Кто осуществляет метрологическую аттестацию средств измерений

Кто осуществляет метрологическую аттестацию средств измерений

Стандарт распространяется на:

рабочие и образцовые средства измерений, а также поверочные установки, не подлежащие государственным испытаниям по ГОСТ 8.001;

измерительные каналы, входящие в системы автоматического или автоматизированного измерения, контроля, управления и другие системы (комплексы), не предназначенные для серийного производства;

единичные экземпляры средств измерений серийного выпуска, применяемые в условиях и режимах, отличающихся от условий и режимов, для которых нормированы их метрологические характеристики, либо в конструкцию которых внесены изменения, влияющие на эти характеристики;

опытные (головные) и экспериментальные образцы средств измерений (за исключением образцов, прошедших государственные приемочные испытания с положительными результатами), изготовленные в процессе выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, передаваемые в эксплуатацию;

средства измерений, приобретаемые по импорту в единичных экземплярах или мелкими партиями.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и порядку проведения метрологической аттестации средств измерений* как разновидности государственного метрологического надзора и ведомственного контроля.

* Допускается применять по отношению к перечисленным выше средствам измерений условное обобщенное название — "нестандартизованные средства измерений".

В соответствии с настоящим стандартом допускается проведение метрологической аттестации единичных экземпляров средств измерений серийного выпуска, стабильность метрологических характеристик которых позволяет устанавливать для них индивидуальные метрологические характеристики.

На основе настоящего стандарта предприятия (организации) при необходимости устанавливают в нормативно-технических документах порядок проведения метрологической аттестации средств измерений с учетом их специфики.

Термины, применяемые в стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основными задачами метрологической аттестации являются:

определение и установление соответствия метрологических характеристик средств измерений требованиям распространяющихся на них документов с указанием полученных данных в свидетельстве;

установление перечня метрологических характеристик средств измерений, подлежащих контролю при поверке;

опробование методики поверки.

1.2. Работы по метрологической аттестации средств измерений и оплату за ее проведение осуществляют на основе хозяйственных договоров (далее — договора) между заинтересованными сторонами или гарантийных писем, в которых устанавливаются сроки выполнения работ и другие условия.

1.3. Метрологическую экспертизу технических заданий и технической документации, представляемых на метрологическую аттестацию, рекомендуется проводить в соответствии с МИ 1314.

1.4. Планирование работ по метрологической аттестации, проводимой государственной метрологической службой в соответствии с п.2.2, осуществляют на основании предложений (писем) организаций (предприятий), направляемых в территориальный орган Госстандарта СССР по месту их нахождения.

В случаях, когда территориальный орган Госстандарта СССР не может выполнить метрологическую аттестацию средств измерений, необходимо обращаться в метрологические НПО (НИИ) Госстандарта СССР по специализации.

В остальных случаях, когда в рамках существующей специализации не представляется возможным отнести средство измерений к сфере деятельности какого-либо метрологического НПО (НИИ) Госстандарта СССР, заявку на проведение метрологической аттестации направляют в Госстандарт СССР.

1.5. Планирование работ по метрологической аттестации средств измерений, подлежащих метрологической аттестации ведомственными метрологическими службами в соответствии с п.2.3, осуществляют в порядке, установленном соответствующими организациями (предприятиями).

1.6. Метрологическую аттестацию импортируемых средств измерений проводят государственные или ведомственные метрологические службы, определяемые Госстандартом СССР в процессе согласования заявок на закупку средств измерений по импорту.

1.7. Средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат поверке в процессе эксплуатации, хранения и после ремонта в соответствии с методикой, указанной в свидетельстве о метрологической аттестации. Повторной метрологической аттестации подлежат средства измерений, в конструкцию или в условия применения которых внесены изменения, образцовые средства измерений и поверочные установки при необходимости изменения разряда, а также средства измерений, для которых требуется изменить нормируемые метрологические характеристики.

