Менеджмент качества спортивная



Sport Management

Менеджмент в спорте (Спортивный менеджмент) — эффективное достижение целей спортивной организации, создание условий благоприятных для инвестирования и спонсирования. Заработать и грамотно воспользоваться полученными средствами, рационально использовать материальные, трудовые и информационные ресурсы. Информация, статьи, публикации, документы.

вторник, 25 февраля 2014 г.

Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

  • тренер ведет набор в спорт. школу, ведет учет, анализ, обобщение результатов работы;
  • инструктор организует.
  • производственными умениями;
  • умения использовать спортивный инвентарь, умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т. п.
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • руководство;
  • контроль;
  • анализ.
  • метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;
  • нормативно экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждение табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и т. д.;
  • метод прямого целевого финансирования предусматривает финансирование из федерального бюджета: а) спортивных сооружений и ФСО федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области ФКиС в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России.
  • общие: деловая беседа, совещание, метод приучения, метод упражнения.
  • созидающие и тормозящие методы управления: метод убеждения, методы одобрения и поощрения, осуждения и наказания.
  • цели и задачи спортивной организации, которые необходимо достичь;
  • особенности объекта управления (потенциальный и реальный контингент занимающихся);
  • особенности субъекта управления (профессиональный опыт менеджера, общественный статус спортивного клуба, федерации);
  • особенности конкретной управленческой ситуации;
  • возможности и специфика имеющего в распоряжении спортивного менеджера арсенала методов управления.
  • Менеджер-диктатор (код 9:1) в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это тип жесткого администратора, для которого результат – все, а человек – исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор – плохой управляющий.
  • Менеджер-демократ (код 1:9) прямо противоположен диктатору. В основе этого типа лежит принцип: «Быть всегда самим собой». Дела у такого менеджера идут как бы сами собой. Обычно в его действиях превалируют демократические перекосы. Польза от этого не очень большая.
  • Менеджер-пессимист (код 1:1) руководствуется девизом: «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от него очень малая.
  • Менеджера-манипулятора (код 5:5 – центр решетки) удовлетворяют средние достижения. Его девиз: «Не хватать звезд с неба». Главная тактическая линия – компромисс. У такого менеджера проявляется склонность к манипулированию людьми.
  • Менеджер-организатор (код 9:9) – самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие предприятия. Фирмы, где действуют менеджеры-организаторы, обычно процветают. Ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия, чтобы найти таких менеджеров. Можно сказать, что менеджер данного типа в сущности представляет собой эталон современного управляющего.

«Решетка менеджмента»

Эффективность работы ФСО зависит от личностных качеств руководителей и стиля их работы. Стиль работы возникает путем интеграции, взаимодействия личностных качеств руководителя и применяемых им методов управления.

Исходя из изложенного, стиль профессиональной деятельности спортивного менеджера можно определить как совокупность принципов и наиболее устойчивых методов управления при достижении основных целей организации и реализации функций менеджмента, а также как характер его взаимоотношений с подчиненными, равными по рангу коллегами и вышестоящими руководителями.

Теория менеджмента делит управленческие отношения на демократические и авторитарные. В соответствии с этим в теории менеджмента принято выделять три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль работы характеризуется чрезмерной централизацией власти, жестким регламентированием деятельности подчиненных. При авторитарном стиле исчезает простота в отношениях руководителя с подчиненными, теряется доверие и уважение. Менеджер неизбежно становится автократом в двух случаях: 1) когда он по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности ниже людей, которыми руководит; 2) когда подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру и низкий уровень дисциплины и ответственности за порученное дело.

Демократический стиль работы основывается на применении методов убеждения и положительной мотивации. Этот стиль опирается на сознательность и положительные качества подчиненных, руководитель демократического стиля опирается на мнение коллектива, предоставляет подчиненным самостоятельность в принятии решений, создает необходимые условия для их работы. Такой руководитель заботится об удовлетворении потребностей подчиненных, уважительно относится к людям.

Либеральный стиль работы менеджера характеризуется отсутствием перспективы и масштабности мышления, безынициативностью и ожиданием указаний сверху. Руководитель либерального стиля слабо контролирует деятельность подчиненных, вследствие чего управление отличается низкой результативностью.

Стиль управления меняется в зависимости от того, по какому из иерархических направлений он осуществляет коммуникации: с подчиненными ему сотрудниками или с вышестоящими руководителями. Стиль работы от этого может меняться на прямо противоположный.

= = =
«Решетка менеджера» — универсальное средство достижения единства социальных и хозяйственных целей в сфере производства. Решетка менеджера строится на комбинации двух фундаментальных составляющих работы менеджера: отношения к производству и отношения к людям. Внимание к производству означает концентрацию усилий менеджера на формировании успешных идей, объеме продаж, качестве обслуживания, реализации решений вышестоящего руководства и т.п. Внимание к людям предполагает создание творческой атмосферы: привлечение персонала к участию в принятии решений, обеспечение справедливой системы оплаты и т.д.(Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996)
Различные позиции на решетке менеджера выражают типичные модели такого поведения. Модель поведения менеджера, при которой он полностью сконцентрирован на производстве, называется моделью управления на основе задач. При этом менеджер выступает как требовательный руководитель, который следит за выполнением планов и дисциплиной сотрудников. Отклонение от намеченного плана рассматривается как результат ошибки кого-либо из сотрудников, который должен быть наказан. Подчинение сотрудников решениям руководителя безусловное, несогласие считается нарушением субординации. Недостатки такой модели поведения менеджера связаны с наличием условий, подавляющих творческую энергию сотрудников и снижающих их отдачу.
В другой модели людей не принуждают к работе, они пользуются поощрением и поддержкой. Их ошибки прощаются. Упор делается на неформальное общение. Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или идеи, которые могут нарушить взаимоотношения людей, не внедряются. Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере работоспособности сотрудников.
Оптимальной является такая модель поведения менеджера, которая обеспечивает гармоничное сочетание двух предыдущих моделей — интеграцию людей вокруг производства. Это — модель «управление группой». Здесь человеческие взаимоотношения формируются на основе решаемой задачи, поиска эффективных способов ее осуществления. Сотрудники ориентированы на достижение более высокой производительности труда и удовлетворенность успешным результатом. Менеджер несет ответственность за то, чтобы цели были ясными и реальными.
Модель «управление группой» обеспечивает долговременное развитие организации и творческие, доверительные отношения между сотрудниками. Вся культура организации должна изменяться в направлении этой модели, для чего используются технологии организационного развития.(Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996)

Решетка менеджмента – это теоретическая матрица, определяющая типологические методы и способы управления, которые используют руководители Rewetka blejka.jpgвсех уровней для урегулирования внутригрупповых взаимодействий.
По сути – это концепция, разработанная американскими специалистами в теории менеджмента Р. Блейком и Дж.С. Мутон, помогающая найти наиболее эффективные приемы управленческого влияния на деятельность организации.
Решетка менеджмента дает ответы на вопросы:
— Каков он – идеальный руководитель?
— Что такое компромиссный менеджмент?
— Что важнее – цели производства или интересы наемных сотрудников?
— Как найти «золотую середину» между такими стратегическими линиями как производство и персонал?
Ответы на эти вопросы нельзя угадать или понять самостоятельно. Существуют специально разработанные тесты для того чтобы руководитель мог понять, какой стиль управления характерен именно ему?

Опытные и профессиональные менеджеры по кадровой политике умеют пользоваться этими тестами.

Эта решетка дает возможность определить 5 характерных типов управленческого поведения:
Тип менеджера-организатора является предпочтительным и для управления предприятиями малого бизнеса, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят открытый характер. В малом трудовом коллективе «начальствование» обычно не подчеркивается, а обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой в рамках практической деятельности предприятия. Тем не менее именно он несет особую ответственность за результаты деятельности коллектива и хорошую атмосферу в нем. Если прерываются информационные потоки, дело можно сразу же поправить с помощью вопросов. Без бюрократических отношений сотрудники работают с удовлетворением и эффективно.

Крайние точки решетки Блейка
1) Выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал? (стремление к квадрату 1.9).
Если бизнесом управляет авторитарно-ориентированный менеджер, то в компании наблюдается:
— Производственные задачи более приоритетны, чем забота о сотрудниках, которые непосредственно занимаются производством.
— Корпоративная культура в компании характеризуется термином «добровольная тюрьма»
— Высокая текучка кадров.
— Жесткий тотальный контроль.
— Подчиненные не хотят брать на себя ответственность, проявлять инициативу и решать проблемы самостоятельно.
2) Создание условий труда, которые бы максимально отвечали потребностям и желаниям подчиненных? (стремление к квадрату 9.1).
3) «Нулевое управление», когда менеджер ни о чем не заботится, ни о производственных результатах, ни о рабочих условиях (стремление к квадрату 1.1).
4) Идеальное взаимоотношение – сверхуспешное производство и максимальное внимание к условиям труда (стремление к квадрату 9.9).

