Гост рв 15203 2001 pdf

Гост рв 15203 2001 pdf

ГОСТ Р 15.201-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции на производство

ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Порядок разработки и постановки продукции на производство

System of product development and launching into manufacture. Products of industrial and technical designation. Procedure of product development and launching into manufacture

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 15.201-2000 с ГОСТ Р 15.301-2016 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 01.040.01
01.110
ОКСТУ 0015

Дата введения 2001-01-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 г. N 263-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2010 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на народно-хозяйственную продукцию производственно-технического назначения (далее — продукция) и устанавливает порядок ее разработки и постановки на производство.

Стандарт устанавливает основные положения по разработке технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации, приемке результатов разработки, подготовке и освоению производства, испытаниям опытных образцов продукции и продукции, изготовленной при освоении производства, а также по подтверждению их соответствия обязательным требованиям. Требования настоящего стандарта при необходимости допускается конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер действия.

Стандарт не распространяется на суда гражданского назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 15.311-90 Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм

ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ Р ИСО 9001-96* Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

* Действует до 15 декабря 2003 г.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ ISO 9001-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001* Системы менеджмента качества. Требования

* С 13 ноября 2009 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ ISO 9001-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями по [1], а также приведенные ниже:

3.1.1 народно-хозяйственная продукция: Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

3.1.2 продукция производственно-технического назначения: Продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.

3.1.3 обязательные требования: Требования, устанавливаемые государственными стандартами и другими нормативными документами на основе законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3.1.4 конкурсная основа: Принцип распределения заказов на разработку (производство) продукции, заключающийся в использовании состязательного отбора по результатам торгов (конкурсов).

3.1.5 модель организации работ: По ГОСТ Р 15.000.

3.1.6 модуль организации работ: По ГОСТ Р 15.000.

3.1.7 органы государственного надзора: Органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие надзор за выполнением обязательных требований.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000:

— стадию "Разработка", вид работ "Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции";

— часть стадии "Производство", вид работ "Постановка на производство".

4.2 Отдельные виды работ по разработке и постановке продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью, организационной законченностью, определенным последовательным порядком выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в модули организации работ, отвечающие требованиям ГОСТ Р 15.000 по составу и содержанию.

4.3 В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ:

1 — создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее — по госзаказу);

2 — создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур);

3 — инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

Модель организации работ выбирают, исходя из возможности при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение обязательных требований и конкурентоспособность продукции.

4.4 Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

4.5 При создании продукции по госзаказу и заказу конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.

В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы, определяющие обязательные правила и требования к продукции.

При необходимости в договоре (контракте) указывают комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение обязательных требований, а также требований, установленных законами и нормативными документами органов государственного надзора.

4.6 На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:

— безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции);

— установленных для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень;

— устойчивости к внешним воздействиям;

— взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом.

4.7 Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий рынка сбыта.

4.8 Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривает:

1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);

2) проведение ОКР, включающей:

— разработку технической документации [конструкторской (КД) и технологической (ТД)],

— изготовление опытных образцов,

— испытания опытных образцов,

— приемку результатов ОКР;

3) постановку на производство, включающую:

изготовление установочной серии,

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение.

4.9 На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований.

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом.

4.10 Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора определяет действующее законодательство.

4.11 В органы государственного надзора в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям.

Состав указанных документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора.

4.12 Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5 Разработка технического задания на ОКР

5.1 Основанием для выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.

Требования по анализу договора (контракта) приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

В случае инициативной разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011.

При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов продукции.

5.2 В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию.

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.

Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке — разработчик.

Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

Источник



Каталогизация предметов снабжения ВС РФ

Специальным порядком, введённым в действие 7 сентября 2017 года, обозначены работы по каталогизации предметов снабжения (ПС) Вооружённых Сил. В нём прописаны функции управляющих органов и частей при составлении и применении каталоге. Руководство профильными работами осуществляется специальным Центром (ЦК МО), находящимся в Москве. Если требуется каталогизация ВВТ или обучение представителей промышленности в данной области, наша компания готова оказать эти услуги.

Для чего необходима каталогизация ВВТ?

