Государственная система технического регулирования и стандартизации



29. Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации

Свод правил и положений, содержащих порядок проведения работ по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного хозяйства страны, независимо от уровня управления, именуется Государственной системой стандартизации или ГСС. Основными правовыми документами, регламентирующими данную систему, является ряд Межгосударственных и Государственных уставов, как раз и содержащих основные правила, регулирующие вопросы организации и проведения работ по стандартизации. Для этой цели был организован специализированный орган под названием «Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации», основные задачи которого определяются следующими положениями:

1) предоставление проектов межгосударственных стандартов на утверждение;

2) выборка перспективных направлений в сфере стандартизации;

3) рассмотрение и принятие основных направлений в сфере стандартизации и метрологии, расходов на их проведение.

Также к органам службы стандартизации относятся организации, учреждения, объединения и подразделения, основная составляющая деятельности которых лежит в области проведения непосредственно работ по стандартизации или в области выполнения определенных функций по стандартизации.

Государственная стандартизация призвана решать ряд следующих вопросов и задач:

1) вести разработку Государственных стандартов, содержащих основополагающие и общетехнические требования, а также требования по регулированию вопросов безопасности трудовой деятельности, защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

2) способствовать выполнению воли заказчика;

3) рассматривать и утверждать Государственные стандарты и ряд других нормативных актов, в том числе: инструкции, методические указания и т. п.;

4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;

5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;

6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;

7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Приложение 1 ИНСТРУКЦИЯ[12] о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)

Приложение 1 ИНСТРУКЦИЯ[12] о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций) 1. Химические ловушки[13] — это снаряженные

1. Основные понятия технического регулирования

1. Основные понятия технического регулирования Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании». Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование

2. Основные принципы технического регулирования

2. Основные принципы технического регулирования Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их

8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента

8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием

26. Основные понятия технического регулирования

26. Основные понятия технического регулирования Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании».В этом нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых

27. Основные принципы технического регулирования

27. Основные принципы технического регулирования Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их

29. Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации

29. Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации Свод правил и положений, содержащих порядок проведения работ по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного хозяйства страны, независимо от уровня

1.1. Общая концепция системы технического обслуживания и ремонта оборудования

1.1. Общая концепция системы технического обслуживания и ремонта оборудования 1.1.1. Общей концепцией поддержания оборудования в исправном состоянии и постоянной работоспособности является внедрение системы планово-предупредительного ремонта (ППР), которая

3.3. Основные правила и положения системы сертификации ГОСТ Р

3.3. Основные правила и положения системы сертификации ГОСТ Р Система сертификации ГОСТ Р организована Госстандартом России и функционирует в соответствии с законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».В Системе ГОСТ Р предусматривается сертификация

54. Проектирование систем контроля и автоматического регулирования

54. Проектирование систем контроля и автоматического регулирования Системы контроля и автоматического регулирования, конечным результатом которых являются сегодня орбитальные космические станции, межпланетные орбитальные станции, годами находящиеся на расстоянии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные положения 1.1.1. Текстовые документы (далее – документы) подразделяются на:содержащие, в основном, сплошной текст;содержащие текст, разбитый на графы.1.1.2. Документы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-79 с учетом особенностей,

6.4.3. АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ

6.4.3. АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ Автоматические электромагнитные выключатели (автоматы). Этот вид ЭА находит основное применение в системах распределения электроэнергии. Автоматы предназначены для включения и выключения цепей постоянного и

6.6.9. СИСТЕМЫ ПОДЧИНЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

6.6.9. СИСТЕМЫ ПОДЧИНЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Транзисторы и многочисленные устройства на их основе позволили перейти к практической реализации ряда эффективных идей в области систем управления электропривода.Наиболее плодотворной оказалась идея, предложенная еще в

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания и ремонта после отработки

3.2. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов

3.2. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов Вопрос 224. Какими должны быть полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства

Источник

Регулирование стандартизации — Стандартизация

Во всех республиках, краях и областях России государственные стандарты применяются только в добровольном порядке.

Определение 1 Стандартизация — это деятельность по созданию, публикации и использованию стандартов, по принятию норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности изделий, сервиса и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и собственности населения. А также, для технической и информационной совместности, взаимозаменяемости, согласно, уровня формирования науки, техники и технологий, единства измерений. Стандартизация выполняет функции по экономии практически всех типов материалов и сырья, безопасности народнохозяйственных объектов, учитывая риски происхождения естественных, техногенных разрушений и иных экстремальных случаев, обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

До тех пор, пока не вступают в силу новые правила стандартизации, предыдущие стандарты, учреждённые для обеспечения безопасности действуют безоговорочно. Также, аналогично выполняются строительные нормы и проекты (СНиП) и санитарные правила и нормативы (СанПиН). Управлению и регламентированию со стороны государственных организаций подлежит свод правил.

Замечание 1 К нормативным документам по стандартизации относятся своды правил, отечественные классификаторы и стандарты. Система стандартизации подразделяется на международную, национальную и отраслевую.

Особым образом выделяются общенациональные стандартизированные шаблоны. К документации по стандартизации не включаются технические условия, которые используются в пределах одного предприятия.

Техническое регулирование стандартизации

Определение 2 Техническое регулирование является системой взаимоотношений непосредственно государства, товаропроизводителя и заказчика. Данная система контролирует возможную область вмешательства юридических организаций в хозяйственно-производственное функционирование компаний.

Международное интегрирование и конкурентная среда создают условия стирания технических границ в глобальном бизнесе. Требуются условия организации плодотворного климата полнофункциональных конкурентных отношений благодаря продвижению единых норм, правил, требований во всемирной торговле. Эффективное выполнение поставленных целей допустимо с использованием общенационального управления в сфере метрологии и стандартизации, вместе с этим потребуется заверения со стороны российских нормативных актов о гармонизации и упорядоченности по отношению к юридическим международным документам.

Основной трудностью является несоответствие национальных документов европейским нормам и правилам. Аналогичные проблемы регулируются в пределах сотрудничества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) и Международной организацией по стандартизации (ISO).

Согласно актам Федерального Закона от 22.11.2003г., под техническим регулированием понимается в первую очередь юридическое формирование отношений в области определения и использования норм и правил в обязательном порядке к изделиям или к процессам, которые к ним относятся. Это могут быть разнообразные процессы, включая, строительство, производство, наладку, монтаж, эксплуатацию, перевозку, хранение, реализацию и утилизацию.

Читайте также:  Стандартизация китайского языка

Обобщая, возможно утверждение, что администрирование бизнес-процессов предусматривает создание юридической документации на двух уровнях системы, реализующие необходимые правила, которые применяются на добровольной основе.

К главному уровню относятся:

  • Организация требований с целью поддержания безопасности здоровья и жизни населения.
  • Гарантирование сохранности собственности, как физическим лицам, так и предприятиям.
  • Совершенствование структуры местного самоуправления и охраны окружающей среды.
  • Предотвращение событий, вводящих в обман заказчиков.
  • Формирование и регулирование единства измерений.

Законодательным актом определены следующие принципы стандартизации:

  • Применение стандартов в добровольном порядке.
  • Соблюдение интересов всех заинтересованных лиц при формировании стандартов.
  • Продвижение международных стандартов при создании отечественных стандартов, помимо определённых моментов.
  • Неприемлемость образования проблем при изготовлении и использовании произведённых изделий, проведению организационной деятельности и сервиса гораздо больше, чем требуется для формирования целей, которые указаны в законе.
  • Недопустимость осуществления стандартов, которые противоречат техническим нормам.
  • Обеспечение условий для унифицированного применения стандартов.

Технический регламент и стандартизация

Определение 3 Технический регламент – это юридический документ, утверждённый международным контрактом Российской Федерации и устанавливающий необходимые для выполнения и использования нормы и правила к объектам отечественного управления.

Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.

Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.

Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.

В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.

Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.

В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.

Государственный стандарт

Структуре стандартизации необходимо упорно влиять на работу и развитие народного хозяйства в данный поворотный момент, наблюдаемый в экономике. Кроме этого, согласованно приспосабливаться и обеспечивать исключительно конкурентные требования для производимых изделий.

В свете изменений содержания понятия «стандартизация», само название «государственный стандарт» соответственно с актуальным законом не используется, а заменяет его формулировка «национальный стандарт».

Замечание 2 Национальные нормы и правила, равно как стандарты организаций, используются на непринудительной основе.

Толкование выражения «оценка соответствия» также представляется значимой, поскольку ею определяется явное или неявное выдерживание всех стандартов, которые предполагаются к выполнению относительно конкретного предмета стандартизации. Согласно содержанию новейшего законодательного акта надлежит, что этот критерий осуществляется в разных видах, включая национальную аккредитацию, контроль, испытания, подтверждения соответствия, регистрацию, приёмка и прочие, и данный перечень вовсе не окончательный.

Если выразиться по-иному, то свидетельство сертификации является одной из методик оценки соответствия качества изделий. В законодательном акте «О техническом регулировании» наблюдается модернизированный вид федерального урегулирования экономики Российской Федерации целиком. Основном принципом данного регулирования является законотворческая степень существующего лимита, который присутствует относительно индустриальной деятельности.

По этой причине, провозглашение в юридическом праве положений технического регулирования создаёт потребность их продвижения в указанной сфере, исходя из регулирующих документов и практики предпринимательства.

Источник

Государственная система технического регулирования и стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Проблемы стандартизации общего образования

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник

Изменения в системе стандартизации и сертификации Российской Федерации после принятия Закона “О техническом регулировании”

Вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ внёс принципиальные изменения в систему стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг Российской Федерации. Если до принятия указанного закона нормативные требования к продукции и услугам подлежали безусловному выполнению, то после вступления закона в силу выполнять предписывается лишь требования в части соблюдения безопасности потребителей, их имущества и окружающей среды. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Содержание

Новые термины

Во-первых, введены новые важные термины и определения. Среди них в первую очередь выделяются такие, как “ Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации “ , “Сертификация”, «Техническое регулирование”, “Технический регламент”, ”Свод правил”.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)(Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Принципы технического регулирования

Во-вторых, введены следующие принципы технического регулирования, которые обязательны для соблюдения всеми участниками процесса (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. Единой системы и правил аккредитации;
  5. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Требования к техническим регламентам

В-третьих, сформулированы следующие требования к разрабатываемым и внедряемым в жизнь техническим регламентам (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
  2. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента
  3. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями
  4. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит
  5. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования
  6. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.
Читайте также:  Специфические цели стандартизации

Техническое регулирование продукции оборонного назначения

В-четвертых, установлены особенности технического регулирования при изготовлении продукции оборонного назначения. Так, в соответствии с п.1 статьи 5 закона (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) “… в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении особой продукции обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом”.

Назначение технических регламентов

В-пятых, разъяснены виды и назначение технических регламентов. В соответствии с законом (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) технические регламенты бывают двух видов:

  • Общие технические регламенты — регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

ядерной и радиационной безопасности.

  • Специальные технические регламенты — регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стадии разработки технических регламентов

В-шестых, приняты следующие стадии разработки технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  • опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента
  • публичное обсуждение проекта технического регламента в течении не менее двух месяцев и его доработка с учетом поступивших от заинтересованных лиц предложений
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента. С этого момента проект технического регламента приобретает статус проекта федерального закона
  • внесение субъектом права законодательной инициативы (депутат, орган власти или иное уполномоченное лицо) проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу и Правительство РФ
  • подготовка Правительством РФ отзыва на проект федерального закона с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме проекта федерального закона, принятого Государственной Думой в первом и втором чтениях с учетом заключений экспертной комиссии по техническому регулированию. В состав экспертной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Выше указана типовая последовательность разработки технического регламента. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Цели стандартизации

В-седьмых, изменены цели стандартизации. Теперь они сформулированы следующим образом:

  1. Введена новая цель стандартизации, такая как обеспечения научно-технического прогресса;
  2. Изменена цель стандартизации с «повышения качества продукции, работ, услуг» на «повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг»;
  3. Упразднена цель стандартизации «единство измерений».

Новый перечень документов в области стандартизации

В-восьмых, изменен перечень документов в области стандартизации (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Государственные стандарты заменены на национальные стандарты;
  2. Упразднены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов

В-девятых, введен государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов. Органами государственного контроля (надзора) определены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ). Органы государственного контроля (надзора) вправе:

Источник

Стандартизация и техническое регулирование

Сейчас вместо самостоятельного стандартизации законодатель ввёл общее комплексное понятие: техническое регулирование. Это связано с намерением РФ вступить в ВТО. Кроме того, должно обеспечиваться единство измерений: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.

1994 – Соглашение о создании ВТО, в этом же году были подписаны соглашения, которые обязывают участников организации привести всё к единым стандартам.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) «О техническом регулировании».

Вводится обще понятие технического регулирования.

Техническое регулирование – свод требований как обязательных, так и добровольных, которые предъявляются к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации товаров и услуг.

Технический регламент – документ, который принимается в особом порядке (может приниматься международным договором РФ; ФЗ; Указом Президента или Постановлением Правительства) и устанавливает обязательные для применения требования к объектам технического регулирования, а объектом технического регулирования является продукция (законодатель очень расширил понятие продукции).

На сегодняшний день в РФ не действуют регламенты, которые приняты международным договором. В ВТО другая система: сначала МД, потом закон, потом подзаконные акты. Таким образом, имеем несколько уровней регулирования.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие разнообразные виды безопасности.

В РФ два вида регламентов:

Общие — обязательны для применения и имеют строго очерченный круг вопросов

Специальные – принимаются в том случае, если требований общих регламентов недостаточно.

Когда вводился закон в 2002 г., то предполагалось создание большого количества ТР.

Если нет технического регламента, то нельзя разработать и стандарт.

Стандартизация — деятельность по установлению определённых правил и характеристик, в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращению продукции.

Стандарт – юридический документ, в котором добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции.

Закон о защите прав потребителей имеет вторичное значение по сравнению с ФЗ «О техническом регулировании».

Система стандартов:

Международный стандарт. Принимается международной организации

Национальный стандарт. Принимается российским органом по стандартизации.

Проблема в том, что разработка ТР и стандартов должна быть произведена за счёт производителя товаров.

На каждом товаре должно быть три знака: 1) декаларция о соответствии – значит, что существет документ, который подтверждает, что данная продукция соответствукт требованиям ТР

2) знак обращения на рынке – обозначение, которое информирует приобретателя соответствуют требованиям ТР

3) знак соответствия – информирует приобретателя о том, что товар прошёл определённую сертификацию

Источник