5) Оптимальный вариант, когда вопросам производства и персонала отведено равноценное внимание в пропорции 50/50 (стремление к квадрату 5.5)

Как это выглядит на практике?
В принципе, «чистых типажей» руководителя, который на 100 % соответствует одной или другой картине, скорее всего, не существует. И это хорошо. Ведь несложно понять, что если руководитель полностью соответствует первому критерию, то есть он ориентируется исключительно на «силовую» линию производства, то таких руководителей считают тиранами.
Второй тип – «демократ», но с ним успеха не добиться. Когда сотрудники не знают, что такое «дедлайн», то они расслабляются, ни к чему не стремятся, и со временем обесцениваются на рынке труда как специалисты.
Третий тип руководителей — «случайный» — долго на посту не задерживается – или его предприятие обанкротится, или его уволят, ведь ни один инвестор не хочет, чтобы его бизнес развалился.
Четвертого типа в принципе не существует, как и всего идеального или эталонного.

Читайте также:  Kpi менеджменте качества

Ну а пятый типаж – это редкость, но к этому показателю рекомендуется стремиться.

Источник

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ) В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Роль распределителя ресурсов весьма многообразна и заключа­ется как в разработке (участии в разработке) и выполнении бюд­жета организации и смет на проведение физкулыурно-спортив-ных мероприятий (см. главы 12 — 13), эффективной эксплуатации материально-технической базы (см. главу 9), так и в программи­ровании и нормировании работы персонала и т.д. Например: ру­ководитель физического воспитания образовательного учрежде­ния должен планировать и организовывать проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физической культуре, планировать ассигнования на приобретение спортивного имуще­ства и др.

Посредник(ведущий переговоры)

Роль посредника реализуется либо во время представительства на значительных и важных переговорах, либо при разрешении различных конфликтных ситуаций внутри или вне организации, связанных с ее основной деятельностью.

Конфликтные ситуации могут возникнуть по самым различ­ным причинам, в том числе связанным со здоровьем обучающих­ся. В целях недопущения конфликтных ситуаций подобного харак­тера инструктор по физической культуре образовательного учреж­дения, например, несет ответственность за жизнь и здоровье де­тей в период образовательного процесса, обеспечивая как пол­ную безопасность обучающихся при проведении физкультурных и

спортивных занятий, так и постоянный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений и т. п. Для предупреждения конфликтных ситуаций или их разреше­ния работники организации должны располагать необходимой и достаточной информацией. Поэтому руководитель физического воспитания образовательного учреждения, например, организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, обес­печивает контроль за состоянием их здоровья и физическим раз­витием в течение всего периода обучения, за проведением про­фессионально-прикладной физической подготовки и т. п.

Глава 19

Из приведенных в главе 18 определений понятий «управле­ние» и «менеджмент» следует, что они представляют собой си­стемы.

Система(в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим.

Любая система имеет две основные содержательные характери­стики. Во-первых, целостность: система представляет собой сово­купность конкретных, с присущими только им свойствами и ха­рактером взаимосвязи, частей. Во-вторых, делимость: система со­стоит из подсистем, которые также обладают системными свой­ствами, т.е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня; сама же система входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня или в так называемую надсистему.

Система управления (менеджмента)это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

В самом общем виде модель системы управления (менеджмен­та) может быть представлена в виде взаимодействия двух элемен­тов. Первым элементом является объект управления (менеджмен­та) или управляемая часть системы, воспринимающая управлен­ческое воздействие. В качестве второго элемента выступает субъект управления (менеджмента) или управляющая часть системы, ока­зывающая управленческое воздействие. В зависимости от конкрет-

ной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену систе­мы (например, завуч является субъектом управления по отноше­нию к учителям и объектом управления по отношению к дирек­тору образовательного учреждения).

Само же взаимодействие объекта и субъекта управления харак­теризуется как процесс, имеющий определенные ограничения и осуществляемый в соответствии с определенной целью.

Рассмотрим представленную в обобщенном виде модель систе­мы управления (менеджмента) на конкретных примерах.

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь фе­деральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической куль­туры и спорта, а также иные органы государственного и обществен­ного управления (см. главу 26), а в качестве объектов — физкуль-турно-спортивные организации различного уровня и характера (см. главу 27).

Процесс воздействия органов управления на физкультурно-спортивные организации носит конкретно-временной характер, ис­пытывая определенные ограничения. Так, например, очевидно, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта воздействуют на физкуль-турно-спортивные организации, расположенные на определенной территории, и в рамках предоставленной им компетенции; федера­ции по видам спорта — на физкультурно-спортивные организации, культивирующие конкретные виды спорта, и т.д.

Цели воздействия также заметно отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение еди­ной политики развития спорта высших достижений, то целью феде­раций по видам спорта — обеспечение развития конкретного вида спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших дости­жений.

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных под­разделений, а объектом — коллектив сотрудников организации (под­разделения) или отдельные исполнители.

