзора и является составной частью метрологического обеспечения обороны. Она осуществляется в мирное и военное время.

Особенностями метрологического обеспечения ВС являются:

1. Возможность передислокации объектов метрологического обеспечения и звеньев метрологической службы;

2. Мобильность и динамичность изменения парка СИ военного назначения;

3. Ограниченное время метрологического обслуживания образцов ВВТ;

4. Необходимость действия подразделений метрологической службы ВС в отрыве от основных баз;

5. Большая протяженность обслуживаемой территории;

6. Возможность влияния помех и разрушающих воздействий.

Метрологическое обеспечение ВС входит в состав технического обеспечения боевых действий ВС.

Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению ВС можно разделить на восемь областей деятельности:

1. Организация МлО ВС:

— построение системы МлО ВС (видовВС);

— разработка и переработка нормативных документов по МлО;

— управление МлО ВС;

— подготовка личного состава МС ВС и кадровая политика;

— внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) и создание АСУ МлО.

2. Метрологический контроль и надзор в ВС:

— испытания и утверждение типа СИВН;

— аккредитация, лицензирование и аттестация в ВС;

— осуществление метрологического надзора в ВС.

3. Метрологическое обеспечение ВВТ на всех этапах жизненного цикла:

— организация МлО ВВТ;

— военно-метрологическое сопровождение разработок;

— метрологическое обеспечение испытаний;

8. Формирование парка СИВН:

— программно-целевое планирование развития СИВН и подвижных лабораторий измерительных техники (ПЛИТ);

— их военно-техническое сопровождение;

— обеспечение надежности СИВН;

— управление номенклатурой СИВН и их каталогизация;

— создание запасов и обменного фонда СИВН.

5 . Эксплуатация СИВН и ПЛИТ:

— ввод в эксплуатацию, учет и категорирование;

— подготовка к применению и использование;

— списание и утилизация.

6.Снабжение войск (Сил) измерительной техникой:

— организация заказа и обеспечение СИВН;

— создание запасов СИВН м ЗИП.

7.МлО ВС в военное время:

— организация деятельности МС и восполнения парка СИВН;

— управление МлО боевых действий (операций);

— организация взаимодействия на территории.

8.Метрологическая подготовка личного состава ВС:

— подготовка личного состава, обслуживающего ВВТ;

— переподготовка и повышение квалификации личного состава метрологических служб ВС.

Поддержание боевой готовности войск невозможно обеспечить без измерений большого числа параметров и характеристик ВВТ.

Измерения составляют неотъемлемую часть боевой деятельности войск, являются основным способом получения объективной информации о состоянии ВВТ, условиях ее эксплуатации, состоянии здоровья и боеспособности личного состава, качестве и расходовании материально-технических средств.

Для выполнения работ по метрологическому обеспечению в сфере обороны и безопасности в ВС создаются метрологические службы по обеспечению единства измерений.

Непосредственное решение задач по метрологическому обеспечению ВС осуществляет Метрологическая служба, созданная для выполнения работ по обеспечению единства измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора в ВС.

Назначение, состав и задачи метрологической службы ВС, основные обязанности и права ее должностных лиц определяет «Положение о Метрологической службе ВС РФ» введенное Приказом МО РФ 12.06.96г. № 222.

В этом Положении сформулированы 27 основных задач метрологической службы ВС. Перечислим основные из них:

— планирование, организация и контроль за выполнением мероприятий МлО ВС в мирное и военное время;

— разработка и реализация концепции, военно-технической политики и основных направлений развития МлО ВС;

— создание и совершенствование научно-методических и организационных основ, нормативных документов по МлО войск (сил) в мирное и военное время;

— обеспечение живучести, автономности, мобильности и оперативности системы обеспечения единства измерений в ВС;

— программно-целевое планирование развития средств измерений, организация их разработки и испытаний;

— проведение государственного метрологического контроля в ВС: испытания, утверждение типа и поверка СИ, лицензирование деятельности воинских частей по изготовлению, ремонту и реализации СИ;

— аккредитация метрологических воинских частей и подразделений ВС на право поверки СИ;

— военно-метрологическое сопровождение и метрологическая экспертиза образцов ВВТ;

— установление правил эксплуатации СИ в войсках и осуществление их ремонта;

— методическое обеспечение подготовки специалистов по военно-учетным специальностям МлО, организация подготовки и аттестации поверителей средств измерений;

Читайте также:  Метрология наука о и методах измерения обеспечения их и способах достижения требуемой точности

— проведение государственного метрологического надзора в ВС;

— координация взаимодействия при решении задач Мло обороны;

— планирование и осуществление совместно с Госстандартом

России и другими органами федеральной исполнительной власти мероприятий по мобилизационной подготовке ГМС и организаций промышленности и другие.

