Держатель сертификата соответствия аэропорта кто это

Держатель сертификата соответствия аэропорта кто это

Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.

Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.

Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.

Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.

О чем расскажем

Контроль при входе в аэропорт

Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.

Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.

Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.

Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.

Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.

Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.

Тонкости. Некоторых пассажиров просят включить ноутбук даже после того, как осмотрели его в интроскопе, чтобы проверить, нет ли внутри техники взрывного устройства. Хотя на самом деле в нормативных документах нет ни слова о том, что нужно включать гаджеты. Если ноутбук разрядился, его дополнительно проверят газоанализатором — это безопасно. Меня однажды попросили открыть рюкзак: в нем рядом друг с другом лежали наушники и дезодорант, сотрудники САБ подумали, что это взрывное устройство.

Ограничения. Если вы провозите огнестрельное, спортивное, травматическое или пневматическое оружие, то у вас должно быть разрешение — его выдает Росгвардия. Для провоза пневматического оружия нужно показать технический паспорт, в котором указывают силу дульной энергии. Все оружие нужно разрядить и убрать в специальный кейс.

В зону транспортной безопасности запрещено проносить огнестрельное оружие, которое не предназначено для перевозки, яды, вирусы, взрывчатые, химические и радиационные вещества, другие опасные предметы. Например, если охранники с пистолетами сопровождают бизнесмена до гейта, их не должны пустить в аэропорт с оружием.

Ответственность. Если пассажир нарушит правила авиационной безопасности, его могут привлечь к административной ответственности по статье 11.15.1 КоАП РФ и выписать штраф от 3000 Р. Уголовная ответственность предусмотрена статьей 263.1 УК РФ — это может быть штраф до 80 000 Р, ограничение свободы до 4 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Как выбрать квартиру

Узнайте, как не потерять миллионы из-за ошибки при покупке жилья и сэкономить на риелторе Изучить программу

Ветеринарный контроль

Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.

Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.

Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:

  1. Ветеринарный паспорт. Для собак иногда требуют справку об отсутствии племенной ценности — такую оформляют кинологи в СКОР или РКФ.
  2. Ветеринарное свидетельство формы № 1 или ветеринарный сертификат Таможенного союза формы № 1. Его оформляют в государственной ветеринарной лечебнице за 3 дня до вылета.
  3. Обязательную отметку о прививке от бешенства. Животное вакцинируют минимум за 30 дней, максимум — за 12 месяцев до даты вылета.

Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.

Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.

Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.

Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.

Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.

Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.

Фитосанитарный контроль

Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.

Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.

Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.

В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.

Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.

Ответственность за вывоз подкарантинной продукции из России — штраф от 300 до 500 Р. В других странах действуют свои правила, но в целом, если обнаружат нарушения, растения и продукцию из них могут уничтожить, каким-то образом переработать или отправить обратно. Все расходы несет владелец.

Регистрация на рейс

Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.

Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.

Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.

Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.

На стойке регистрации пассажир показывает заграничный паспорт или иной документ для выезда. Сотрудник должен убедиться в том, что пассажир приобрел билет на выбранный рейс и что летит именно этот человек.

Онлайн-регистрация удобна тем путешественникам, которые следуют без багажа: они самостоятельно распечатывают дома посадочный талон или показывают его в виде QR-кода на смартфоне. Если багаж есть, то пассажир сдает его на стойке регистрации. Потребуется только паспорт, отрицательный тест на ковид или справка о вакцинации — здесь правила зависят от конкретной страны. Требования можно посмотреть в карте для путешественников Т⁠—⁠Ж.

По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.

Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.

Читайте также:  Сертификат соответствия зеркала автомобильные

Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.

Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.

Таможенный контроль

Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.

Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.

Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.

Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.

Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.

Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.

Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т⁠—⁠Ж уже писал в отдельной статье.

Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.

Источник



Сертификация аэропортов (аэропортовой деятельности), основные положения

Сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность (далее — сертификация аэропортов), — деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью:

— создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

— обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;

— охрану окружающей среды;

— защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.

Сертификацию аэропортов осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации и его территориальные органы.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы могут привлекать для проведения сертификации в установленном порядке Привлекаемую организацию.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет сертификацию аэропортов федерального значения и международных аэропортов.

Территориальные органы уполномоченного органа в области гражданской авиации осуществляют сертификацию аэропортов закрепленного региона, за исключением аэропортов федерального значения и международных аэропортов.

