Государственная итоговая аттестация компетенции

Государственная итоговая аттестация компетенции

В разделе ведутся технические работы. Планируемые дата и время окончания работ — 16.10.2016 23:00. В течение времени проведения работ возможны недоступность форума или его некорректная работа. Техническая поддержка и администрация портала fgosvo.ru приносят извинения за доставленные неудобства.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Программы повышения квалификации 2016

Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

MGT » 06 окт 2016, 20:05

Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, возможно ли формирование компетенций (ОК, ОПК, ПК) только в ГИА?

Разум подсказывает, что нет. Но некоторые завкафы настаивают.
Помогите с нормативкой

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

Lex » 06 окт 2016, 21:37

Что они подразумевает под термином "формирование компетенции" на ГИА?

Ps компетенция это не стул, который сформировать можно на выходе.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

Mihailov » 07 окт 2016, 12:24

Порядок проведения ГИА: "Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. "
Приказ №1367:"Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя:
— перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы (уже овладеть)"

Поэтому, с моей точки зрения, очень плохо, если любые компетенции формируются только ГИА.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

bda76 » 07 окт 2016, 21:05

MGT писал(а): Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, возможно ли формирование компетенций (ОК, ОПК, ПК) только в ГИА?

Разум подсказывает, что нет. Но некоторые завкафы настаивают.
Помогите с нормативкой

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

MGT » 07 окт 2016, 21:20

Приведенные цитаты я тоже зачитывала завкафам. Совсем не убеждаемые товарищи все равно считают, что приказах МОН приводятся общие фразы.

Логика их рассуждений такова:
1) исключается из базовой части РУП дисциплина, направленная на формирование компетенции, например, ОК-3 "способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности". .
2) показывается компетенция в ГИА (базовая часть блока Б1).
3) освободившаяся трудоемкость дисциплины используется для включения в РУП специальных дисциплин или увеличивается аудиторка и СРС существующих в РУП дисциплин.
4) в ходе работы над ВКР, а это ведь не только преддипломная практика, руководитель вводит студента в курс тех экономических премудростей, которые помогут при написании ВКР (занимается в ходе консультирования формированием компетенции ОК-3)
5) при защите ВКР выпускник демонстрирует знания и сформированность ОК-3, например, если оценивает экономическую целесообразность инвестиций в разработанную им техническую новинку.

С точки зрения завкафа нарушений нет.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

MGT » 07 окт 2016, 21:22

MGT писал(а): Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, возможно ли формирование компетенций (ОК, ОПК, ПК) только в ГИА?

Разум подсказывает, что нет. Но некоторые завкафы настаивают.
Помогите с нормативкой

спасибо за идею! Хотя нам до следующей аккредитации ровно 5 лет. Ровно год назад закончила комиссия работать)))

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

bda76 » 08 окт 2016, 11:08

MGT писал(а): Спасибо, коллеги!

Приведенные цитаты я тоже зачитывала завкафам. Совсем не убеждаемые товарищи все равно считают, что приказах МОН приводятся общие фразы.

Логика их рассуждений такова:
1) исключается из базовой части РУП дисциплина, направленная на формирование компетенции, например, ОК-3 "способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности". .
2) показывается компетенция в ГИА (базовая часть блока Б1).
3) освободившаяся трудоемкость дисциплины используется для включения в РУП специальных дисциплин или увеличивается аудиторка и СРС существующих в РУП дисциплин.
4) в ходе работы над ВКР, а это ведь не только преддипломная практика, руководитель вводит студента в курс тех экономических премудростей, которые помогут при написании ВКР (занимается в ходе консультирования формированием компетенции ОК-3)
5) при защите ВКР выпускник демонстрирует знания и сформированность ОК-3, например, если оценивает экономическую целесообразность инвестиций в разработанную им техническую новинку.

С точки зрения завкафа нарушений нет.

Пункт 4 не получается.
Если речь о консультировании ВКР во время ГИА в соответствии с графиком уч. процесса, то в этот период формирование компетенций уже невозможно — поскольку на ГИА выходят полностью освоивишие ОП.
Если речь идет о консультировании ВКР до ГИА — ради Бога, отражайте это в уч. плане, но только этот вид уч. поручений пойдет в рамках Б1 или Б2 (семестр или преддипломка).
Так что формирование компетенцийв Б3 невозможно даже логически, что и нашло отражение в Сведениях об ОП, подаваемых на аккредитацию.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

экстраполяция » 08 окт 2016, 18:52

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

Lex » 08 окт 2016, 22:10

К сожалению авторские права на "компетентностную фантазию" принадлежат не завкафам, а МИНОБРНАУКИ.

Берем документ выданный(выдаваемый) выпускнику и смотрим приложение к диплому, там:
список учебных дисциплин с почасовкой и оценками Где компетенции?
Так получается сам вуз в выдавамом документе указывает, что обучавшийся освоил лишь дисциплины и прошел ГИА. Ни одной компетенции в дипломе не упоминается. Таким образом в вузе образовательный процесс реализуется не на компетентностном подходе, а на дисциплинарном.

Я бы на месте экспертов рособрнадзора сделал выволочку руководству вуза за то, что выдают дипломы лицам, у которых не подтверждено освоение ни одной из компетенций. Кроме того, еще и расписываются в том, что выпускник не освоил ни одной компетенции

В качестве мер, направленных на приведение образовательного процесса в соовтествие с законодательством в сфере образования:

— Переделать структуру кафедр вуза таким образом, чтобы кафедры отвечали не за учебные дисциплины своего профиля, а за компетенции и их формирование.

— Переработать локальные акты вуза, сделав центральным звеном освоения образовательной программы не учебную дисциплину, а комппетенцию.

— Сформировать учебные планы, указав там не учебные дисциплины, а компетенции, с указанием посеместровой промежуточной аттестацией их (компетенций) формирования.

— В локальном акте вуза, регламентирующем выдачу документов об образовании в обязательном порядке прописать указание о внесении переченя сформированных компетенций с указанием оценок по их сформированности.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

elena13 » 09 окт 2016, 10:33

Да. ППКС предыдущих ораторов.
я уже года три назад "уперлась" в компетенции. В частности, проблема с ГИА.
Например, ГИА должна оценивать ВСЕ компетенции. Их штук 35 по бакалаврам, например. Ладно. Некоторые можно "натянуть" в оценочном листе комиссии. "Свернуть" там до 5-6. Хотя сама операция "свертки" компетенций — текста — мне как математику непонятна. Тензор — знаю, а текст. Хотя, коллеги, согласитесь, большинство вузов так и делает
Я ещё давно предлагала делать второе приложение к диплому с компетенциями. Ну, в качестве доведения до абсурда. Похоже это не абсурд.
Дальше — засада — как на этапе ГИА оценить компетенцию по физ-ре? В стандартах бакалавров такая есть.

Идея по ГИА — выделять ключевые компетенции ОПОП (штуки 4, не больше). Пытаюсь внедрить. Но. это мои "фантазии". что они супротив проверок, если нет докУмента (нормативного).

Предвосхищая: с чего я взяла, что на ГИА оцениваются ВСЕ компетенции? А где алгоритм выделения "не ВСЕХ"? Ну там по видам деятельности, резанем — все равно много остается. ОК и ОПК -остаются, а это штук 10, ещё ПК. Много все равно.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

bda76 » 09 окт 2016, 11:29

Lex писал(а): К сожалению авторские права на "компетентностную фантазию" принадлежат не завкафам, а МИНОБРНАУКИ.

.
Я бы на месте экспертов рособрнадзора сделал выволочку руководству вуза за то, что выдают дипломы лицам, у которых не подтверждено освоение ни одной из компетенций. Кроме того, еще и расписываются в том, что выпускник не освоил ни одной компетенции

В качестве мер, направленных на приведение образовательного процесса в соовтествие с законодательством в сфере образования:
.
— В локальном акте вуза, регламентирующем выдачу документов об образовании в обязательном порядке прописать указание о внесении переченя сформированных компетенций с указанием оценок по их сформированности.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

bda76 » 09 окт 2016, 11:38

elena13 писал(а): Да. ППКС предыдущих ораторов.
я уже года три назад "уперлась" в компетенции. В частности, проблема с ГИА.
Например, ГИА должна оценивать ВСЕ компетенции. Их штук 35 по бакалаврам, например. Ладно. Некоторые можно "натянуть" в оценочном листе комиссии. "Свернуть" там до 5-6. Хотя сама операция "свертки" компетенций — текста — мне как математику непонятна. Тензор — знаю, а текст. Хотя, коллеги, согласитесь, большинство вузов так и делает
Я ещё давно предлагала делать второе приложение к диплому с компетенциями. Ну, в качестве доведения до абсурда. Похоже это не абсурд.
Дальше — засада — как на этапе ГИА оценить компетенцию по физ-ре? В стандартах бакалавров такая есть.

Идея по ГИА — выделять ключевые компетенции ОПОП (штуки 4, не больше). Пытаюсь внедрить. Но. это мои "фантазии". что они супротив проверок, если нет докУмента (нормативного).

Предвосхищая: с чего я взяла, что на ГИА оцениваются ВСЕ компетенции? А где алгоритм выделения "не ВСЕХ"? Ну там по видам деятельности, резанем — все равно много остается. ОК и ОПК -остаются, а это штук 10, ещё ПК. Много все равно.

Re: Формирование компетенций только в ГИА — возможно ли?

Lex » 09 окт 2016, 14:56

А это уже к вузу отношения не имеет. Это поручение в сторону МИНОБРНАУКИ о приведении приказов 1367 и 112, а также бланков документов, выдаваемых выпускникам с учетом компетентностного подхода. Как раз сейчас делаются потуги, касающиеся внесения изменений и в 1367 и в 112, пусть не забудут 1100 поправить, вымарав из бланков термин "учебная дисциплина" или , если так хочется оставить дисциплины, пусть в обязательном порядке добавляют в бланк приложения к диплому "компетенции".

Вот пусть с учетом компетентностного, а не дисциплинарного подхода их переделывает До кучи еще фгосы пусть переделают. че там 3+, 3++. Сразу фгос 4 поколения печатают и утверждают

Источник



Статья 59. Итоговая аттестация

Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 г. см. постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. N 256

Статья 59 . Итоговая аттестация

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 59 настоящего Федерального закона

1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Статья 59 дополнена частью 3.1 с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

Читайте также:  Аттестация управленческого персонала диплом

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

5. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее — единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 16 изменена с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

16. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Источник

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001, N 33, ст.3348; 2002, N 26, ст.2517) и подпунктом 30 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1496; N 43, ст.4239; 2002, N 6, ст.579, N 23, ст.2166)

1.Утвердить Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.
2.Ввести в действие Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений с 1 сентября 2003 года.
3.Считать утратившим силу постановление Госкомвуза России от 25.05.1994 N 3, зарегистрированное в Минюсте России 16.06.1994 N 600,с 1 сентября 2003 года.

Министр В.М.Филиппов

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования России
от 25.03.03 N 1155

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341; 2000, N 30, ст.3120, N 33, ст.3348; 2002, N 7, ст.631, N 12, ст.1093, N 26, ст.2517, N 30, ст.3029) освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (далее именуется -Положение) распространяется на выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.
Для итоговой аттестации выпускников неаккредитованных высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, настоящее Положение является примерным.
Итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение в высших учебных заведениях по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, проводится в соответствии с положениями об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

I. Общие положения

1.Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).
2.Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
3.Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Экстернат в государственных и муниципальных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 2033, зарегистрированным в Минюсте России 30.10.1997 N 1403.

Читайте также:  Аттестация организации стандарта спо развод

II. Виды итоговых аттестационных испытаний

4.К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:
защита выпускной квалификационной работы;
государственный экзамен.
Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России. 1
______________________________

1 Для обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, введенным в действие до 1997 года, конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается высшим учебным заведением. При этом выпускная квалификационная работа является обязательной.

5.Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр — в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» — в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр — в форме магистерской диссертации.
6. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.
Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается высшим учебным заведением.
7. Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно- методических объединений высших учебных заведений.
8.Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов. Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

III. Государственные аттестационные комиссии

9. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии — кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике.
Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Для негосударственных и муниципальных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, а также государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, председатели государственных аттестационных комиссий утверждаются Министерством образования Российской Федерации по представлению учредителя (учредителей).
Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.
Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.
10. Для проведения итоговой государственной аттестации в высшем учебном заведении, филиале вуза ректором высшего учебного заведения формируются (после утверждения председателя государственной аттестационной комиссии в соответствии с п.9 настоящего Положения) государственные аттестационные комиссии по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.
11. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением, соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации, учебно- методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений. Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:
определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;
принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;
разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.
12. Государственная аттестационная комиссия по основной образовательной программе высшего профессионального образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
По решению ученого совета высшего учебного заведения по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных аттестационных комиссий по одной основной образовательной программе высшего профессионального образования.
В состав государственной аттестационной комиссии филиала вуза в качестве заместителя председателя входит представитель высшего учебного заведения.
13. Экзаменационные комиссии формируются из профессорско- преподавательского состава и научных работников выпускающего высшего учебного заведения, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций -потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.
Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии.
Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором высшего учебного заведения.

IV. Порядок проведения итоговой государственной аттестации

14. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением на основании настоящего Положения и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.
15. Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии .с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением (кроме случаев, где это устанавливается федеральным органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение).
Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.
16. Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.
Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.
17. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
18. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.
19.Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.
20. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете высшего учебного заведения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения.

Источник

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Государственная итоговая аттестация – заключительный этап учебного процесса, при успешном преодолении которого студент получает документ (диплом) о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Минобрнауки России.

Если официально, то ГИА – это обязательная часть образовательной программы, целью которой является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ГИА проводит (принимает) Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). В её состав входят ведущие специалисты – представители работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности и (или) сотрудники ТУСУРа (иных организаций) из числа профессорско-преподавательского состава, имеющие ученое звание и (или) ученую степень и т.п.

Важно, к ГИА допускаются лишь те, у кого нет академической задолженности и кто в полном объеме выполнил учебный план.

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР)

Выпускная квалификационная работа (ВКР)

ВКР – это самостоятельно выполненная студентом (студентами) работа по утвержденной кафедрой теме под руководством сотрудника ТУСУРа. Подготовка ВКР имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студента, а также развитие навыков самостоятельного исследования и решения комплекса практических и научно-поисковых задач по избранной теме и с применением современных информационных технологий. Студент несёт полную ответственность за достоверность содержащихся в ней сведений, цифровых данных и обоснованность принятых решений.

Выбор темы и руководителя ВКР

Утверждение плана работы

Прохождение процедур по допуску к защите (проверка на уровень заимствований и т.п.)

Подготовка к защите (доклад и т.п.)

Защита перед комиссией

Тема ВКР может быть предложена ТУСУРом, предприятием или самим студентом. Главное, что выполненная работа соотносилась с тем направлением подготовки, по которому защищается ВКР. При выборе темы студенту рекомендуется руководствоваться личными и профессиональными интересами, актуальностью и практической значимостью предполагаемого исследования.

Структура и оформление текста ВКР должны соответствовать требованиям Образовательного стандарта вуза для технического и гуманитарного профиля.

Защита ВКР возможна в виде стартапа, что показывает высокий уровень практикоориентированности и применимости своих профессиональных компетенций.

Защита ВКР проходит в формате публичного выступления перед Государственной экзаменационной комиссией: представление студентом результатов работы (доклад с презентацией), ответы студента на вопросы ГЭК, преставление отзыва руководителя ВКР и рецензии (при наличии), обсуждение, заключительное слово студента и др.

Читайте также:  Аттестация сратары география

По результатам защиты ВКР студент получает оценку: «неудовлетворительно» — «отлично».

Государственный экзамен

Госы проводятся по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Госы проводятся устно или письменно.

Экзамен проводится по утвержденной Университетом программе (темы заранее известны).

Сдача госов проходит перед Государственной экзаменационной комиссией путём предсталвения студентов ответов на экзаменационные вопросы и ответов на уточняющие вопросы членов ГЭК.

По результатам сдачи госов студент получает оценку: «неудовлетворительно» — «отлично».

На каждой кафедре есть ответственный за проведение ГИА по направлению подготовки

Источник

Государственная итоговая аттестация компетенции

Обеспечение качества подготовки выпускников – базовая задача высшего учебного заведения. Существующие проблемы в этой области во многом обусловлены значительным разбросом уровня подготовки в разных вузах. Ситуация осложняется изменением требований к подготовке выпускников, связанным с введением новых ФГОС, опирающихся, в отличие от ГОС предыдущего поколения, на компетентностный подход.

Существующие сегодня процедуры государственной итоговой аттестации не обеспечивают достаточного уровня объективности при оценке качества подготовки выпускников, а следовательно, не способствуют своевременному принятию корректирующих мер по отношении к учебному процессу в рамках образовательной программы или вуза в целом.

Применяемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер, и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. По мимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.

Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентностного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.

Объектом централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в компетентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития создаваемой системы должно быть связано с разработкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, создаваемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. Основа для разработки заданий ИГА – банк контрольных и учебных заданий, включенный в КМВ по каждому направлению подготовки.

Банк контрольных и учебных заданий (БКУЗ) – система ранжированных по уровню сложности и классифицированных на основании принадлежности к компетенциям в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) заданий, требований к их выполнению и критериев оценки, которая в обязательном порядке составляется по каждому направлению подготовки и используется в качестве учебных и диагностических средств для определения и развития уровня сформированности компетенций студентов.

БКУЗ представляет собой систематизированный сборник (печатный и/или электронный) контрольных и учебных заданий с решениями и методическими рекомендациями по их выполнению.

Критерии оценки должны быть сформированы на основе нормативного компетентностного профиля. Компетентностный профиль – это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).

Возникает проблема выбора ключевых компетенций, которые в обязательном порядке должны быть оценены в рамках итоговой аттестации. Для решения данного вопроса могут быть использованы следующие подходы:

1) отбор ключевых компетенций посредством экспертной оценки. В таком случае в экспертную группу должны войти не только представители академического сообщества, но работодатели – представители профессионального сообщества в соответствии с направлением подготовки;

2) укрупнение компетенций в блоки (блок – подуровень кластера мировоззренческого/ нормативного/ инструментального) с дальнейшей оценкой уровня развития блока компетенций.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю, его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:

– защита выпускной квалификационной работы (проекта);

В МГГУ им. М.А. Шолохова принята следующая классификация компетенций: и общекультурные и профессиональные компетенции разделены на три кластера: мировоззренческий, нормативный и инструментальный.

В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

Различия между компетенциями разных кластеров диктуют необходимость использования различных типов диагностических средств.

Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста.

Для заданий, оценивающих мировоззренческие компетенции, ведущим является контекст наук. Соответственно и средства оценки будут здесь ближе к традиционно используемым средствам оценки знаний, поскольку когнитивная составляющая деятельности в данном случае преобладает. Это, например: открытые вопросы; тесты знаний для репродуктивного уровня формирования компетентности; квалиметрические задачи; кейсы на практическое использование знаний – для прагматического уровня формирования компетенции; эссе – для творческого уровня.

Похожим является подход к формированию заданий для оценки нормативных компетенций: средства оценки знания нормы, средства оценки способности оценить ситуацию с точки зрения нормы, способность предлагать нормы и правила для регулирования тех или иных видов деятельности. Для оценки нормативных компетенций целесообразно также формирование заданий, способных оценить готовность выпускника действовать в соответствии с нормой (например, задания по принятию решения в сложной этической ситуации с последующей экспертной или групповой оценкой).

Для формирования банка заданий оценки инструментальных компетенций ведущим является контекст профессиональной деятельности. Соответственно контрольные и учебные задания должны моделировать в учебной ситуации деятельность по решению данной задачи (полностью или в отдельных аспектах). Подходящими здесь будут имитационные задания, воспроизводство алгоритмов решения задачи, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, проектные задания, выполнение задач на практике и т.д.

Для того чтобы в рамках государственного экзамена определить уровень формирования компетенций различных кластеров, необходимо разделить его на два этапа: 1. тестирование, 2. решение профессиональной задачи/ кейса.

Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в КМВ. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Рекомендуется использовать следующие формы тестов:

Тесты с однозначным выбором ответа – на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Тест с многозначным ответом – в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

Тесты на дополнение – в этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено студентами. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.

Тесты с закрытой формой задания – тесты, состоящие из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая – несколько возможных ответов, из которых один – правильный.

Тесты с открытой формой задания – тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие – тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации – тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на установление последовательности – тесты, позволяющие определить понимание студентом последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Тесты с заданиями на исключение лишнего – тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.

Тесты перекрестного выбора – в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Тесты идентификации – в данных тестах используются графические объекты или аналитические описания.

Тестирование рекомендуется проводить в электронной форме – он-лайн либо офф-лайн.

Решение профессиональной задачи /кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в НКП определен как наивысший.

Профессиональные задачи/ кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из БКУЗ посредством матрицы согласования, как задачи, в рамках которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.

На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено заранее.

К программе ИГА должен быть приложен банк профессиональных задач/ кейсов, превышающих количество студентов – выпускников в 1,5 раза.

Выпускная квалификационная работа является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

Выпускная квалификационная работа бакалавра, осваивающего основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту как исследовательской работе.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.

Отчетная документация по выпускному квалификационному проекту должна включать:

  • Формулировка проблемного поля и проектной идеи
  • СВОТ-анализ;
  • СМАРТ-тест;
  • Паспорт идеи;

Результатом всех описанных выше работ становится комплексный план проекта. Его примерную структуру можно представить в следующем виде:

краткое обзорное описание проекта:

– цели и ожидаемые результаты,

– стратегии реализации проекта,

– общий объем работ,

– организационные связи, система управления проектом;

– иерархическая структура работ,

комплекс планируемых работ:

– перечни и параметры планируемых операций,

– сетевой график проекта,

– календарный план-график выполнения работ

– прочие необходимые ресурсы

ограничения и риски:

– зависимость результатов от внешних обстоятельств,

– риски и неопределенности,

– порядок действий в рискованных ситуациях,

Тематика бакалаврских проектов должна учитывать реальные потребности производства, науки и техники, и перспективы их развития. Тематика ВКР должна быть составлена в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) по данному направлению подготовки, т.е. каждая выпускная квалификационная работа бакалавра должна служить средством развития и оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, указанных в КМВ.

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающими кафедрами и, с целью учета потребностей производства и заявок потребителей кадров данного профиля, ежегодно обновляются, утверждаются на заседаниях кафедр и совете факультета, и постоянно доводятся до сведения студентов.

Таким образом, рекомендуемая схемы проведения итоговой аттестации бакалавров содержит три блока:

Источник