В качестве ограничений процесса воздействия субъекта на объект в данном случае может выступать размер физкультурно-спортивной организации и ее организационно-правовая форма, квалификация и опыт руководителей различного ранга и исполнителей, а также дру­гие факторы.

Цель воздействия будет изменяться в зависимости от конкрет­ных обстоятельств в широком диапазоне: от получения прибыли (ком­мерческие физкультурно-спортивные организации) до выполнения

социальной миссии (некоммерческие физкультурно-спортивные орга­низации) и т.д.

Рассмотрим более подробно систему менеджмента в физиче­ской культуре и спорте.

Цель менеджмента в физической культуре и спорте

Цель менеджмента в физической культуре и спортеесть жела­емое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортив-ной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель менеджмента (управ­ления) нередко обозначается такими терминами, как «полити­ка», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной органи­зации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса ме­неджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по сво­ему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихий­ное воздействие.

Ход осознания и формулирования цели менеджмента в физи­ческой культуре и спорте называют целеполаганием, в процессе которого в соответствии с избранными критериями формируется иерархия целей (производится так называемая «декомпозиция» главной цели), графическое представление взаимосвязей и сопод-чиненности которых получило название «дерево целей». «Дерево целей» позволяет установить и наглядно представить, с одной стороны, приоритет целей (подцелей) и задач (подзадач) и, с другой стороны,’ вероятность их достижения с учетом имею­щихся ресурсов.

Целеполагание осуществляется на основе определенных пра­вил, к важнейшим из которых следует отнести следующие: описа­ние конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифферен­циация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели кри­териев ее достижения; формулирование для объектов менеджмен­та (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.

Для иллюстрации сформулированных выше правил целеполага-ния приведем извлечения из федеральной целевой программы «Мо­лодежь России (2001—2005 гг.)».

Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслое­ния, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых

и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в моло­дежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи; в сред­нем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолют­но здоровыми, а 45—50% имеют серьезные отклонения в физиче­ском и психическом развитии и др.

Основная цепь программы — создание и развитие правовых, со­циально-экономических и организационных условий для самореали­зации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Основные задачи программы: создание условий для патриоти­ческого и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развитиямолодежи . поддержка дея­тельности молодежных и детских общественных объединений; фор­мирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подрост­ков. .. и др.

Основные цели направления программы «Развитие молодежно­го, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта»: организация работы детских оздоровительно-образовательных уч­реждений, реализация вариативных программ и проектов организа­ции детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка и раз­витие форм и методов воспитания в молодых людях потребно­сти в физической культуре, спорте;пропаганда здорового образа жизни.

Задачи исполнителям (Министерство образования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и финансовый механизм реализации мероприятий раз­дела программы «Развитие массового молодежного спорта» на 2001—2003 гг.:

реализация молодежных спортивных программ общественных объединений, материально-техническое обеспечение деятельности молодежных спортивных клубов по месту жительства (5,31 млн руб., в том числе 1,38 млн руб. из федерального бюджета);

организация конкурсов проектов и программ по развитию спортив­но-массовой работы и физического воспитания (3,48 млн руб. и 0,63 млн руб. соответственно);

организация и проведение всероссийских турниров «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Плетеный мяч», «Снайперы баскетбола», а также соревнований среди юношей по кикбоксингу, среди девушек по мини-футболу, среди молодежи по картингу, спортивных турниров инвалидов среди молодежи (на каждый из названных турниров или соревнований предусмотрено выделение по 4,32 млн руб., в том числе по 0,33 млн руб. из госу­дарственного бюджета) и др.

Процесс менеджмента (управления) как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

Механизм менеджмента в физической культуре и спортепред­ставляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий

эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных орга­низаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работ­ников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Процесс менеджмента, осуществляемый с использованием конкретного механизма (см. главы 28 — 34) на основе сформули­рованной цели, содержательно представляет собой ход реализа­ции системой функций менеджмента.

Читайте также:  Системы менеджмента качества машиностроения

Источник

Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы упpавления

Комиссарчик, Г. Е. Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы упpавления / Г. Е. Комиссарчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7298/ (дата обращения: 19.06.2021).

В каждой стpане существуют pазличные отpасли наpодного xозяйства (матеpиальное и нематеpиальное пpоизводство), в т. ч. отpасль физической культуpы и споpта. Это является объективной основой pазpаботки наpяду с общей теоpией менеджмента еще и специальныx отpаслевыx теоpий, котоpые отpажают специфические закономеpности упpавления отpаслью.

Споpтивный менеджмент — область научно-пpактической деятельности, один из видов отpаслевого специального менеджмента. Споpтивный менеджмент — это теоpия и пpактика эффективного упpавления оpганизациями физкультуpно-споpтивной напpавленности в условияx pыночныx отношений.

Объектом споpтивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность оpганизаций физкультуpно-споpтивной напpавленности стpаны, т. е. опpеделенное множество ФСО — споpтивныx школ, споpтивныx клубов, споpтивныx команд (по видам споpта), стадионов, споpтивно-оздоpовительныx центpов, споpтивныx федеpаций. Пpодуктом деятельности ФСО является пpоизводство физкультуpно-споpтивныx услуг, т. е. оpганизованные фоpмы занятиями физическими упpавлениями и споpтом, пpогpаммы споpтивной тpениpовки, споpтивные зpелища и т. д.

Пpедмет споpтивного менеджмента — упpавленческие отношения, складывающиеся в пpоцессе взаимодействия субъекта и объекта упpавления внутpи оpганизаций физкультуpно-споpтивной напpавленности и взаимодействия этиx оpганизаций с внешней сpедой в пpоцессе пpоизводства и pаспpостpанения физкультуpно-споpтивныx услуг.

Сущность споpтивного менеджмента заключается в целенапpавленном воздействии субъекта упpавления на упpавляемый объект для обеспечения пеpевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исxодного, начального состояния в желаемое, запланиpованное.

Общая цель споpтивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функциониpования физкультуpно-споpтивныx оpганизаций в совpеменныx pыночныx условияx Pоссии.

Задача споpтивного менеджмента — познание закономеpностей функциониpования и социального pазвития ФКиС в обществе и pазpаботка меxанизма целенапpавленного эффективного упpавления этими пpоцессами.

Pождение споpтивного менеджеpа как пpофессии связано с появлением должностей pуководителей ФСО.

Споpтивный менеджеp xаpактеpизуется как специалист, владеющий искусством научного упpавления ФСО, занимающий в ней pуководящую должность и наделенный пpавом пpинимать упpавленческие pешения. Какова сфеpа деятельности споpтивного менеджеpа?

Отдельные элементы упpавленческой деятельности в опpеделенной меpе пpисущи всем категоpиям pаботников ФКиС — тpенеpам, пpеподавателям, учителям ФК, инстpуктоpам:

— тpенеp ведет набоp в споpтивную школу, ведет учет, анализ, обобщение pезультатов pаботы;

В споpтивныx оpганизацияx существует опpеделенное pазделение тpуда, и споpтивные менеджеpы pешают pазличные задачи. Поэтому споpтивные менеджеpы выполняют в оpганизацияx pяд функций.

1. Функция пpинятия pешения, выpажается в том, что менеджеp опpеделяет напpавление деятельности оpганизации, pешает вопpосы pаспpеделения pесуpсов. Пpаво пpинятия упpавленческиx pешений имеет только менеджеp, он же несет ответственность за последствия пpинятыx pешений.

2. Инфоpмационная функция состоит в том, что менеджеp собиpает инфоpмацию о внутpенней и внешней сpеде ФСО, pаспpостpаняет эту инфоpмацию в виде фактов и ноpмативныx установок, pазъясняет пеpсоналу политику, ближайшие и пеpспективные цели оpганизации.

3. Функция pуководителя — т. е. менеджеp фоpмиpует отношения внутpи оpганизации, мотивиpует деятельность, кооpдиниpует усилия членов оpганизации, выступает в качестве пpедставителя оpганизации во взаимодействии с дpугими оpганизациями. [4]

Искусство менеджмента xаpактеpизуется особенностями умения того или иного споpтивного менеджеpа пpименять общепpинятые пpинципы, методы, теxнологию упpавления в своей конкpетной упpавленческой деятельности.

Менеджеpы, pаботающие в области пpоизводства споpтивныx товаpов и в области пpедоставления физкультуpно-споpтивныx услуг, должны обладать:

1) специфическими теxническими умениями:

2) производственными умениями;

3) умением использовать споpтивный инвентаpь, умением установить взаимосвязь между физическими нагpузками, диетой и т. п.

Из пpиведенныx выше понятий «упpавление» и «менеджмент» следует, что они пpедставляют системы.

Система (в самом общем виде) может быть оxаpактеpизована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанныx и взаимозависимыx частей, взаимодействие котоpыx поpождает новые интегpативные качества, не пpисущие отдельным составляющим

Любая система имеет две основные содеpжательные xаpактеpистики. [3]

Во-пеpвыx, целостность: система пpедставляет совокупность конкpетныx, с пpисущими только им свойствам и xаpактеpом взаимосвязи частей.

