М3 стандартизация
Актуальность использования портальных технологий сегодня
Одним из ключевых моментов для развития деятельности в современном мире является постоянный доступ к информационным ресурсам. Это стало актуальным благодаря тому, что практически все процессы стали распределенными как физически, так и логически. В качестве примера можно привести Международную организацию по стандартизации, в ее состав входят представители более 160 стран, которые взаимодействуют между собой с различных уголков земного шара. При этом отдельно взятая организация может являться всего лишь передаточным звеном и составлять одну из многочисленных итераций производственного процесса. Таким образом, мы приходим к заключению, что для эффективной работы мы должны иметь доступ к информации в любой точке земного шара, а также иметь возможность участвовать удаленно в производственных процессах организации. Первым этапом на пути решения данной проблемы является построение сайтов или порталов, на которых пользователь всегда может найти необходимую ему информацию, но с течением времени появилась потребность создавать порталы с интегрированными рабочими средами, где авторизованные пользователи, используя ресурсы, хранящиеся на сервере, могут централизованно распространять рабочие материалы и поэтапно, в соответствии с производственной процедурой, шаг за шагом выполнять свои задачи. Таким образом, мы создаем виртуальное пространство для работы членов организации. Подобная стратегия используется и в ИСО, за последнее десятилетие эта организация разработала большое количество систем, доступ к которым осуществляется через Интернет и каждая система автоматизирует тот или иной этап работы с проектами или уже разработанными стандартами. Подобная стратегия проявила свои очертания и в системе Ростехрегулирования, первым крупным проектом, который был разработан несколько лет назад и на котором сейчас хранится практически весь массив созданной информации, является портал Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Этот портал занял свое центральное место в системе Ростехрегулирования. За последние два года к порталу подключены еще несколько тематических порталов, первым из которых стал «Информационный портал ВТО (ТБТ/СФС)», портал «Международная стандартизация», портал по каталогизации и запланированы работы по созданию виртуальных порталов технических комитетов. Каждый портал создан под свою конкретную тематику и предназначен для своей целевой аудитории. Все порталы построены на совместимых технологиях и составляют единую портальную систему Ростехрегулирования.
Портал «Международная стандартизация»
Теперь более подробно остановимся на портале «Международная стандартизация». Хотелось бы с самого начала отметить, что данный портал логически имеет смысл разделить на две части, основная часть, доступ к которой имеют все пользователи, в которой сосредоточены ресурсы общего назначения, собранные по тематическим разделам, относящимся к международной стандартизации, а также внутреннюю (закрытую) часть портала, доступ к которой получают технические комитеты и организации (посредством ввода логина и пароля), имеющие официальное закрепление приказом Ростехрегулирования за техническим комитетом ИСО. Во внутренней части содержится информация о разрабатываемых проектах стандартов ИСО, в том числе тексты проектов стандартов на английском и французском языках. Данная информация поступает к нам с сервера ИСО в автоматическом режиме, при этом осуществляется распределение документов по папкам соответствующих технических комитетов и организаций РФ, закрепленных за техническими комитетами ИСО. Это стало возможным благодаря интеграции в портал «Международная стандартизация» сервиса ISO / NMC , который IT -специалисты ИСО разработали для более эффективного распространения своих информационных ресурсов. Таким образом, портал «Международная стандартизация» содержит следующие разделы:
Раздел «Международная организация по стандартизации (ИСО)»
→ Раздел содержит следующую информацию:
— Общая информация об ИСО (переводная информация с сайта ИСО);
— Информация о странах, входящих в состав ИСО;
— Перечень технических комитетов ИСО и их описание;
→ Документы ИСО (основополагающие документы ИСО, переведенные на русский язык).
Раздел «Разработка стандартов ИСО»
→ Раздел содержит переводы Директив ИСО/МЭК, табличное представление процедуры разработки стандартов ИСО и шаблоны документов (самораспаковывающийся архив с сайта ИСО).
Раздел «Информационные технологии ИСО»
→ Раздел содержит руководства по информационным продуктам ИСО, а также описание используемой технологии ISO / NMC .
Раздел «Международная стандартизация в РФ»
→ Раздел содержит следующую информацию:
— Постановления правительства РФ;
— Стандарты, правила и рекомендации, принятые на территории РФ в области международной стандартизации;
— Таблица соответствия ТК РФ и ТК ИСО, связь формировалась на основе базы данных ТК РФ по стандартизации, опубликованной на портале Ростехрегулирования ( www . gost . ru );
— Перечень специалистов, зарегистрированных в глобальной директории ИСО;
— Информация о существующих портальных технологиях в Ростехрегулировании.
Раздел «Базы данных»
→ Раздел содержит библиографическое описание всех стандартов ГОСТ и ГОСТ Р, существующие на данный момент в Федеральном информационном фонде (ФГУП «СТАНДАРТНИФОРМ», www . gostinfo . ru ) переведенные на русский язык стандарты международных и национальных организаций по стандартизации, общая информация о проектах ИСО, перечни стандартов ИСО, а также терминология, используемая в международной стандартизации.
Раздел «Последние новости»
→ Раздел содержит переведенные материалы из новостной ленты сайта ИСО.
Раздел «Полезные ссылки»
→ Раздел содержит ссылки на международные, региональные и национальные организации по стандартизации.
→ Информация закрытой части портала представляет наибольший интерес для тех, кто активно участвует в разработке стандартов ИСО, а также включен в состав технических комитетов ИСО. В закрытой части портала собрана вся информация, сопутствующая разработке стандартов, начиная от уведомлений о голосовании, заканчивая текстами проектов стандартов ИСО. Вся информация классифицирована и отсортирована по техническим комитетам ИСО, следовательно, после процедуры авторизации (ввода логина и пароля), пользователь попадает на рабочее пространство соответствующего ему технического комитета ИСО. Перечни сопоставления приведены в разделе «Международная стандартизация в РФ».
Вспомогательные данные для пользователей портала «Международная стандартизация»
1. Для доступа в закрытую часть портала Вы можете использовать тот же логин и пароль Вашего Технического комитета, что и к Программе национальной стандартизации (ПНС) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, данные об учетных записях Технических комитетов для портала «Международная стандартизация» соответствуют данным системы ПНС.
2. В том случае, если в закрытой части портала Вашего Технического комитета после процедуры авторизации (ввода логина и пароля на главной странице) отсутствуют данные о проектах стандартов ИСО, или отображаются данные Технического комитета ИСО не соответствующего Вашему Техническому комитету, Вам необходимо проверить какой Технический комитет ИСО официально закреплен за Вашим Техническим комитетом. Возможен вариант, что до этого момента, официального приказа о закреплении не было, тогда необходимо направить письмо в Ростехрегулирование о закреплении за Вами соответствующего Технического комитета ИСО.
3. Для представителей Технических комитетов и организаций, не работающих с Программой национальной стандартизации (ПНС) и не зарегистрированных на сайте Ростехрегулирования, но желающих присоединиться к работе по международной стандартизации, просим Вас направлять нам свои заявки о регистрации на портале в ФГУП «Стандартинформ» по одному из электронных адресов, указанных в контактных данных.
4. Для получения доступа в рабочее пространство ТК портала необходимо воспользоваться логином и паролем, которые соответствуют логину и паролю при работе ТК с программой национальной стандартизации (ПНС), администрируемой КВФ «Интерстандарт». В случае отсутствия логина и пароля к ПНС, необходимо обратиться в КВФ «Интерстандарт» для их получения.
Москва, Ленинский проспект, 9
Факс: 230-13-72, 959-92-78, 230-36-25
Если на рабочем пространстве Вашего Технического комитета после прохождения процедуры авторизации (ввода логина и пароля) отсутствует информация по соответствующему Вам ТК ИСО, на сайте Ростехрегулирования необходимо проверить факт закрепления за Вами приказом Ростехрегулирования ТК ИСО (организация, ответственная за ведение БД ТК РФ и ввод данных о закреплении за ТК ИСО по приказам Ростехрегулирования — КВФ «Интерстандарт»).
По всем вопросам функционирования, работоспособности и регистрации в системе вы можете обращаться к компетентным специалистам ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Источник
Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3. Сертификация
В учебнике изложены основные понятия и определения в области стандартизации основных норм взаимозаменяемости, рассмотрены принципы построения системы допусков и посадок; основные нормы взаимозаменяемости типовых соединений деталей машин. Приведены методы обоснования требований к точности основных сопряжений, стандартизации геометрических параметров деталей, организационные, научно-технические и нормативно-методические основы сертификации продукции и услуг. Приведены важнейшие сведения о физических величинах и единицах их измерения; математических методах обработки результатов измерения, положения Государственной системы стандартизации РФ. Задачей учебника является формирование у студентов знаний, умений и навыков с целью обеспечения более высокой эффективности работы. Полученные знания будут полезны как для производителей продукции, так и для специалистов по реализации продукции и менеджеров.
- 15.1. Основные понятия в области оценки соответствия
- 15.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 15.3. Формы подтверждения соответствия
- 15.4. Схемы обязательного подтверждения соответствия
- 15.5. Общие принципы выбора схем декларирования
- 15.6. Схемы сертификации
- 15.7. Общие принципы выбора схем сертификации
- 15.8. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
- 15.9. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
- 15.10. Системы сертификации продукции
- 19.1. Сертификация в ЕС
- 19.2. Сертификация в странах СНГ
- 19.3. Сертификация на международном уровне
- 19.3.1. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ)
- 19.3.2. Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники (ИЭТ)
- 20.1. Системы сертификации Франции
- 20.2. Системы сертификации Великобритании
- 20.3. Системы сертификации США
- 20.4. Системы сертификации Японии
- 20.5. Системы сертификации Германии
- Государственные и национальные стандарты
- Федеральные законы
- Основные нормы взаимозаменяемости
- Правила по метрологии
- Рекомендации по стандартизации
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Источник
М3 стандартизация
О стандартизации в Российской Федерации
(с изменениями на 3 июля 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040067).
Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 годаОдобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 годаГлава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;
3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;
4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;
9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;
10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;
12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;
13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:
1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
Источник
М3 стандартизация
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник