Государственная национальная система стандартизации российской федерации
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Система стандартизации
Стандартизация является деятельностью в области разработки и внедрения стандартов производственных процессов и параметров изделий с целью добровольного и многократного применения данных требований.
Производство этих положений трактуется потребностью пересмотра прошлого варианта правил и норм национальной структуры стандартизации Российской Федерации в промежутке времени до 2010 года, включительно. Пересмотр требований проводился благодаря пониманию и установлению очередных вопросов по развитию государства.
Данные вопросы сформировались национальной структурой стандартизации в областях:
- в необходимости более интенсивного формирования экономики страны;
- технического и научного совершенствования экономики;
- модернизации жизнедеятельности населения государства;
- охранных мероприятий по защите окружающей среды;
- развития интеграционных процессов;
- создания и развития Таможенного союза с дружескими государствами;
- укрепления отношений во внешней экономике и ускорению вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Главные задачи структуры стандартизации:
- осуществлять помощь государству в формировании экономики и в развитии общества;
- осуществлять помощь стране интегрироваться во всемирное экономическое сообщество и межгосударственные структуры стандартизации в роли полноправного участника;
- повышать качественный уровень жизнедеятельности социального общества страны;
- осуществлять помощь в обеспечении обороны страны и её безопасности;
- налаживать связи при техническом переоснащении промышленного производства государства;
- увеличить качественные показатели производства товаров и предоставления разнообразного сервиса для повышения конкурентной способности изделий собственного изготовления.
Принципы структуры стандартизации
Соответственно положениям стандартизации и применения документации, стандартизация производится на добровольных началах. Необходимое использование документации в сфере стандартизации предвидено применительно к предметам, обеспечивающим совокупную общесистемную стандартизацию, связанное функционирование в сфере стандартизации.
Действует некоторое количество особенностей системы стандартизации, к примеру, стандартизация мобилизована:
- создать условия обеспечения всеобщих параметров и требований, установленных в нормативных документах национальной структуры стандартизации на текущий момент;
- создать условия для применения зарубежных компетенций в развитии науки и техники;
- создать атмосферу открытости в создании и внедрении нормативных документов национальной структуры стандартизации;
- расположить участвовать в создании некоторой документации каждый субъект производственной деятельности, который в этом заинтересован;
- добиться согласованности в сфере создания и внедрения государственных стандартов;
- устанавливать в документации по стандартизации нормы и правила, обеспечивающие средства контроля над объектами стандартизации;
- привести к единообразию всю документацию в сфере стандартизации;
- создать возможность обеспечения документации по стандартизации техническими правилами, регулирующими порядок действий в России;
- создать возможность обеспечения логичной согласованности национальных стандартов;
- разработать публичные материалы о документации в сфере стандартизации, беря во внимание ограничения, установленные законодательными актами Российской Федерации.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Документация структуры стандартизации состоит из: документации национальной структуры стандартизации, Общероссийского классификатора, стандартов организаций, в том числе ТУ (технические условия), разнообразные типы документации по стандартизации, устанавливающие необходимые требования относительно объектов стандартизации.
Система стандартизации России
Структура стандартизации в Российской Федерации состоит из комплекса разнообразных мероприятий, осуществляемых под управлением национальной организации по стандартизации и сосредоточиваются на применении нормативной документации в области стандартизации. К данным мероприятиям относятся организационные, правовые, технические и экономические мероприятия. Структура стандартизации в Росси мобилизована выполнять защитные функции потребителей страны.
Благодаря структуре стандартизации растёт конкурентная способность продукции, гораздо лучше и рациональнее применяются ресурсы, оснащается научно-техническая деятельность в государстве. В Российской Федерации существует слаженная государственная структура стандартизации. Благодаря ей формируется и регулируется деятельность по стандартизации в пределах всей страны, во всех отраслях промышленности на управленческом и производственном уровнях национальных стандартов.
Традиционно разделяется государственная (национальная) стандартизация и международная стандартизация. Национальная стандартизация проводится под конкретным управлением органов Российской Федерации в согласии с целостным государственным планом стандартизации.
Международная стандартизация проводится благодаря отдельной организации конкретных стран для взаимодействия в поддержании торговых, научно-технических либо общекультурных отношений. Структура стандартизации состоит их разнообразных групп и типов стандартов. В зависимости от сферы деятельности стандарты дифференцируются на: международные, региональные, государственные, стандарты отраслей, предприятий либо организаций.