Чтобы успешно решать проблемы по обеспечению качества вооружения и техники, постоянно принимаются меры по совершенствованию системы каталогизации профильной продукции. Минобороны, в которой она создается, решает задачи по сбору и актуализации информации о специфике, номенклатуре разрабатываемых изделий или уже выпущенной продукции. Предоставляются сведения в стандартных форматах описания, и доводятся до потребителей.
Основной комплекс работ, которые включает в себя каталогизация ВВТ, — это:

  • формирование единой инфобазы по каждому из предметов;
  • подготовка системы электронного обмена сведениями между управлениями-заказчиками и компаниями оборонной промышленности.

Особенности работы

В ГОСТРВ 51725.8-2002 обозначено, что требования, в соответствии с которыми проводится научно-исследовательская деятельность по каталогизации, прописываются в техническом задании или в договоре на изготовление изделия. В самих требованиях указываются:

  • порядок и сроки предоставления каталожного описания;
  • список предметов снабжения с указанием их обозначений, наименований;
  • методики идентификации ПС.

Согласно ГОСТ РВ 15.201-2003, при отображении состава конкретных ВВТ важен порядок определения аналогов элементов создаваемого продукта, материалов, КИМП (комплектующих изделий межотраслевого применения), отмеченных в Федеральном каталоге продукции, а также анализ однотипных предметов снабжения согласно рекомендациям.
Наша компания имеет значительный опыт в реализации работ по каталогизации оборонной продукции по требованиям ГОСТ РВ 0044, что позволяет гарантировать быстрое и качественное решение поставленной задачи.
Кроме ГОСТ РВ серии 0044 обязательную организацию и проведение работ по каталогизации требуют ГОСТ РВ 15.201-2003 и ГОСТ РВ 15.203-2001:
ГОСТ РВ 15.201-2003:
п. 5.1.4. В разделе «Тактико-технические требования к изделию» указывают требования, характеристики, нормы, показатели и другие параметры, определяющие назначение, боевые и эксплуатационные характеристики, условия эксплуатации и боевого применения изделия. Раздел должен состоять из следующих подразделов:
требования стандартизации, унификации и каталогизации;
п. 5.1.4.1. В подразделе «Состав изделия» перечисляют основные СЧ изделия или приводят требования к составу изделия, а также указывают (при необходимости) назначение СЧ.
Если в качестве СЧ изделия применяют СЧ, КИМП или покупное изделие, ранее разработанное другим предприятием и учтенное в Федеральном каталоге продукции, то в разделе указывают обозначение РКД, держателя подлинников РКД, класс ЕКПС и его ФНН.
Номенклатуру новых СЧ создаваемого изделия ВТ, указываемых в подразделе и не учтенных ранее в Федеральном каталоге продукции, формируют в соответствии с требованиями, изложенными в 5.1.4.12.2.
п. 5.1.4.12.2. В подразделе «Требования каталогизации» при формировании состава изделия ВТ (его СЧ, КИМП) устанавливают:
– порядок выявления аналогов (серийных, опытных и находящихся в разработке) составных частей создаваемого изделия ВТ, КИМП и материалов, содержащихся в Федеральном каталоге продукции, и проведения сопоставительного анализа однотипных ПС в соответствии с рекомендациями [24], [25];
– обоснование целесообразности разработки или применения ПС, не учтенных в Федеральном каталоге продукции (отказа от применения каталогизированных СЧ, КИМП, материалов, если они не удовлетворяют требованиям к новым СЧ, КИМП, в том числе по наличию ограничений на применение покупных изделий иностранного производства);
– требования формирования перечня используемых в создаваемом изделии ВТ новых ПС, ранее не учтенных в Федеральном каталоге продукции;
– требования каталогизации экспортируемых изделий в соответствии с ГОСТ Р 51725.5 [при необходимости и (или) по требованию инозаказчика].
Сводный перечень ПС, подлежащих каталогизации, формируют с учетом предложений исполнителей СЧ ОКР и ОКР по созданию КИМП. Перечень согласовывается с ПЗ (при его наличии), центром каталогизации государственного заказчика и утверждается государственным заказчиком.
Каталогизацию создаваемого изделия ВТ осуществляют в соответствии с порядком и правилами, установленными в ГОСТ Р 51725.1, ГОСТ РВ 51725.7 (заменен на ГОСТ РВ 0044-015-2012) и в настоящем стандарте.
п. 5.1.4.14. В подразделе «Конструктивные требования» указывают:
требования к порядку заимствования ранее разработанных СЧ изделия ВТ и использования СЧ и КИМП, включенных в Федеральный каталог продукции.
п. 5.1.6.1. В подразделе «Требования к нормативно-техническому обеспечению» устанавливают:
– требования подготовки КО новых ПС, подлежащих учету в Федеральном каталоге продукции и присвоения им ФНН в соответствии с рекомендациями [27], [28];
– требования формирования электронного каталога создаваемого изделия ВТ;
– порядок и правила обеспечения участников ОКР нормативными документами по стандартизации, каталожной информацией с учетом обеспечения режима секретности в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 50934 и ГОСТ Р 51725.6.
п. 5.1.14. В разделе «Порядок выполнения и приемки этапов ОКР» указывают:
– порядок разработки, согласования и утверждения плана мероприятий по каталогизации, разрабатываемого на основе сводного перечня ПС, подлежащих каталогизации (если мероприятия по каталогизации отсутствуют в едином сквозном плане), в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ РВ 51725.7 (заменен на ГОСТ РВ 0044-015-2012).
ГОСТ РВ 15.203-2001:
п.4.1.1. Государственный заказчик принимает решения по реализации результатов ОКР, в том числе по включению в единый каталог предметов снабжения ВС РФ изделий ВТ.
п. 4.1.2. Головной исполнитель подготавливает в установленном порядке документы по включению разрабатываемого изделия ВТ в каталог предметов снабжения Вооруженных Сил.
п.4.3.17. При выполнении ОКР, исходя из требований ТТЗ (ТЗ), осуществляют мероприятия (выполняют работы) по каталогизации разрабатываемых изделий, включая:
– разработку и согласование с заказчиком (ПЗ) перечней составных частей изделия ВТ, подлежащих включению в каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации;
– внесение требований по каталогизации в РУК и в ТЗ на разработку новых СЧ изделия ВТ;
– подготовку в установленном порядке каталожных описаний.
Работы по каталогизации выполняют в соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов, утвержденных (согласованных) заказчиком в установленном порядке.
п. 4.4.1. ОКР следует считать законченной после представления:
– в установленном порядке заявки на включение изделий ВТ в каталог предметов снабжения ВС РФ;
– каталожных описаний изделия ВТ и его составных частей, подлежащих включению в каталог предметов снабжения, и присвоения им национальных номенклатурных номеров в установленном порядке.
п.4.7.2. Законченную ОКР считают реализованной, если приняты на вооружение (снабжение) с включением в установленном порядке в каталог предметов снабжения ВС РФ и поставлены на производство в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.307 новые (модернизированные) изделия ВТ (СЧ изделий ВТ).
п. 5.3.8. В процессе выполнения технического проекта должен быть разработан, согласован с ПЗ и утвержден заказчиком перечень вновь разрабатываемых изделий ВТ (СЧ изделий ВТ), подлежащих включению в каталог предметов снабжения ВС РФ.
п. 5.7.15. Основанием для закрытия данного этапа ОКР и ОКР в целом служат документы по включению разработанного изделия ВТ (СЧ изделия ВТ) в каталог предметов снабжения ВС РФ.
ООО «ОПК» имеет большой опыт:
– проведения работ в Системе каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации по требованиям ГОСТ РВ 0044;
– взаимодействия в рамках проводимых работ с ЦК ЗГОП и ЦК МО РФ;
– обучения представителей промышленности в области каталогизации предметов снабжения ВС.

Читайте также:  Снип и гост для фасадов

Источник

Гост рв 15203 2001 pdf

Библиографическая ссылка на статью:
Сирая Г.С. Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72444 (дата обращения: 08.06.2021).

Проблема формирования системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время приобретает особое значение. Ее актуальность определяется следующими факторами:

Разработка и внедрение СМК на предприятиях ОПК связано с внедрением и последующим соблюдением требований государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Для того чтобы выделить особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо рассмотреть структуру этого документа. ГОСТ РВ 0015-002-2012 в полном объеме включает в себя требования ГОСТ ISO 9001-2011, но при этом каждый раздел расширен дополнительными требованиями: стандарт содержит требования ГОСТ ISO 9001 и дополнения к ним, отражающие специфику обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции в соответствии с действующими государственными военными стандартами.

Следовательно, при внедрении ГОСТ РВ 0015-002-2012 должно быть обеспечено внедрение требований ГОСТ ISO 9001-2011, а значит, подход к разработке и внедрению СМК состоит согласно п.п. 2.3 ГОСТ ISO 9000-2011 из ступеней, включающих в себя:

Все организации, создающие СМК, должны эту последовательность соблюдать [2]. Однако, соглашаясь с Горячевым В.В., единой методологии внедрения СМК для всех предприятий ОПК быть не может. В настоящее время имеется накопленный опыт внедрения и оценки СМК организаций ОПК, однако его можно использовать как рекомендации, а не как руководство к действию.

Поэтому предложенный в данной статье порядок разработки и внедрения СМК можно рассматривать как методические рекомендации.

Внедрение СМК начинается с принятия высшим руководством организации решения о начале разработки и внедрения СМК. Как правило, основная цель внедрения СМК и получения сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012 – это возможность организации участвовать в конкурсе на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа.

Основной порядок разработки и внедрения СМК в организациях ОПК в полной мере соответствует внедрению стандартов серии ИСО 9000 и представлен на рисунке 1.

Как правило, в организации подготавливается и издается приказ о начале разработки и внедрения СМК, в котором назначается представитель руководства по качеству, определяется состав команды по разработке и внедрению СМК и утверждается план организационно-технических мероприятий внедрения ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.

План организационно-технических мероприятий может включать в себя следующие мероприятия.

1) Разработка Политики и Целей организации в области качества.

2) Анализ существующих процессов.

3) Выделение процессов СМК: управляющих, ключевых и вспомогательных; установление их взаимодействия и разработка соответствующей схемы взаимодействия процессов СМК;

4) Анализ существующей организационно-штатной структуры, распределение на ее основе ответственности по процессам, формирование матрицы распределения ответственности и корректировка, при необходимости, организационно-штатной структуры.

6) Подготовка и утверждение графика разработки документированных процедур по процессам СМК.

7) Обучение персонала требованиям СМК.

8) Описание (разработка документированных процедур) и внедрение процессов СМК, в том числе процессов мониторинга и измерения.

9) Проведение внутреннего аудита СМК.

10) Выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК.

Рисунок 1. Этапы внедрения СМК

11) Выбор органа по сертификации и подача заявки на проведение сертификации СМК.

12) Сертификационный аудит СМК.

Особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012 заключаются в наличии дополнительных требований. Рассмотрим эти требования в рамках предложенного порядка внедрения СМК.

Пункт 4.1.2 ГОСТ РВ 0015-002-2012 регламентирует, что порядок взаимодействия организации и аккредитованным при ней военным представительством (ВП) должен быть установлен в соответствии с «Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» и дополнительными требованиями настоящего стандарта. Ряд документов СМК должен быть либо согласован с ВП, либо доведен до сведения ВП. Кроме того, документация СМК должна включать [7]:

Необходимо пояснить, что ГОСТ РВ 0001-005-2006 регламентирует порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию, согласно которому внедрение государственных военных стандартов осуществляется в организации на основании приказов, согласованных с ВП.

Для решения проблемных вопросов менеджмента качества при руководстве организации должен периодически функционировать Совет по качеству (Координационный совет по качеству, Постоянно действующая комиссия по качеству, Научно-технический совет), в состав которого должны входить: руководитель организации, представитель руководства по СМК, руководители основных подразделений (служб) организации, участвующих в разработке, производстве и обеспечении эксплуатации военной продукции, руководитель службы качества, представитель ВП по согласованию [7].

Таким образом, учитывая вышеперечисленные требования, в начале разработки и внедрения СМК на соответствие ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:

При этом, поскольку в обязательном порядке должен функционировать Совет по качеству, то в создании отдельной команды по разработке и внедрению СМК нет необходимости.

При разработке Политики и Целей организации в области качества необходимо также руководствоваться дополнительными требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012, а именно обеспечить, чтобы Политика организации в области качества предусматривала повышение результативности мероприятий по обеспечению качества военной продукции на стадиях ее жизненного цикла.

После выделения процессов СМК, установления их взаимодействия, формирования матрицы распределения ответственности и перечня документированных процедур по процессам СМК необходимо в соответствии с требованием п.п. 4.2.1.2 а) ГОСТ РВ 0015-002-2012 определить перечень документов СМК (руководство по качеству, стандарты организации, положения, инструкции и т.п.), подлежащих согласованию с ВП.

Читайте также:  Стойки рудничные деревянные гост

Перечень процессов СМК, матрица распределения ответственности, а также перечень документов, подлежащих согласованию с ВП, рассматриваются Советом по качеству и после их одобрения представляются на согласование в ВП.

Таким образом, график разработки документированных процедур по процессам СМК должен содержать не только информацию о сроках разработки и утверждения, но и информацию о необходимости и сроках согласования документа с ВП.

В процессе разработки документированных процедур и внедрения процессов СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 также необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Раздел 2 «Нормативные ссылки» и соответственно положения ГОСТ РВ 0015-002-2012 содержат ссылки на документы Системы разработки и постановки на производство военной техники (СРПП ВТ), Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы программной документации (ЕСПД), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСОЕИ) и другие стандарты. Поэтому при разработке документированных процедур необходимо учесть требования данных документов, а также обеспечить их внедрение и соблюдение. В таблице 1 приведены примеры нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК.

Таблица 1 – Перечень нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК

Рассмотрим также некоторые дополнительные требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, которые не регламентированы документами по стандартизации, но являются обязательными при разработке и внедрении СМК на предприятиях ОПК:

Необходимо уточнить, что в настоящее время вышла новая редакция ГОСТ ISO 9001-2015, в основе которой лежит концепция управления рисками, основанная на подходе «риск-ориентировочного мышления». Переход на новую редакцию необходимо осуществить до сентября 2018 года. Основная проблема перехода будет связана с разработкой и внедрением процедуры управления рисками. Согласно стандарту, организация должна будет, прежде всего, проанализировать окружение организации, выявить значимые риски и на их основе разработать систему менеджмента.

Таким образом, если на предприятии ОПК уже в полном объеме внедрены требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая процедуру управления рисками, то внедрить новые требования ГОСТ ISO 9001-2015 будет проще, так как разработаны принципы, методы и мероприятия по обработке рисков, причем значимых для соответствия требованию о повышении удовлетворенности потребителя.

Возвращаясь к предложенному порядку разработки и внедрения СМК на предприятиях ОПК, после описания и внедрения процессов СМК следует этап внутреннего аудита. В целом процедура проведения внутреннего аудита по ГОСТ РВ 0015-002-2012 принципиально не отличается от процедуры внутреннего аудита по ГОСТ ISO 9001-2011. Дополнительные требования касаются необходимости доведения до сведения ВП отчетов с результатами аудитов, а также возможности ВП принимать участие во внутренних аудитах (проверках) по согласованию с ним.

Следует отметить, что последнее требование является неоднозначным. Соглашаясь с автором с Мельниковым Л.И. [3], система ВП должна являться частью СМК организации ОПК, а на сегодняшний день институт ВП на предприятиях ОПК при контроле за разработкой и внедрением СМК выступает, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Этому способствуют и такие требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, согласно которым ВП может на свое усмотрение и не принимать участие во внутренних аудитах. Однако, если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах разработки и внедрения СМК.

Завершающими этапами разработки и внедрения СМК являются выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК, выбор органа по сертификации, подача заявки на проведение сертификации СМК и, соответственно, сертификационный аудит СМК. Данные процедуры являются стандартными при внедрении стандартов серии ИСО 9001.

Таким образом, процесс формирования СМК в организации ОПК включает в себя выполнение всех требований и мероприятий внедрения СМК, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011. При этом дополнительными мероприятиями по внедрению СМК в организациях ОПК являются:

Источник

Гост рв 15203 2001 pdf

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

от 07 октября 2015 года Дело N А43-23628/2014

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,

при участии представителя

от заинтересованного лица: Комлева В.Е. (доверенность от 25.08.2015 N 903/26)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2014,

принятое судьей Моисеевой И.И. и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015,

принятое судьями Тарасовой Т.И., Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,

по делу N А43-23628/2014

по иску Министерства обороны Российской Федерации

(ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284)

к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственное предприятие "Полет" (ИНН: 5258000163, ОГРН: 1025202608738)

о взыскании 30 553 061 рубля 46 копеек

Министерство обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственное предприятие "Полет" (далее — Предприятие) о взыскании неустойки в сумме 59 610 221 рубля 90 копеек (с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении искового требования отказано.

постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 решение оставлено без изменения.

Минобороны России не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации; Предприятие не доказало, что обращалось к заказчику с просьбой о необходимости приостановления работ по этапам N 10, 11 ОКР "Звено-2" и что неготовность объекта 9-А-9675 препятствовала выполнению работ по контракту; суды пришли к неверному выводу о том, что Предприятие не могло выполнить работы по 11-му этапу до согласования "плана-графика", поскольку указанный "план-график" был разработан ответчиком и утвержден заказчиком спустя более чем 2 года после завершения государственных испытаний изделия.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Предприятие в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Минобороны России, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Предприятие и Минобороны России заключили договор от 10.07.1991 N 1945/62/1.

В соответствии с уточненной ведомостью исполнения к дополнительному соглашению N 17 от 23.12.2010 Предприятие в рамках 10-го этапа должно было выполнить работы в виде "Участия в государственных испытаниях объекта 9-А-9675" и этап 11 "Утверждение РКД изделия 83т120-01 для организации серийного производства", а Минобороны России обязалось принять и оплатить указанные работы в соответствии с требованиями, изложенными в договоре.

Сроки выполнения этапов ОКР согласно примечанию (*), указанному в уточненной ведомости исполнения к дополнительному соглашению N 17, устанавливаются с учетом сроков окончания государственных испытаний объекта 9-А-9675, проводимых организациями Минобороны России. В связи с этим стороны установили ориентировочные сроки выполнения двух этапов: начало 10-го с 01.02.2009 и 11-го с 10.12.2010, а сроки завершения этапов одинаковые-25.12.2010.

Истец сослался на нарушение ответчиком сроков выполнения работ и обратился в арбитражный суд с иском.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии со статьей 777 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (пункт 1 статьи 401).

Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (часть 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Как следует из материалов дела и установили суды, работы по 10-му этапу ОКР "Звено-2" были приостановлены с 01.12.2009 по инициативе заказчика на основании уведомления от 14.12.09 исх. N 248/1/7518, о чем также свидетельствует и принятое им техническое решение от 17.12.2009.

В дальнейшем от заказчика последовало указание продолжать этап 10 ОКР "Звено-2" со 02.08.2010, что подтверждается письмом от 20.05.2011 исх. N 248/1/2235, в котором он сообщил, что государственные испытания объекта 9-А-9675 в объеме непроверенных пунктов программы испытания продолжены с 20.05.2011 согласно указаниям Генерального штаба ВС РФ от 18.05.2011 N 312/8/0952.

Фактические сроки выполнения этапа 10 ОКР "Звено-2" были изменены заказчиком и выполнены исполнителем в период с 01.02.2009 по 30.10.2011, что подтверждается актом от 15.02.2012 N 1/0/10 сдачи-приемки выполненных работ по этапу 10 ОКР "Разработка и создание изделия 83т120-01" по договору от 10.07.1991 N 1945/62/1, актом государственных испытаний, утвержденным НГШ ВС РФ (Минобороны России) 14.10.2011 (акт является секретным).

В соответствии с пунктом 13 типового договора от 10.07.1991 N 1945/62/1 "Датой исполнения обязательств по отдельным этапам является дата подписания (утверждения) Заказчиком документа, который в соответствии с государственными стандартами ГОСТВ 15.203-79 и ГОСТ В 15.204-79 является основанием для закрытия этого этапа".

Таким документом является акт приемки этапа 10, утвержденный МО РФ 15.02.2012 без замечаний, с подтверждением даты принятия работ в период с 10.10.2011 по 14.10.2011, что соответствует срокам утверждения акта государственных испытаний НГШ ВС РФ от 14.10.2011.

Кроме того, по договору от 10.07.1991 N 1945/62/1 с Управлением заказов по совершенствованию технической основы систем управления (УЗС ТОСУ, в/ч 87406) в рамках ОКР "Звено-2" проводится разработка изделия 83т120-01. Изделие 83т120-01 является составной частью объекта 9-А-9675, модернизация которого проводится в рамках ОКР "Звено-2С" по договору от 21.11.1997 N 74024 с управлением авиационной техники и вооружений Департамента МО РФ по обеспечению государственного оборонного заказа (управление АТ и В ДОГОЗ).

Порядок выполнения ОКР по созданию военной техники в интересах МО РФ определяется ГОСТ РВ 15.203-2001.

В соответствии с тактико-техническим заданием (далее ТТЗ) на ОКР "Звено-2С" "Изделие 83т120-01 создается в рамках ОКР "Звено-2" по отдельному ТТЗ, а также в соответствии с требованиями, изложенными в данном ТТЗ (на ОКР "Звено-2С") (пункт 1.1); "Порядок выполнения и приемки этапов ОКР должен соответствовать ГОСТ РВ 15.203-2001" (пункт 17.1).

Сведения, содержащиеся в тактико-техническом задании к договору от 10.07.1991 N 1945/62/1 ОКР "Звено-2" и договору от 21.11.1997 N 74024 на ОКР "Звено-2С" являются сведениями, содержащими государственную тайну, и приводятся в виде выписок информации несекретного характера. (ТТЗ является секретным).

Читайте также:  Формуляр с гостами

Заключительными этапами ОКР "Звено-2" являются: этап 10 — "Участие в Государственных испытаниях объекта 9-А-9675" и этап 11 — "Утверждение РКД изделия 83т 120-01 для организации серийного производства".

В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 государственный заказчик ОКР в целях организации и обеспечения своевременного и качественного выполнения ОКР выполняет следующие функции: организует и проводит государственные испытания опытных образцов изделий ВТ.

В соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 государственные испытания объекта 9-А-9675 организовывались заказчиком объекта — Управлением авиационной техники и вооружений Департамента МО РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа. Государственные испытания (далее — ГИ) объекта 9-А-9675 проведены в период со 02.08.2010 по 20.07.2011. Акт ГИ утвержден начальником Генерального штаба 14.10. 2011.

По требованиям ТТЗ на ОКР "Звено-2" и по ведомости исполнения к договору для завершения ОКР необходимо выполнить работы по этапу 11: "Утверждение РКД изделия 83т120-01 для организации серийного производства".

В соответствии с пунктом 5.7 ГОСТ РВ 15.203-2001 этот этап предусматривает необходимость выполнения следующих работ: реализация рекомендаций и проведение доработок опытных образцов составных частей и УБКТС в целом по результатам Государственных испытаний в соответствии с утвержденным "Планом мероприятий. по результатам ГИ"; выполнение работ по корректировке РКД и ЭД, доработка программного обеспечения, проверка, согласование и утверждение РКД межведомственной комиссией (МВК) с присвоением РКД литеры "01"; завершение сертификации изделия 83т 120-01.

Кроме этого, в соответствии с Положением о создании авиационной техники военного назначения заказчик должен провести контрольные испытания для проверки выполненных доработок по результатам ГИ.

В соответствии с пунктами 1.5.10, 1.5.10.2 Положения о создании авиационной техники военного назначения (АТ ВН) работы по "разработке плана мероприятий по корректировке РКД и доработке опытного образца по результатам ГИ" входят в этап "Корректировка и утверждение рабочей конструкторской документации (РКД) для организации серийного производства", то есть в этап 11 по договору.

Во исполнение акта ГИ (пункт 7.4 акта ГИ и пункт 113 Плана мероприятий) ФГУП "НПП "Полет" совместно с предприятиями-соисполнителями в течение месяца после утверждения акта разработало "План устранения замечаний и выполнения мероприятий по корректировке рабочей конструкторской документации опытного образца объекта 9-А-9675 и УБКТС по результатам государственных испытаний", согласовало его с 3974 ВП МО, 3152 ВП МО, 1083 ВП МО, 153 ВП МО (в части касающейся), утвердило План мероприятий 14.11.11 и представило на утверждение в УЗС ТОСУ (от 23.11.11 исх. N 95-125/11) и в Управление АТиВ ДГОЗ (от 25.11.11 исх. N 95-124/11). "План мероприятий …" к этому времени был согласован и утвержден всеми организациями, указанными в акте ГИ (УЗС ТОСУ утвержден 25.11.2011), за исключением заказчика по объекту — управления АТ и В департамента Минобороны России по обеспечению Государственного оборонного заказа.

По результатам ГИ в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 в течение месяца после утверждения акта ГИ разработан "План мероприятий по корректировке рабочей конструкторской документации и доработке опытного образца модернизированного самолета управления Ил-80-М N 86148 по результатам государственных испытаний". "План мероприятий. " утвержден: генеральным директором Предприятия-14.11.2011 и начальником управления АТ и В ДОГОЗ-10.03.2013.

После утверждения заказчиком 10.03.2013 "Плана мероприятий. " начались работы по его выполнению, включенные в этап 11 по договору N 1945/62/1.

В соответствии с пунктом 5.7 ГОСТ РВ 15.203-2001 этот этап предусматривает выполнение работ, которые обозначены в "Плане мероприятий… по результатам ГИ объекта" (пункт 114 таблицы 4) и укрупнено, их можно разделить на три группы работ, выполняемых поочередно: пункт 114 таблицы 4 Плана мероприятий:

"- Устранить замечания и реализовать рекомендации комиссии в соответствии с настоящим планом мероприятий в установленные сроки.

— Обеспечить подготовку и участвовать в проведении проверки доработок, выполненных по результатам ГИ, комиссией, назначенной НГШ.

— Доработать РКД, создать комиссию предприятия для проверки комплекта РКД для предъявления ее МВК (ГОСТ 2.902). Оформить акт о завершении корректировки РКД литеры О1 в соответствии с ГОСТ 15.203-2001".

По этим трем работам в Плане мероприятий в графе "Срок исполнения" указан срок: "В сроки, установленные Гензаказчиком МО РФ (по договору)".

При этом по нескорректированной ведомости исполнения по договору срок 11 этапа установлен-25.12.2010, "План мероприятий" утвержден 10.03.2013. Таким образом, Минобороны России, утвердив План мероприятий, должено было установить новые сроки его выполнения по договору с учетом сроков выполнения последующих работ по этапу 11.

В настоящее время Предприятие выполнило доработки по "Плану мероприятий" и предъявило УБКТС для проверки выполненных доработок "комиссией, назначенной НГШ". Приказа о проведении контрольных испытаний и о назначении комиссии по проверкам Гензаказчик Минобороны России не выпустило.

В следующем подэтапе работ после подготовки и проверки документации на всех предприятиях-соисполнителях, Гензаказчик Минобороны России назначает межведомственную комиссию (МВК) по проверке конструкторской документации (РКД) для присвоения ей литеры О1 и утверждения (ГОСТ РВ 15.203-2001, пункт 4.1.1, дефис 9).

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что выполнить все работы по этапу 11 в настоящее время не представляется возможным по организационным причинам, обеспечиваемым со стороны Минобороны России.

Все дальнейшие работы по этапу 11 договора 1945/62/1 от 10.07.1991 (ОКР "Звено-2") зависят от сроков выполнения заключительного этапа ОКР "Звено-2С". По договору от 21.11.1997 N 74024 срок этапа 28 "Корректировка РКД, ЭД и доработка опытного образца изделия 9-А-9675 по результатам ГИ. Проведение MBК и присвоение РКД литеры 01" управлением АТ и В ДОГОЗ установлен 30.11.2014. В соответствии с этим этап 11 договора 1945/62/1 от 10.07.1991 (ОКР "Звено-2") может быть завершен не ранее завершения производного этапа 28.

В целях безусловного завершения ОКР "Звено-2" сторонами оформлено соответствующее "решение о порядке завершения ОКР "Звено-2", подписанное со стороны исполнителя генеральным директором Предприятия А. Комяковым, и со стороны заказчика Минобороны России начальником отдела УЗО ТОСУ полковником А. Юнаковым 19.11.2014, согласно пункту 1 которого срок выполнения ОКР "Звено-2" в целом устанавливается-2015 год.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что просрочка исполнения 10-го и 11-го этапов работ произошла по вине истца. Доказательств того, что сроки выполнения работ по государственному контракту были нарушены в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств Предприятием, Минобороны России в материалы не представило.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Минобороны России в удовлетворении искового требования.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А43-23628/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации — без удовлетворения.

постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Источник

Услуги по изданию ГОСТов с грифом «С» и «СС»

Чтобы смотреть документы в системе, даже когда
zakupki.gov.ru не работает, нужно оплатить систему.

ИНН 7703385195 КПП 772701001

ГОСТ РВ 50170-2006

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

Методические указания РД 50-715-92

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 20.39.305-98

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 20.39.301-98

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 5865-013-2016

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 50699-94

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 52509-2005

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ РВ 5865-014-2016

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ГОСТ В 25232-90 ВД

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

Изменение №1 ГОСТ РВ 50170-2006

ОКПД2 18.12.14.000 Услуги по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток

Источник