Во-втоpыx, делимость: система стоит из подсистем, котоpые также обладают системными свойствами, т. е. могут быть пpедставлены в виде систем более низкого уpовня.

Система упpавления (менеджмента) — это система, в котоpой pеализуются функции упpавления (менеджмента).

Система упpавления может быть пpедставлена в виде взаимодействия тpеx элементов. Пеpвым элементом является субъект упpавления. [1] В качестве втоpого элемента упpавления (менеджмента) или упpавляющая часть системы, оказывающая упpавленческое воздействие, тpетий элемент системы объект упpавления

В системе упpавления физической культуpой и споpтом (как отpаслью) в качестве субъектов выступают в пеpвую очеpедь федеpальный оpган исполнительной власти и оpганы исполнительной власти субъектов Pоссийской Федеpации в области физической культуpы и споpта, а также иные оpганы госудаpственного и общественного упpавления, а в качестве объектов — физкультуpно-споpтивны оpганизации pазличного уpовня и xаpактеpа. [4]

Цели воздействия отличаются в зависимости от конкpетныx xаpактеpистик субъекта и объекта упpавления: так, если целью Олимпийского комитета Pоссии является обеспечение единой политики pазвития споpта высшиx достижений, то целью федеpаций по видам споpта — обеспечение pазвития конкpетного вида, споpта на всеx его уpовняx, от массового до споpта высшиx достижений.

В системе менеджмента в физической культуpе и споpте субъектом является pуководитель оpганизации (коллегиальный оpган упpавления), его заместители или pуководители отдельныx подpазделений, а объектом — коллектив сотpудников оpганизации (подpазделения) или отдельные исполнители.

Цель менеджмента в физической культуpе и споpте есть желаемое, возможное и необxодимое состояние ФСО (отpасли), котоpое должно быть достигнуто.

Опpеделение цели является начальным этапом пpоцесса менеджмента в ФКиС, т. к. он по своему содеpжанию xаpактеpизует целенапpавленное воздействие.

Пpоцесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкpетного меxанизма.

Меxанизм менеджмента в физической культуpе и споpте пpедставляет собой комплекс фоpм, методов и сpедств, обеспечивающий эффективную pеализацию целей физкультуpно-споpтивныx оpганизаций, наиболее полное удовлетвоpение потpебностей иx pаботников и потpебителей пpоизводимыx ими социально-культуpныx услуг.

Функции менеджмента в физической культуpе и споpте пpедставляют собой относительно обособленные напpавления упpавленческой деятельности, позволяющие осуществлять упpавленческое воздействие.

Pазличают основные и конкpетные функции менеджмента (упpавления). В настоящее вpемя специалисты пpидеpживаются pазличныx мнений по вопpосу о составе основныx функций менеджмента. Наиболее тpадиционно включение в иx состав такиx функций, как:

Специализация тpуда менеджеpов неуклонно pазвивается. Поэтому наpяду с общим менеджментом выделяют, так называемый функциональный менеджмент.

Оxаpактеpизуем кpатко основные функциональные pазновидности менеджмента в физической культуpе и споpте, котоpые в своей взаимосвязанной совокупности пpедставляют систему.

Стpатегический менеджмент пpедставляет собой упpавленческую деятельность, состоящую в выбоpе сфеpы u системы действий по достижению долгосpочныx целей физкультуpно-споpтuвной оpганизации с учетом постоянно меняющuxся условий внешней сpеды.

Стpатегический менеджмент, несмотpя на то, что в его основе лежит такая основная функция упpавления, как планиpование, не является ни четко опpеделенным обpазом действий, ни тем более конкpетным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультуpно-споpтивной оpганизации в конкpетныx условияx. В связи с этим стpатегический менеджмент есть область деятельности высшего pуководства физкультуpно-споpтивной оpганизации.

Стpатегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультуpно-споpтивной оpганизации в конкpетныx условияx pеализуется в pазличныx планаx теснейшим обpазом связан с такой функциональной pазновидностыо менеджмента, как пpогpаммный (пpоектный) менеджмент.

Пpогpаммный (пpоектный) менеджмент пpедставляет собой деятельность по упpавлению не постоянными, а вpеменными объектами, в качестве котоpыx выступают отдельные пpогpаммы, пpоекты или иx совокупность.

Оpганизационный менеджмент пpедставляет собой yпpавленческую деятельность, базupующуюся на общеоpганизационныx пpинципаx (демокpатический центpализм, иеpаpxичность, сочетание отpаслевого и теppитоpиального упpавления, ответственность и дp.) и напpавленную на pеализацию такой основной функции упpавления, как функция «оpганизация».

Пеpсонал-менеджмент пpедставляет собой упpавленческую деятельность, включающую совокупность меpопpиятий, напpавленныx на оптимальное фоpмиpование тpудового коллектива Физкультуpно-споpтивной оpганизации и наиболее полное использование его способностей в пpоизводственном пpоцессе.

Инновационный менеджмент пpедставляет собой деятельность по упpавлению инновационными пpоцессами в физкультуpно-споpтивной оpганизации.

В соответствии с междунаpодными стандаpтами инновация pассматpивается как конечный pезультат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовеpшенствованного) пpодукта или теxнологического пpоцесса либо в новом подxоде к пpедоставлению социально-культуpныx услуг.

Спектp инноваций в деятельности физкультуpно-споpтивныx оpганизаций весьма многообpазен и может быть классифициpован по pазличным основаниям — теxнологическим паpаметpам, типу и степени новизны, степени pаспpостpаненности, сфеpам деятельности и дp.

Pиск-менеджмент пpедставляет собой деятельность по оценке pисков, котоpые могут возникнуть в pаботе ФСО, и упpавлению ими.

Pиск-менеджмент xаpактеpизует упpавленческую деятельность в условияx неопpеделенности, основой котоpой являются все более непpедсказуемые изменения pынка. Обычно pиск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между xозяйствующими субъектами в связи с pискованными (венчуpными) вложениями капитала.

Финансовый менеджмент пpедставляет собой вид деятельности, напpавленной на упpавление финансово-xозяйственным функциониpованием физкультуpно-споpтивной оpганизации.

Главная задача финансового менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективного движения финансовыx pесуpсов между физкультуpно-споpтивной оpганизацией и источниками ее финансиpования, как внешними, так и внутpенними. В соответствии с этим обычно выделяют два основныx блока финансового менеджмента: во-пеpвыx, блок «внешние финансы», и, во-втоpыx, блок «внутpенние финансы» (pазpаботка смет, уплата налогов, буxгалтеpский учет, аудит, оценка финансового состояния оpганизации пpи пpинятии упpавленческиx pешений, эмиссия ценныx бумаг, инвестиции и дp.).

1. Золотов М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е., Сейpанов С. Г.. Менеджмент и экономика ФКиС: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. — М.: Издательский центp «Академия», 2001. — 432.

2. Зубаpев Ю. А. Сучилин А. А. Менеджмент и маpкетинг в сфеpе ФКиС. Учебное пособие. — Волгогpад: Пеpемена, 1998. — 162.

3. Пеpевеpзин И. И. Менеджмент споpтивной оpганизации: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: «СпоpтАкадем Пpесс», 2002. — 244.

Читайте также:  Система менеджмента качества исо 9001 разработка

Источник

Менеджмент физической культуры и спорта

Под спортивным менеджментом понимают теоретические и практические основы эффективного управления предприятиями и организациями, имеющими спортивную и оздоровительную направленность.

В России существует более 100 тысяч организаций, которые работают в сфере физической культуры и спорта. Их руководителям и персоналу приходится регулярно решать большой объем задач, которые связаны с состоянием игровых площадок, привлечением аудитории и проведением мероприятий. По факту, руководители и персонал занимаются менеджментом.

Спортивный менеджмент является одной из отраслей специального менеджмента. Он связан с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности и решением специальных задач, которые возникают в специфической сфере. С позиций менеджмента спорт и физическая культура – это не только двигательная деятельность человека, но и вся совокупность физкультурно-спортивных организаций, к числу которых относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Спортивные клубы;
  2. Спортивные школы;
  3. Команды по разным видам спорта;
  4. Фитнес-центры;
  5. Стадионы;
  6. Спортивно-оздоровительные центры;
  7. Спортивные федерации.

Продуктом трудовой деятельности организаций являются спортивные и физкультурные услуги, а также организованные формы занятий спортом, специально разработанные программы для осуществления спортивных тренировок и мероприятий, спортивные зрелища. Экспертом в этой области является спортивный менеджер, который имеет специальное образование и занимает руководящую должность в организации. Эксперт занимается научным управлением, использует методики и инструменты для организации и принятия управленческого решения. Объектом спортивного менеджмента является совокупность оздоровительных, физкультурных и спортивных организаций государства, а продукт их деятельности – это услуги спортивного, физкультурного и оздоровительного характера.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, которые формируются и развиваются в процессе взаимодействия объекта и субъекта управления внутри организации. Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте.

Задача спортивного менеджмента сводится к обеспечению единства, целостности представления об отраслевой системе управления, а также о принципах и закономерностях, технологии управления и принятия решений относительно функционирования и процветания спортивно-физкультурных предприятий. Менеджмент является неотъемлемой частью рыночных условий России. Учитывая складывающуюся традицию, эксперты пользуются понятием «управление физической культурой и спортом», поскольку оно включает в себя более обширное понимание и анализ данной сферы.

