Гост типы подшипников скольжения



Гост типы подшипников скольжения

ГОСТ ИСО 4378-1-2001

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства

Plain bearings. Terms, definitions and classification.
Part 1. Design, bearing materials and their properties

Дата введения 2002-07-01

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 4378-1-97 "Подшипники скольжения. Термины, определения и классификация. Часть 1. Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства"

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 5 марта 2002 г. N 85-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4378-1-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения, применяемые для подшипников скольжения, а также их классификацию.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по подшипникам скольжения, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (en) и французском (fr) языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, — светлым.

2 Основные термины

2.1 подшипник: Опора или направляющая, которая определяет положение движущейся части относительно других частей механизма

2.2 подшипник скольжения: Подшипник, в котором видом относительного движения является скольжение

2.3 узел подшипника скольжения: Трибосистема, включающая подшипник скольжения и опорную часть (например корпус)

plain bearing unit

ensemble avec palier lisse

3 Виды подшипников скольжения, классификация

3.1. По виду нагрузки

3.1.1 статически нагруженный подшипник скольжения: Подшипник скольжения, подвергающийся воздействию постоянной по модулю и направлению нагрузки

statically loaded plain bearing

palier lisse charge statique

3.1.2 динамически нагруженный подшипник скольжения: Подшипник скольжения, подвергающийся воздействию нагрузки, изменяющейся по модулю и/или направлению

dynamically loaded plain bearing

palier lisse charge dynamique

3.2 По направлению воспринимаемых нагрузок

3.2.1 радиальный подшипник скольжения, радиальный подшипник: Подшипник скольжения, воспринимающий нагрузку, направленную перпендикулярно к оси вращения вала

plain journal bearing journal bearing

palier lisse radial

3.2.2 упорный подшипник скольжения, упорный подшипник: Подшипник скольжения, воспринимающий нагрузку, направленную вдоль оси вращения вала (рисунок 1)

plain thrust bearing

palier lisse de

3.2.3 радиально-упорный подшипник скольжения, буртовый подшипник: Подшипник скольжения, способный воспринимать нагрузку в осевом и радиальном направлениях

journal thrust bearing flanged bearing

palier radial de

3.3 По виду смазки

3.3.1 аэростатический подшипник: Подшипник скольжения, предназначенный для работы в режиме аэростатической смазки

3.3.2 аэродинамический подшипник: Подшипник скольжения, предназначенный для работы в режиме аэродинамической смазки

3.3.3 гидростатический подшипник: Подшипник скольжения, предназначенный для работы в режиме гидростатической смазки

3.3.4 гидродинамический подшипник: Подшипник скольжения, предназначенный для работы в режиме гидродинамической смазки

3.3.5 вибродемпферный подшипник: Подшипник скольжения, в котором полное разделение поверхностей достигается за счет давления, возникающего в смазочном материале в результате их взаимного перемещения вдоль нормали к поверхности

squeeze oil film bearing

palier effet amortisseur

3.3.6 гидростатодинамический подшипник: Подшипник скольжения, предназначенный для работы как при гидродинамической, так и при гидростатической смазке

3.3.7 подшипник скольжения с твердым смазочным материалом: Подшипник скольжения, работающий с твердым смазочным материалом

solid-film lubricated bearing

palier lubrifiant solide

3.3.8 подшипник, работающий без смазки: Подшипник скольжения, предназначенный для работы без смазочного материала

palier sans lubrifiant

3.3.9 самосмазывающийся подшипник: Подшипник скольжения, в котором смазка обеспечивается подшипниковым материалом, входящим в него компонентами или твердыми смазывающими покрытиями

3.3.10 самосмазывающийся пористый подшипник, спеченный подшипник: Пористый подшипник скольжения, сообщающиеся поры которого заполнены смазочным материалом

porous self-lubricating bearing

palier autolubrifiant en materiau poreux

3.3.11 подшипниковый узел с системой смазки: Подшипниковый узел, содержащий резервуар со смазочным материалом, и средства его подачи к поверхностям трения

self-contained plain bearing assembly

palier lisse autonome

См. также "узел подшипника скольжения в сборе" (3.4.8)

3.4 По конструкции

3.4.1 подшипник круглоцилиндрический: Подшипник скольжения, все поперечные сечения рабочей поверхности которого имеют форму окружности одного и того же диаметра (рисунок 2)

circular cylindrical bearing

palier cylindrique circulaire

3.4.2 подшипник некруглоцилиндрический: Подшипник скольжения, поперечные сечения внутренней поверхности которого отличаются по форме от окружности (рисунки 3, 4)

profile bore bearing

palier alesage profile

palier cylindrique non circulaire

3.4.3 многоклиновый подшипник: Радиальный подшипник скольжения, имеющий несколько цилиндрических поверхностей, расположенных так, что два или более масляных клина образуются по окружности подшипника (рисунки 3, 4)

3.4.4 сегментный упорный подшипник: Упорный подшипник скольжения, несущая поверхность которого состоит из неподвижных сегментов (рисунок 5)

pad thrust bearing

taper land bearing

segments (patins)
segments inclines
segments inclines puis paralleles

3.4.5 самоустанавливающийся сегментный радиальный подшипник: Самоустанавливающийся радиальный подшипник скольжения, несущая поверхность которого состоит из сегментов, свободно устанавливающихся относительно вала под действием давления в смазочном слое (рисунок 6)

tilting pad journal bearing

palier patins oscillants

3.4.6 самоустанавливающийся сегментный упорный подшипник: Самоустанавливающийся упорный подшипник скольжения, несущая поверхность которого состоит из сегментов, свободно устанавливающихся для создания масляного слоя относительно пяты под действием давления в смазочном слое (рисунок 7)

tilting pad thrust bearing

3.4.7 подшипник с плавающей втулкой: Подшипник скольжения с втулкой, имеющей возможность скользить относительно вала и внутренней поверхности корпуса подшипника (рисунок 8)

floating bush bearing

palier bague flottante

3.4.8 узел подшипника скольжения в сборе: Подшипниковый узел, состоящий из подшипника скольжения (радиального и/или упорного), помещенного в корпус на лапах или с фланцем.

plain bearing assembly

ensemble avec palier lisse

См. также "подшипниковый узел с системой смазки" (3.3.11)

3.4.8.1 корпусной подшипник на лапах: Узел подшипника скольжения, крепление корпуса которого осуществляется крепежными элементами в направлении, перпендикулярном к оси вала

pedestal plain bearing assembly

palier lisse chaise sur le sol

3.4.8.2 корпусной подшипник с фланцем: Узел подшипника скольжения, крепление корпуса которого осуществляется крепежными элементами в направлении, параллельном оси вала

flanged plain bearing assembly

palier lisse collerette

3.4.9 самоустанавливающийся подшипник: Подшипник скольжения, конструкция которого обеспечивает его самоустановку относительно сопряженной поверхности

Источник

Классификация подшипников скольжения: как устроен подшипник, применение, достоинства и недостатки

В статье поговорим о том, как устроены подшипники качения (шариковые) и скольжения для валов, а также о разнице, отличиях устройств, достоинствах и недостатках конструкций. Эти детали используются во всех сферах деятельности (машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, быту и промышленности), этим обусловлена актуальность темы.

Что такое представляет из себя деталь

Этот механизм снижает трение при вращении оси в проушине. Аналогичные устройства использовались человечеством со времен неолита, когда люди впервые употребили жир для смазывания осей. Примером этого может служить гончарный круг. Египтяне при строительстве и орошении земли широко применяли все виды блоков и смазывали маслом, водой все вращающиеся детали. Позднее стали использовать деготь, графит, воск для смазки осей колес.

Читайте также:  Гост феррониобий фнб65 бразилия

Современные детали – это уже совсем другие высокотехнологичные изделия.

В статье вы можете найти общие сведения о подшипнике скольжения и увидеть фото, как выглядит механизм.

Классическое устройство – это две втулки, плотно подогнанные друг к другу с высокой степенью обработки поверхностей. Для скольжения между плоскостями добавляется смазочный материал, или один из элементов делают из скользкого вещества, например, графита или фторопласта.

Классификация и виды подшипников скольжения

На предприятиях изготавливают три типа узлов, исходя из материала изготовления; размеров втулок, колец; типов вкладышей; конструктивных особенностей:

  1. линейный с цилиндрическим стержнем. Это опора, которая действует в прямолинейном направлении и обеспечивает работу при больших перемещениях и значительных нагрузках;
  2. сферический. Он запускает процесс трения на маленькой скорости и допускает небольшой перекос в оси. В основном он используется в изделиях с колебательным движением (качение).
  3. упорный. Опора с таким подшипником еще называют подпятником. Она применяется в машинах, где изначально задана определенная жесткость (паровой двигатель, турбина).

Классификация по способу подачи смазки и ее вида

Изделия классифицируют по следующим параметрам:

  1. По форме отверстия. В зависимости от целей эксплуатации, просветы подшипников бывают: со смещенным центром (для монтажа вала); с поверхностью, которая сдвинута в сторону; с одной или несколькими плоскостями).
  2. По направленности реакции (осевые, продольные и комбинированные).
  3. По конструкции (неразъемные, разъемные для необходимости монтажа, встроенные, когда элемент является частью агрегата).
  4. По регулировке (без настройки и с функцией изменения внутреннего зазора при выработке).
  5. По виду материала для скольжения (гидростатические, гидродинамические, газостатические, газодинамические и с твердой смазкой).

Как работает гидростатический подшипник скольжения – принцип действия, особенности работы

Часто эту деталь еще называют гидравлической. Она служит для обеспечения многолетней работы изделия, широко используются во всех сферах производства из-за надежности и простоты строения.

Состоит из двух деталей: внешнего и внутреннего кольца. Пространство между осью и корпусом постоянно нагнетается смазывающей жидкостью. Часто в этом отверстии находятся вкладыши из более мягких материалов. Например, на таких опорах лежит коленвал автомобиля.

В маркировке основная цифра отражает диаметр вала в милимметрах. Остальные буквы и цифры – это обозначения особенностей конструкции и условия эксплуатации.

Все изделия этого типа обязаны соответствовать установленным стандартам, от этого зависит их номенклатура.

Подшипники скольжения, выходящие с конвейера, проходят проверку на качество, соответствующее ГОСТу.

Мы приведем таблицу основных стандартов:

Норматив Какой ГОСТ регулирует
Сокращения и условные обозначения 7904-1
Параметры для расчета 4378-4
Стандарты для втулок из медных сплавов 4379-2006, 29201-91
Конструкттивные особенности и подшипниковые материалы 4378-1
Размеры и типы колец 28801-90
Размеры керамических втулок 2795-2001
Размеры и виды втулок, типы спекаемых материалов 24833-81
Определения и термины для подшипников механизмов и машин 18282-88

Согласно этим нормативам, можно определить их правильную маркировку и особенности. Но несмотря на все различные варианты, все они обладают одинаковыми достоинствами.

Преимущества гидродинамического узла вращения:

  • Длительный срок эксплуатации.
  • Рассчитан на большие нагрузки.
  • Имеет среднюю скорость вращения.
  • Для правильной работы необходимы дополнительные устройства: насос для создания давления, поддон для сбора отработанного масла.
  • Как следствие – это усложняет конструкцию агрегата.

Гидродинамические подшипники скольжения

Этот вид выгодно отличается от первого, потому что технологическая жидкость нагнетается в пространство внутри трущихся деталей за счет вращения вала.

Особенностью работы подшипника является то, что чем больше частота вращения вала, тем качественнее становится смазочный слой между вращающимися сферами. При этом, на малых оборотах резко возрастает трение. Как следствие – происходит износ детали.

  • Большие обороты вращения.
  • Длительный эксплуатационный срок.
  • Высокие нагрузки.

К недостаткам можно отнести:

  • Невозможно применять на низких оборотах.
  • Серьезные требования к качеству вещества для смазки.

Газостатический тип подшипника скольжения

  • Обеспечивает высокие обороты вращения вала.
  • Фактическое отсутствие износа в линейных режимах работы.
  • Не требует специально разработанных смазок.

К недостаткам подшипников скольжения этого класса относятся:

  • Плохие характеристики в переходных режимах (пуск, остановка).
  • Узкая сфера использования.
  • Высокие требования к качеству исполнения, монтажа и создания условия работы.
  • Невозможность использовать в агрегатах с большими нагрузками на оси.
  • Полное отсутствие осевого ограничения.

Давайте рассмотрим строение подшипника скольжения, из чего он состоит (втулка, корпус), материалы, необходимые для изготовления на схеме:

На рисунке цифрами обозначены элементы строения механизма:

  • 1 – это втулка.
  • 2 – материал, пропускающий газы.
  • 3 – канал подачи давления.
  • 4 – корпус.
  • 5 – запорная втулка для герметизации.

На схеме не обозначена цапфа, а вкладыш складывается из пористой вставки и втулки.

Через статичное кольцо с проходами подается газ под давлением, который проникает в промежуток между цапфой и корпусом. Необходимо выбрать целесообразную конфигурацию канавок с внутренней стороны окружности (вкладыша) и давление поступающего газа. Чтобы плоскости вкладыша и цапфы не соприкасались надо правильно выставить режим оборотов и нагрузки.

При повышении оборотов соприкосновение между этими материалами будет по времени сокращено до периода разгона, что приведет к меньшему износу. Подшипниковый узел возможно заставить работать тише, с меньшими вибрациями при больших оборотах. Задачей инженеров является добиться создания устойчивой воздушной подушки между быстро вращающимися плоскостями.

Газодинамические

Этот тип узла является принципиальным аналогом гидродинамического. При высоких оборотах внешний воздух затягивается внутрь в пространство между осью и корпусом. За счет создания воздушной подушки получаются зазоры в подшипниках скольжения , что минимизирует трение.

Устройство, как и у всех остальных узлов состоит из:

  • Корпуса.
  • Движущейся втулки.
  • Проставки, позволяющей нагнетать и удерживать воздушный слой.

Область использования такого подшипника весьма ограничена. Потому что эффективная работа узла возможна только при высоких скоростях. Нагрузка на оси также небольшая. В технике применяется еще один тип – радиальный подшипник скольжения.

Преимущества данной конструкции:

  • Очень низкий коэффициент трения.
  • Не требуется специальных материалов для смазки (основой является воздух).
  • Отсутствие компрессорных установок.
  • Высокие обороты вращения.
  • Узкий диапазон работы (эффективно показывает себя при определенных скоростях).
  • Малое количество циклов запуска и остановки.
  • Низкая нагрузка на ось.
  • Полное отсутствие осевых ограничений.

Где используется подшипник скольжения с твердой смазкой, для чего он нужен, область применения и назначение

Инженеры уже давно обратили внимание на свойства некоторых веществ, которые снижают трение. Такими скользкими материалами являются: графит, чугун, бронза и их совместные вариации. В случаях, когда требуются большие усилия на ось, при небольших интервалах нагрузки подшипниковый узел с твердой смазкой является самым удобным решением. Например, втулка в стартере.

Механический компонент состоит из:

  • Обоймы, которая может быть сделана как из скользящего, так и из конструкционного вещества.
  • Вращающиеся детали.
  • Возможны варианты, когда скольжение достигается при помощи втулки, движущейся относительно и обоймы и вала.

Главным условием исправной работы является соприкосновение в узле двух материалов, имеющих минимальный коэффициент трения при соприкосновении. Например: сталь с графитом; чугун с бронзой; сталь с фторопластом. Элементом, обеспечивающим низкое трение, являются частицы от узлов, появившиеся в результате стирания. Чешуйчатая структура графита создает эффект множества прокладок, скользящих относительно друг друга.

Посадка подшипников скольжения без смазки требует определенных условий, достаточно простых допусков.

  • Предельная простота, как в изготовлении, так и в монтаже.
  • Выдерживает очень высокие нагрузки.
  • При длительном хранении не теряет свои функциональные свойства.
  • Возможно исполнение как осевого, так и продольного подшипника.
  • Высокий температурный диапазон работы.
  • На вращении маленький ресурс работы.
  • Узкая сфера применения.
  • Плохие характеристики по перегреву.
Читайте также:  Гост 0533

Смазка для сменных деталей подшипников скольжения

Для определенного вида изделия требуется своя смазочная жидкость, которая обеспечивает работу всего узла и отвечающая за надежность и безотказность всей опоры.

Материал подбирают по совместимости цветных металлов и их сплавов из которых сделаны вкладыши и втулки. Также очень важно учитывать параметры динамических и статистических нагрузок на опоры. Некорректно подобранная жидкость может просто изменить свою структуру (стать жидкой, что ведет к подтеканию узла) или ее может вытолкнуть с места при трении.

Смазка бывает нескольких видов:

  • Жидкая. В ее основу могут входить синтетическое или минеральное масло, силикон. В керамических конструкциях роль смазочного материала может играть вода.
  • Твердая (из графита).
  • Газообразная.
  • Консистентная (пластичная) – литол, солидол, циатим.

Как выбрать смазку

Очень важно правильно подобрать смазочный материал. Ведь от этого зависит надежность и долговечность работы механизма. Он должен защитить металл от коррозии, от загрязнений и смягчить нагрузку при ударе. Тогда изделие сможет стабильно работать в критических нестандартных ситуациях.

Почти 35 процентов машин ломаются из-за неправильного подбора жидкости.

Необходимо точно следовать техническим характеристикам данного узла, произвести расчет по скорости, нагрузке, температурным колебаниям, размерам детали.

При выборе смазке необходимо учитывать такие требования:

  • В каких климатических условиях будет производиться работа.
  • Какую нагрузку будет нести опорный узел.
  • Будет ли эта деталь соприкасаться с пищей.
  • Минимальное и максимальное значение рабочей температуры. При высоких нагрузках и больших оборотах поверхности нагреваются, что приводит к нарушению свойств скользящего слоя. Также негативно влияют экстремально низкие значения (в условиях крайнего севера).

Мы приводим таблицу, которая подскажет вам, чем смазать подшипник скольжения.

Код обозначения марки пластической смазки Марка смазочного материала Код обозначения пластической смазки Марка смазочного материала
ЦИАТИМ-201 С18 ВНИИНП-233
С1 ОКБ-122-7 С20 ВНИИНП-274
С2 ЦИАТИМ-221 С21 ЭРА
С3 ВНИИНП-210 С22 СВЭМ
С4 ЦИАТИМ-221С С23 ШРУС-4
С5 ЦИАТИМ-202 С24 СЭДА
С6 ПФМС-4С С25 ИНДА
С7 ВНИИНП-221 С26 ЛСД-3
С8 ВНИИНП-235 С27 ФАНОЛ
С9 ЛЗ-31 С28 CHEVRON SRI-2
С10 №158 С29 РОБОТЕМП
С11 СИОЛ С30 ЮНОЛА
С12 ВНИИНП-260 С31 ЛИТИН-2
С13 ВНИИНП-281 С32 №158М
С14 ФИОЛ-2У С33 ФИОЛ-2МР
С15 ВНИИНП-207 С34 ШРУС-4М
С16 ВНИИНП-246 С35 BERUTOX FE 18 EP
С17 ЛИТОЛ-24 С36 ВН-14

Подшипники скольжения или качения: чем отличаются и что лучше

Изделия, которые подразумевают повороты, снабжаются деталями для качения или скольжения, в зависимости от того какая сила на них будет распространяться, и какой импульс будет подаваться.

Принцип устройства подшипника качения выглядит так. Он состоит из двух колец, между которыми сделана специальная выдолбленная дорожка. Она заполняется элементами, которые будут постоянно находиться в движении. Эти компоненты, в основном, состоят из металлических шариков разного диаметра. Альтернативным решением считаются другие формы, такие как иголки и цилиндр.

Подшипники скольжения и качения трудны в ремонте и восстановлении дефектов, так как в большинстве случаев они бывают несъемными, их расчет и сборка – дело рук профессиональных токарей, потому что зазор между втулкой и осью бывает минимальным. Чтобы вам не приходилось часто менять их на новые, держите детали в надлежащем виде, а именно следите за состоянием смазки, храните при положительных температурах в закрытом помещении.

Определить, какие подшипники лучше, невозможно. Так как сфера использования их различная. Одни лучше применять при больших оборотах и значительном напряжении, вторые более эффективно справляются с малой частотой вращения. При этом следует учитывать размеры втулок, внутреннего и внешнего кольца, диаметр вращающихся элементов (шариков, роликов, иголок, цилиндров). При выборе правильной модели инженеры всегда опираются на нормативные акты (СНИП, СанПиН и ГОСТ).

В нашей статье мы подробно рассказали какие бывают подшипники скольжения, критерии работоспособности и их хранение с помощью смазочных материалов. Рекомендуем вам заказывать опорные узлы в интернет-магазине «Подшипник Моби» – большой ассортимент и качественные детали.

Комментарии (0)

Свежие записи

04 / Июль

Сделай фото на сайте и получи скидку 5%!

Покажите фото с сайта нашему менеджеру и сэкономьте на покупке.

22 / Апрель

Конические подшипники: таблица размеров, маркировка и регулировка конусных типов

Читайте полезную информацию о конических подшипниках — размеры и маркировки, сфера применения и на какие параметры ориентироваться при покупке.

13 / Март

Радиально-упорные подшипники: таблица размеров, как правильно установить радиально-упорный подшипник – схемы

Читайте полезную информацию о радиально-упорных подшипниках — размеры и маркировки по ГОСТ, какие они бывают, схемы установки.

28 / Февраль

Устройство подшипника: как устроены и из чего состоят – схемы

Все об устройстве подшипников — из чего состоят, схемы составных частей и деталей, как заменить тот или иной тип, все для самостоятельного ремонта в нашей статье.

25 / Февраль

Монтаж подшипников: как правильно установить и закрепить деталк, схемы установки

Полезная информация, как правильно установить подшипник — схемы монтажа и подробные объяснения в нашей статье.

Источник

Подшипники в России

Шарнирные подшипники скольжения — изделия, работающие по несколько иному принципу, чем Подшипники скольженияпривычные нам подшипники качения. Если в последних сила трения снижается за счет применения тел качения, которые имеют небольшую площадь контакта с дорожкой качения, то в шарнирных подшипниках это осуществляется за счет поверхностей скольжения сферической формы внутреннего и наружного кольца. Назначение подшипника скольжения — восприятие радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в подвижных или неподвижных соединениях разнообразных машин и механизмов, при этом важнейшую роль при его функционировании играет смазка, которая не только обеспечивает минимальное трение, но и служит для отвода тепла от нагревающегося во время работы подшипника, прежде всего, если материалы подшипника скольжения — стали, а это большинство распространенных шарнирных подшипников. Чаще всего это стали ШХ-15, ШХ15СГ, нержавеющая 95Х18Ш и другие сплавы для подшипников скольжения.

Как правило, большинство потребителей имеют дело со сферическими шарнирными подшипниками, хотя есть и другие, например, линейные подшипники скольжения. В данном материале мы подробно рассмотрим именно сферические, поскольку исторически сложилось так, что они конструируются и выпускаются на тех же заводах, что и подшипники качения, да и купить их можно в тех же фирмах, где и подшипники качения.

Где купить

Данному вопросу на сайте посвящена отдельная статья — «Купить подшипники скольжения».

Конструкция подшипников скольжения

Подшипник скольжения состоит из корпуса (который может быть разъемным, т. н. «ломаным») и рабочего элемента — втулки, которая монтируется на вал. В последнее время выпускаются модификации с разборным наружным кольцом (корпусом), для облегчения монтажа (при этом отдельные части должны скрепляться проволокой на заводе). С различными особенностями конструкций (наличие канавок, отверстий для смазки, прорезей, разломов можно ознакомиться в статье «Виды подшипников скольжения«. Устройство подшипников скольжения постоянно совершенствуется, так, к примеру, если вы возьмете каталог подшипников скольжения, производимых во времена СССР, то не увидите там большинство из применяемых в настоящее время типов, и наоборот, большая часть представленных в нем модификаций уже снята с производства.

Читайте также:  Гост 52337 статус

Смазка для подшипников скольжения

Как уже указывалось, смазка чрезвычайно важна для функционирования для этих изделий, ведь трение подшипников скольжения существенно выше, чем подшипников качения из-за большой площади контакта, она может быть жидкой (минеральные масла), пластичной (на основе лития, например, литол, или кальция, например, 158 Ф), твёрдой (графитовая, на основе дисульфида молибдена) и
газообразной (различные инертные газы, азот). Чаще всего применяются жидкие и пластические смазки, причем предельное число оборотов у первых значительно выше.

Классификация подшипников скольжения

Изделия классифицируют по разным признакам. Традиционная классификация, принятая в нашей промышленности, описана в материале «Типы подшипников скольжения«, для импортных подшипников скольжения применяют более широкую, в первую очередь, на основании направления действующей нагрузки (аналогично подшипникам качения):

  • радиальные
  • упорные
  • радиально-упорные;

Кроме того, данную группу можно разделить по тому, разъемны ли отдельные детали или нет (бывают также встроенные шарнирные подшипники), по возможности регулирования и т.д. В основном же, в нашей промышленности и транспорте применяются радиальные подшипники скольжения. Еще одной группой являются втулки скольжения.

Область применения подшипников скольжения

Применение подшипников скольжения

Радиальные подшипники скольжения массово применяются в отечественной промышленности, их устанавливают в различное производственное оборудование и транспортные средства. Наиболее часто они используются в грузовой технике и сельскохозяйственной технике. Размеры подшипников скольжения определяют узлы их эксплуатации, например, небольшие ШСП20 и ШСП30 применяются в комбайнах «Дон» и других (рулевая тяга, гидроцилиндры, шатуны), а крупные по размерам ШСЛ90, 100, 120 в поворотных цилиндрах и подвесках многотоннажных грузовиков и самосвалов. Применение подшипников скольжения особенно оправдано в узлах, где возникают тяжелые ударные или статические нагрузки, их можно эксплуатировать в экстремальных условиях, например, в воде, монтируются достаточно легко, однако у них есть и существенные недостатки. К последним можно отнести вес, невысокий КПД, большие расходы смазки.

ГОСТ на подшипники скольжения

Шарнирные подшипники выпускаются по ГОСТ, ТУ и ВНИПП. Основные ГОСТы, регламентирующие производство и эксплуатацию подшипников скольжения.

Подшипники скольжения каталог

Многие подшипники скольжения, производимые в нашей стране, уже вышли из употребления и производства, но разрабатываются новые, редкий каталог подшипников удовлетворяет реалиям сегодняшнего времени. Для получения подробной информации по подшипникам скольжения пользуйтесь поиском на нашем сайте (расположен в правом верхнем углу). Также вы можете скачать подробный каталог подшипников скольжения шведского производителя SKF. Это справочник на английском языке. Дополнительную информацию по другим маркам можно получить в разделе, посвященном импортным подшипникам (там же есть каталоги других производителей, цены на продукцию которых заметно ниже).

Источник

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ГОСТ 28801-90, ИСО 6525-83 Подшипники скольжения. Кольца упорные. Типы, размеры и допуски

Настоящий стандарт устанавливает размерный ряд упорных колец общего назначения, используемых со свертными втулками в соответствии с ГОСТ 27672.

Стандарт распространяется на упорные кольца, имеющие внутренние диаметры от 6 до 80 мм.

Устанавливаемые стандартом требования являются рекомендуемыми, кроме приложения.

Примечание. Стандарт не предполагает полного соблюдения всех приведенных размеров у изготовителя, но принятие стандартных размеров ведет к экономии затрат при механической обработке.

2. ССЫЛКА

ГОСТ 27672 «Подшипники скольжения. Втулки свертные. Размеры, допуски и методы контроля».

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Упорное кольцо — кольцо без прорези, обычно вставляемое в углубление на краю подшипника и предназначающееся для восприятия нагрузки и обеспечения фиксации вращающегося вала в осевом направлении (черт. 1).

Стандартизуемые упорные кольца предохраняются от проворота посредством штифтов.

Примечание. Для специальных целей следует использовать другие средства фиксации (приложение).

Черт. 1. Упорное кольцо

Примечание. Внутренний угол выемки острый или имеет подрезку, исключающую неправильную сборку кольца.

4. ОБОЗНАЧЕНИЕ

D — наружный диаметр кольца;

d — внутренний диаметр кольца;

ет — общая толщина кольца;

С — диаметр делительной окружности для центра штифта;

F — диаметр отверстия штифта;

DR — диаметр выемки в корпусе;

еR — глубина выемки в корпусе;

Р — предельная величина неплоскостности;

А — ширина выступа;

ED — размер выступа.

5. РАЗМЕРЫ И ДОПУСКИ

Основные размеры и допуски на упорные кольца приведены в табл. 1.

Размер DR равен D и допуск на него по G 10.

Размер eR определяется предельным износом упорного кольца и условиями нагружения и должен исключить смещение кольца из выемки при перемене направления нагрузки.

Размеры и допуски

Номинальный диаметр корпуса втулки

Внутренний диаметр, d

Наружный диаметр, D

Диаметр отверстия штифта, F

Диаметр делительной окружности, С

6. МАСЛЯНЫЕ КАНАВКИ

По соглашению между заказчиком и изготовителем кольца могут быть снабжены масляными канавками.

Основное назначение этих канавок заключается в подаче смазочного масла в плоские участки. В отдельных случаях, однако, канавки должны быть глубже, чем это обусловливается требованиями настоящего стандарта, для того, чтобы осуществить отвод масла из радиальных подшипников, в которые оно вводится под давлением. Некоторые типичные схемы расположения канавок приведены на черт. 2.

1. Когда канавки выдавливают в биметаллическом материале, их глубина должна быть меньше толщины антифрикционного слоя.

2. У канавок не должно быть острых краев.

Черт. 2. Типичные масляные канавки

7. ПЛОСКОСТНОСТЬ КОЛЬЦА

Не представляется возможным установление плоскостности для упорных колец, имеющих масляные канавки на упорной поверхности, т.е. операция получения канавки вызывает деформацию. Кольца без смазочных канавок должны свободно скользить между параллельными пластинами, расположенными на расстоянии , где p = 0,10 мм для наружного диаметра до 80 мм и при р = 0,12 мм для больших диаметров.

8. ФАСКИ

Все острые края должны быть притуплены.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обязательное

Упорные кольца в зависимости от способа предохранения от проворачивания изготавливают двух типов:

тип А — с отверстием для штифта (черт. 3);

тип В — с выступом (черт. 4).

2. РАЗМЕРЫ И ДОПУСКИ

2.1. Основные размеры и допуски упорных колец должны соответствовать указанным в табл. 2. В технически обоснованных случаях возможно применение упорных колец с геометрическими параметрами, отличающимися от указанных в табл. 2.

Примеры условного обозначения упорного кольца типа А с внутренним диаметром d = 10 мм.

Упорное кольцо А10 ГОСТ 28801-90

То же, типа В с внутренним диаметром d = 20 мм

Упорное кольцо В20 ГОСТ 28801-90

2.2. Кольца должны перемещаться под действием собственной массы между вертикальными параллельными плоскостями, расположенными на расстоянии , где р — допуск плоскостности:

р = 0,10 мм для колец с наружным диаметром до 80 мм и

р = 0,12 мм для колец с наружным диаметром свыше 80 мм.

2.3. Острые кромки упорных колец должны быть притуплены или их радиус должен равняться радиусу, получаемому при обработке давлением.

В случае изготовления канавок для смазки их острые кромки следует притупить. Глубина канавок для смазки должна быть меньше толщины антифрикционного слоя.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

2. Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 20.12.90 № 3208 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28801-90, предусматривающий прямое применение международного стандарта ИСО 6525-83, с 01.01.92

Источник