Источник
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Внести в Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 1 дополнить словами «, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации»;
а) пункт 2 дополнить словами «, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов»;
б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:
«2 1 ) информационная система в сфере стандартизации — государственная информационная система в национальной системе стандартизации, которая создается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, функционирует на основе информационных технологий и технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение, использование и предоставление информации, касающейся планирования работ по стандартизации, в том числе формирования и реализации программ по стандартизации, разработки, редактирования и экспертизы проектов документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также деятельности участников работ по стандартизации;»;
в) в пункте 3 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;
г) в пункте 5 слова «по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации» заменить словами «в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации»;
д) в пункте 8 слова «разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;
е) в пункте 9 слова «разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,» исключить;
ж) в пункте 10 слова «по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации» заменить словами «в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации»;
з) дополнить пунктом 10 1 следующего содержания:
«10 1 ) программа стандартизации — документ, который разрабатывается и утверждается участником или участниками работ по стандартизации, предусматривает разработку на перспективу (с учетом целей и направлений развития стандартизации) документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) внесение в них изменений (актуализацию) либо их пересмотр;»;
и) в пункте 11 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и» исключить;
к) в пункте 12 слова «утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и» исключить;
л) дополнить пунктом 14 1 следующего содержания:
«14 1 ) техническая спецификация (отчет) — документ по стандартизации, утвержденный техническим комитетом по стандартизации и устанавливающий характеристики, правила и принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований (испытаний), измерений, включая отбор образцов, и методов испытаний;»;
3) в пункте 1 части 2 статьи 3 слово «внедрение» заменить словами «разработка и внедрение», после слова «технологий,» дополнить словами «в том числе информационных технологий,»;
4) пункт 9 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«9) непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в них дублирующих положений;»;
5) в части 3 статьи 5 слова «региональных стандартов и» заменить словами «региональных стандартов, межгосударственных стандартов,»;
6) статью 7 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:
«4 1 ) содействие экономической интеграции, в том числе с государствами — членами Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза;»;
7) статью 8 дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16) устанавливает порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации.»;
а) пункт 3 после слова «разрабатывает» дополнить словом «(формирует)»;
б) пункт 14 после слов «стандартизации, своды правил,» дополнить словами «технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия,»;
в) в пункте 22 слова «межгосударственных стандартов, региональных стандартов» заменить словами «региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил», дополнить словами «и сводов правил иностранных государств»;
г) дополнить пунктами 24 1 и 24 2 следующего содержания:
«24 1 ) определяет порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов;
24 2 ) определяет порядок разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов);»;
д) дополнить пунктом 30 1 следующего содержания:
«30 1 ) осуществляет создание, модернизацию и обеспечение эксплуатации информационной системы в сфере стандартизации;»;
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Под техническим комитетом по стандартизации понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.»;
б) в части 14 слова «об объектах стандартизации» заменить словами «закрепленных объектах стандартизации и областях деятельности»;
в) дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. Технические комитеты по стандартизации разрабатывают и утверждают технические спецификации (отчеты) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.»;
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Под проектным техническим комитетом по стандартизации понимается форма временного (на срок не более трех лет) сотрудничества лиц, указанных в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, для разработки документов национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности и их экспертизы, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.»;
б) дополнить частями 3 — 10 следующего содержания:
«3. Создание проектных технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с принципами, указанными в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. Заявка на создание проектного технического комитета по стандартизации может быть подана в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации органами и (или) лицами, указанными в части 2 настоящей статьи.
5. Уведомление о приеме заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение срока, указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации, направляют заявки на участие в проектном техническом комитете по стандартизации в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Срок приема заявок устанавливается в уведомлении, указанном в части 5 настоящей статьи, и не может быть менее чем десять дней и более чем тридцать дней со дня размещения данного уведомления.
7. Заявка на участие в проектном техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена проектного технического комитета по стандартизации.
8. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня окончания срока приема заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации принимает решение о создании проектного технического комитета по стандартизации и назначении председателя проектного технического комитета по стандартизации в соответствии с частью 14 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также размещает такое решение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. Проектные технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов по закрепленным за ними объектам стандартизации или областям деятельности.
10. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня окончания срока, на который был сформирован проектный технический комитет по стандартизации, принимает решение о ликвидации проектного технического комитета по стандартизации либо о создании на его основе технического комитета по стандартизации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;
11) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«2. К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц.»;
12) статью 14 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) технические спецификации (отчеты).»;
а) часть 1 после слова «обеспечения» дополнить словом «соответствующих»;
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Стандарты организаций и технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия.»;
14) дополнить статьей 21 1 следующего содержания:
«Статья 21 1 .Технические спецификации (отчеты)
1. Технические спецификации (отчеты) разрабатываются техническими комитетами по стандартизации в целях ускоренного внедрения инноваций.
2. Технические спецификации (отчеты) разрабатываются с учетом документов национальной системы стандартизации.
3. Технические спецификации (отчеты) могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе технических комитетов по стандартизации, утвердивших данные технические спецификации (отчеты).»;
15) статью 22 изложить в следующей редакции:
«Статья 22. Своды правил
1. Своды правил разрабатываются, утверждаются, изменяются и отменяются федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».
2. Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
16) статью 23 дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Разработка (формирование) и реализация программы национальной стандартизации осуществляются с использованием информационной системы в сфере стандартизации.»;
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Разработчик национального стандарта (далее — разработчик) направляет уведомление о разработке проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации, а при отсутствии технического комитета по стандартизации, за которым закреплены объекты стандартизации и области деятельности, соответствующие проекту национального стандарта, в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Технический комитет по стандартизации, за которым закреплены объекты стандартизации и области деятельности, соответствующие проекту национального стандарта, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации уведомление о разработке проекта национального стандарта для размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления уведомления о разработке проекта национального стандарта размещает такое уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием информационной системы в сфере стандартизации. В случае отсутствия указанного технического комитета федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает информацию о разработке проекта национального стандарта без такого уведомления. Уведомление о разработке проекта национального стандарта должно содержать информацию о положениях, которые имеются в проекте национального стандарта и отличаются от положений соответствующих международных стандартов.»;
б) дополнить частью 23 следующего содержания:
«23. Порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.»;
18) в части 3 статьи 27 слова «даты регистрации» заменить словами «даты введения в действие»;
19) часть 1 статьи 28 дополнить словами «, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации»;
а) часть 3 после слов «общероссийские классификаторы,» дополнить словами «технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, технические условия,»;
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует учет зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов действующих технических спецификаций (отчетов), стандартов организаций и технических условий и предоставление информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам.»;
21) статью 30 дополнить частью 5 1 следующего содержания:
«5 1 . Органам государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суду предоставляется безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к документам, которые составляют Федеральный информационный фонд стандартов, в соответствии с порядком, установленным частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона.»;
22) статью 32 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Порядок передачи иностранным государствам документов по стандартизации, определенных порядками, предусмотренными статьей 6 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Источник
СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ
1. Общая характеристика системы стандартизации в Российской Федерации и направления ее реформирования.
2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации.
3. Понятие о технических регламентах.
4. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.
5. Виды национальных стандартов РФ.
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты потребителей и государства.
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (1992-2002 гг.)
Государственная система стандартизации (ГСС) начала функционировать в 1992г. в связи со становлением государственной самостоятельности России как отдельного государства после распада СССР в 1991 г.
Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России через территориальные органы — Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), их было более 90.
Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой четырехуровневую систему:
1 уровень — техническое законодательство, основой которого был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления Закона РФ «О техническом регулировании» в 2002 г.
2 уровень – документы общероссийского уровня: государственные стандарты РФ (ГОСТ Р); межгосударственные стандарты; государственные стандарты бывшего СССР (ГОСТ); правила, нормы, рекомендации по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
3 уровень – документы, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — стандарты отрасли (ОСТ) – или сферой деятельности — стандарты научно-технических и инженерных сообществ (СТО); категория ОСТ была введена в 1960 г, категория СТО была введена в 1992 г.
4 уровень – документы, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).
2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП (2003- 2010)
С принятием в декабре 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий этап реформирования системы стандартизации РФ — переходный. Согласно закону он равен семи годам, т.е. до 2010 г.
В 2006 г. разработана Концепция развития национальной системы стандартизации (принятая распоряжением Правительства РФ № 266-р от 26.02.2006 г.), согласно которой Государственная система стандартизации (ГСС) должна быть преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.
Национальным органом по стандартизации вместо Госстандарта России в 2004 г. утверждено Федеральное агентство по техническому регулированию, метрологии и стандартизации – Ростехрегулирование.
Основой НСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой трехуровневую систему:
1 уровень – технические регламенты РФ (ТР), которые устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам ЖЦП)
2 уровень – национальные стандарты РФ (НС), которые устанавливают требования на добровольной основе к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам ЖЦП).
3 уровень – стандарты организаций (СТО).
Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» национальными признаны действовавшие на тот момент в стране государственные (ГОСТ Р) и межгосударственные стандарты (ГОСТ).
Переходный этап реформирования системы стандартизации РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании» должен был закончиться в 2010 г, когда действующая НСС должна была окончательно приобрести форму и содержание в соответствии с заложенной идеей – т.е. должна возглавляться негосударственной организацией, фонд ТР должен окончательно сформироваться за 7 лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», и в связи с окончанием формирования фонда ТР НС будут документами сугубо добровольного применения.
Источник
Государственная (национальная) система стандартизации российской федерации (гсс рф)
Государственная система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:
1 этап — начальный (2002 г.) — состояние ГСС к моменту принятия названного закона;
2 этап — переходный (2003 — 2010 гг.) — формирование фонда технических регламентов и трансформация государственных стандартов с обязательными требованиями в национальные стандарты добровольного использования;
3 этап — заключительный (2001 г.) — окончание формирования фонда запланированных технических регламентов и национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами.
Важнейшим структурным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации.
Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет
Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.
Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:
утверждает национальные стандарты;
принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации и координируя их деятельность;
организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;
представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.
Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.
Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).
Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Источник