1.8. Решение о пригодности изготовленных средств измерений к применению для целей и в условиях, определяемых их назначением, следует принимать на основании положительных результатов метрологической аттестации:

средств измерений, прошедших метрологическую аттестацию в государственной метрологической службе, — руководителем организации (предприятия), проводившей метрологическую аттестацию;

остальных средств измерений — руководителем предприятия (организации), разработавшего, изготовившего или применяющего средства измерений по представлению организации (подразделения) метрологической службы, проводившей их метрологическую аттестацию.

1.9. Головной организацией, осуществляющей общее научно-методическое руководство работами по метрологической аттестации средств измерений, а также осуществляющей регистрацию типовых программ метрологической аттестации (ТПМА), является Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1. Метрологическую аттестацию средств измерений осуществляют:

государственная метрологическая служба;

ведомственные метрологические службы (головные и базовые организации метрологической службы министерств и ведомств, метрологические службы предприятий и организаций, в том числе кооперативных), а также головные организации по государственным испытаниям средств измерений министерств (ведомств) в соответствии с положениями об этих службах.

2.2. Метрологической аттестации в государственной метрологической службе должны подвергаться средства измерений, подлежащие обязательной государственной поверке в соответствии с ГОСТ 8.513.

2.3. Средства измерений, не относящиеся к указанным в п.2.2, подлежат метрологической аттестации ведомственными метрологическими службами.

При отсутствии в метрологической службе предприятия (организации) образцовых средств измерений и (или) необходимых условий, метрологическую аттестацию средств измерений могут проводить головные (базовые) организации ведомственных метрологических служб, метрологические службы других ведомств (предприятий) или государственная метрологическая служба.

2.4. Метрологическую аттестацию средств измерений, не указанных в п.2.2, разработанных по договорам со сторонними предприятиями (организациями), должны проводить метрологические службы предприятий-разработчиков (изготовителей) с участием представителей метрологической службы заказчика, если это оговорено в техническом задании (или договоре).

2.5. Допускается совмещение метрологической аттестации средств измерений с ведомственными (межведомственными) приемочными и приемо-сдаточными испытаниями.

2.6. Метрологическую аттестацию средств измерений, входящих в состав испытательного оборудования и измерительных каналов систем (комплексов), допускается совмещать с аттестацией испытательного оборудования и метрологической аттестацией измерительных каналов. В этом случае программа и методика метрологической аттестации (ПМА) средств измерений могут входить составной частью в программу аттестации испытательного оборудования и программу метрологической аттестации измерительных каналов.

2.7. В случаях, предусмотренных в пп.2.5 и 2.6, в проведении метрологической аттестации средств измерений должны участвовать представители метрологических служб.

2.8. Метрологическую аттестацию первого образца вновь разработанной поверочной установки, являющейся исходной для ведомственных метрологических служб, проводит главный центр (центр) эталонов в соответствии с его специализацией. Метрологическую аттестацию следующих образцов поверочной установки того же типа допускается выполнять государственной или, если поверочные установки не являются исходными, ведомственными метрологическими службами.

3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ АТТЕСТАЦИЮ

3.1. Средства измерений отечественного производства представляют на метрологическую аттестацию вместе с технической документацией, в комплект которой должны входить:

техническое задание на разработку или заменяющий его документ, содержащий требования к средству измерений и технические условия (если предусмотрена их разработка);

эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601 (в объеме, предусмотренном техническим заданием);

проект документа на методику поверки (при отсутствии раздела "Поверка" в эксплуатационной документации) в соответствии с РД 50-660-88 или НТД на методику поверки, по которому допускается поверять аттестуемое средство измерений;

протоколы предварительных испытаний, проведенных разработчиком, если эти испытания были предусмотрены техническим заданием.

3.1.1. Для проведения метрологической аттестации измерительных каналов, входящих в системы автоматического управления и другие системы (комплексы), дополнительно представляют:

техническую документацию на систему (комплекс);

перечень измерительных каналов, подлежащих метрологической аттестации, свидетельство о метрологической аттестации или документы, подтверждающие поверку средств измерений, являющихся составными элементами измерительного канала.

Читайте также:  Правила аттестации поверителей средств измерений

3.1.2. Если в технической документации на систему (комплекс) отсутствуют требования к метрологическим характеристикам, в том числе к метрологическим характеристикам измерительных каналов в целом, то эти требования должны быть сформулированы до начала работ по метрологической аттестации разработчиком (изготовителем) систем (комплексов) или метрологической службой заказчика (потребителя).

3.1.3. В составе технической документации на поверочные установки дополнительно представляют свидетельства о поверке (метрологической аттестации) образцовых средств измерений, входящих в их состав.

3.2. На метрологическую аттестацию средств измерений, приобретаемых по импорту в единичных экземплярах или мелкими партиями, потребитель представляет:

комплект документов, прилагаемый фирмой-изготовителем к поставляемому средству измерений (с переводом на русский язык);

эксплуатационную документацию, разработанную (при необходимости) на основе документов фирмы-изготовителя с учетом требований ГОСТ 2.601, ГОСТ 8.009 и других нормативно-технических документов;

проект документа на методику поверки (при отсутствии раздела "Поверка" в эксплуатационной документации).

3.3. В случаях, предусмотренных в пп.3.1 и 3.2, ПМА и методика поверки средств измерений могут быть разработаны организацией, проводящей метрологическую аттестацию, при условии включения данных работ в договор.

3.4. В необходимых случаях по согласованию с организацией, проводящей метрологическую аттестацию, организация-разработчик представляет образцовые средства измерений и другое оборудование, необходимое для экспериментального исследования и нормального функционирования аттестуемых средств измерений.

Источник



Главный метролог предприятия, кто он?

Главный метролог предприятия

Метролог – это специалист, ответственный за поверку контрольно-измерительной техники. Иными словам, он анализирует точность показаний и устанавливает соответствие эталону. Высокоточные приборы при эксплуатации подвержены накапливанию определенной погрешности. В связи с этим основная задача подобного работника – стандартизация аппаратуры специализированными методами тестирования, создание схем для проверки измерений, подготовка документации. Специалисты данной профессии востребованы на производстве, где присутствует измерительная техника различного уровня сложности.

Специальность требует от кандидата таких качеств, как усидчивость, терпение, повышенная выносливость, устойчивость внимания, которые составляют основу длительной работы с измерительными приборами.

Важными психологическими качествами являются достаточно устойчивая кратковременная память, позволяющая одномоментно удерживать большой объем информации. За рабочий день делаются измерения, результаты фиксируются точно и ответственно. Все эти факторы по мнению психологов способствуют эмоциональному выгоранию.

В обязанности метролога входит:

  • калибровка, контроль, и ремонт измерительных приборов;
  • применение методов измерения, в соответствии с действующим законодательством;
  • проведение различных видов экспертиз;
  • ведение учетной документации контроля за приборами.

При этом стоит обратить внимание, что предприятия со сложными технологическими процессами имеют целый штат специалистов, руководит которыми главный метролог. Следовательно, функционал этого сотрудника сложнее и глубже, чем у рядовых специалистов. Далее в материале представим особенности и нюансы данной должности.

Функционал главного метролога

Ключевые обязанности главного метролога:

  • организует метрологический контроль за качеством выпускаемой продукции;
  • руководит внедрением измерительной техники, повышающей показатели эффективности производства;
  • определяет график поверки измерительных средств;
  • возглавляет проведение экспертизы конструкторской и технической документации;
  • анализирует исследования автоматизации производственных процессов;
  • занимается внедрением прогрессивные методов измерений, анализа погрешностей;
  • проводит метрологические аттестации нестандартных средств измерений;
  • согласовывает и утверждает нормативно-техническую документацию;
  • контролирует оснащение производственного процесса;
  • составляет отчетность для представления ее в органы государственной метрологической службы;
  • организует повышение квалификации работников метрологической службы;
  • руководит работниками предприятия, осуществляющими метрологический контроль и метрологическое обеспечение.

Образование главного метролога

Профессию инженера-метролога можно освоить в процессе обучения по специальностям:

  • «Метрология»;
  • «Стандартизация и метрология»;
  • «Метрологическое обеспечение» (по отраслям).

Учреждения высшего образования принимают абитуриентов с результатами ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике и ИКТ. Получить профессию техника-метролога можно в учреждениях среднего образования по специальности «контроль работы измерительных приборов». Зачисление производится по конкурсу аттестатов.

Метрологи в современных реалиях не относятся к числу «умирающих» профессий. Разнообразные направления и наличие отраслевой специфики на фоне научно -технического прогресса, делают профессию стабильной и востребованной.

Существуют следующие квалификации:

  • Техник-метролог;
  • Инженер -метролог.

Техник-метролог занимается непосредственно измерениями, проверкой и настройкой оборудования, калибрует измерительные приборы. В основном работает под руководством более квалифицированного специалиста. Ему достаточно иметь среднее профессиональное образование.

Инженер-метролог контролирует качество продукции, анализирует точность проведенных измерений. Это более высокий уровень квалификации Проверка измерений и установление соответствия нормативным документам, планирование графика, сроков, порядка и методических рекомендаций при организации проверок, разработка технической документации-круг его обязанностей. При наличии высшего образования по программе бакалавриата с установленным сроком обучения 4 года, можно занять эту должность.

Образование главного метролога

Как стать главным метрологом предприятия?

Путь специалиста к должности главного метролога определен следующими ступенями:

  • получение высшего образования по программе бакалавриата, требование к стажу работы в должности инженера-метролога не менее пяти лет или;
  • получение высшего образования по программе магистратуры, требование к стажу работы в должности инженера-метролога не менее трех лет;
  • осуществлять руководство структурным подразделением;
  • пройти курсы повышения квалификации;
  • получить должность главного метролога.

Формы повышения квалификации:

  • курсы;
  • участие в специальных проектах;
  • стажировки;
  • конференции;
  • семинары.

Ответственная по масштабу и сложности, эта работа способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда. Степень подготовленности и постоянное совершенствование измерительной техники решает вопрос обеспечения надежности, безаварийности, безопасности на производстве. Контрольно-измерительная аналитическая информация является ориентиром в процессе поиска новых, заданных временем задач.

Источник

Сертификация средств измерения (метрологический сертификат)

Свидетельство об утверждении типа средств измерений — это официальный документ, выданный Госстандартом России, который удостоверяет, что на основании положительных результатов испытаний утвержден тип средства измерений, зарегистрирован в Государственном и реестре и допущен к применению на территории Российской Федерации. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений утвержден приказом Минпромторга РФ № 1081 от 30.11.2009г, который вступил в силу 26 марта 2010г.

Свидетельство об утверждении типа средств измерений — это официальный документ, выданный Госстандартом России, который удостоверяет, что на основании положительных результатов испытаний утвержден тип средства измерений, зарегистрирован в Государственном и реестре и допущен к применению на территории Российской Федерации. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений утвержден приказом Минпромторга РФ № 1081 от 30.11.2009г, который вступил в силу 26 марта 2010г.

Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений включает:

  1. испытания средств измерений для целей утверждения их типа;
  2. принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;
  3. признание утверждения типа или результатов испытаний типа средств измерений, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;
  4. информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Перед тем как обращаться к специалисту за сертификатом, необходимо обратить особое внимание на следующие важные моменты:

