Гост смазку для подшипников скольжения



Смазка подшипников скольжения

Смазка для подшипников скольжения играет важную роль, несмотря на то, что в этом классе есть модели, работающие за счет антифрикционных свойств вкладышей и не требующие смазывания. Трение вала о вкладыш подшипника трудно преодолеть без разделения смазкой контактных поверхностей и их быстрого износа. Однако, площадь единой контактной поверхности в подшипнике скольжения больше, чем в аналоге качения, что позволяет быть первому эффективней на малых/средних скоростях вращения, в жидкой среде, при тяжелом статическом отягощении, при значительной ударно-вибрационной нагрузке.

Трение и смазка подшипников скольжения

С момента запуска привода и набора скорости вращения, внутренняя гидродинамика (клин масляного зазора) создает три режима смазывания:

Граничное — контактные поверхности соприкасаются и разделены масляной пленкой толщиной около 0,1 мкм. Когда узел в статичном положении и в момент запуска, смазка действует гранично.

Полужидкостное — действует при разгоне привода, когда поверхности вала и подшипника касаются только микронеровностями. Создается гидродинамическая подъемная сила.

Жидкостное — с увеличением угловой скорости, цапфа вала “всплывает” и слой смазки полностью разделяет контактные поверхности. При таком скольжении цапфа и вкладыш не соприкасаются и не изнашиваются.

Не учитывать влияние смазывания в контексте подшипников скольжения невозможно. Без жидкостного хода подшипники скольжения были бы неэффективными даже на низких скоростях вращения. Исходя из скорости скольжения (оборотов), уровня нагрузки, для определенных условий эксплуатации подшипника подбирается сухая, консистентная или жидкая смазка.

Термостойкая смазка для подшипников скольжения

Часть подшипников скольжения смазывается рабочей средой:

а) в маслонаполненных узлах;

б) в циркуляционных системах подачи смазывающе-охлаждающей жидкости или газа (металлообрабатывающее оборудование)

в) в воде (гребные винты). Там хватает смазки и теплоотвода.

На некотором пищевом оборудовании, станциях химической переработки, в фармацевтических производственных линиях пластичные пищевые/санитарные гели (Elkalub) или вода ― это смазка для пластиковых подшипников скольжения. Как правило, легкие подшипники скольжения из полимерных/композитных материалов рассчитаны на небольшую радиальную нагрузку без перегрева.

Консистентная смазка для подшипников скольжения закладывается внутрь и герметизируется торцевыми уплотнениями на весь срок службы (закрытых) моделей, либо закладывается перед установкой и регулярно добавляется (внутрь открытых), либо подводится по техническим каналам. Помимо антифрикционной функции, консистентная смазка выполняет роль внутреннего теплообменника, а также выдерживает перепады внешних температур.

Силиконовая смазка для подшипников скольжения (Luqui Moly-LM50, Silicot) широко применяется в условиях небольшой радиальной и статической нагрузки в примерном температурном режиме от -40 до +200 градусов. Хорошо герметизирует внутренние полости и защищает от влаги.

Графитная смазка, применение в подшипниках скольжения. Пластичная смазка с графитовой присадкой (10%) вполне подходит для нагруженных узлов, подверженных атмосферному воздействию, гигроскопична и не вымывается водой. Сохраняет антифрикционные свойства в пределах температуры окружающей среды от -20 до +600 градусов.

Пигментная смазка вырабатывается загущением кремнийорганической жидкости пигментом. Получается мягкая мазь с высокими антифрикционными свойствами, а пигмент синего / красного / зеленого цвета показывает нужные свойства (холодостойкость и устойчивость в вакууме / термоустойчивость / экологичность). Смазки ВНИИНП работают в диапазоне от -60 до +250 градусов.

Каждый тип смазки соответствует определенному температурному режиму, производственной среде, поэтому лучшая смазка для подшипников скольжения ― наиболее подходящая и доступная.

Источник

1. НАИМЕНОВАНИЕ СМАЗОК

1.1. Наименование пластичной смазки должно состоять из одного слова.

1.2. Для различных модификаций одной смазки, дополнительно к наименованию допускается использовать буквенные или цифровые индексы.

1.3. Не допускается присвоение серийных наименований, отличающихся только цифровым или буквенным индексом, смазкам различного состава и назначения.

1.4. Допускается при разработке нормативно-технической документации взамен действующей в скобках указывать в вводной части документации старое наименование смазки.

1.5. Примеры наименования: солидол С, солидол Ж, карданная, Фиол-1, Фиол-2, тормозная (ЦИАТИМ-221Д).

1.6. Наименование смазки указывается в нормативн о-технической и других видах документации на смазки.

1.7. Наименование смазки используют для обозначения продукции при заказе и при внесении в конструкторскую и технологическую документацию.

2. ОБОЗНАЧЕНИЕ СМАЗОК

2.1. Обозначение пластичной смазки кратко характеризует ее назначение, состав и свойства.

2.2. Обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, расположенных в следующем порядке и указывающих: группу (подгруппу) (в соответствии с назначением смазки), загуститель, рекомендуемый (условный) температурный интервал применения, дисперсионную среду, консистенцию смазки.

2.3. В зависимости от назначения устанавливают группы и подгруппы смазок, перечисленные в табл. 1. Группу (подгруппу) обозначают прописными буквами русского алфавита, указанными в четвертой колонке табл. 1.

Предназначены для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей

Общего назначения для обычных температур (солидолы)

Читайте также:  Расчетное сопротивление арматуры растяжению гост

Узлы трения с рабочей температурой до 70 °С

Общего назначения для повышенных температур

Узлы трения с рабочей температурой до 110 °С

Узлы трения с рабочей температурой от минус 30 до плюс 130 °С в условиях повышенной влажности среды. В достаточно мощных механизмах сохраняют работоспособность до минус 40 °С и ниже

Узлы трения с рабочей температурой 150 °С и выше

Узлы трения с рабочей температурой минус 40 °С и ниже

Противозадирные и противоизносные

Подшипники качения при контактных напряжениях выше 2500 МПа (25000 кгс/см 2 ) и подшипники скольжения при удельных нагрузках выше 150 МПа (1500 кгс/см 2 ). Содержат противозадирные присадки или твердые добавки

Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами (кислотами, щелочами, галогенами и их соединениями, аминами, углеводородами и т.п.)

Узлы трения приборов и точных механизмов

Зубчатые и винтовые передачи всех видов

Приработочные (дисульфидмолибденовые, графитные и другие пасты)

Сопряженные поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки

Узлы трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям, не предусмотренным в вышеперечисленных подгруппах (прокачиваемост ь, эмульгируемость, искрогашение и т.д.). Для преимущественного применения в отдельных отраслях техники (автомобильные, железнодорожные, индустриальные и др.)

Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазки в виде брикетов

Предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации

Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов и случаев, требующих использования консервационных масел или твердых покрытий

Предназначены для предотвращения износа и коррозии стальных канатов

Стальные канаты и тросы, органические сердечники стальных канатов

Предназначены для герметизации зазоров, облегчения сборки и разборки арматуры; сальниковых устройств; резьбовых, разъемных и подвижных соединений любых, в том числе вакуумных систем

Запорная арматура и сальниковые устро йства

Подвижные и разъемные соединения и уплотнения вакуумных систем

Примечание . Смазку, относящуюся одновременно к двум или более группам (подгруппам), относят к той группе (подгруппе), которая наиболее типична для ее использования.

2.4. Тип загустителя обозначают буквами русского алфавита в соответствии с индексами, приведенными в табл. 2.

Органические вещества

Неорганические вещества

Глины (бентонитовые и др.)

Углеводороды твердые

2.4.1. Комплексное мыло обозначают строчной буквой «к» русского алфавита, после которой указывают индекс соответствующего мыла (кКа, кБа и т.д.).

2.4.2. Смесь двух и более загустителей обозначают составным индексом (Ка-На, Ли-Бн, Си-Пг и т.д.). На первом месте ставят индекс загустителя, входящего в состав смазки в большей концентрации.

2.4.3. Индексы М, О, Н применяют только в тех случаях, когда загуститель, входящий в одну из трех групп (мыла, органические вещества, неорганические вещества), не предусмотрен перечнем табл. 2.

2.4.4. Состав и основные характеристики смазок на различных загустителях и дисперсионных средах приведены в приложении.

2.5. Рекомендуемый температурный интервал применения обозначают округленно до 10 °С дробью. В числителе указывают (без знака минус) уменьшенную в 10 раз максимальную температуру (например, индекс « 3 / 12 » соответствует температурному интервалу от минус 30 до 120 °С). Рекомендуемый температурный интервал применения имеет ориентировочный характер, так как допустимые температуры применения зависят не только от свойств смазки, но и от конструкции и условий работы (скорость, нагрузка, срок смены смазки) смазываемого узла трения, механизма и т.п.

2.5.1. За минимальную температуру применения принимают температуру, при которой вязкость смазки, определенная по ГОСТ 7163 , составит 2000 Пас (2000 П). Для приработочных, узкоспециализированных, брикетных, консервационных, канатных, резьбовых смазок за минимальную температуру принимают температуру, рекомендуемую технической документацией на смазку.

2.5.2. За максимальную температуру применения принимают температуру, рекомендуемую технической документацией на смазку.

2.6. Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают строчными буквами русского алфавита в соответствии с индексами, приведенными в табл. 3.

2.6.1. Смесь двух и более масел обозначают составным индексом («нк», «уэ» и т.д.). На первом месте ставят индекс масла, входящего в состав дисперсионной среды в большей концентрации.

2.6.2. Индекс «п» применяют в тех случаях, когда входящее в состав дисперсионной среды синтетическое или иное масло не предусмотрено перечнем табл. 3.

Источник

Гост смазку для подшипников скольжения

Классификация, наименование и обозначение пластичных смазок по ГОСТ 23258-78
line
ГОСТ 23258-78 упорядочивает присвоение наименования смазок и вводит их обозначения. Он предусматривает, что каждая смазка должна получать наименование (Литол, Орион, Графитол и т.д.) и обозначение, состоящее из пяти буквенных и цифровых индексов.
Наименование присваивают смазке при утверждении (пересмотре) нормативно-технической документации. Так, при пересмотре ТУ на смазки ВНИИНП-286М, ВНИИНП-288, ВНИИНП-505 они получили наименования Эра, СВЭМ, Старт. Введение словесных названий предупреждает случайные ошибки при заказе и применении смазок. Легко спутать наименования смазок ВНИИНП-223 и ВНИИНП-232, но не возможно ошибиться в наименованиях смазок Солидол, Лита, и т.д. В наименовании смазки могут быть отражены её особенности (Криогель, Зимол — морозостойкие), состав (Литол, Лита — загущены литиевым мылом), область применения (СВЭМ — смазка для электромашин) и т.д.
Обозначение пластичной смазки кратко характеризует её назначение, состав и свойства. Обозначение состоит из пяти буквеннных и цифровых индексов, которые располагаются в следующем порядке и указывают:

группу (подгруппу) смазки в соответствии с назначением;
тип загустителя;
рекомендуемый (условный) температурный интервал применения;
тип дисперсионной среды;
консистенцию смазки.

Первый индекс обозначения смазки — группа (подгруппа) смазки в соответствии с назначением (таблица 1).
Второй индекс обозначения смазки — тип загустителя. Его обозначают буквами русского алфавита (таблица 2).
Комплексное мыло обозначают строчной буквой «к», которую пишут перед индексом соответствующего мыла (кКа, кБа и т.д.).
Смесь двух и более загустителей обозначают составным индексом (ка-На, Ли-Бн, Си-Пг и т.д.). На первом месте ставят индекс загустителя, входящего в состав смазки в большем количестве.
Индексы М, О, Н применяют только в тех случаях, когда загуститель, входящий в одну из трех групп (мыла, органические и неорганические вещества), не предусмотрен перечнем, приведенным в табл. 2.
Состав и основные характеристики смазок на различных загустителях приведены в таблице 3.
Третий индекс обозначения смазки — рекомендуемый температурный интервал применения, который указывается дробью: в числителе (без знака минус) — минимальная, а в знаменателе — максимальная температура, уменьшенная в 10 раз.
Например, индекс 3/13 соответствует температурному интервалу применения от -30 до 130°С.
За минимальную температуру применения принимают температуру, при которой вязкость антифрикционной смазки, определенная по ГОСТ 7163-63, составляет 2000 Па·с. Для приработочных, узкоспециализированных, брикетных, консервационных, канатных, резьбовых смазок минимальную температуру указывают в соответствии с технической документацией на смазку.
За максимальную температуру применения принимают температуру, рекомендуемую в технической документации на смазку.
Рекомендуемый температурный интервал имеет ориентировочный характер, т.к. допустимые температуры применения зависят не только от свойств смазки, но и от конструкции и условий работы (скорость, нагрузка, срок смены смазки) узла трения и т.п.
Четвертый индекс обозначения смазки — тип дисперсионной среды и твердых добавок, который обозначают строчными буквами русского алфавита в соответствии с индексами, приведенными в таблице 4.
Смесь двух и более масел обозначают составным индексом (нк, уэ и т.д.), на первом месте ставят индекс масла, входящего в состав дисперсионной среды в большей концентрации.
Индекс «п» применяют в тех случаях, когда входящее в состав дисперсионной среды синтетическое или иное масло отсутствует в перечне.
При изготовлении смазки на нефтяном масле индекс «н» не указывают: он используется только при обозначении смазки на смеси нефтяного и какого-либо другого масла.
При наличии в смазке твердых добавок их обозначение ставят через тире после индекса температурного интервала или индекса дисперсионной среды.
Пятый индекс обозначения смазки — класс консистенции, обозначаемый арабской цифрой (таблица 5).
Смазки с пенетрацией, промежуточной между классами консистенции, относят к ближайшему классу. Классы консистенции, предусмотренные в ГОСТ 23258-78, совпадают с рекомендациями NLGI-ASTM.
Если класс консистенции стоит сразу после индекса температурного интервала, то перед ним ставят тире.

Примеры обозначения смазок:
Смазка СКа2/7-2:
С — антифрикционная смазка общего назначения, применяемая при температуре до 70°С (солидол);
Ка — смазка загущена кальциевым мылом;
2/7 — смазка рекомендуется к применению при температурах от -20 до 70°С (вязкость смазки при -20°С близка к 2000 Па·с);
индекс дисперсионной среды отсутствует, следовательно, смазка приготовлена на нефтяном масле;
2 — по консистенции смазка относится ко 2-му классу (пенетрация при 25°С составляет 265-295).

Источник

Смазка подшипников скольжения.

Смазочные материалы подразделяются на жидкие, консистентные, т. е. густые (мази), твердые и газообразные. Жидкие масла равномерно распределяются по трущимся поверхностям, обладают малым внутренним трением, хорошо работают в значительных диапазонах температур и поэтому являются основными смазочными материалами подшипников скольжения. Наиболее распространены минеральные масла — продукты переработки нефти. У растительных (льняное, касторовое и др.) и животных масел по сравнению с минеральными более высокие сказывающие свойства, но они дороже и находят применение лишь в специальных случаях.

Важнейшие свойства масел, определяющие их смазывающую способность, в условиях жидкостного трения — вязкость, а при отсутствии жидкостного трения — маслянистость. Вязкость, или внутреннее трение жидкостей,— свойство сопротивляться сдвигу одного слоя жидкости по отношению к другому. Различают динамическую и кинематическую вязкость. За единицу динамической вязкости принята вязкость среды, касательное напряжение в которой при ламинарном течении и разности скоростей слоев, находящихся на расстоянии 1 м по нормали к направлению скорости, равной 1 м/с, равно 1 Па. Кинематической вязкостью называется отношение динамической вязкости смазочного материала к его плотности.

Маслянистость (смачиваемость, липкость) — способность смазочного материала к адсорбции, т. е. образованию и удержанию на поверхности трения трущихся деталей машин тонких пленок масла. Вязкость — индивидуальное качество данного масла, а маслянистость зависит от свойств не только масла, но и цапфы вала и вкладышей подшипника. Для повышения эксплуатационных показателей в минеральные масла вводят различные присадки (растительные и животные масла, олеиновую кислоту, серу и др.). Как отмечено в предыдущем параграфе, в некоторых подшипниках скольжения в качестве смазочного материала применяют воду.

Консистентные смазочные материалы.

Консистентные смазочные материалы изготовляют путем загущения жидких минеральных масел кальциевыми (солидолы) или натриевыми (консталины) мылами. Они хорошо герметизируют подшипники и допускают в подшипниках большое давление; по сравнению с маслами внутреннее трение в них более высокое. Консистентные смазочные материалы применяют в подшипниках машин цементной промышленности, ткацких станках и т. п., требующих надежной герметизации или работающих в широком диапазоне температур и режимов эксплуатации.

Твердые смазочные материалы.

Твердые смазочные материалы — графит, тальк, слюда и некоторые другие — применяются для смазки подшипников скольжения, работающих при высоких температурах рабочей среды (например, в транспортерах, вагонетках различных печей).

В некоторых подшипниках скольжения быстроходных и малонагруженных валов применяют воздушную смазку.

Достоинство воздушной смазки — небольшие потери мощности в подшипниках на трение и теплообразование, так как вязкость воздуха очень низкая.

Подача смазочных материалов к трущимся поверхностям подшипника и другим различным узлам и деталям машин в зависимости от назначения может быть индивидуальной или централизованной, периодической или непрерывной, без принудительного давления или под давлением. Централизованную подачу смазочного материала осуществляют от одного общего устройства к нескольким обслуживаемым узлам и деталям. Периодической подачей смазочного материала пользуются, когда требуется небольшое количество его, например при редкой периодической работе смазываемых деталей машин. В остальных случаях пользуются непрерывной подачей его. Подачу материала без принудительного давления осуществляют тогда, когда режим работы смазываемых узлов и деталей умеренно напряженный и требуемое количество смазочного материала небольшое. К трущимся поверхностям деталей, работающих при больших давлении и скорости, а также при гидростатической смазке, подачу смазочных материалов производят от насоса под давлением.

смазка подшипников маслом

Рис. 1

Для индивидуальной смазки трущихся поверхностей деталей машин маслами и консистентными смазочными материалами пользуются раз- личными масленками, нормализованными ГОСТом. Для осуществления индивидуальной периодической смазки маслом без принудительного давления применяют масленки с поворотной крышкой (рис. 1, а) и пресс-масленки под запрессовку (рис. 1, б). Заправку первой масленки осуществляют ручной масленкой-лейкой, а второй — шприцем. Для индивидуальной непрерывной смазки маслом без принудительного давления применяют масленки фитильную (рис. 1, в) и капельную с регулировочно-запорной иглой (рис. 1, г). Фитильная масленка обеспечивает непрерывную подачу масла через фитиль.

Недостаток ее заключается в том, что она подает масло в подшипники и тогда, когда они не работают. Капельная масленка перемещением иглы позволяет регулировать смазку и в нерабочее время прекращать подачу масла.

колпачковая и пресс-масленка

Рис. 2

Периодическую индивидуальную смазку консистентными материалами осуществляют колпачковыми масленками (рис. 2, а). Подвинчиванием время от времени крьппки мазь выдавливается из масленки и поступает к трущимся поверхностям. Для индивидуальной смазки консистентными материалами под давлением пользуются пресс-масленками (рис. 2, б, в), через которые мазь подается к трущимся поверхностям под большим давлением с помощью ручного шприца или механизированного подающего устройства. Непрерывную индивидуальную смазку консистентными материалами осуществляют посредством автоматически действующих масленок (рис. 2, г), в которых мазь непрерывно подается поршнем, находящимся под давлением пружины. Централизованную смазку маслом производят без давления и под давлением. Централизованную смазку консистентными материалами осуществляют под давлением. Подачу смазочного материала на рабочую поверхность подшипника производят в зоне наименьшего давления. Распределение смазочного материала в подшипнике скольжения осуществляют с помощью смазочных канавок на рабочей поверхности вкладышей в ненагруженной зоне.

Источник

Adblock
detector