Примечание. Сертификат соответствия на аэродром выдается при наличии свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

Сертификация аэропорта проводится по заявке юридического лица, занимающегося аэропортовой деятельностью.

По результатам сертификации аэропортовой деятельности оформляются сертификаты соответствия установленного образца по каждому заявленному виду аэропортовой деятельности, либо дается отказ в выдаче сертификатов соответствия с необходимыми обоснованиями.

В соответствии с установленным порядком к объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся: аэродромы, система светосигнального оборудования аэродромов, светосигнальное оборудование аэродромов, радиотехническое оборудование, объекты радионавигации, объекты радиолокации, объекты авиационной электросвязи, поисковое и аварийно-спасательное оборудование, оборудование для обеспечения авиационной безопасности, технические средства, применяемые в технологиях авиатопливообеспечения, наземная авиационная техника, материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома, авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.

Перечень объектов и оборудования аэропортов может дополняться и уточняться в установленном порядке.

При наличии полного комплекта сертификатов соответствия по видам аэропортовой деятельности, подлежащим обязательной сертификации, органом по сертификации аэропортов выдается сертификат соответствия аэропорта.

Держатель сертификата соответствия в процессе эксплуатации аэропорта несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований, требований нормативных документов в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия.

Держатель сертификата соответствия не имеет права передавать его другому юридическому лицу.

Проведение сертификации осуществляется возмездно в установленном порядке.

Сертификаты соответствия по видам аэропортовой деятельности оформляют, регистрируют и выдают уполномоченный орган в области гражданской авиации и его территориальные органы.

Эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается.

Общие требования к аэропорту

Для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

— радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

— обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

— авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

— осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

— обеспечение авиационной безопасности;

— обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

— поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

В аэропортах регионального значения может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

— радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

В аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

— радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

— обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;

— авиатопливообеспечению воздушных перевозок;

— осуществлению контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

При этом должны быть внесены соответствующие записи в инструкцию по производству полетов.

В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения указанных услуг аэропорт должен иметь:

— склад горюче-смазочных материалов;

— здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;

— административно-бытовые здания и производственные помещения;

— спецавтотранспорт и средства механизации.

Аэропорт должен вести и регулярно обновлять фонд нормативно-правовой и методической документации, используемой в соответствующей области сертификации.

Процедуры проведения сертификации аэропортов

Сертификация аэропортов включает следующие этапы:

а) представление и проверка заявки на сертификацию и документации к ней;

б) рассмотрение документации;

в) проверка сертифицируемого аэропорта;

г) оформление результатов сертификации;

д) инспекционный контроль деятельности аэропорта.

Представление и проверка заявки на сертификацию и документации к ней.

Этап предоставления заявки и документации включает:

— подачу Заявителем заявки на сертификацию и документации в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы;

— регистрацию и рассмотрение заявки уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами.

Заявка на сертификацию аэропорта подается Заявителем в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации и его территориальные органы в 10-дневный срок осуществляют проверку представленной документации (далее — «проверка»).

При положительных результатах проверки уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами оформляется решение по заявке на сертификацию аэропорта, которое утверждается руководителем уполномоченного органа в области гражданской авиации или руководителями его территориальных органов и направляется в адрес Заявителя и Привлекаемой организации.

При отрицательных результатах проверки заявка и прилагаемый к ней комплект документов возвращаются Заявителю на доработку.

Проверка аэропорта

Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы при получении положительного заключения Привлекаемой организации по документации на вид аэропортовой деятельности принимает решение о проведении инспекционной проверки аэропорта. После согласования руководителем уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориальных органов представленных Привлекаемой организацией сроков инспекционной проверки и состава группы по проверке аэропорта уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами принимается соответствующее решение, которое доводится до сведения участников сертификации аэропорта. Руководителем группы по проверке аэропорта назначается представитель уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа, в ведении которого находится сертифицируемый аэропорт.

Источник

ВАЖНО! Обязательная сертификация в области ТБ, о которой так много говорилось, введена! Правительство РФ постаралось учесть пожелания участников конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

ВАЖНО! Обязательная сертификация в области ТБ, о которой так много говорилось, введена! Правительство РФ постаралось учесть пожелания участников конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

26 сентября 2016 года Правительством РФ утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и введены в действие Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (постановление Правительства РФ №969). Суть документа в его названии.

Предыстория.

Вопрос внедрения обязательной сертификации в области обеспечения транспортной безопасности (ТБ) обсуждается весьма давно.

В соответствии с п. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г., N 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О транспортной безопасности" «Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации».

Читайте также:  Сертификат соответствия ту должен содержать

При этом Приложением 8 к Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р) был предусмотрен комплекс мероприятий по организации сертификации ИТСО ТБ, а исполнение возложено на ФСБ России.

В свою очередь, ФСБ России еще в 2014 году был подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации", который после доработок и некоторой корректировки названия и был все-таки подписан.

Ведь не секрет, и об этом неоднократно сообщали наши авторы и эксперты, участники ежегодных конференций по транспортной безопасности от 3 сентября, отсутствие обязательной сертификации во многом способствовало неправомерным действиям должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и за закупки соответствующих технических средств охраны и обеспечения транспортной безопасности. Это, по их мнению, порождало недобросовестную конкуренцию и оказывало негативное воздействие на уровень транспортной безопасности.

Всех участников процесса обеспечения ТБ волновали вопросы:
1. Какой действует порядок (практика) подтверждения соответствия внедряемых инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры до принятия указанного постановления Правительства РФ и введения в действие обязательной сертификации?
2. Какова перспектива утверждения (подписания) проекта постановления Правительства РФ "Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации". Как и когда смогут с ним ознакомиться производители, поставщики и потребители такого оборудования?
3. Созданы ли в необходимом количестве, и укомплектованы штатом специалистов специализированные испытательные центры по сертификации технических средств для обеспечения защищенности транспортного комплекса, подготовлены ли соответствующие ведомственные, межведомственные нормативные, инструктивные, методические, регулирующие акты?

А еще многих волновал вопрос относительно того, что делать с техническими средствами обеспечения ТБ, которые уже установлены и эксплуатируются на объектах транспортной инфраструктуры?

Мы неоднократно адресовали эти вопросы в адрес разработчика данного документа — ФСБ России. А 3 сентября 2015 года участники ежегодной Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2015» включили в Решение конференции пункт (4.2) с просьбой — ходатайством об ускорении разработки и введения в действие указанный выше Требований и Порядка (решение Конференции ► ).

И вот решение состоялось, и мы готовы попытаться дать ответы на эти и другие вопросы.

1. Системы и средства, технические требования к которым установлены Правительством РФ:

  • технические системы и средства сигнализации;
  • технические системы и средства контроля доступа;
  • технические системы и средства досмотра;
  • технические средства видеонаблюдения;
  • технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения;
  • технические системы и средства видеозаписи;
  • технические системы и средства аудиозаписи;
  • технические средства связи, приема и передачи информации;
  • технические средства оповещения;
  • технические систем сбора и обработки информации.

2. Кто вправе осуществлять обязательную сертификацию технических средств обеспечения ТБ (федеральные органы по сертификации)?

а) ФСБ России — в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения.
б) МВД России – в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи.
в) МЧС России — в отношении технических средств оповещения.
г) Россвязь — в отношении средств связи, приема и передачи информации.
д) Минтранс России — в отношении систем сбора и обработки информации.

3. Документом введено понятие Участники обязательной сертификации ТСО ТБ:

  • федеральные органы по сертификации (это пять указанных выше министерств и ведомств);
  • органы по сертификации — организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • испытательные лаборатории — юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

4. Схемы обязательной сертификации:

Схема N1 — применяется при сертификации единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемый единичный образец.
Схема N2 — применяется при сертификации партии технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемую партию.
Схема N3 — применяется при сертификации серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности.

Сертификат соответствия выдается на 3 года.

Сертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности подвергаются периодическому инспекционному контролю. Периодичность, сроки и объем инспекционного контроля определяются программой, согласованной органом по сертификации с держателем сертификата соответствия.

Схема N4 — применяется при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

При этом сертификат соответствия выдается на сертифицируемый образец или сертифицируемую партию технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.

Проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляется на договорной основе.

Срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации.

Учитывая важность данного документа, редакцией журнала «Транспортной безопасности и технологии» собраны и опубликованы комментарии и разъяснения федеральных органов по сертификации, а также мнения заявителей и участников процесса сертификации, разработчиков и поставщиков ТСОТБ.

Нам было важно узнать и донести до наших читателей насколько утвержденные Требования и Правила соответствуют ожиданиям участников процесса обеспечения ТБ, а также относительно того, на что в области обязательной сертификации в области ТБ уполномочены 5 федеральных органов исполнительной власти.