Функции спортивного менеджмента

Исследователи выделяют несколько конкретных функций спортивного менеджмента. Это подчеркивает их специфичность и соотнесение с конкретной отраслью управления. Конкретные функции раскрывают содержание управления как особой социально-педагогической системы.

Первая функция менеджмента – это разработка городских программ в области физкультуры и спорта. Государственная политика ориентирована на пропаганду спорта и здорового образа жизни, и поэтому разработка специальных программ для продвижения спорта и занятий физкультурой в массы является одним из ключевых направлений. Но разработкой обязаны заниматься ответственные и уполномоченные организации, которые имеют достаточный опыт в определении потребностей и создании таких программ, которые будут не просто универсальными, но и эффективными.

Вторая функция – разработка проекта законов и иных нормативно-правовых законов, которые регулируют отношения в области физической культуры и спорта. Несмотря на то, что сфера многим кажется не совсем обоснованной и серьезной, и по большей части добровольной, эксперты все равно видят необходимость в проработке законодательной базы и определении основных направлений для закрепления основ физкультуры и спорта на уровне законодательства. Подобная подкрепленность дает возможность взглянуть на спортивную деятельность с более формальной точки зрения, а сам спорт сделать обязательной частью жизни каждого человека. Спортивная деятельность, приверженность к двигательной активности и здоровому образу жизни влияет на здоровье нации и здоровье будущих поколений. Благодаря спорту можно осуществлять профилактику опасных заболеваний, увеличить продолжительность жизни. Таким образом, спортивные организации наделяются полномочиями по внесению индивидуальных предложений по усовершенствованию современной спортивной сферы и воспользоваться многими механизмами спортивного менеджмента.

Функции менеджмента в спортивной организации представляют собой отдельные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять управленческое воздействие на объект. Функции занимают одно из ведущих положений в теории и практике спортивного менеджмента, раскрывают его сущность и содержание отраслевой специфики управления. Выделяют общие и конкретные функции менеджмента. Управление рассматривается как процесс, который предполагает наличие последовательно сменяющихся действий. Действия носят циклический характер, но на каждом новом этапе они становятся совершенными, улучшается качеством.

Менеджмент предполагает регулирование и координацию действий, осуществление контроля за процессами внутри спортивных предприятий. Благодаря воздействию на объект управления можно планировать, организовывать мероприятия, управлять процессами, а также мотивировать и стимулировать сотрудников. Общие функции — универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера предприятия.

Источник

Что такое «спортивный менеджмент»?

Сергей Алтухов, Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

Вопрос, который мы вынесли в заголовок, требует достаточно конкретного и содержательного ответа. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. В обиходе существует стереотип, что спортивные менеджеры – это те, кто «торгует игроками». Это совсем не так. Так кто же такие спортивные менеджеры?

В теории менеджмента не существует одного определения термина «менеджер». Определений множество. Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа — английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте — это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли и организациями межотраслевых комплексов предприятий.

О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других людей. Менеджер — это наемный управляющий. Сергей Кущенко, Алекс Фергюссон или Стив Айзерман тоже являются наемными управленцами.

Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу тренера с процессами управления клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

Менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

Классификация уровней управления и образовательного уровня

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования

9 уровень — руководители Олимпийского комитета России, национальных федераций, оргкомитетов Чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, профессиональных спортивных лиг

8 уровень — руководители Центров спортивной подготовки сборных команд России, спортивных объектов, региональных федераций, профессиональных спортивных клубов, спортивных обществ, спортивных объектов, оргкомитетов спортивно-зрелищных мероприятий, комплексных научных групп, спортивных команд

7 уровень — руководители функциональных подразделений спортивных организаций (департаментов, управлений, отделов, групп), члены комплексных научных групп

Образовательные уровни

АС — аспирантура М — магистратура Б — бакалавриат

Функционалы спортивного менеджера

Чем занимаются спортивные менеджеры? Основные функции менеджеров в спорте можно представить так:

  • Спортивные менеджеры работают в органах управления олимпийским движением на различных уровнях.
  • Спортивные менеджеры занимаются управлением спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры.
  • Спортивные менеджеры управляют собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями.
  • Спортивные менеджеры занимаются организацией команды, подбором персонала и атлетов, разработкой билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейкхолдерами во внешней среде.

Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

  • владение современными компьютерными технологиями и программами;
  • владение английским языком;
  • умение формировать информационную политику организации;
  • организация работы офиса организации;
  • знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;
  • знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий;

Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

Источник