Качества финансового менеджмента субъектов

Качества финансового менеджмента субъектов

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемый главными распорядителями и получателями бюджетных средств городского округа город Мегион за 2016 год проводился на основании постановления администрации города Мегиона от 23.10.2014 №2601 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента» (с изменениями) в целях определения текущего уровня качества финансового менеджмента, анализа изменений качества и определения проблемных областей финансового менеджмента.

Мониторинг качества финансового менеджмента (далее также – Мониторинг) за 2016 год проводился на основании данных и материалов, предоставленных главными распорядителями и получателями бюджетных средств городского округа город Мегион с использованием методики бальной оценки, по следующим группам показателей:

  • Оценка качества планирования расходов бюджета;
  • Оценка исполнения бюджета в части расходов;
  • Оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета;
  • Оценка состояния учета и отчетности;
  • Оценка организации контроля;
  • Оценка исполнения судебных актов.

Удельный вес групп показателей в итоговой оценке мониторинга качества финансового менеджмента за 2016 год

Основными группами показателей в итоговой оценке качества финансового менеджмента являются «Оценка исполнения бюджета в части расходов», «Оценка качества планирования расходов бюджета», «Оценка исполнения судебных актов», занимающее 29%, 24% и 19% соответственно.

Качество финансового менеджмента в существенной степени зависит от организации главными распорядителями средств бюджета городского округа город Мегион процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.

Оценка качества финансового менеджмента за 2016 год проводилась по трем субъектам отчетности:

· главные распорядители и получатели средств бюджета городского округа город Мегион;

· органы администрации города, осуществляющие функции контроля в отношении подведомственных муниципальных бюджетных и автономных учреждений (в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания и предоставления субсидии на иные цели);

· иные муниципальные учреждения.

По результатам Мониторинга определена итоговая балльная оценка качества финансового менеджмента каждого главного распорядителя и получателя бюджетных средств, сформирован ежегодный рейтинг и рассчитана оценка среднего уровня качества финансового менеджмента.

Средние оценки качества финансового менеджмента за 2016 год в разрезе групп показателей приведены далее.

Средняя оценка качества финансового менеджмента в разрезе групп показателей за 2016 год, баллов

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по оцениваемым главным распорядителям и получателям бюджетных средств составила 89,8 балла по 100-балльной шкале. Из 12 оцениваемых главных распорядителей и получателей бюджетных средств 6 (50% от оцениваемого количества) имеют итоговые оценки качества финансового менеджмента выше среднего балла, у 6 – итоговые оценки ниже среднего балла.

Рейтинг главных распорядителей и получателей бюджетных средств по результатам мониторинга качества финансового менеджмента городского округа город Мегион за 2016 год представлен ниже:

В рейтинге главных распорядителей и получателей средств бюджета городского округа город Мегион наилучшую итоговую оценку качества финансового менеджмента имеет Департамент финансов администрации города Мегиона (100 баллов), самый низкий рейтинг имеет МКУ Капитальное строительство» (77 балла).

Оценка качества планирования расходов бюджета.

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части качества планирования расходов бюджета использовались:

  • Данные о своевременном предоставлении планируемых объемах расходных обязательств;
  • Данные о количестве изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись;
  • Данные главных распорядителей о своевременном проведении оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) и утверждении муниципальных заданий.

Средняя оценка Мониторинга в части качества планирования расходов бюджета составляет 80 баллов по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 7 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 58,3% от оцениваемого количества, у 5 – индивидуальный балл ниже среднего.

Наивысшую оценку 100-баллов имеет Департамент финансов администрации города Мегиона, Дума города Мегиона, Контрольно-счетная палата городского округа город Мегион. Наименьший результат 77-баллов имеет МКУ «Капитальное строительство».

Оценка исполнения бюджета в части расходов

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части исполнения бюджета по расходам использовались:

  • Данные месячных, годовых отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств городского округа город Мегион за 2016 год;
  • Данные о ведении бюджетной росписи и доведении главными распорядителями бюджетных средств показателей бюджетной росписи до подведомственных муниципальных учреждений.

Данная группа показателей имеет наибольший удельный вес в итоговой оценке качества финансового менеджмента. Средняя оценка Мониторинга в части исполнения бюджета по расходам составляет 89,8 балла по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 9 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 75% от оцениваемого количества, у 3 – индивидуальный балл ниже среднего.

Наивысшую оценку 100-баллов имеет Департамент финансов администрации города Мегиона, Дума города Мегиона, Контрольно-счетная палата городского округа город Мегион, Департамент социальной политики, МКУ "Централизованная бухгалтерия". Наименьший результат 77 баллов имеет МКУ «Капитальное строительство».

Оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части управления обязательствами в процессе исполнения бюджета использовались данные о соблюдении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Средняя оценка Мониторинга в части управления обязательствами в процессе исполнения бюджета составляет 55,0 балла по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 4 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 33,3% от оцениваемого количества, оценку ниже средней имеют 7 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 58,3% , у 1 – индивидуальный балл равен 0.

Оценка состояния учета и отчетности

При проведении мониторинга в части состояние учета и отчетности использовались данные годовых отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2016 год.

Средняя оценка Мониторинга в части состояние учета и отчетности составляет 100 баллов по 100-балльной шкале. Все главные распорядители и получатели бюджетных средств имеют наивысшую оценку 100 –баллов.

Оценка организации контроля

При проведении мониторинга качества организации контроля использовались данные о наличие выявленных нарушений по исполнению муниципальных заданий, а так же выявленных нарушений в ходе инвентаризации.

Средняя оценка Мониторинга в части качества организации контроля составляет 83,3 балла по 100-балльной шкале. Оценку 100-баллов имеют 9 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 75% от оцениваемого количества, у 2 – индивидуальный балл ниже среднего, у 1 — индивидуальный балл равен 0.

Оценка исполнения судебных актов.

При расчете показателей ежегодного мониторинга в части качества исполнения судебных актов оценивался уровень исполнения исковых требований о возмещении ущерба от незаконных действий или бездействия главных распорядителей бюджетных средств, подведомственных им получателей бюджетных средств и их должностных лиц к заявленным исковым требованиям, вступившим в законную силу.

Средняя оценка Мониторинга в части качества организации контроля составляет 95,8 балла по 100-балльной шкале. Оценку 100-баллов имеют 11 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 91,7% от оцениваемого количества, у 1 – индивидуальный балл равен 50.

Источник



Финансовый менеджмент организации: задачи, функции и показатели

Финансы – это основа деятельности любой компании, тот ресурс, без которого ни одно предприятие не может функционировать. За управление в экономическом векторе развития компании отвечает финансовый менеджмент. О его основных характеристиках, аспектах и функциях читайте в этом материале.

Основные понятия финансового менеджмента

Считается, что само понятие «финансовый менеджмент» возникло в середине прошлого века. В основе понятия лежит теория портфеля, разработанная Г.Марковицем. Суть модели заключается в связи между рисками и прибыльностью портфеля финансовых инструментов. Прогресс в этой области поспособствовал созданию концепции эффективного рынка и целого ряда моделей для анализа и оценки инструментов рынка.

Параллельно с этой работой началось развитие исследований в сфере структурных образований капитала и ценообразования источников финансирования. Среди всего поля экономических исследований на эту тему можно выделить работу Миллера и Модильяни, посвященную теории инвестиций и финансам предприятия, которая способствовала определению данной отрасли в самостоятельную дисциплину. Основой данной дисциплины можно считать теорию портфеля и состава капитала, так как они дают ответ на основополагающие вопросы финансов: откуда их взять и куда вложить.

Финансовый менеджмент – это вид деятельности, направленный на управление капиталом. Как и любая другая управленческая дисциплина, он подразумевает применение различных методов и приемов по регулированию и контролю. В масштабе предприятия управление финансовым менеджментом предполагает контроль экономической стороны деятельности компании. Разработка любых управленческих решений основывается на анализе и обработке различного рода информации, а менеджмент как понятие предполагает наличие определенной системы.

Поиск и создание экономических ресурсов, их продуктивное применение и инвестирование невозможно без грамотного руководства. А поскольку финансовая составляющая является основой функционирования любой компании без исключения, менеджмент данного направления является основополагающим и важнейшим направлением управленческой деятельности. Руководство экономическими ресурсами определяет его коммерческую успешность и финансовую стабильность.

Финансовый менеджмент предполагает воздействие с помощью определенного механизма, состоящего из четырех основных аспектов:

  • Регулирование деятельности компании в правовой сфере, контролируемой государством.
  • Регулирование деятельности компании посредством рыночных условий.
  • Самостоятельное регулирование предприятием посредством разработанной стратегии.
  • Определенные методики и подходы, принятые в компании в процессе осуществления экономической деятельности.

Финансовый механизм – это комплекс экономических методик, направленный на стимулирование и структуризацию подходов к использованию денежных ресурсов. Прогресс в системе рыночных отношений, оцифровка большой части бизнес-процессов, изменения в структуре банковских сервисов, возникновение новых собственнических форм – все это оказывает влияние на развитие и изменение финансового менеджмента как теоретической и практической дисциплины экономического управления.

Читайте также:  Должностные инструкции специалиста системы менеджмента качества

Система финансового менеджмента организации

Сам термин «менеджмент» может рассматриваться как подход к управлению, как непосредственно управляющий орган или как форму организационного предпринимательства. Но в первую очередь это все же система, включающая в себя:

  • Планирование и составление экономической стратегии компании.
  • Выстраивание управленческо-организационной структуры, которая будет обеспечивать принятие и реализацию административных решений по всем элементам экономической деятельности.
  • Обеспечение протекающих управленческих процессов информационным сопровождением.
  • Анализ и оценка сфер деятельности компании.
  • Планирование и прогнозирование экономической деятельности компании по главным направлением.
  • Контроль за выполнением обоснованно принятых действий.

Как и в любой деятельности, в финансовом менеджменте есть субъект и объект действия, в данном случае это управляющая и управляемая структура. Выступая в роли руководящей структуры, финансовый менеджмент включает в себя главные управленческие должности или сотрудников, занятых в экономическом направлении деятельности предприятия. Построение организационной системы экономического управления может различаться в зависимости от масштабов организации, этапа ее жизненного цикла и количественного состава занятых на производстве работников.

В больших компаниях экономическим аспектом руководит финансовое управление во главе с директором или управляющим. В состав финансового управления входят различные отделы, составляющие его структуру. Регулируется работа данного управленческого органа предприятия специальным положением, где прописаны основные моменты и правила предприятия.

В компаниях поменьше роль директора по финансам выполняет главный бухгалтер или управляющий, а индивидуальные предприниматели зачастую выполняют эту функцию самостоятельно.

Финансовый менеджмент осуществляется на самом высоком уровне с участием управляющего состава или под его контролем. Все ключевые решения, включая разработку финансовой стратегии, осуществляются только после одобрения руководством.

Предмет управления финансового менеджмента – это активы и финансовые обязательства компании, которые возникают в процессе функционирования организации. Объекты экономического управления находятся в тесной связи между собой. Например, процесс инвестирования предполагает наличие денежных источников с разной стоимостью привлечения – что в итоге повлияет на выбор стратегии инвестирования.

Финансовая система является частью социально-экономической и основывается на комплексном подходе к сочетанию глобальных и локальных интересов компании. Устойчивость и стабильность финансовой системы является следствием совокупной экономической устойчивости, без преобладания отдельных факторов. Процесс управления предполагает взаимодействие между всеми звеньями организационной цепи с четким пониманием целей и задач, соответствующих основной экономической стратегии предприятия.

Функции финансового менеджмента

Организация финансового менеджмента предполагает выполнение определенных функций по руководству экономической деятельностью предприятия. Это и стратегическое планирование распределения денежных ресурсов, и организация экономических процессов и системы контроля, и даже продуманная схема мотивации различных отделов компании на достижение определенных плановых показателей. Рассмотрим каждую из перечисленных функций более подробно.

Разработка финансовой стратегии

Одна из ключевых задач концепции финансового менеджмента – это стратегическое планирование и прогнозирование экономического развития компании, поэтому функция по разработке соответствующих мероприятий является одной из основных. В разработке финансовой стратегии, направленной на реализацию конкретных действий по достижению норм и показателей, учитывается глобальная экономическая цель компании. Осуществляется формирование структуры задач, выполнение которых приводит к достижению условленных финансовых показателей, расставляются приоритеты и ценности на конкретный период – временной отрезок или этап развития организации. Финансовая стратегия предполагает выработку определенной политики действий для достижения поставленных целей.

Организация

Поскольку менеджмент – это управление, одной из главных задач финансового является администрирование принятых решений в экономической деятельности предприятия. Организационная структура финансового менеджмента предполагает наличие нескольких звеньев с различной степенью ответственности. Основная цель – адаптировать эти структуры к переменчивым условиям работы предприятия и обеспечить их интеграцию в общий процесс управления организацией. Главная задача организационной функции финансового менеджмента – наведение порядка для обеспечения слаженной работы и развития предприятия в экономическом плане.

Информирование

Любая деятельность должна быть аргументирована, поэтому информационной задачей финансового менеджмента является обоснование различных вариаций административных решений в финансовой сфере. Грамотный менеджмент подразумевает постоянный контроль ситуации, регулярный анализ финансового состояния предприятия, в том числе в контексте рынка и своевременную корректировку разработанной стратегии. Необходимо обеспечить информационную поддержку данной структуры для нормального функционирования.

Анализ

Финансовый менеджмент предусматривает регулярную оценку и переоценку различных аспектов деятельности компании. Рассматриваются совершаемые экономические операции (расходование средств, результаты работы, производительность) с целью оптимизации и выработки, наиболее отвечающих ситуации экономических решений. Анализ должен быть регулярным и разнообразным. Современные технологии и уровень развития предлагают новые методы и подходы к прогрессивному анализу экономической деятельности – важно включать их в привычную систему оценки, чтобы получать более точную и современную картину.

Планирование

Как и стратегическое планирование, эта функция подразумевает разработку конкретных планов и мероприятий на будущее, но ее фокусом являются текущие задачи и оперативные решения. Глобальная стратегия должна быть спроецирована на каждый этап деятельности предприятия с учетом всех особенностей текущего положения компании. Планирование может осуществляться на конкретный период или для отдельных направлений деятельности: показатели эффективности отделов, успешность нового разработанного продукта и т.д.

Стимулирование

Принятые решения должны быть внедрены и реализованы, а одной из важнейших задач финансового менеджмента является как раз стимулирование данного процесса. Можно использовать различные методы мотивации сотрудников, системы штрафов и вознаграждений за достижение плановых показателей. Финансовая мотивация является одной из самых популярных среди сотрудников, поэтому разработка целесообразной системы поощрений может значительно улучшить экономические показатели организации в перспективе.

Контроль

Данная функция предполагает полное контролирование финансовых процессов на предприятии и строгое соблюдение разработанных экономических решений. Для обеспечения этой функции создаются специальные системы контроля на различных уровнях: отчетность, соблюдение необходимых предписаний, плановые показатели и т.д. Все параметры контроля должны быть четко определены, а задействованные в процессе сотрудники – проинформированы.

Бизнесхак: как тратить на анализ финансовой отчетности всего 15 минут в неделю

Если на предприятии не налажен управленческий учет, то генеральный директор довольно будет получать от бухгалтерии информацию о прибылях и убытках спустя месяц после закрытия периода. Это означает, что оперативно повлиять на ситуацию просто невозможно. Избежать многих финансовых проблем позволит планирование на еженедельной основе: вы сможете, не дожидаясь отчетов от бухгалтерии, контролировать расходы, а самое главное – у Вас будет инструмент для прогнозов на будущее. Для этого нужно установить плановые показатели деятельности и затем следить за их отклонениями. Такой контроль требует не более 15 минут в неделю.

Как наладить такую систему еженедельного планирования финансовых показателей? Узнайте бизнесхак из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать бизнесхак

Основные показатели финансового менеджмента

Основы финансового менеджмента предполагают наличие определенных показателей в экономической деятельности предприятия. Рассмотрим подробнее 3 основных.

Добавленная стоимость

Определяется как разница между стоимостью всей произведенной компанией продукции за конкретный период и стоимостью израсходованных ресурсов: сырьевого материала, энергии, различных затрат, а также стоимостью услуг посредников. В первый показатель входит не только проданный товар, но весь изготовленный предприятием за указанный срок, включая тот, что еще находится в процессе производства. Величина этого показателя демонстрирует размах деятельности предприятия.

Брутто-результат использования инвестиций

Этот показатель можно вычислить, если из добавленной стоимости вычесть зарплаты работников, обязательные налоговые и другие отчисления (страховка, пенсионный фонд) и остальные непременные выплаты за исключением налога на прибыль. Он является важнейшим показателем, демонстрирующим промежуточные задачи финансового менеджмента. Он показывает, есть ли у предприятия возможность оплатить амортизационные расходы и может многое сказать об управлении организацией и ее производительности.

Нетто-результат использования инвестиций

Этот показатель получается путем вычитания из предыдущего все затраты, необходимые на то, чтобы восстановить основные средства. То есть это прибыль до вычета налога на нее, а также без учета последующих выплат по долговым обязательствам компании. На практике вместо этой цифры часто используют показатель балансовой прибыли, к которому добавляют сумму предстоящих выплат по долговым обязательствам. Эту сумму обозначают как часть себестоимости товара, чтобы не прибегать к повторному расчету процентов, так как их часть, относящаяся к чистой прибыли, которая остается на балансе компании, является составным элементом прибыли по балансу.

Вывод

Управляя экономической составляющей предприятия, финансовый менеджмент регулирует стратегию развития, основные статьи расходов, занимается распределением и контролем задач по улучшению финансовой стабильности и экономической успешности предприятия.

Цели финансового менеджмента – оптимизация существующих процессов на предприятии и обеспечение бесперебойной работы компании. Среди функций финансового менеджмента можно выделить контроль и стимулирование достижения условленных экономических показателей и планов.

Финансовый менеджмент подразумевает подконтрольность главному руководству, а все принимаемые решения совершаются с разрешения администрации. Поскольку денежные ресурсы компании являются основой ее существования, грамотный финансовый менеджмент является первоочередной задачей для успешного ее функционирования.

Источник

Основные понятия и сущность финансового менеджмента

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Читайте также:  Гост система менеджмента качества 2019

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.

Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

  • как научная дисциплина;
  • как система управления финансами хозяйственного объекта;
  • как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

  • Концепция денежных потоков;
  • Концепция временной ценности денег;
  • Концепция риска и доходности;
  • Гипотеза об эффективности рынков;
  • Портфельная теория и модели ценообразования активов;
  • Теории структуры капитала и дивидендной политики;
  • Теория агентских отношений и др.

1. Концепция денежных потоков

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

2. Концепция временной ценности денег

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

3. Концепция риска и доходности

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

4. Портфельная теория и модели ценообразования активов

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

5. Теория структуры капитала и дивидендной политики

Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

6. Теория агентских отношений

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Читайте также:  Идеология менеджмента качества

Источник

Качества финансового менеджмента субъектов

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемый главными распорядителями и получателями бюджетных средств городского округа город Мегион за 2016 год проводился на основании постановления администрации города Мегиона от 23.10.2014 №2601 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента» (с изменениями) в целях определения текущего уровня качества финансового менеджмента, анализа изменений качества и определения проблемных областей финансового менеджмента.

Мониторинг качества финансового менеджмента (далее также – Мониторинг) за 2016 год проводился на основании данных и материалов, предоставленных главными распорядителями и получателями бюджетных средств городского округа город Мегион с использованием методики бальной оценки, по следующим группам показателей:

  • Оценка качества планирования расходов бюджета;
  • Оценка исполнения бюджета в части расходов;
  • Оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета;
  • Оценка состояния учета и отчетности;
  • Оценка организации контроля;
  • Оценка исполнения судебных актов.

Удельный вес групп показателей в итоговой оценке мониторинга качества финансового менеджмента за 2016 год

Основными группами показателей в итоговой оценке качества финансового менеджмента являются «Оценка исполнения бюджета в части расходов», «Оценка качества планирования расходов бюджета», «Оценка исполнения судебных актов», занимающее 29%, 24% и 19% соответственно.

Качество финансового менеджмента в существенной степени зависит от организации главными распорядителями средств бюджета городского округа город Мегион процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.

Оценка качества финансового менеджмента за 2016 год проводилась по трем субъектам отчетности:

· главные распорядители и получатели средств бюджета городского округа город Мегион;

· органы администрации города, осуществляющие функции контроля в отношении подведомственных муниципальных бюджетных и автономных учреждений (в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания и предоставления субсидии на иные цели);

· иные муниципальные учреждения.

По результатам Мониторинга определена итоговая балльная оценка качества финансового менеджмента каждого главного распорядителя и получателя бюджетных средств, сформирован ежегодный рейтинг и рассчитана оценка среднего уровня качества финансового менеджмента.

Средние оценки качества финансового менеджмента за 2016 год в разрезе групп показателей приведены далее.

Средняя оценка качества финансового менеджмента в разрезе групп показателей за 2016 год, баллов

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по оцениваемым главным распорядителям и получателям бюджетных средств составила 89,8 балла по 100-балльной шкале. Из 12 оцениваемых главных распорядителей и получателей бюджетных средств 6 (50% от оцениваемого количества) имеют итоговые оценки качества финансового менеджмента выше среднего балла, у 6 – итоговые оценки ниже среднего балла.

Рейтинг главных распорядителей и получателей бюджетных средств по результатам мониторинга качества финансового менеджмента городского округа город Мегион за 2016 год представлен ниже:

В рейтинге главных распорядителей и получателей средств бюджета городского округа город Мегион наилучшую итоговую оценку качества финансового менеджмента имеет Департамент финансов администрации города Мегиона (100 баллов), самый низкий рейтинг имеет МКУ Капитальное строительство» (77 балла).

Оценка качества планирования расходов бюджета.

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части качества планирования расходов бюджета использовались:

  • Данные о своевременном предоставлении планируемых объемах расходных обязательств;
  • Данные о количестве изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись;
  • Данные главных распорядителей о своевременном проведении оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) и утверждении муниципальных заданий.

Средняя оценка Мониторинга в части качества планирования расходов бюджета составляет 80 баллов по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 7 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 58,3% от оцениваемого количества, у 5 – индивидуальный балл ниже среднего.

Наивысшую оценку 100-баллов имеет Департамент финансов администрации города Мегиона, Дума города Мегиона, Контрольно-счетная палата городского округа город Мегион. Наименьший результат 77-баллов имеет МКУ «Капитальное строительство».

Оценка исполнения бюджета в части расходов

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части исполнения бюджета по расходам использовались:

  • Данные месячных, годовых отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств городского округа город Мегион за 2016 год;
  • Данные о ведении бюджетной росписи и доведении главными распорядителями бюджетных средств показателей бюджетной росписи до подведомственных муниципальных учреждений.

Данная группа показателей имеет наибольший удельный вес в итоговой оценке качества финансового менеджмента. Средняя оценка Мониторинга в части исполнения бюджета по расходам составляет 89,8 балла по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 9 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 75% от оцениваемого количества, у 3 – индивидуальный балл ниже среднего.

Наивысшую оценку 100-баллов имеет Департамент финансов администрации города Мегиона, Дума города Мегиона, Контрольно-счетная палата городского округа город Мегион, Департамент социальной политики, МКУ "Централизованная бухгалтерия". Наименьший результат 77 баллов имеет МКУ «Капитальное строительство».

Оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета

Для расчета показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части управления обязательствами в процессе исполнения бюджета использовались данные о соблюдении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Средняя оценка Мониторинга в части управления обязательствами в процессе исполнения бюджета составляет 55,0 балла по 100-балльной шкале. Оценку выше средней имеют 4 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 33,3% от оцениваемого количества, оценку ниже средней имеют 7 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 58,3% , у 1 – индивидуальный балл равен 0.

Оценка состояния учета и отчетности

При проведении мониторинга в части состояние учета и отчетности использовались данные годовых отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2016 год.

Средняя оценка Мониторинга в части состояние учета и отчетности составляет 100 баллов по 100-балльной шкале. Все главные распорядители и получатели бюджетных средств имеют наивысшую оценку 100 –баллов.

Оценка организации контроля

При проведении мониторинга качества организации контроля использовались данные о наличие выявленных нарушений по исполнению муниципальных заданий, а так же выявленных нарушений в ходе инвентаризации.

Средняя оценка Мониторинга в части качества организации контроля составляет 83,3 балла по 100-балльной шкале. Оценку 100-баллов имеют 9 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 75% от оцениваемого количества, у 2 – индивидуальный балл ниже среднего, у 1 — индивидуальный балл равен 0.

Оценка исполнения судебных актов.

При расчете показателей ежегодного мониторинга в части качества исполнения судебных актов оценивался уровень исполнения исковых требований о возмещении ущерба от незаконных действий или бездействия главных распорядителей бюджетных средств, подведомственных им получателей бюджетных средств и их должностных лиц к заявленным исковым требованиям, вступившим в законную силу.

Средняя оценка Мониторинга в части качества организации контроля составляет 95,8 балла по 100-балльной шкале. Оценку 100-баллов имеют 11 главных распорядителей, получателей бюджетных средств, или 91,7% от оцениваемого количества, у 1 – индивидуальный балл равен 50.

Источник

Характеристика субъектов финансового менеджмента.

В качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятельность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. Поскольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

На крупных предприятиях для управления финансами создаются самостоятельные подразделения — финансовые службы и дирекции.

Финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам) — главный ответственный финансист. Функции субъекта финансового управления могут быть также делегированы финансовому менеджеру, главному бухгалтеру, административному директору, руководителю финансово-сбытовой службы, казначею, другим уполномоченным. Создание финансовой дирекции, определение круга ее задач и возможностей являются прерогативой высшего органа управления предприятия — совета директоров, наблюдательного совета и т.п

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определенных субъектов управления.

Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных группы таких субъектов.

1) Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности.

2) Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом — наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием.

3) Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом — наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия.

Задача №1

Используйте формулу сложных процентов, определите сумму депозитного вклада в размере 100 млн. руб. через 2 года при полугодовом начислении процентов. Годовая ставка 60%.

Формула сложных процентов:

=P × , где

P – текущая сумма вклада;

i – процентная ставка;

n – количество расчетных периодов.

n – за 2 года 4периода

Т.к. у нас в условии полугодовое начисление процентов, а годовая ставка составляет 60 % значит за полгода она будет составлять 30%. Количество расчетных периодов за 2 года составит 4 начисления.

100 × (1+0,3= 285,61 млн.руб.

Ответ : 285,61 млн.руб. составит сумма депозитного вклада через 2 года.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник