Гост камеры сгорания



1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает объем и форму представления в технической документации, утверждаемой уполномоченными организациями, основных параметров и характеристик основных камер сгорания газотурбинных двигателей (ГТД). Настоящий стандарт распространяется на техническую документацию, в которой устанавливают общие положения и требования к разработке, проектированию, испытаниям, аттестации и сертификации основных камер сгорания (КС).

Объем информации, включаемый в отчетную техническую документацию и заключения, определяют техническими заданиями и требованиями на конкретный тип работы.

Настоящий стандарт обеспечивает возможность взаимообмена технической документацией, ее согласование, оперативную подготовку документов и графиков высокого качества с применением современных методов и средств создания технической документации на персональных компьютерах и их печати на принтерах, облегчает сравнительный анализ основных КС различных двигателей.

Настоящий стандарт не распространяется на методики выполнения измерений (МВИ) и конструкторскую документацию (КД). Требования к объему и форме представления МВИ определяются государственной системой обеспечения единства измерений (ГОСТ Р 8.563 и др.). Оформление КД регламентируется нормами и правилами единой системы конструкторской документации (ЕСКД, ГОСТ 2.001, ГОСТ 2.051 и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.001 Единая система конструкторской документации. Общие положения

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ 23199 Газодинамика. Буквенные обозначения основных величин

ГОСТ 23851 Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 условия работы двигателя: Высота и скорость полета летательного аппарата, давление, температура и другие параметры окружающей воздушной среды на входе в двигатель.

3.2 режимы работы двигателя: Тяга (мощность), параметры турбокомпрессора, от которых зависят режимные параметры камеры сгорания.

3.3 геометрические и конструктивные параметры камеры сгорания: Габаритные размеры элементов, составных частей основной камеры сгорания, объем жаровой трубы и масса камеры сгорания.

Примечание — Для геометрических параметров указываются сечения КС и ее элементов, к которым они относятся; массу КС указывают без массы топливных дозаторов, коллекторов, топливных трубок с кранами, форсунок и свечей зажигания, что отмечают в тексте/примечании. Массу КС с дополнительными элементами, например с форсунками, следует указывать с обязательным перечислением узлов, включенных в состав КС.

3.4 режимные параметры камеры сгорания: Параметры, характеризующие условия работы камеры сгорания (расход, давление, температура и другие параметры потока воздуха на входе в камеру сгорания; расход воздуха через жаровую трубу, параметры газа внутри и на выходе из жаровой трубы; расход топлива, его давление, температура и другие параметры в коллекторе перед форсунками).

3.5 основные параметры камеры сгорания: Параметры, характеризующие основные требования, предъявляемые к камере сгорания (коэффициент потерь полного давления, коэффициент полноты сгорания топлива, средняя радиальная и максимальная неравномерность температурного поля на выходе из камеры сгорания и т.п.).

3.6 экологические параметры камеры сгорания: Параметры работы камеры сгорания, характеризующие выброс вредных веществ, нормируемых Международной организацией охраны окружающей среды и национальными органами здравоохранения.

3.7 эксплуатационные параметры камеры сгорания: Продолжительность работы камеры сгорания, в том числе на режимах, регламентируемых техническим заданием на проектирование или руководством на эксплуатацию, и другие параметры.

3.8 характеристики камеры сгорания: Зависимости параметров и основных данных камеры сгорания от величин, характеризующих условия работы камер сгорания и двигателя.

Примечание — Характеристики представляются в виде графика, таблицы, формулы или текста. Указывается диапазон изменения величин, при которых получена данная характеристика. Экспериментально полученная характеристика должна содержать не менее трех-четырех точек.

Примеры характеристик КС приведены в приложениях А-Е.

4 Общие технические требования

Сведениям об основных параметрах и характеристиках КС в технической документации предшествует описание типа (вида) двигателя, типа основной КС (ГОСТ 23851), типа применяемых форсунок (распылителей топлива), их числа, типа жаровых труб (ЖТ) и способа охлаждения ее стенок и фронтового устройства, типа системы зажигания и применяемых материалов.

Схемы КС и ее элементов следует приводить в технических документах с указанием основных габаритных размеров по правилам и требованиям ЕСКД.

Схемы КС могут быть дополнены таблицами с указанием площадей проточной части элементов КС (диффузора, кольцевых каналов, жаровой трубы), площадей воздушных отверстий в стенках жаровой трубы, графиками изменения этих площадей по длине КС и ЖТ, а также площадью поверхности стенок ЖТ.

Перечень и обозначения основных параметров КС приведены в таблице 1. В таблице 1 также приведены буквенные обозначения параметров двигателя, необходимые для описания работы основной КС. Обозначения этих параметров — в соответствии с ГОСТ 23851. Указатель обозначений приведен в приложении Ж.

Читайте также:  Гост 1194

Буквенные обозначения экологических параметров КС соответствуют обозначениям, используемым Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Для некоторых величин приведены запасные обозначения. Их следует применять, чтобы разные величины не обозначать одной и той же буквой. При изложении результатов автономных испытаний КС рекомендуется заменять нижние цифровые индексы (номера сечений газовоздушного тракта двигателя) буквенными.

Последний столбец таблицы 1 содержит примеры использования обозначений и индексов.

Размерность величин указана через дополнительные единицы системы измерения СИ (ГОСТ 8.417) и внесистемные единицы, допускаемые к применению наравне с единицами СИ (ГОСТ 8.417).

Источник

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАМЕРАХ СГОРАНИЯ

Допущено УМО по образованию в области энергетики и электротехники в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 140503 – «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» направления подготовки 140500 – «Энергомашиностроение»

УДК: 621.436.052.001

Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000 года для специальности подготовки 140503 – «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» направления подготовки 140500 – «Энергомашиностроение» на основе рабочей программы дисциплины «Камеры сгорания»

Рецензенты: кафедра «Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки»

МГТУ им. Н.Э.Баумана

кандидат технических наук, доцент И.А.Барский (РУДН)

Работа подготовлена на кафедре «Транспортные газотурбинные двигатели»

Камеры сгорания газотурбинных двигателей: учебное пособие / Ю.С.Кустарёв, М.В.Эммиль. – 2-е изд. – М.: МГТУ «МАМИ», 2009. – 154 с.

В работе приводятся основные сведения по устройству и рабочему процессу камер сгорания авиационных и транспортных газотурбинных двигателей (ГТД), рассматриваются компоновочные схемы и основные параметры камер сгорания, даются основные элементы теории горения и газовой динамики струйных течений, приводится методика гидравлического расчета блочных и кольцевых камер сгорания. Книга содержит также описание физико-химических свойств топлива, применяемого в ГТД, и основные стандарты на топливо. Глава книги посвящена актуальной проблеме снижения вредных выбросов с выхлопными газами ГТД с представлением соответствующих стандартов.

Источник

Классификация камер сгорания ГТУ, основные требования к ним

Компаундный двигатель (от англ. compound – составной) – тепловой двигатель, где расширение рабочего тела (газов, образовавшихся в результате сгорания топлива, или пара) происходит многократно.

Принцип работы: данный двигатель имеет два (или более) рабочих цилиндра разного диаметра. В случае паровой компаунд-машины (синоним парового компаундного двигателя) свежий пар из котла подается в меньший цилиндр высокого давления. Если же речь идет о поршневом двигателе внутреннего сгорания (ДВС), то рабочее тело ¬– продукты сгорания топлива – образуется непосредственно в цилиндре. Отработав там (первое расширение), рабочее тело переходит в больший цилиндр низкого давления, где совершает второе расширение. При такой схеме работы полнее используется энергия рабочего тела и, соответственно, повышается КПД двигателя.

Как правило, под компаундным подразумевают поршневой двигатель, однако существует вариант, где для утилизации остаточной энергии отработавших газов используется турбина. Такой двигатель называют турбокомпаундным.

Компаундный паровой двигатель

[td]Упрощённая схема паровой компаунд-машины тройного расширения:

Пар высокого давления (красный цвет) от котла проходит через двигатель, выходя в конденсатор при низком давлении (голубой цвет).

Большим минусом компаунд-машины, который выявило применение на паровозах, является невозможность трогания, если поршень в цилиндре высокого давления остановился в мертвой точке. Чтобы преодолеть этот недостаток паровозы с компаундной паровой машиной получили сложные приборы трогания, подающие кратковременно свежий пар сразу в два цилиндра.

На паровозах использовалось несколько вариантов компаундов:

  • цилиндры высокого и низкого давления располагаются параллельно один под другим снаружи рамы и работают на общий ползун. Данную схему имели паровозы американской постройки серий «B» и «X»;
  • цилиндры располагаются последовательно на общем длинном штоке (тандем-машина). По такой схеме строились российские паровозы серий «Р» и «П»;
  • Система де Глена — дополнительные цилиндры располагаются внутри рамы и работают на коленчатую ось. По данной схеме выпускались паровозы серии «У», а также опытный чехословацкий паровоз «18-01». В поздних сериях паровозов компаунд-машины не применялись из-за присущих им недостатков, добиваясь экономичности за счет перегрева пара.

Существенный вклад в изучение и применение паровой компаунд-машины на паровозах внёс российский инженер Александр Парфеньевич Бородин.

Камеры сгорания двигателей

Камеры сгорания В современных бензиновых двигателях с верхним расположением клапанов преимущественно используются камеры сгорания следующих типов: полусферические, полисферические, клиновые, плоскоовальные, грушевид- ные, цилиндрические. Существуют смешанные варианты камер сгорания. Форма камеры сгорания определяется расположением клапанов, формой днища поршня, расположением свечи, а иногда и двух свечей зажигания, наличием вытеснителей. При проектировании двигателя с учетом применяемого топлива и заданной степени сжатия к камерам сгорания предъявляются следующие требования: обеспечение высоких скоростей сгорания, снижения требований к октановому числу топлива, минимальных потерь с охлаждающей жидкостью, низкой токсичности, технологичности производства. Это определяется следующими условиями:

—компактностью камеры сгорания; —эффективной турбулизацией смеси во время сгорания; —минимальным отношением площади поверхности

камеры сгорания к рабочему объему цилиндров. Как уже отмечалось, одним из способов повышения эффективного КПД двигателя является увеличение степени сжатия. Основной причиной ограничения степени сжатия является опасность появления аномальных процессов сгорания (детонации, калильного зажигания, грохота и др.). У современных серийных двигателей, имеющих достаточно высокие степени сжатия, дальнейшее их увеличение даст сравнительно небольшой эффект и связано с необходимостью решения ряда проблем. Прежде всего — это возникновение детонации. Именно она определяет требования к величине степени сжатия и форме камеры сгорания. После воспламенения рабочей смеси от искры фронт пламени распространяется по камере сгорания, давление и температура в этой части заряда растут до 50…70 бар и 2000…2500 С, в наиболее удаленной от свечи части рабочей смеси происходят предпламенные химические реакции. При невысокой частоте вращения коленчатого вала, особенно в двигателях с большим диаметром цилиндров, время на эти реакции иногда оказывается достаточным, чтобы остаточная часть заряда сгорала с высокими скоростями (до 2000 м/с).

Читайте также:  Рукав резиновый кислородный гост 9356 75

Детонационное сгорание вызывает появление ударных волн, распространяющихся по камере сгорания с высокой скоростью, вызывая металлические стуки, иногда неправильно называемых стуком пальцев. Ударная волна, разрушая пристеночный слой газов с пониженной температурой, способствует повышению теплоотдачи в стенки цилиндра, камеры сгорания, тарелки клапанов, днище поршня, вызывая их перегрев и увеличивая тепловые потери в двигателе. Работа с сильной детонацией приводит к общему перегреву двигателя, ухудшению мощностных и экономических показателей. При длительной езде с интенсивной детонацией начинается эрозия стенок камеры сгорания, оплавление и задиры поршня, повышенный износ верхней части цилиндра из-за срыва масляной пленки, поломка перемычек между канавками поршневых колец и задиры зеркала цилиндра, прогар прокладки головки цилиндров. К числу факторов, влияющих на требования к октановому числу топлива, относится компактность камеры сгорания, характеризуемая степенью нарастания объема сгоревшей части смеси (в % к полному объему камеры сгорания) по мере удаления условного фронта пламени от свечи. Наиболее компактными являются полусферические, шатровые камеры сгорания, имеющие пониженные требования к октановому числу. Однако для повышения степени сжатия до 9,5… 10,5 в полусферических или полисферических камерах иногда приходится днище поршня делать выпуклым, что существенно ухудшает степень компактности и соответственно повышает требования к октановому числу, которые возрастают на 3…5 единиц. В современных двигателях с 4 клапанами в одном цилиндре свеча располагается в центре камеры сгорания. Это обеспечивает максимальную степень нарастания объема.

Другим параметром, характеризующим антидетонационные качества, является степень турбулизации смеси в процессе сгорания. Интенсивность турбулизации зависит от скорости и направления потока смеси на входе в камеру сгорания. Одним из способов создания интенсивной турбулизации является увеличение площади вытеснителя (объема расположенного между днищем поршня и плоскостью головки цилиндров) с целью турбулизации заряда для увеличения скорости сгорания. Вытеснители имеют клиновые, овальные, грушевидные камеры сгорания. При замене плоскоовальной камеры сгорания на грушевидную, увеличении за счет этого площади вытеснителя при одновременном уменьшении его высоты на двигателях автомобилей УАЗ удалось без изменения требований к ОЧ топлива поднять степень сжатия на 0,5, за счет чего расход топлива уменьшился на 5…7%, а мощность увеличилась на 4… 5%. У двигателей УЗАМ 331 и у некоторых двигателей грузовых автомобилей (ЗИЛ-508.10) для создания вихревого движения заряда перед впускным клапаном канал выполнялся улиткообразным. Однако при высоких скоростях смеси это приводило к увеличению сопротивления и соответственно снижению мощностных показателей. Поэтому последние модели двигателей УЗАМ выпускаются с обычным впускным каналом. Полусферические, полисферических цилиндрические камеры сгорания практически не имеют вытеснителя, поэтому их антидетонационные качества (по индексу детонации) уступают камерам с вытеснителями. При массовом производстве двигателей за счет отклонения размеров деталей кривошипно-шатунного механизма и объема камеры сгорания фактическая степень сжатия двигателя одной модели может отличаться на значительную величину (в пределах одной единицы). Поэтому для автомобиля одной и той же модели часто требуются бензины с разным октановым числом. Фактическую степень сжатия приблизительно можно определить при помощи компрессометра.

а — полусферическая; б — полусферическая с вытеснителем; в — сферическая; г — шатровая; д — плоскоовальная; е -клиновая; з — цилиндрическая камера сгорания в поршне; ж — полуклиновая с частью камеры в поршне;

Источник

ГОСТ Р 51852-2001 «Установки газотурбинные. Термины и определения»

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 414 «Газовые турбины».

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. № 585-ст.

3. Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 3977-1-97 «Газотурбинные установки. Основные положения и определения» и содержит уточнения и дополнения, отражающие потребности экономики страны.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий по газотурбинным установкам.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском ( en ) языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, — светлым.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 51852-2001

(ИСО 3977-1)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКИ ГАЗОТУРБИННЫЕ

Термины и определения

Gas turbine plants. Terms and definitions

Дата введения 2003-01-01

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стационарных газотурбинных установок, применяемые в стандартах по газотурбинным установкам, технической документации всех видов и контрактах на поставляемое энергетическое промышленное оборудование.

Настоящий стандарт не распространяется на газотурбинные установки со свободнопоршневыми генераторами газа, установки специального назначения, а также транспортные газотурбинные установки.

2. Определения

en gas turbine (engine)

Примечание — Машина может состоять из одного или нескольких компрессоров, теплового устройства, в котором повышается температура рабочего тела, одной или нескольких газовых турбин, вала отбора мощности, системы управления и необходимого вспомогательного оборудования. Теплообменники в основном контуре рабочего тела, в которых реализуются процессы, влияющие на термодинамический цикл, являются частью газотурбинного двигателя.

en gas turbine plant

1. Полезной формой энергии может быть — электрическая, механическая и другие.

2. Примеры принципиальных схем газотурбинных установок показаны на рисунках А.1 — А.6 .

en open cycle gas turbine

en closed cycle gas turbine

Читайте также:  Pprc гост 52134 2003

en semiclosed cycle gas turbine

6. газотурбинный двигатель простого цикла: Газотурбинный двигатель, термодинамический цикл которого состоит только из следующих друг за другом процессов сжатия, нагрева и расширения рабочего тела.

en simple cycle gas turbine

en regenerative cycle gas turbine

Примечание — Теплоту расширившегося в турбине газа используют для подогрева сжатого в компрессоре воздуха.

en intercooled cycle gas turbine

en reheat cycle gas turbine

en gas turbine combined cycle plant

en single-shaft gas turbine

en multi-shaft gas turbine

en bleed gas turbine

en gas generator

Примечание — Генератор газа состоит из одного или более компрессоров, устройств(а) для повышения температуры рабочего тела, одной или более турбин, приводящих компрессор(ы), системы управления и необходимого вспомогательного оборудования.

en power turbine

en combustion chamber primary or reheat

en working fluid heater

Примечание — Передача теплоты рабочему телу или воздуху перед его поступлением в камеру сгорания ГТД.

en overspeed trip

en control system

Примечание — Она включает систему управления пуском, системы управления и регулирования подачи топлива и частоты вращения ротора, датчики, устройства контроля подачи электропитания и другие средства управления, необходимые для правильного пуска, устойчивой работы, останова, ограничения режима работы и/или выключения установки при условиях, отличных от заданных.

en governing system

Примечание — К параметрам относятся частота вращения ротора, температура газов, давление, выходная мощность и другие параметры.

en fuel governor valve

Примечание — Возможны также устройства другого типа для регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель.

en fuel stop valve

Примечание — Вместо топливного стопорного клапана может использоваться топливный отсечной клапан, перекрывающий магистраль подачи топлива в ГТД при срабатывании.

Примечание — Зона нечувствительности (применительно к частоте вращения) — это отношение частоты вращения к номинальной частоте вращения в процентах.

en governor droop

en overtemperature detector

en fuel specific energy

Примечание — Удельный расход теплоты рассчитывают по низшей теплоте сгорания топлива при нормальных условиях.

en specific fuel consumption

en thermal efficiency

en reference turbine inlet temperature

en self-sustaining speed

en idling speed

en maximum continuous speed

en turbine trip speed

en steam and/or water injection system

en mass-to-power ratio

en compressor surge

Алфавитный указатель терминов на русском языке

газогенератор 14

датчик предельной температуры рабочего тела 30

двигатель газотурбинный 1

двигатель газотурбинный замкнутого цикла 4

двигатель газотурбинный многовальный 12

двигатель газотурбинный одновальный 11

двигатель газотурбинный открытого цикла 3

двигатель газотурбинный полузамкнутого цикла 5

двигатель газотурбинный простого цикла 6

двигатель газотурбинный регенеративного цикла 7

двигатель газотурбинный с отбором воздуха 13

двигатель газотурбинный с отбором газа 13

двигатель газотурбинный с циклом промежуточного охлаждения 8

двигатель газотурбинный с циклом промежуточного подогрева 9

зона нечувствительности системы управления 28

камера сгорания (основного подогрева) 18

камера сгорания промежуточного подогрева 18

клапан регулирующий (топливный) 26

клапан стопорный (топливный) 27

масса удельная 42

охладитель предварительный 21

охладитель промежуточный 22

подогреватель рабочего тела 19

помпаж компрессора 43

расход теплоты удельный 32

расход топлива удельный 33

регенератор 20

режим «самоходности» 36

режим холостого хода 37

рекуператор 20

система впрыска воды 41

система впрыска пара 41

система регулирования 25

система управления 24

статизм регулирования системы управления 29

температура на входе в турбину (условная) 35

теплота сгорания топлива 31

турбина (газовая) 16

турбина силовая 17

установка газотурбинная 2

установка комбинированного цикла 10

устройство защиты от превышения частоты вращения ротора 23

частота вращения вала номинальная 39

частота вращения максимальная продолжительная 38

частота вращения ротора предельно допустимая 40

частота вращения самоходности 36

частота вращения холостого хода 37

Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке

bleed gas turbine 13

closed cycle gas turbine 4

combustion chamber primary or reheat 18

fuel governor valve 26

fuel specific energy 31

fuel stop valve 27

gas turbine combined cycle plant 10

gas turbine (engine) 1

gas turbine plant 2

intercooled cycle gas turbine 8

maximum continuous speed 38

multi-shaft gas turbine 12

open cycle gas turbine 3

reference turbine inlet temperature 35

regenerative cycle gas turbine 7

reheat cycle gas turbine 9

semiclosed cycle gas turbine 5

simple cycle gas turbine 6

single-shaft gas turbine 11

specific fuel consumption 33

steam and/or water injection system 41

turbine trip speed 40

working fluid heater 19

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Примеры принципиальных схем газотурбинных установок

Рисунок А.1 — Схема ГТУ с одновальным ГТД простого цикла.

1 — компрессор; 2 — камера сгорания; 3 — турбина; 4 — нагрузка.

Рисунок А.2 — Схема ГТУ с одновальным ГТД регенеративного цикла.

1 — регенератор или рекуператор; 2 — камера сгорания; 3 — компрессор; 4 — турбина; 5- нагрузка.

Рисунок А.3 — Схема ГТУ с многовальным ГТД простого цикла со свободной силовой турбиной.

1 — камера сгорания; 2 — компрессор; 3 — турбина; 4 — силовая турбина; 5 — нагрузка.

Примечание — Пунктиром показана альтернативная двухкаскадная компоновка ГТД.

Рисунок А.4 — Схема ГТУ с многовальным ГТД сложного цикла (с промежуточным охлаждением и промежуточным подогревом).

1 — основная камера сгорания; 2 — компрессор высокого давления; 3 — турбина высокого давления; 4 — промежуточный охладитель; 5 — камера сгорания промежуточного подогрева; 6 — компрессор низкого давления; 7 — турбина низкого давления; 8 — нагрузка.

Примечание — Отбор мощности от ГТД осуществляется с вала ротора низкого давления.

Рисунок А.5 — Схема ГТУ с одновальным ГТД с отборами воздуха и горячего газа.

1 — камера сгорания; 2 — компрессор; 3 — турбина; 4 — нагрузка.

Рисунок А.6 — Схема ГТУ с одновальным ГТД замкнутого цикла.

1 — предварительный охладитель; 2 — подогреватель рабочего тела; 3 — компрессор низкого давления; 4 — компрессор высокого давления; 5 — турбина; 6 — нагрузка; 7 — промежуточный охладитель.

Источник