Орган управления метрологической службой ВС осуществляет руководство метрологическим обеспечением ВС, обеспечивает проведение единой военно-экономической и научно-технической политики в военной метрологии и измерительной технике и выполняет задачи в соответствии с Положением о нем.

Структура метрологической службы ВС представлена на рис.5

Орган управления возглавляет Начальник Метрологической Службы ВС РФ – главный метролог. Он также руководит деятельностью 32 Государственного научно-исследовательского испытательного института МО (32 ГНИИИ МО), Центральной базы (ЦБИТ МО) и баз измерительной техники (БИТ МО) Министерство обороны, подчиненных военных представительств (ВП МО).

Начальник метрологической службы ВС назначается начальнику вооружения.

32 ГНИИ МО предназначен для проведения научных исследований, испытаний и разработок в области военной метрологии, измерительной техники, метрологического обеспечения войск, метрологического обеспечения войск в сфере обороны и безопасности.

Рис.5. Структура МС ВС РФ

ЦБИТ МО и БИТ МО предназначен для выполнения следующих основных задач:

— поверка и ремонт рабочих эталонов МВЧП;

— разработка проектов методических документов на методы и средства поверки средств измерений;

— разработка методов автоматизации поверки СИ;

— формирование и хранение запасов СИ центра по закрепленной номенклатуре.

На ЦБИТ МО, кроме того, возлагаются поверка и ремонт СИ, поставленных в зарубежные страны, а также обеспечение метрологических частей и подразделений поверительными клеймами и перечнями действующей нормативной документации на методы и средства поверки.

Военное представительство МО РФ в организациях и предприятиях промышленности, разрабатывающих и выпускающих СИ, предназначены для контроля за качеством продукции по заказам ВС и решают задачи в соответствии с Положением о них.

Помимо этих метрологических организаций и частей центрального подчинения в метрологическую службу ВС входят:

a. МС видов , Тыла ВС, строительства и расквартирования войск, родов войск, главных и центральных управлений, управлений и служб МО и Генерального штаба ВС;

b. МС округов, группы войск, флотов;

c. МС авиации Сухопутных войск, фронтовой, дальней, военно-транспортной авиации, резерва и подготовки кадров ВВС;

d. МС армий, флотилий, ВВС военных округов, ВВС флотов, Управления главного центра, строительных управлений военных округов (флотов), корпусов, эскадр, районов базирования и военно-морских районов, военно-морских баз, космодромов;

e. МС испытательных воинских частей и учреждений;

f. МС соединений;

g. научно-исследовательских отделы, лаборатории по проблемам МлО войск (сил), научно-исследовательских организаций ВС;

h. МС военно-учебных заведений МО;

i. МС воинских частей (ВЧ, кораблей, арсеналов, учреждений);

j. метрологические воинские части и подразделения.

Под метрологическими воинскими частями и подразделениями понимаются базы ИТ, мастерские ИТ, лаборатории ИТ, и пункты ИТ всех наименований.

Распределение основных функций метрологических частей и подразделений представлено в таблице 1.

МВЧП Основные функции ЦБИТ БИТ МИТ ЛИТ КИЛ
Поверка и ремонт разрешенной номенклатуры рабочих эталонов. + +
Обеспечение поверительными клеймами и нормативными документами. +
Разработка проектов методических документов на методы и средства поверки СИ. +
Разработка методов автоматизации поверки СИВН. + +
Формирование и хранение запасов СИ по закрепленной номенклатуре и обменных фондов СИ. + + +
Поверка и ремонт разрешенной номенклатуры СИВН. + + +
Оказание помощи в метрологическом обслуживании ВВТ. + +
Выделение подвижных метрологических групп. + + +
Метрологическое обслуживание закрепленных СИВН. + + + +

Командиры и начальники соответствующего уровня осуществляют общее руководство и контроль за метрологическим обеспечением и обеспечивают условия функционирования соответствующих подразделений МС. Заместители командиров по вооружению осуществляют непосредственное руководство подчиненными метрологическими службами.

Обязанности должностных лиц метрологической службы ВС РФ изложены в «Положении о МС ВС РФ». Начальники метрологических служб воинских частей руководствуются в своей деятельности требованиями статей 107-109, 117 Устава внутренней службы ВС РФ.

Таким образом, метрологическое обеспечение ВС является составной частью метрологического обеспечения обороны и имеет целью поддержание боевой готовности войск и готовности к применению по предназначению вооружения и военной техники.

Источник

Проблемы метрологического обеспечения операций (боевых действий)

ОСНАЩЕНИЕ войск и сил флота новыми высокоэффективными средствами вооруженной борьбы обусловило повышение значимости всех видов обеспечения, в том числе и метрологического. Под ним понимают комплекс мероприятий, направленных на достижение необходимого качества, единства, требуемой точности и своевременности измерений и инструментального контроля параметров вооружения и военной техники в целях поддержания их в постоянной готовности. Эффективность метрологического обеспечения оказывает существенное влияние на успешное выполнение войсками и силами флота боевых задач. Решение вопросов применения, технического обслуживания, ремонта и возвращения в строй оружия и техники зависит от качества и своевременности контроля, укомплектованности соединений и частей контрольно-измерительной аппаратурой. Точность поражения цели обусловлена безошибочным определением параметров при пусках и стрельбах, а готовность к использованию техники — достоверностью и быстродействием средств контроля этих параметров. Уровнем измерений определяются оперативность и правильность информации о состоянии техники, окружающей среды и личного состава, расходовании материальных средств, а следовательно, и принятие решения на применение войск (сил) при подготовке и в ходе операции (боя).

Качественные показатели измерений техники в войсках и на флотах становятся одним из наиболее важных факторов повышения боеготовности. Все это предопределило появление новых тенденций в развитии метрологического обеспечения и резко повысило его роль в поддержании требуемой боеготовности и восстановления боеспособности войск и сил флота.

Первая и основная из них — точность измерений. Это связано с неуклонным ростом точностных показателей у нового поколения оружия и техники. Например, в глобальной навигационной системе NAVSTAR (США) предусмотрена установка на спутниках квантовых стандартов частоты, обладающих точностью до 1٠1013. Суммарная погрешность таких «часов» составит за несколько миллионов лет 1 с. Столь высокая точность бортовых «часов» позволит определить местоположение потребителя системы с погрешностью не более 20-30 м. Известно, что до 80 проц. отклонений головных частей ракет от допустимых обусловлено порой даже незначительными ошибками в установке параметров наземных и бортовых систем. Так, погрешность измерения температуры топлива некоторых оперативно-тактических ракет на один градус может привести к отклонению до 100 м и более.

Поиск повышения точности и дальности стрельбы обычных средств поражения привел к необходимости совершенствования их систем управления. Применение в системах управления огнем артиллерии типа «Такфайер» (США) и «Фальке» (ФРГ) высокочастотных лазерных дальномеров позволило повысить эффективность поражения цели примерно в 8 — 10 раз. Иностранные специалисты считают, что одной из основных проблем при создании систем с использованием лучевого оружия является разработка средств поиска, подтверждения, селекции и наведения цели. Эти средства должны обладать высокой точностью (погрешность наведения не больше 1 м на расстоянии до 5 тыс. км). Погрешность используемой для обслуживания этих средств контрольно-измерительной аппаратуры не превышает 2٠10-7, что соответствует требованиям к национальным эталонам единиц физических величин. Поэтому метрологическое обеспечение в последнее время все чаще называют службой точности.

Для достижения необходимой точности ориентации экспериментальных спутников LES-8 и LES-9 систем перспективной космической связи увеличена частота измерений положения космического аппарата на орбите и его коррекции по их результатам, что позволило, по данным специалистов США, повысить автономность работы спутников-ретрансляторов. Этот пример еще раз иллюстрирует направленность развития метрологического обеспечения — постоянное увеличение объема и сложности измерений.