Мы также узнали позицию Ространснадзора относительно порядка контроля и сроков проведения обязательной сертификации находящихся в эксплуатации ТСОТБ на объектах транспортной инфраструктуры, с какого момента будут применяться меры воздействия и запрещаться эксплуатация ТСОТБ, не прошедшего обязательную сертификацию в области ТБ.

Данные материалы опубликованы в итоговом за 2016 год выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии»!

Ниже размещена электронная версия публикации

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

В адрес редакции журнала "Транспортная безопасность и технологии" продолжают поступать отклики экспертов . Мнение нескольких из них мы приводим ниже:

Источник

Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома

Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.

Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.

Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.

Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.

О чем расскажем

Контроль при входе в аэропорт

Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.

Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.

Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.

Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.

Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.

Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.

Тонкости. Некоторых пассажиров просят включить ноутбук даже после того, как осмотрели его в интроскопе, чтобы проверить, нет ли внутри техники взрывного устройства. Хотя на самом деле в нормативных документах нет ни слова о том, что нужно включать гаджеты. Если ноутбук разрядился, его дополнительно проверят газоанализатором — это безопасно. Меня однажды попросили открыть рюкзак: в нем рядом друг с другом лежали наушники и дезодорант, сотрудники САБ подумали, что это взрывное устройство.

Читайте также:  Garmin сертификат соответствия

Ограничения. Если вы провозите огнестрельное, спортивное, травматическое или пневматическое оружие, то у вас должно быть разрешение — его выдает Росгвардия. Для провоза пневматического оружия нужно показать технический паспорт, в котором указывают силу дульной энергии. Все оружие нужно разрядить и убрать в специальный кейс.

В зону транспортной безопасности запрещено проносить огнестрельное оружие, которое не предназначено для перевозки, яды, вирусы, взрывчатые, химические и радиационные вещества, другие опасные предметы. Например, если охранники с пистолетами сопровождают бизнесмена до гейта, их не должны пустить в аэропорт с оружием.

Ответственность. Если пассажир нарушит правила авиационной безопасности, его могут привлечь к административной ответственности по статье 11.15.1 КоАП РФ и выписать штраф от 3000 Р. Уголовная ответственность предусмотрена статьей 263.1 УК РФ — это может быть штраф до 80 000 Р, ограничение свободы до 4 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Как выбрать квартиру

Узнайте, как не потерять миллионы из-за ошибки при покупке жилья и сэкономить на риелторе Изучить программу

Ветеринарный контроль

Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.

Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.

Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:

  1. Ветеринарный паспорт. Для собак иногда требуют справку об отсутствии племенной ценности — такую оформляют кинологи в СКОР или РКФ.
  2. Ветеринарное свидетельство формы № 1 или ветеринарный сертификат Таможенного союза формы № 1. Его оформляют в государственной ветеринарной лечебнице за 3 дня до вылета.
  3. Обязательную отметку о прививке от бешенства. Животное вакцинируют минимум за 30 дней, максимум — за 12 месяцев до даты вылета.

Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.

Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.

Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.

Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.

Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.

Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.

Фитосанитарный контроль

Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.

Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.

Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.

В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.

Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.

Ответственность за вывоз подкарантинной продукции из России — штраф от 300 до 500 Р. В других странах действуют свои правила, но в целом, если обнаружат нарушения, растения и продукцию из них могут уничтожить, каким-то образом переработать или отправить обратно. Все расходы несет владелец.

Регистрация на рейс

Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.

Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.

Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.

Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.

На стойке регистрации пассажир показывает заграничный паспорт или иной документ для выезда. Сотрудник должен убедиться в том, что пассажир приобрел билет на выбранный рейс и что летит именно этот человек.

Онлайн-регистрация удобна тем путешественникам, которые следуют без багажа: они самостоятельно распечатывают дома посадочный талон или показывают его в виде QR-кода на смартфоне. Если багаж есть, то пассажир сдает его на стойке регистрации. Потребуется только паспорт, отрицательный тест на ковид или справка о вакцинации — здесь правила зависят от конкретной страны. Требования можно посмотреть в карте для путешественников Т⁠—⁠Ж.

По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.

Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.

Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.

Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.

Таможенный контроль

Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.

Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.

Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.

Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.

Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.

Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.

Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т⁠—⁠Ж уже писал в отдельной статье.

Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.

Источник