  1. технические условия, при которых производится изделие;
  2. тип изделия;
  3. руководство по использованию изделия;
  4. весь пакет правоприменительных документов, содержащих информацию о ходе работы, если ранее вы уже пытались подвергнуть данное изделие сертификации;
  5. где именно планируется использовать данное оборудование.
При оформлении сертификата вам могут понадобиться следующие документы: описание типа устройства по гос. реестру СИ; специальное руководство по эксплуатации; технические условия для российских производителей (техническая информация — для иностранных производителей); методика проверки, соответствующая программе испытаний с целью утверждения типа средств измерения; экспертное заключение, предусматривающее возможность (невозможность) опубликования результатов научной деятельности в открытой периодике. Оно необходимо, в первую очередь, таким компаниям, как коммерческие, государственные структуры, создаваемые на базе все тех же самых государственных структур, если данное СИ разработано с использованием государственной собственности (результаты, полученные посредством привлечения государственного финансирования).

Если Вы сможете предоставить грамотно написанные данные документы, это может положительно повлиять на уменьшение цены сертификации Вашего средства измерения.

Читайте также:  Математика 6 класс никольский контрольные работы промежуточная аттестация

Источник

"Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.02.1994 N 8) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.1994 N 641)

Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий.

Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее — предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм.

1. Общие положения

1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно, в сферах:

здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда;

торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственных учетных операций;

обеспечения обороны государства;

геодезических и гидрометеорологических операций;

банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций;

производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд;

испытаний и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг;

измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.

1.2. Основными задачами проверок являются:

определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для проверки средств измерений;

определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений;

контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.

1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении государственного метрологического надзора проводят должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее — государственные инспекторы).

1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспекторы вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее — средства измерений) независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.

1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или нескольких областях деятельности предприятия, относящихся к одной или нескольким сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора.

1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорными органами.

1.7. По срокам проведения проверки соблюдения метрологических правил и норм могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольно-надзорных органов или других органов и организаций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной поверки.

2. Порядок подготовки к проведению проверок

2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее, чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма Уведомления — в Приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов и проводит подготовительные работы, включающие:

а) составление технического задания на проведение проверки, в котором указываются: вид проверки, цель, задачи и обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (Приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государственной метрологической службы;

б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую государственному метрологическому контролю и надзору.

В случае отсутствия в органе Государственной метрологической службы необходимых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия либо предварительно, либо в период проведения проверки;

в) изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно-надзорными органами.

Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предприятии;

г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов — выявление у основных потребителей претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, качеству ее изготовления, уровню нормативно-технической документации и т.д.;

д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и организаций — изготовителей и потребителей продукции, других контрольно-надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лабораторий;

е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке.

3. Порядок проведения проверок

3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие:

а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы;

Читайте также:  Кошелев евгений владимирович аттестация

б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;

в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке;

г) распределяет работу между участниками проверки;

д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки.

3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителя проверяемых предприятий обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе представление участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д.

3.3. Участники проверки до ее начала:

а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;

б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок;

в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов;

г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия.

3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют:

— наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

— правильность хранения и применения эталонов, используемых для проверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией;

— наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;

— соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;

— наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке, в соответствии с ГОСТ 8.010;

— наличие сертификата об утверждении типа средств измерений;

— соответствие средств измерений утвержденному типу;

— наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы;

— наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала;

— наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием, осуществляющим эту деятельность, установленных требований.

3.5. Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной.

3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений.

3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:

— запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

— гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

— при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

— представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

— давать обязательные Предписания (Приложение 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;

— составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.

3.8. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

4. Порядок оформления результатов проверки

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (Приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метрологических правил и норм.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки и участники проверки.

4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом.

При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии нарушений.

К акту прилагаются протоколы и справки.

4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта — соответствующему органу исполнительной власти по принадлежности, органу Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно-надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта.

Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки.

4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных проверок.

5. Ответственность государственных инспекторов,

осуществляющих государственный метрологический

контроль и надзор

5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений.

За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.

5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

<*> При необходимости указывается конкретный перечень дополнительных условий, нормативных документов, информационных данных, обеспечивающих эффективное проведение проверки.

Источник