Следующие важные тенденции — это расширение областей применения, появление новых измерительных задач при создании и эксплуатации боевой техники на основе ранее не известных физических явлений и принципов. Практика показала, что уже в настоящее время при техническом обслуживании и подготовке оружия к использованию 40 — 90 проц. времени занимают измерения. Следует подчеркнуть и такую особенность, как повышение требований к оперативности и своевременности выполнения измерений, быстродействию войсковых комплексов, средств измерений и контроля. Если 20 — 25 лет назад время, затрачиваемое на получение измерительной информации одного параметра сложного образца оружия, составляло от единиц до десятков минут, то сейчас требования к быстродействию контрольно-измерительной аппаратуры определяются долями секунды. Так, поступающие на вооружение ВВС США и других стран НАТО самолеты дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-ЗА системы «Авакс», Е-2С «Хокай», «Нимрод» позволяют обнаруживать воздушные цели во всем диапазоне скоростей полета на дальности 400 — 600 км с точностью не хуже (1,25-0,83) • 104 при быстродействии измерительной системы не более 0,8-3,2 с Весьма отчетливо проявляется и тенденция, связанная с повышением уровня насыщенности метрологическими приборами современных видов оружия. Всего 10 — 15 лет назад при управлении огнем танков применялись в основном визуально-оптические средства. В настоящее время танк оснащён тепловизионным прицелом, стабилизированным панорамным прицелом командира, лазерным дальномером и др. В системах управления танками и боевыми машинами используются многочисленные датчики для контроля: температуры, условий хранения и параметров боеприпасов; углов наведения орудия; скорости движения; характеристик метеообстановки; клиренса, параметров ходовой системы и др. Информация от датчиков поступает в бортовую ЭВМ для выработки необходимых управляющих воздействий. Наблюдается тенденция увеличения встроенных средств контроля и измерений во все сложные системы вооружения, что позволит значительно сократить время подготовки оружия к боевому использованию (с 70 проц. общего времени при наличии внешних средств контроля и измерений до 25 — 30 проц.).

В связи с этим возникает необходимость иметь гибкий и эффективный инструмент при выработке решений и планов, способный объединить опыт, знания, интуицию командиров со все возрастающими возможностями современной контрольно-измерительной и вычислительной техники. Поэтому актуальной становится проблема разработки теории метрологического обеспечения операций (боевых действий) войск и сил флота, представляющей собой сумму знаний о закономерностях, принципах и требованиях, организационных формах и методах решения задач этого вида обеспечения в мирное время, при подготовке и ведении операций и боевых действий.

Читайте также:  Исторические предпосылки возникновения метрологии

Метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Ее отраслью, направленной на решение задач по обеспечению боеготовности и восстановлению боеспособности войск и сил флота, высокой эффективности военной техники, является военная метрология (рис.), которая, опираясь на основные теоретические положения, развивает и обогащает их применительно к специфике военного дела. Обобщая научные положения и выводы двух основных разделов военной метрологии, необходимо выделить комплексный подход к решению задач метрологического обеспечения. Предметом теории являются методы анализа и синтеза системы метрологического обеспечения операции (боевых действий) войск и сил флота, ее структурного, информационного построения и применения.

Анализ метрологического обеспечения показывает два основных его направления: выполнение измерений и обеспечение их своевременности, качества, единства и требуемой точности. Выполнение измерений в войсках и на флотах осуществляется с помощью наиболее многочисленной части войсковой (флотской) контрольно-измерительной аппаратуры — рабочих средств измерений и контроля. Их применение, эффективная эксплуатация и хранение — составная часть метрологического обеспечения. Своевременность, качество, единство, требуемая точность измерений определяются по системе метрологического обеспечения войск и сил флота. На этапе разработки и производства военной техники основные задачи этой системы состоят в определении: состава контролируемых параметров; требований к своевременности, точности измерений и достоверности контроля с учетом реальных условий эксплуатации; номенклатуры контрольно-измерительной аппаратуры; методик измерений и контроля параметров и тактико-технических характеристик, а также задач метрологического сопровождения разработки, производства и экспертизы образцов вооружения. При использовании, эксплуатации и войсковом ремонте оружия и техники, при подготовке и ведении операций (боевых действий) основная цель функционирования системы метрологического обеспечения заключается в достижении соответствия всех видов и типов контрольно-измерительной техники требуемому уровню боеготовности войск (сил). Достигается она, как правило, укомплектованием (доукомплектованием) частей и соединений контрольно-измерительной аппаратурой; восполнением ее потерь и пополнением из запасов до необходимого уровня; проведением контроля за правильностью и качеством измерений в войсках и на флотах; проведением поверки и метрологической аттестации, обеспечивающих метрологическую работоспособность контрольно-измерительной аппаратуры.

Проблемы метрологического обеспечения операций (боевых действий)

Укомплектование (доукомплектование) войск (сил) контрольно-измерительной техникой осуществляется заказывающими управлениями и службами. Метрологическими частями и подразделениями решаются задачи, связанные с работоспособностью контрольно-измерительной аппаратуры (аттестация, поверка, мелкий ремонт), контролем за правильностью и качеством измерений, участием совместно со специалистами, эксплуатирующими и восстанавливающими вооружение и технику, в котировочных, регулировочных, регламентных, ремонтных работах, а также в восполнении потерь измерительной техники. Техническую основу этих частей и подразделений составляет метрологическая техника, включающая военные эталоны, войсковые (флотские) подвижные лаборатории измерительной техники и так называемые образцовые приборы, служащие для «восстановления» точности рабочих средств измерений и контроля. Образцовые приборы высшей точности аттестуются на военных эталонах. Затем точность «передается» в процессе поверки образцовым приборам, имеющим более низкую точность, а от них -рабочим средствам измерений, т. е. вооружению и технике. Число ступеней «передачи» определяется требованиями к точности измерений на образцах оружия и достигнутым уровнем развития военных эталонов и метрологической техники. Нормативно иерархия передачи точности, применяемые при аттестации (поверке) средства и методы измерений регламентируются в специальных документах — государственных и военных поверочных схемах.

Подвижные лаборатории измерительной техники — это размещенные на различных транспортных средствах автоматизированные или неавтоматизированные комплексы метрологической техники для поверки, аттестации и ремонта войсковой (флотской) контрольно-измерительной аппаратуры в местах ее эксплуатации. Номенклатура и количество военных эталонов, образцовых приборов непосредственно зависят от тактико-технических характеристик техники, уровня развития рабочих измерений и контроля.

Организация метрологического обеспечения войск и сил флота заключается в сборе и оценке сведений о состоянии метрологии в войсках (силах), в своевременном принятии решения и доведении задач до метрологических частей и подразделений, а также в осуществлении контроля за их выполнением и оказании необходимой помощи войскам (силам). Основой для организации является решение командующего (командира) на операцию (бой). Органы метрологической службы разрабатывают план метрологического обеспечения операции (боя).

В нем обычно отражаются основные задачи метрологического обеспечения при подготовке и в ходе операции (боевых действий), а также состав и распределение сил и средств метрологического обеспечения, мероприятия по обеспечению рабочими средствами измерений, метрологической техникой и имуществом; мероприятия по восстановлению (восполнению потерь) контрольно-измерительной техники; участие метрологических частей и подразделений в регламентных работах и техническом обслуживании вооружения и техники; мероприятия по обеспечению надежной работы контрольно-измерительной аппаратуры, жизнедеятельности метрологических частей и подразделений; порядок представления донесений, организация связи и управления.

Управление метрологическим обеспечением обычно осуществляется с тылового пункта. Приведение структуры и методов работы органов управления метрологическим обеспечением войск и сил флота в соответствие с современными требованиями к ведению операций (боевых действий) в последнее время стало одной из важных задач. Ее решение должно носить комплексный характер и идти по пути разработки основ организации, планирования и управления метрологическим обеспечением и внедрения высокоэффективных технических средств.

Необходимо отметить ряд особенностей в организации метрологического обеспечения операций (боевых действий) войск и сил флота.

Первая заключается в том, что построение сети метрологических частей и подразделений должно соответствовать, с одной стороны, организационной структуре войск (сил), а с другой — числу ступеней передачи точности от военных эталонов рабочим средствам измерений и контроля, а от них — военной технике. Число уровней организационной структуры не всегда соответствует количеству ступеней передачи точности, в связи с чем метрологические части и подразделения различного подчинения могут использовать образцовые приборы только одной степени точности. Поэтому важное значение приобретают целесообразное рассредоточение сил и средств метрологической службы, оперативное перераспределение усилий по звеньям организационной структуры войск (сил) в соответствии со складывающейся оперативно-тактической обстановкой, достижение высоких темпов восстановления контрольно-измерительной аппаратуры. Силы и средства метрологической службы должны быть максимально приближены к технике. Ремонт, поверку и аттестацию следует выполнять с необходимой оперативностью, без нарушения функциональной связи между метрологическими частями и подразделениями. Ее нарушение может привести к «разрыву» метрологической цепочки в передаче точности. Это в свою очередь скажется на выполнении боевой задачи. В связи с этим важное значение приобретают проблемы создания и применения высоконадежной метрологической техники, стойкой к воздействию внешних факторов искусственного и естественного происхождения, обладающей высокой степенью помехозащищенности, обеспечивающей полную автономность процедуры передачи точности. Решение этих задач достигается созданием высокоточных средств измерений и контроля на основе фундаментальных физических констант, стабильных атомных и квантовых эффектов и явлений, разработкой единой системы эталонов и образцовых приборов.

