Гост рв 004 007

Гост рв 004 007

Библиографическая ссылка на статью:
Сирая Г.С. Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72444 (дата обращения: 18.06.2021).

Проблема формирования системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время приобретает особое значение. Ее актуальность определяется следующими факторами:

Разработка и внедрение СМК на предприятиях ОПК связано с внедрением и последующим соблюдением требований государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Для того чтобы выделить особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо рассмотреть структуру этого документа. ГОСТ РВ 0015-002-2012 в полном объеме включает в себя требования ГОСТ ISO 9001-2011, но при этом каждый раздел расширен дополнительными требованиями: стандарт содержит требования ГОСТ ISO 9001 и дополнения к ним, отражающие специфику обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции в соответствии с действующими государственными военными стандартами.

Следовательно, при внедрении ГОСТ РВ 0015-002-2012 должно быть обеспечено внедрение требований ГОСТ ISO 9001-2011, а значит, подход к разработке и внедрению СМК состоит согласно п.п. 2.3 ГОСТ ISO 9000-2011 из ступеней, включающих в себя:

Все организации, создающие СМК, должны эту последовательность соблюдать [2]. Однако, соглашаясь с Горячевым В.В., единой методологии внедрения СМК для всех предприятий ОПК быть не может. В настоящее время имеется накопленный опыт внедрения и оценки СМК организаций ОПК, однако его можно использовать как рекомендации, а не как руководство к действию.

Поэтому предложенный в данной статье порядок разработки и внедрения СМК можно рассматривать как методические рекомендации.

Внедрение СМК начинается с принятия высшим руководством организации решения о начале разработки и внедрения СМК. Как правило, основная цель внедрения СМК и получения сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012 – это возможность организации участвовать в конкурсе на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа.

Основной порядок разработки и внедрения СМК в организациях ОПК в полной мере соответствует внедрению стандартов серии ИСО 9000 и представлен на рисунке 1.

Как правило, в организации подготавливается и издается приказ о начале разработки и внедрения СМК, в котором назначается представитель руководства по качеству, определяется состав команды по разработке и внедрению СМК и утверждается план организационно-технических мероприятий внедрения ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.

План организационно-технических мероприятий может включать в себя следующие мероприятия.

1) Разработка Политики и Целей организации в области качества.

2) Анализ существующих процессов.

3) Выделение процессов СМК: управляющих, ключевых и вспомогательных; установление их взаимодействия и разработка соответствующей схемы взаимодействия процессов СМК;

4) Анализ существующей организационно-штатной структуры, распределение на ее основе ответственности по процессам, формирование матрицы распределения ответственности и корректировка, при необходимости, организационно-штатной структуры.

6) Подготовка и утверждение графика разработки документированных процедур по процессам СМК.

7) Обучение персонала требованиям СМК.

8) Описание (разработка документированных процедур) и внедрение процессов СМК, в том числе процессов мониторинга и измерения.

9) Проведение внутреннего аудита СМК.

10) Выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК.

Рисунок 1. Этапы внедрения СМК

11) Выбор органа по сертификации и подача заявки на проведение сертификации СМК.

12) Сертификационный аудит СМК.

Особенности внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2012 заключаются в наличии дополнительных требований. Рассмотрим эти требования в рамках предложенного порядка внедрения СМК.

Пункт 4.1.2 ГОСТ РВ 0015-002-2012 регламентирует, что порядок взаимодействия организации и аккредитованным при ней военным представительством (ВП) должен быть установлен в соответствии с «Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» и дополнительными требованиями настоящего стандарта. Ряд документов СМК должен быть либо согласован с ВП, либо доведен до сведения ВП. Кроме того, документация СМК должна включать [7]:

Необходимо пояснить, что ГОСТ РВ 0001-005-2006 регламентирует порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию, согласно которому внедрение государственных военных стандартов осуществляется в организации на основании приказов, согласованных с ВП.

Для решения проблемных вопросов менеджмента качества при руководстве организации должен периодически функционировать Совет по качеству (Координационный совет по качеству, Постоянно действующая комиссия по качеству, Научно-технический совет), в состав которого должны входить: руководитель организации, представитель руководства по СМК, руководители основных подразделений (служб) организации, участвующих в разработке, производстве и обеспечении эксплуатации военной продукции, руководитель службы качества, представитель ВП по согласованию [7].

Таким образом, учитывая вышеперечисленные требования, в начале разработки и внедрения СМК на соответствие ГОСТ РВ 0015-002-2012, необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:

При этом, поскольку в обязательном порядке должен функционировать Совет по качеству, то в создании отдельной команды по разработке и внедрению СМК нет необходимости.

При разработке Политики и Целей организации в области качества необходимо также руководствоваться дополнительными требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012, а именно обеспечить, чтобы Политика организации в области качества предусматривала повышение результативности мероприятий по обеспечению качества военной продукции на стадиях ее жизненного цикла.

После выделения процессов СМК, установления их взаимодействия, формирования матрицы распределения ответственности и перечня документированных процедур по процессам СМК необходимо в соответствии с требованием п.п. 4.2.1.2 а) ГОСТ РВ 0015-002-2012 определить перечень документов СМК (руководство по качеству, стандарты организации, положения, инструкции и т.п.), подлежащих согласованию с ВП.

Перечень процессов СМК, матрица распределения ответственности, а также перечень документов, подлежащих согласованию с ВП, рассматриваются Советом по качеству и после их одобрения представляются на согласование в ВП.

Таким образом, график разработки документированных процедур по процессам СМК должен содержать не только информацию о сроках разработки и утверждения, но и информацию о необходимости и сроках согласования документа с ВП.

В процессе разработки документированных процедур и внедрения процессов СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 также необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Раздел 2 «Нормативные ссылки» и соответственно положения ГОСТ РВ 0015-002-2012 содержат ссылки на документы Системы разработки и постановки на производство военной техники (СРПП ВТ), Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы программной документации (ЕСПД), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСОЕИ) и другие стандарты. Поэтому при разработке документированных процедур необходимо учесть требования данных документов, а также обеспечить их внедрение и соблюдение. В таблице 1 приведены примеры нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК.

Таблица 1 – Перечень нормативных документов, регламентирующих процедуры СМК

Рассмотрим также некоторые дополнительные требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, которые не регламентированы документами по стандартизации, но являются обязательными при разработке и внедрении СМК на предприятиях ОПК:

Необходимо уточнить, что в настоящее время вышла новая редакция ГОСТ ISO 9001-2015, в основе которой лежит концепция управления рисками, основанная на подходе «риск-ориентировочного мышления». Переход на новую редакцию необходимо осуществить до сентября 2018 года. Основная проблема перехода будет связана с разработкой и внедрением процедуры управления рисками. Согласно стандарту, организация должна будет, прежде всего, проанализировать окружение организации, выявить значимые риски и на их основе разработать систему менеджмента.

Таким образом, если на предприятии ОПК уже в полном объеме внедрены требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая процедуру управления рисками, то внедрить новые требования ГОСТ ISO 9001-2015 будет проще, так как разработаны принципы, методы и мероприятия по обработке рисков, причем значимых для соответствия требованию о повышении удовлетворенности потребителя.

Возвращаясь к предложенному порядку разработки и внедрения СМК на предприятиях ОПК, после описания и внедрения процессов СМК следует этап внутреннего аудита. В целом процедура проведения внутреннего аудита по ГОСТ РВ 0015-002-2012 принципиально не отличается от процедуры внутреннего аудита по ГОСТ ISO 9001-2011. Дополнительные требования касаются необходимости доведения до сведения ВП отчетов с результатами аудитов, а также возможности ВП принимать участие во внутренних аудитах (проверках) по согласованию с ним.

Следует отметить, что последнее требование является неоднозначным. Соглашаясь с автором с Мельниковым Л.И. [3], система ВП должна являться частью СМК организации ОПК, а на сегодняшний день институт ВП на предприятиях ОПК при контроле за разработкой и внедрением СМК выступает, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Этому способствуют и такие требования ГОСТ РВ 0015-002-2012, согласно которым ВП может на свое усмотрение и не принимать участие во внутренних аудитах. Однако, если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах разработки и внедрения СМК.

Завершающими этапами разработки и внедрения СМК являются выполнение корректирующих действий по результатам внутреннего аудита СМК, выбор органа по сертификации, подача заявки на проведение сертификации СМК и, соответственно, сертификационный аудит СМК. Данные процедуры являются стандартными при внедрении стандартов серии ИСО 9001.

Таким образом, процесс формирования СМК в организации ОПК включает в себя выполнение всех требований и мероприятий внедрения СМК, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011. При этом дополнительными мероприятиями по внедрению СМК в организациях ОПК являются:

Источник



С 1 февраля 2020г. действуют Новые ГОСТы по конструкторской документации — ЕСКД

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 173-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Читайте также:  Изучение чертежей гост

Стандарт распространяется на материальные макеты, модели, применяемые в процессе макетного метода проектирования, и на темплеты, применяемые при методе плоскостного макетирования проектных решений. К проектированию с применением темплетов и моделей не относится изготовление демонстрационных или действующих макетов, а также учебных пособий.

Стандарт устанавливает основные требования и правила выполнения материальных (физических) макетов, моделей и темплетов (зданий, сооружений и их составных элементов), применяемых при разработке проектов промышленных предприятий, опытно-промышленных установок и сооружений.

На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать стандарты, учитывающие особенности изготовления материальных макетов, моделей и темплетов, применяемых при разработке проектов конкретных видов промышленных предприятий, опытно-промышленных установок и сооружений в зависимости от их специфики.

ГОСТ Р 2.002-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

ГОСТ Р 2.105-2019 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 175-ст.
Вводится с: 01.02.2020г. — Приказом Росстандарта от 30.01.2020 N 19-ст дата начала действия ГОСТ Р 2.105-2019 перенесена на 01.07.2020.

Стандарт устанавливает общие требования к выполнению текстовых документов на изделия машиностроения, приборостроения и строительства.

Стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения всех отраслей промышленности, изготавливаемые и применяемые по конструкторской документации, выполняемой в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), и объекты строительства и строительные изделия, изготавливаемые по проектной документации, выполняемой в соответствии с требованиями Системы проектной документации для строительства (СПДС).

На основе настоящего стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения текстовых документов изделий различных отраслей промышленности с учетом их специфики.

ГОСТ Р 2.105-2019 вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2020 года.

ГОСТ Р 2.106-2019 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы»

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 176-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Стандарт устанавливает формы и правила выполнения следующих конструкторских документов изделий машиностроения и приборостроения: документы, содержащие текст, разбитый на графы; спецификация; ведомость спецификаций (ВС); ведомость ссылочных документов (ВД); ведомость покупных изделий (ВП); ведомость разрешения применения покупных изделий (ВИ); ведомость держателей подлинников (ДП); ведомость технического предложения (ПТ); ведомость эскизного проекта (ЭП); ведомость технического проекта (ТП); ведомость документов в электронной форме (ВДЭ); таблицы (ТБ); документы, содержащие в основном сплошной текст; пояснительная записка (ПЗ); программа и методика испытаний (ПМ); расчет (РР); инструкция (И); документы прочие (Д).

ГОСТ Р 2.106-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

ГОСТ Р 2.057-2019 Единая система конструкторской документации. Электронная модель сборочной единицы. Общие положения

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 174-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Стандарт устанавливает общие положения по выполнению электронных геометрических моделей сборочных единиц (комплексов, комплектов) изделий машиностроения и приборостроения.
На основе стандарта допускается разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения электронных моделей сборочных единиц (комплексов, комплектов) изделий конкретных видов техники в зависимости от их специфики.

ГОСТ Р 2.057-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

ГОСТ Р 2.711-2019 Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 179-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Стандарт устанавливает правила выполнения структурной схемы деления изделий всех отраслей промышленности.

На основе стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения схемы деления изделия на составные части изделий, применяемых при разработке проектов конкретных видов изделий с учетом их специфики и (или) особенностей применяемых программных средств.

ГОСТ Р 2.711-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

ГОСТ Р 2.601-2019 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы»

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 177-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Стандарт устанавливает виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов. На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать стандарты, устанавливающие виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов на изделия конкретных видов техники с учетом их специфики.

ГОСТ Р 2.601-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

ГОСТ Р 2.610-2019 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов»

Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 178-ст.
Вводится с: 01.02.2020г.

Стандарт устанавливает общие правила выполнения следующих эксплуатационных документов изделий машиностроения и приборостроения:
— руководство по эксплуатации (РЭ);
— инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия (ИМ);
— формуляр (ФО);
— паспорт (ПС);
— этикетка (ЭТ);
— каталог изделия (КИ);
— нормы расхода запасных частей (НЗЧ);
— нормы расхода материалов (НМ);
— ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей ЗИП (ЗИ);
— инструкции эксплуатационные специальные (ИС…);
— ведомость эксплуатационных документов (ВЭ).

На основе стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, устанавливающие виды, комплектность и правила выполнения эксплуатационных документов на изделия конкретных видов техники с учетом их специфики.

ГОСТ Р 2.610-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.

С 1 февраля 2020г. действуют Новые ГОСТы по конструкторской документации — ЕСКД

<p style=»text-align: justify;»> <b>ГОСТ Р 2.002-2019 Единая система конструкторской документации. Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 173-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт распространяется на материальные макеты, модели, применяемые в процессе макетного метода проектирования, и на темплеты, применяемые при методе плоскостного макетирования проектных решений. К проектированию с применением темплетов и моделей не относится изготовление демонстрационных или действующих макетов, а также учебных пособий. <br> <br> Стандарт устанавливает основные требования и правила выполнения материальных (физических) макетов, моделей и темплетов (зданий, сооружений и их составных элементов), применяемых при разработке проектов промышленных предприятий, опытно-промышленных установок и сооружений. <br> <br> На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать стандарты, учитывающие особенности изготовления материальных макетов, моделей и темплетов, применяемых при разработке проектов конкретных видов промышленных предприятий, опытно-промышленных установок и сооружений в зависимости от их специфики.<br> <br> ГОСТ Р 2.002-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.<br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.105-2019 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 175-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г. — <b>Приказом Росстандарта от 30.01.2020 N 19-ст дата начала действия ГОСТ Р 2.105-2019 перенесена на 01.07.2020. </b><br> <b> </b><br> Стандарт устанавливает общие требования к выполнению текстовых документов на изделия машиностроения, приборостроения и строительства. <br> <br> Стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения всех отраслей промышленности, изготавливаемые и применяемые по конструкторской документации, выполняемой в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), и объекты строительства и строительные изделия, изготавливаемые по проектной документации, выполняемой в соответствии с требованиями Системы проектной документации для строительства (СПДС).<br> <br> На основе настоящего стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения текстовых документов изделий различных отраслей промышленности с учетом их специфики.<br> <br> ГОСТ Р 2.105-2019 вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2020 года.<br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.106-2019 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы»</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 176-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт устанавливает формы и правила выполнения следующих конструкторских документов изделий машиностроения и приборостроения: документы, содержащие текст, разбитый на графы; спецификация; ведомость спецификаций (ВС); ведомость ссылочных документов (ВД); ведомость покупных изделий (ВП); ведомость разрешения применения покупных изделий (ВИ); ведомость держателей подлинников (ДП); ведомость технического предложения (ПТ); ведомость эскизного проекта (ЭП); ведомость технического проекта (ТП); ведомость документов в электронной форме (ВДЭ); таблицы (ТБ); документы, содержащие в основном сплошной текст; пояснительная записка (ПЗ); программа и методика испытаний (ПМ); расчет (РР); инструкция (И); документы прочие (Д).<br> <br> ГОСТ Р 2.106-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.<br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.057-2019 Единая система конструкторской документации. Электронная модель сборочной единицы. Общие положения </b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 174-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт устанавливает общие положения по выполнению электронных геометрических моделей сборочных единиц (комплексов, комплектов) изделий машиностроения и приборостроения. <br> На основе стандарта допускается разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения электронных моделей сборочных единиц (комплексов, комплектов) изделий конкретных видов техники в зависимости от их специфики.<br> <br> ГОСТ Р 2.057-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.<br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.711-2019 Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 179-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт устанавливает правила выполнения структурной схемы деления изделий всех отраслей промышленности. <br> <br> На основе стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения схемы деления изделия на составные части изделий, применяемых при разработке проектов конкретных видов изделий с учетом их специфики и (или) особенностей применяемых программных средств.<br> <br> ГОСТ Р 2.711-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.<br> <br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.601-2019 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы»</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 177-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт устанавливает виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов. На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать стандарты, устанавливающие виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов на изделия конкретных видов техники с учетом их специфики.<br> <br> ГОСТ Р 2.601-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года.<br> <br> <br> <b> ГОСТ Р 2.610-2019 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов»</b><br> <br> Утвержден: Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 178-ст. <br> Вводится с: 01.02.2020г.<br> <br> Стандарт устанавливает общие правила выполнения следующих эксплуатационных документов изделий машиностроения и приборостроения:<br> — руководство по эксплуатации (РЭ); <br> — инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия (ИМ); <br> — формуляр (ФО); <br> — паспорт (ПС); <br> — этикетка (ЭТ); <br> — каталог изделия (КИ); <br> — нормы расхода запасных частей (НЗЧ); <br> — нормы расхода материалов (НМ); <br> — ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей ЗИП (ЗИ); <br> — инструкции эксплуатационные специальные (ИС…); <br> — ведомость эксплуатационных документов (ВЭ). <br> <br> На основе стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, устанавливающие виды, комплектность и правила выполнения эксплуатационных документов на изделия конкретных видов техники с учетом их специфики.<br> <br> ГОСТ Р 2.610-2019 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2020 года. </p>

Читайте также:  Гост 22638 89

Источник

ГОСТ РВ 0015-002-2020

Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК

ГОСТ РВ 0015-002-2020

ГОСТ РВ 0015-002-2020 — российский стандарт, разработанный для предприятий военно-промышленного комплекса. Область его применения — предприятия ВПК, которые разрабатывают и производят военную технику, занимаются ее транспортировкой, эксплуатационным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. Стандарт базируется на требованиях системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015, которые были дополнены с учетом специфических потребностей участников военно-промышленного комплекса.
Главная цель стандарта — адаптация передового международного опыта в области систем менеджмента качества под нужды ОПК РФ. Получение сертификации ГОСТ РВ 0015-002-2020 является обязательным условием осуществления деятельности для предприятий военной отрасли.

Требования ГОСТ РВ 0015-002-2020

Основаны на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, доработанных для применения на предприятиях военной отрасли. Они включают в себя:

  • Анализ и предотвращение рисков
  • Обеспечение соответствия выпускаемой продукции требованиям заказчика
  • Непрерывное совершенствование производственных процессов
  • Разработка и ведение документации по СМК
  • Регулярное повышение компетентности персонала
  • Охрана государственной тайны

СТАНДАРТ ГОСТ РВ 0015-002-2020

Стандарты системы менеджмента качества

ГОСТ РВ 0015-002-2020

Государственный военный стандарт

ГОСТ Р ИСО 19443-2020

ГОСТ Р ИСО 14001-2016

GMP
(ГОСТ Р 52249-2009)

Надлежащая производственная практика

ГОСТ Р ИСО 45001-2020

Безопасность труда и охрана здоровья

ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Cистема менеджмента качества

УСЛУГИ ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ ПО ГОСТ РВ 0015-002-2020

Представительства компании ЭКСПЕРТ ГАРАНТ

Проконсультируйтесь с экспертом из вашего города

Укажите ваши контакты и город в котором вы хотите встретиться

Преимущества внедрения сертификации по ГОСТ РВ 0015-002-2020

Сертификация по стандарту — обязательное условие для работы в оборонно-промышленном комплексе. Она дает предприятиям следующие преимущества:

  • Расширение рынков сбыта
  • Повышение репутационного капитала компании
  • Участие в тендерах от государства
  • Возможность получать заказы от Министерства обороны РФ
  • Получение лицензий ВВТ

Компания “ЭКСПЕРТ ГАРАНТ” — ваш надежный партнер в мире сертификации и систем менеджмента качества. Доверяя нам, вы доверяете команде профессионалов, которые любят свою работу. В основе нашего подхода к работе лежат системность и ответственность, специалисты нашей компании — практикующие эксперты с богатым опытом, — помогут вашему предприятию выйти на качественно новый уровень работы.
Мы не предлагаем своим клиентам сертификат за 1 день. Наша работа направлена на реальное совершенствование корпоративной культуры, — мы предлагаем вам и вашему предприятию возможность становиться лучше на деле, а не на бумаге.

Источник

Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации как объект межведомственного информационного взаимодействия

В рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2019» состоялся круглый стол на тему «Роль и место каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации в системе управления жизненным циклом оборонной продукции».

Тема дискуссии представляется актуальной, поскольку в настоящее время активно развивается система управления жизненным циклом оборонной продукции, происходит внедрение технологий компьютерного проектирования и электронного моделирования, переход к разработке конструкторской документации на ВВСТ в виде электронных документов. Все это обусловливает необходимость иметь единую информационную платформу, базовым элементом которой служит идентификатор предмета снабжения. На сегодняшний день нет единого понимания, какой именно информационный массив предметов снабжения следует выбрать как эталонный. При этом единственным наиболее достоверным и нормативно закрепленным источником информации об образцах вооружения и военной техники, их составных частях, комплектующих и материалах является каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации изначально (с 1994 года) создавалась как самостоятельная система, организационно относящаяся к Министерству обороны Российской Федерации. Поэтому даже когда в 2017 году постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. №145 фактически была отменена федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП), работа по ведению каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации не прекратилась.

В настоящий момент правовую основу ее функционирования составляют:

– введенный с 1 октября 2017 г. «Порядок организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации»;

– приказ Минпромторга и министра обороны РФ от 29 июня 2017 г., регламентирующий порядок взаимодействия министерств при разработке, производстве и применении ЭКБ для РЭА ВВТ;

– действующие нормативно-технические документы системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ: 17 военных стандартов ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, 10 рекомендаций по каталогизации Р 50.5.001 – Р 50.5.009, Р 5.1.039-2002;

– классификационная основа каталога ‑ Единый кодификатор предметов снабжения ЕКПС ЕК 001-2014.

В настоящее время каталог содержит сведения о предметах снабжения ВС РФ и насчитывает около 400 000 позиций. В каталоге содержатся следующая важнейшая информация:

– данные о разработчике (изготовителях, поставщиках) предметов снабжения ВС РФ;

– данные о составе и входимости, что позволяет полностью прослеживать кооперацию;

– непосредственно сами каталожные описания – набор установленных органами военного управления тактико-технических характеристик и их значений. Этот набор формируется на основе специальных форматов описаний предметов снабжения (СФО) – это нормативный документ Минобороны России, содержащий систематизированный перечень характеристик, присущих однородной группировке продукции. Описание однотипных предметов снабжения при помощи единого перечня характеристик дает возможность провести сопоставительный анализ однородных предметов снабжения, в результате чего можно выявлять образцы, составные части и комплектующие с наилучшими тактико-техническими характеристиками или, наоборот, устаревшие предметы снабжения. Иными словами, можно управлять номенклатурой предметов снабжения;

– иллюстрационные материалы, которые помогают правильно идентифицировать и классифицировать предметы снабжения, а кроме того, делают сам каталог более наглядным и привлекательным.

Средняя скорость пополнения каталога на сегодняшний день составляет порядка 10 000 позиций в год (это около 25 позиций ежедневно), и по мере наполнения каталога растет интерес к его использованию (рис. 1).

На сегодняшний день в число основных потребителей каталога входят:

– заказывающие и довольствующие органы военного управления;

– научно-исследовательские организации Минобороны России, использующие каталог при формировании предложений в проект государственного оборонного заказа: в целях исключения дублирования новых разработок, а также при разработке проектов технических заданий на новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

– организации промышленности: в целях формирования кооперации, определения надежных поставщиков составных частей и комплектующих, а также в качестве рекламы своей продукции для новых потребителей и поиска рынка сбыта.

В соответствии с Регламентом взаимодействия между Минобороны России и Федеральной службой охраны Российской Федерации от 21 июля 2016 г. сведения из каталога предметов снабжения ВС РФ ежегодно передаются в государственную автоматизированную систему оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).

Кроме того, с учетом того, что ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России выполняет функции Межгосударственного центра каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сведения из каталога предметов снабжения ВС РФ используются для наполнения Межгосударственного каталога предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ.

Также к каталогу предметов снабжения обращаются федеральные органы исполнительной власти, как правило, силовые ведомства (МВД, МЧС, ФСБ и другие) в целях поиска потенциальных поставщиков продукции для своих нужд, поскольку в соответствии с действующим порядком образцы вооружения и военной техники, принятые на снабжение Минобороны России, в случае соответствия их тактико-технических характеристик требованиям других ФОИВ могут приниматься на снабжение этих ФОИВ без проведения дополнительных государственных испытаний (рис. 2).

Читайте также:  Гост 55710 2013 действующий

На круглом столе форума «Армия-2019» обсуждались проблемные вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, с применением каталога в практике обоснования и реализации государственной программы вооружения, использованием его в целях информационной поддержки системы управления жизненным циклом оборонной продукции, и, конечно, вопросы создания Федеральной системы каталогизации продукции.

Интегрированные структуры и организации оборонно-промышленного комплекса делились своим опытом организации работ по каталогизации своей продукции. Но особо остро обсуждался вопрос межведомственного информационного взаимодействия в части обмена каталожными данными о предметах снабжения в отсутствие Федеральной системы каталогизации, на котором хотелось бы остановиться подробнее.

Проведенный анализ первого года реализации новой государственной программы вооружения на 2018–2027 гг. показал наличие ряда проблем, обусловленных недостаточной информированностью организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих образцах вооружения и военной техники, их составных частях и комплектующих, электро-радиоизделий (ЭРИ), электронной компонентной базы (ЭКБ) и материалов, в том числе, отечественного производства. Информационный вакуум создает трудности для организаций промышленности в поиске надежных поставщиков составных частей и комплектующих при проведении мероприятий по производству, ремонту и сервисному обслуживанию образцов вооружения и военной техники.

Выход из сложившейся ситуации организации промышленности находят в использовании различных частных промышленных каталогов. Однако такие каталоги не позволяют решать задачи в полном объеме (как исполнителям ГОЗ, так и органам военного управления) при планировании и контроле хода реализации ГОЗ, поскольку главная цель частных промышленных каталогов – реклама выпускаемой производителями продукции.

Основные причины следующие:

– неполнота и недостаточность сведений о номенклатуре выпускаемой продукции и составных частях изделий, имеющих самостоятельную поставку в сферу эксплуатации;

– отсутствие стандартного описания продукции. Информация из различных каталогов, даже по родственным изделиям, в большинстве случаев несопоставима как по форме, так и по содержанию. Однотипную продукцию зачастую описывают различные наборы показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки качества;

– неполный охват каталогами всех видов и уровней разукрупнения продукции и отсутствие единой системы проведения работ по созданию и применению каталогов;

– использование устаревших и ошибочных данных о продукции и ее изготовителях (вследствие эпизодического характера выпуска каталогов) и др.

Это создает потребителю затруднения в том, чтобы сделать обоснованный выбор продукции, для которого необходима всесторонняя оценка затрат как на ее приобретение, так и на обеспечение ее эксплуатации.

Так, например, в интересах АО «Объединенная судостроительная корпорация» создана информационно-справочная система ведения базы данных запасных частей, инструментов и принадлежностей к продукции военного назначения. На сегодняшний день база данных системы содержит информацию примерно о 350 тыс. позиций ЗИП по 36 проектам кораблей и подводных лодок. Информационное взаимодействие таких частных каталогов, как в АО «ОСК», с каталогом предметов снабжения ВС РФ позволило бы синхронизировать оба информационных массива и увеличить объем каталога предметов снабжения ВС РФ за счет новых сведений.

Однако такое взаимодействие возможно только при соблюдении ряда условий:

  1. Предметы снабжения должны быть строго идентифицированы и иметь место в структуре каталога предметов снабжения ВС РФ (отнесены к определенному классу ЕКПС, стандартному формату описания и утвержденному наименованию).
  2. Перечень характеристик однотипных предметов снабжения должен быть единым и соответствовать выбранному стандартному формату описания.
  3. Данные, передаваемые для импорта в каталог предметов снабжения ВС РФ, должны быть представлены в виде специальных форматов, определенных ГОСТ РВ 0044-011-2008.
  4. В целях поддержания актуальности каталога предметов снабжения ВС РФ включаемые в него данные должны проходить экспертизу видовых научно-исследовательских институтов Минобороны России, выполняющих функции центров каталогизации по закрепленным группам однородной продукции.

Только при соблюдении всех этих условий возможна организация межведомственного информационного взаимодействия. К сожалению, далеко не все ведомственные каталоги, включая каталог АО «ОСК», содержат информацию о предметах снабжения, описанную по единым правилам, то есть в соответствии со стандартными форматами описаний. Это обусловливает необходимость проведения работ по каталогизации предметов снабжения ВС РФ в соответствии с правилами Минобороны России (ГОСТ РВ 0044–015-2012). И получается, что желание взаимодействовать вроде бы есть, но на практике наладить сотрудничество не удается.

Однако есть и положительный опыт информационного взаимодействия. В соответствии с Решением о порядке организации обмена каталожными данными предметов снабжения экспортируемой продукции военного назначения в интересах формирования разделов каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным заместителем министра обороны Российской Федерации Ю. Борисовым 27 июня 2014 г., между ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России и ОАО «Рособоронэкспорт» реализуется информационное взаимодействие по обмену сведениями о предметах снабжения, которое преследует две цели. Первая – пополнение каталога предметов снабжения ВС РФ за счет каталогизации предметов снабжения экспортируемой продукции военного назначения. Вторая – снижение нагрузки на организации промышленности по выполнению работ по каталогизации экспортируемой продукции, которая закупается для нужд Минобороны России, то есть снимается необходимость проведения «двойной» каталогизации.

Следует отметить, что отечественный идентификатор предмета снабжения ФНН (федеральный номенклатурный номер) по своей структуре соответствует аналогичному идентификатору в системе каталогизации НАТО – NSN (NATO Stock Number) – это 13-значный номер, где первые четыре цифры означают класс предмета снабжения в соответствии с классификатором.

Таким образом, можно сказать, что в части экспортируемой продукции (которая также закупается и для нужд Минобороны России) каталог предметов снабжения ВС РФ гармонизирован с системой каталогизации НАТО, но в то же время он независимый. Справедливости ради нужно отметить, что, учитывая различную терминологию, используемую в названии классов Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕК 001-2014) и классификатора НАТО (AcodP-2, AcodP-3), порой возникают сложности при классификации предметов снабжения. Эту задачу можно решить путем уточнения структуры каталога предметов снабжения ВС РФ и включения новых уникальных наименований.

Что касается практики использования информационных ресурсов каталога предметов снабжения ВС РФ в интересах федеральных органов исполнительной власти, других органов государственного управления, госкорпораций, интегрированных структур и прочих организаций, – здесь работа может быть построена двумя способами.

Первый заключается в периодическом экспорте каталога предметов снабжения ВС РФ во внешнюю автоматизированную систему, где в случае необходимости к предметам снабжения подгружаются дополнительные атрибуты. Так, например, органы исполнительной власти, чья деятельность связана с мониторингом цен на предметы снабжения ВС РФ, могут в своей системе вести необходимые стоимостные характеристики. Главное – идентификатор предметов снабжения ВС РФ будет единым: это федеральный номенклатурный номер (ФНН). По такому принципу реализовано информационное взаимодействие с государственной автоматизированной системой оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).

Второй подход – непосредственное подключение по открытым каналам связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России) к программно-техническому комплексу автоматизации системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации (ПТКА СКПС) в части открытых разделов каталога предметов снабжения ВС РФ.

Этот программный комплекс позволяет интегрировать в единую сеть всех участников процесса каталогизации предметов снабжения ВС РФ и дать им возможность не только наполнять каталог предметов снабжения ВС РФ в соответствии с установленными Минобороны России правилами, но и эффективно решать различные прикладные задачи. Это может быть поиск необходимой информации, проведение в автоматизированном режиме сопоставительного анализа предметов снабжения ВС РФ по различным характеристикам и выбор наилучших по заданным требованиям.

В целом использование ФНН как единственного идентификатора предметов снабжения позволит упростить решение многих задач, связанных с планированием и реализацией ГОЗ, а именно:

– контроль реализуемости программ и планов развития системы вооружения (государственная программа вооружения, государственный оборонный заказ, государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса, планы импортозамещения и др.), а также их согласованное планирование;

– повышение достоверности и полноты исходных данных, используемых для построения военно-технических и военно-экономических прогнозов, лежащих в основе программных и плановых документов развития системы вооружения;

– информированность организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих предметах снабжения ВС РФ, их составных частях и комплектующих, РЭА и ЭКБ, включая таковые отечественного производства;

– поиск проверенных ближайших поставщиков запасных частей и комплектующих за счет использования единого уникального идентификатора ФНН (сокращение затрат и сроков на поставку, сокращение номенклатуры).

В заключение нужно отметить следующее. Несмотря на то, что различные ведомства, органы государственной власти, военного управления, госкорпорации, интегрированные структуры решают свои частные задачи с использованием своих частных информационных ресурсов, конечная цель у всех одна – повышение обороноспособности страны. И эту цель возможно достичь только при совместном использовании информационных ресурсов, к которым можно отнести каталог предметов снабжения ВС РФ, при организации эффективного межведомственного информационного взаимодействия. Под эффективностью понимается высокая скорость обмена достоверными данными при низких трудозатратах на подготовку экспортируемой информации и обработку импортируемой. Только в этом случае решения о межведомственном информационном обмене, зафиксированные на бумаге, будут реализовываться в повседневной деятельности.

И.П. Андрейков, начальник отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России

А.А. Пьянков, заместитель начальника отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России

Источник