Экологическая стандартизация фз

Экологическая стандартизация фз

29 сентября 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Закон «О стандартизации в РФ» четко регламентирует процедуру издания и распространения документов по стандартизации. Так, право на официальное опубликование и распространения национальных стандартов, предварительных стандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации принадлежат исключительно национальному органу по стандартизации (Росстандарту). Именно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии будет вести перечень соответствующих документов. Национальные стандарты, на которые содержатся ссылки, а также соответствующие информационно-технические справочники также будут размещены в открытом доступе на официальном сайте Росстандарта (http://gost.ru).

Право же на распространение официальных копий государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ ISO и т.д.) принадлежит исключительно подведомственным Росстандарту учреждениям. В Севастополе это – ФБУ «Севастопольский ЦСМ».

Сектор стандартизации и информационного обеспечения Центра имеет все необходимое, чтобы предприятия региона могли своевременно получить официальные копии документов. Напоминаем, что все предприятия, выпускающие продукцию и оказывающие услуги, обязаны иметь официальные копии государственных стандартов.

Кроме того, сектор стандартизации и информационного обеспечения Севастопольского Центра стандартизации, метрологии и испытаний не только предоставляет копии стандартов, оказывает консультации по разработке технических условий (ТУ), но и на основании нормативных документов помогает предприятиям региона непосредственно в разработке ТУ на выпуск продукции и предоставление услуг.

Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание наших предприятий, это – применение и соблюдение требований документов по стандартизации. Эта норма является обязательной для всех субъектов хозяйственной деятельности, участников соглашения (контракта, договора), для производителей или поставщиков продукции (услуг). То есть, предприятия, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе, и в случае применения обозначения национального стандарта (ГОСТ Р, ГОСТ, ТУ, стандарта организации и других нормативных документов) в маркировке (инструкции, техническом паспорте и других сопроводительных к продукции документах), обязаны неукоснительно соблюдать требования применения национальных стандартов.

Закон «О стандартизации в РФ» также определяет стратегические цели национальной системы стандартизации, обеспечивает содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности.

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» также направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.

Специалисты ФБУ «Севастопольский ЦСМ» готовы оказать информационные и консультационные услуги всем субъектам хозяйствования на территории региона. Для этого необходимо обратиться в центр по адресу:

г.Севастополь, ул.6-я Бастионная, 32.

Телефоны центра: (8692) 55-90-01 (приемная), 55-93-80 (сектор стандартизации и информационного обеспечения), 55-93-95 (общественная приемная).

Источник



Экологическая стандартизация — Стандартизация

Правила экологии, норм, должны применяться в разных производственных сферах и обращении продукции. С данной целью вводят стандартизацию экологии. Подобная деятельность направляется на то, чтобы повысить качество продукции исходя из критерия безопасности экологии.

Основные цели экологической стандартизации

Говоря о стандартизации в экологической сфере, то в России проводят исходя из норм законов РФ, где говорится про регулирование техники. Для подобной деятельности приводят следующие характерные цели:

  • Повышается уровень безопасности в промышленности;
  • Повышается жизненный уровень людей;
  • Повышается и гарантируется безопасность и здоровье жителей;
  • Экологическая безопасность;
  • Повышается безопасность животной и растительной жизни;
  • Рационально используется природа;
  • Становится выше уровень конкуренции в рабочем плане, а также продукции, услуг;
  • Обеспечивается научное и техническое развитие.

Кроме того, стандартизацией экологии могут преследоваться другие цели.

Стандартизация экологии может существовать, согласовываясь некоторыми принципами, что заключаются с учетом законных интересов определенных лиц. Ни в коем случае, нельзя допускать ущемление прав лиц, что не участвуют в некоторых действиях предприятий и выпускаемых ими продукции. Все это должно происходить исключительно на добровольной основе. Ни в коем случае не должны мешать регламентам техники, что сейчас действуют. А также функционирующему принципу единых стандартов.

Экологическая система стандартов

Есть два типа стандартов, составляющие систему стандартов. В это число можно отнести национальные стандарты, социальную и технико-экономическую информацию. Все это является действительным на территории РФ. Действуя в области безопасности экологии, всей окружающей среды, характеризуется показатель как определенный стандарт.

Кроме этого, вводятся прочие понятие, способные характеризовать сферу экологии и ее стандартизации. Отличают понятия экологических нормативов и экологических лимитов, и все это исходит от главного «экологического стандарта».

Нормами экологии являет то качество, которое они представляют. Тут все зависит от того, насколько правильно и разумно человек распоряжается ресурсами, дарованных природой.

Замечание 1 Лимит экологии представляет собой показатель, что отвечает на вопрос, сколько получится разметить во внешней среде вредных веществ. Делается это для того, чтобы качество природного объекта остался на хорошем уровне, то есть, была обеспечена безопасность в плане экологии.

Лицензирование в области экологии

Определение 1 Сам термин «лицензирование» — совокупность разных мероприятий, связанных с выдачей или же переоформлением нужных лицензий, или их еще называют, разрешения.

Проводится отвечая российскому закону о лицензиях отдельного вида деятельности. В получении лицензии участвуют специальные надзорные органы, следящие за тем, чтобы выполнялись нужные требования по экологии. Подобные требования называются лицензионными. Следует заметить, что на уровне законодательства конкретного понятия об экологических лицензиях как такового нет. Все это относится скорее к методике административно-правового регулирования экологических отношений в обществе.

Процесс получает поддержку в экономической управленческой структуре, ведь основная его часть являет отношения в сфере уплаты платежей за то, что используются природные объекты, а также загрязняется окружающая среда.

К задачам, что выполняют лицензирование в сфере экологии можно отнести:

  • Природные пользователи, которых нужно учитывать и контролировать;
  • Контроль, проводимый при использовании ресурсов, а также насколько загрязняется воздух;
  • Разрешение на то, как именно будут использоваться ресурсы, права на то, чтобы загрязнять пространство;
  • Подобного вида лицензии можно поделить основные виды:
  • Лицензия комплексная;
  • Лицензия, что называется специальной.

Вид комплексной лицензии достается большим предприятиям, способных совершать использование природы на конкретных территориях. Такая лицензия дает разрешение пользоваться природным потенциалом, отвечая требованиям указанных в документе. В эту же деятельность можно включить право использовать и размещать производственные отходы в окружающей среде.

Касательно специальной лицензии, то здесь предполагается осуществлять использование природы, а также другой частной деятельности по разным видам ресурсов природы.

Гражданским законодательством были установлены рамки по экологическому лицензированию. Те организации и предприятия, у которых есть собственность могут выполнять некоторую деятельность, только в том случае, если имеют на руках выданную лицензию. На сегодняшний день в России нет определенной системы лицензирования, поскольку есть пробелы в законах. Из законов о лицензиях исключаются виды деятельности, имеющие значение в экологической сфере. Говоря о прежней отсылке законов о лицензиях, то она уже не действует, ведь закон также утратил силу.

Наличие субъектов и объектов экологического лицензирования

Основные функциональные полномочия в плане лицензирования находятся в распоряжении Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Первый занимается тем, что выдает разрешения на оборот биологических объектов. Сюда же включаются коллекции животных, занесенных в известную Красную Книгу. Российским ведомством выдаются лицензии на долгое использование объектов мира животных, использование недр, промышленная ловля рыбы, добывание водных ресурсов. Также размещение предприятий возле водных объектов.

Полномочия второго заключает то, что осуществляется лицензированная деятельность в плане обращения с отходами радиоактивного типа, веществами, содержащими некоторые количества ядерных материалов. Ростехнадзором выдается лицензия на то, чтобы проводить экспертизы проектов, прочих материалов. Осуществляют их для того, чтобы определить уровень безопасности радиации на конкретной местности. Помимо вышеназванного, субъектами экологического лицензирования можно назвать другие организации, отвечающие за рыболовство, леса и прочее.

Определенные виды хозяйства на сегодняшний день не может регулироваться лицензированными органами. Тот, кто выдает лицензию, может контролировать соблюдение требований по лицензии, а также лимитов, нормативов по которым используются природные ресурсы.

Те организации, что получили лицензию, обязаны нести не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность. Все это также не освобождает от обязанности возместить причиненный вред.

Источник

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  • +–Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Цели и задачи стандартизации
    • Статья 4. Принципы стандартизации
    • Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
    • Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
    • Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
    • Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации
    • Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
    • Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в сфере стандартизации
    • Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
    • Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации
    • Статья 13. Комиссия по апелляциям
    • Статья 14. Виды документов по стандартизации
    • Статья 15. Документы национальной системы стандартизации
    • Статья 16. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации
    • Статья 17. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты
    • Статья 18. Рекомендации по стандартизации
    • Статья 19. Информационно-технические справочники
    • Статья 20. Общероссийские классификаторы
    • Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
    • Статья 22. Своды правил
    • Статья 23. Программы стандартизации
    • Статья 24. Порядок разработки и утверждения национального стандарта
    • Статья 25. Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта
    • Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
    • Статья 27. Применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах
    • Статья 28. Информационное обеспечение национальной системы стандартизации
    • Статья 29. Федеральный информационный фонд стандартов
    • Статья 30. Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации
    • Статья 31. Знак национальной системы стандартизации
    • Статья 32. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
    • Статья 33. Финансирование в сфере стандартизации
    • Статья 34. Ответственность в сфере стандартизации
    • Статья 35. Заключительные положения
    • Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
    «О стандартизации в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    5 апреля, 3 июля 2016 г., 30 декабря 2020 г.

    Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

    Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    29 июня 2015 г.
    N 162-ФЗ

    Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

    Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие "технические условия". Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

    Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

    Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

    Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

    Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

    Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

    На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

    Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

    Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

    Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"

    Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в "Российской газете" от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

    История рассмотрения и принятия Федерального закона

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 июня 2021 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Источник

    Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ

    1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

    2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

    Статья 2. Основные понятия

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

    2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

    3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

    4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

    5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

    6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

    7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

    9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

    10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

    11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

    12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

    13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

    14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

    15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

    Статья 3. Цели и задачи стандартизации

    1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

    1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

    2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

    3) улучшение качества жизни населения страны;

    4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

    5) техническое перевооружение промышленности;

    6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

    2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

    1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

    2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

    3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

    4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

    6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;

    7) обеспечение рационального использования ресурсов;

    8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

    Статья 4. Принципы стандартизации

    Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

    1) добровольность применения документов по стандартизации;

    2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 296-ФЗ)

    3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

    4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

    5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

    6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

    7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

    8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

    9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

    10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

    Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации

    1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

    3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

    Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией

    1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации

    Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации

    Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:

    1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;

    2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;

    3) расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;

    4) подготовка кадрового состава в сфере стандартизации;

    5) другие направления в сфере стандартизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Глава 3. Участники работ по стандартизации

    Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации:

    1) разрабатывает государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, представляет в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения, по которым требуются решения Правительства Российской Федерации;

    2) обеспечивает межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, за исключением межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, порядок осуществления которой устанавливается Правительством Российской Федерации;

    3) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации;

    4) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере стандартизации;

    5) определяет стратегические и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации;

    6) устанавливает показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации;

    7) устанавливает порядок применения знака национальной системы стандартизации;

    8) устанавливает правила исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере стандартизации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    9) устанавливает порядок разработки основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, а также регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

    10) устанавливает порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — официальное опубликование), издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, а также порядок свободного доступа к документам национальной системы стандартизации;

    11) определяет порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования;

    12) устанавливает порядок формирования, ведения, опубликования, а также структуру перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — нормативные правовые акты);

    13) устанавливает порядок размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта;

    14) устанавливает порядок проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации;

    Источник

    10. Основы экологического права

    Экологические стандарты — это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил, требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Экологические стандарты регулируют отношения в сфере организационно-методических проблем охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, охраны и рационального использования вод, защиты атмосферы, охраны и рационального использования почв, улучшения использования земель, охраны флоры, фауны, охраны и преобразования ландшафтов, рационального использования и охраны недр.

    В зависимости от стандартизируемого объекта экологические стандарты классифицируются по следующим группам: общие положения; термины, определения, классификации, показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов; правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов, методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействий; требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды; требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений и другие стандарты.

    Порядок стандартизации урегулирован Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. Согласно закону, требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ, оказания услуг и режима труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. При этом указанный закон предоставляет большую свободу предприятиям по разработке собственных стандартов.

    В зависимости от сферы действия и уровня утверждения стандарты подразделяются на государственные (ГОСТы), утверждаемые Госстандартом РФ и действующие на всей территории РФ; отраслевые (ОСТы), утверждаемые министерствами и обязательные для всех предприятий отрасли; стандарты предприятий, обязательные только для предприятий, утвердивших данный стандарт и другие.

    Все стандарты должны периодически пересматриваться в соответствии с последними достижениями науки, техники и производства.

    Экологическая сертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям проводится с целью создания экономико-правового механизма реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

    Проведение экологической сертификации способствует: внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; производству экологически безопасной продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности; созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных технологий, отходов, услуг; интеграции экономики РФ в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Основы сертификации заложены ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. В ст. 1 закона указано, что «сертификация осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества». Предусматривается введение добровольной экологической сертификации объектов окружающей среды; природных ресурсов, отходов производства и потребления; технологических процессов; товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей среде.

    Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. установлена обязательность сертификации товаров, на которые в законодательстве, стандартах, правилах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и окружающей среды. В результате сертификации выдается "сертификат соответствия" — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированного товара установленным требованиям, и "знак соответствия" — зарегистрированный знак, которым по правилам данной системы подтверждается соответствие маркированного товара установленным требованиям ("зеленый знак" сертификации).

    Запрещено рекламировать и реализовывать товары, подлежащие обязательной сертификации, но не имеющие "сертификата соответствия". На ввозимые на территорию РФ товары должен представляться в таможенные органы сертификат, выданный или признанный уполномоченным на то органом. Оплата работ по обязательной сертификации производится заявителем товара. Сумма израсходованных средств на проведение сертификации относится на себестоимость сертифицируемой продукции.

    Экологический контроль — важное звено организационно-правового механизма охраны окружающей среды. В его задачи входят наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Выполнение этих целей предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль, каждый из которых имеет свои специфические функции и адекватные им средства их реализации. Надлежащее всестороннее использование и сочетание указанных видов экологического контроля призвано обеспечить эффективность охраны окружающей среды, выявление экологических правонарушений, привлечение к различным формам ответственности за экологические правонарушения, установленные Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

    Целью экологического контроля является выявление и предотвращение экологической опасности, под которой понимается состояние угрозы жизненно важным интересам человека, обществу и окружающей среде в результате вредных антропогенных и техногенных воздействий, а также воздействий природного характера (нарушений в результате опасного загрязнения окружающей среды вредными выбросами, стихийными природными бедствиями, опасными природными явлениями, например разрушением озонового слоя атмосферы, потеплением климата, повышением уровня Мирового океана и др.). Нарушение требований экологической безопасности одновременно выступает как экологическая опасность. Экологическая опасность предотвращается теми же мерами и средствами, которые направлены и применяются в целях создания в обществе экологической безопасности.

    Экологическим законодательством предусматривается привлечение к осуществлению контроля и организация взаимодействия подразделений бассейновых управлений рыбоохраны, контрольно-наблюдательных ихтиологических пунктов, территориальных органов Госкомэкологии РФ, научно-исследовательских и проектных организаций. Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ, осуществляется мониторинг в целях оценки охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций, а ст. 76 устанавливает государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Вместе с тем, согласно ст. 94—102 Лесного Кодекса РФ, экологический контроль и охрана лесного фонда должны также осуществляться лесопользователями, гражданами, общественными объединениями и другими юридическими лицами и организациями.

    Осуществляющие экологический контроль лица должны быть охвачены правовой защитой. Государственной защите подлежат работники правоохранительных и контролирующих органов, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

    Должностные лица органов государственного экологического контроля на основе экологического законодательства и в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей, проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств их контроля, контролировать соблюдение нормативов качества окружающей среды и природоохранного законодательства (запрещен законом ввод в эксплуатацию предприятий, не обеспеченных сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации отходов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ); назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать контроль за выполнением ее заключения (важна возможность государственного экологического контроля проверять и оценивать степень реализации ее заключения, чем обеспечивается замкнутый цикл экспортирования, являющегося частью организационно-правового механизма охраны окружающей среды); требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов (ст. 84 Закона об охране окружающей среды предусматривается административная ответственность за неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль в виде штрафа); привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной ответственности, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека экологическими правонарушениями; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

    В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни российское правительство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и совершенствованию его правовой базы. Правительством РФ создаются специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. В других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий государственный экологический контроль. Правительство РФ приняло Постановление "О должностных лицах Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль" от 17 июля 1995 г. В Госкомэкологии РФ применяются правила осуществления государственного экологического контроля, в которых конкретизируются обязанности, права и ответственность государственных инспекторов по охране природы, меры по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности, порядок оформления документации.

    Правовой основой государственного экологического контроля являются также Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ 23 декабря 1993 г. Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства РФ 3 мая 1994 г. На основании актов Правительства РФ принимаются приказы, инструкции, правила и иные ведомственные акты, детализирующие порядок осуществления государственного экологического контроля. Принятые в его ходе решения обязательны для исполнения всеми физическими и юридическим лицами, к которым они адресованы. Решения органов государственного экологического контроля и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

    Источник

    Читайте также:  Метрология стандартизация сертификация олимпиада