Вторая особенность заключается в том, что рабочие средства измерений и контроля, являясь составными и комплектующими частями военной техники, могут получать в ходе операции (боя) повреждения, отличающиеся от повреждений образцов техники, в состав которых они входят. Различные образцы оружия и техники комплектуются рабочими средствами измерений и контроля широкой номенклатуры. Поэтому, как показал опыт ряда учений, перед метрологической службой возникает довольно сложная задача организации восстановления всей номенклатуры средств измерений и контроля. Она может быть решена выбором рационального соотношения между запасами и обменными фондами контрольно-измерительной аппаратуры, комплектованием выездных групп из состава метрологических частей и подразделений на основе подвижных лабораторий измерительной техники, минимизацией номенклатуры и количества средств измерений и контроля, подлежащих обслуживанию, с учетом специфики решаемых задач метрологического обеспечения.

В современных условиях нельзя рассчитывать на длительный мобилизационный период. Поэтому система метрологического обеспечения мирного времени должна максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к метрологическому обеспечению операций (боевых действий). Решение этой задачи предполагает сосредоточение запасов контрольно-измерительной аппаратуры в заданных районах, формирование метрологических частей и подразделений в условиях ограниченных запасов метрологической техники, подготовку высококвалифицированных специалистов-метрологов. Необходимо также отметить, что в условиях ограниченного времени, применения мощных средств поражения особое значение приобретают вопросы обеспечения войск и сил флота контрольно-измерительной аппаратурой. Поэтому своевременное и бесперебойное пополнение запасов рабочих средств измерения, контроля и метрологической техники до установленных норм, максимальное использование ресурсов промышленной базы, осуществление снабжения по схеме «сверху вниз» также относятся к одной из задач организации метрологического обеспечения (см. рис.).

Масштабность и сложность задач метрологического обеспечения операций (боевых действий) обусловливают необходимость разработки методологии обоснования системы и ее элементов на основе применения математических методов и ЭВМ. Поэтому одной из задач является разработка модели системы метрологического обеспечения операций (боевых действий) войск и сил флота. По нашему мнению, она может состоять из следующих основных блоков: подсистемы передачи точности от военных эталонов рабочим средствам измерений и контроля; подсистемы управления процессами метрологического обеспечения; подсистемы оснащения войск (сил) контрольно-измерительной аппаратурой; подсистемы обеспечения функционирования метрологических частей и подразделений в боевых порядках войск (сил); подсистемы оптимизации характеристик и параметров модели; подсистемы подготовки исходных данных. При необходимости каждый из блоков может быть представлен совокупностью моделей. Приведем пример возможных моделей первого блока: для выбора точности между ступенями ее передачи; для обоснования количества ступеней передачи точности; функционирования метрологической части (подразделения) в боевых порядках сил и средств; для определения номенклатуры и количества метрологической техники на каждой ступени передачи точности и др.

В заключение следует отметить, что в рамках одной статьи невозможно подробно определить весь комплекс вопросов в каждой группе задач метрологического обеспечения операций (боевых действий). Военная метрология развивается в непосредственной связи с практикой метрологического обеспечения войск и сил флота. Поэтому военные ученые и практики должны в тесном взаимодействии сосредоточивать усилия для решения этих задач на основе системных военно-метрологических исследований и практической проверки теоретических выводов на войсковых и специальных учениях, широко внедрять их результаты в повседневную деятельность войск и сил флота.

Под единством в метрологии понимают состояние измерений, при котором их результаты выражены в разрешенных государственными стандартами единицах измеряемых величин (параметров), а погрешности известны с заданной вероятностью.

Источник