Аттестация школы какие задания будут

Аттестация школы какие задания будут

Рациональная организация эффективного учебно-воспитательного процесса невозможна без организации промежуточной аттестации — комплекса мер, направленных на контроль результатов усвоения учащимися программных требований, особенности которых представлены в этой статье.

Основными целями и задачами текущей аттестации является:

  • выявление реального уровня знаний и навыков учеников по предметам, входящих в комплекс обязательного образовательного минимума, оценивание практических умений;
  • соотнесение уровня успешности учащихся с требованиями, выдвигаемыми программными документами, с целью проведения коррекции (по необходимости);
  • контроль выполнения календарно-тематического плана и других документов планирования.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Что такое промежуточная и текущая аттестация?

Механизм контроля успешности усвоения школьниками отдельных элементов или части образовательной программы предусмотрен образовательными стандартами второго поколения. Чтобы узнать, что такое промежуточная или текущая аттестация, необходимо обратиться к ст. 28, 30, 58 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующего порядок и формы, периодичность проведения оценивания.

— Хотим поддержать директоров в то время, когда правила работы меняются ежедневно, а разъяснений по ним нет. Задавайте вопросы нашим экспертам — по дистанционному обучению, выплатам сотрудникам, оформлению больничных.

Дорогой коллега, я лично проконтролирую, чтобы вы получили ответ на свой вопрос в течение 10 минут. Пишите. Это бесплатно

Согласно актуальным нормативным актам в сфере школьного образования, периодичность учебного мониторинга определяется в соответствии с учебным планом школы и принимается во внимание в ходе составления расписания, календарно-тематических планов. Оптимальным, повсеместно распространенным решением является проведение текущей аттестации в конце четверти (семестра) с целью подведения итогов за конкретный учебный период, определения пробелов в знаниях и умениях учащихся, которые должны быть учтены в рамках подготовки к итоговому мониторингу.

Новые возможности для карьерного роста

Оцените свои знания! Учебный курс «Внутренняя система оценки качества образования». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке.

Рассказывает Губанова Елена Владимировна, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования

За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

На этапе планирования промежуточного аттестационного мониторинга администрация образовательного учреждения наравне с педагогами должна четко осознавать значимость данного комплекса мер в общем контексте учебно-воспитательной работы и его место в структуре ООП по трем основным разделам:

  1. Целевому (разработка целей и задач мониторинга, способов получения и интерпретации результатов).
  2. Содержательному (непосредственное оценивание достижений школьников в рамках учебных курсов и дисциплин с параллельным мониторингом эффективности воспитательных и коррекционных комплексов).
  3. Организационному, предусматривающему анализ результативности урочной и внеурочной образовательной деятельности в комплексе с точки зрения условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических), обеспечивающих достижение высоких программных результатов.

Промежуточная аттестация в школе Скачать в .pdfБесплатный документ Скачать в .docxБесплатный документ

В свете вышесказанного стоит отметить, что промежуточный контроль в школе должен быть направлен не столько на оценивание учебных успехов детей, сколько на анализ существующей организационной системы ОУ, мониторинг профессиональной деятельности педагогов и административного состава, соответствие содержания программных материалов реальному уровню знаний детей. Таким образом, данный вид аттестационного оценивания становится незаменимым инструментом коррекции учебно-воспитательного процесса и создания условий для последовательного внедрения принципов ФГОС.

Промежуточная аттестация в школе: организация и порядок проведения

Разъясняет Сергей Воровщиков, доктор педагогических наук, профессор, старший методист ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва

Организация промежуточной аттестации

С целью обеспечения должного уровня реализации внутренних мониторинговых задач в школе ответственность за организацию промежуточной аттестации несет ответственное должностное лицо — заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе. Организационный этап аттестационного оценивания первоочередно предусматривает утверждение контрольных форм деятельности и особенности интерпретации результатов. При этом издание приказов соответствующего содержания считается нецелесообразным ввиду закрепления всех важных аспектов в учебном плане.

Учитываются только оценки, полученные на уроках в четверти (итоговая контрольная работа не проводится).

Высчитывают среднее арифметическое, принимая во внимание текущие оценки и баллы, полученные за итоговую контрольную работу.

За результат текущей аттестации принимается отметка, выставленная за контрольную работу.

Принимают во внимание только четвертные отметки.

Вычисляют среднее арифметическое между оценкой, полученной за итоговую контрольную работу в учебном году, и четвертными отметками.

Принимают во внимание только оценку за годовую контрольную работу.

По инициативе образовательной организации могут быть внедрены другие варианты получения результатов промежуточной аттестации. Вместе с тем наиболее рациональным остается подсчет среднеарифметических показателей, обуславливающий для школьников необходимость демонстрировать высокие результаты освоения программного содержания в течение всего учебного года — непосредственно на уроках, при написании текущих проверочных и итоговых работ.

Согласно ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», заместитель по УВР (или другое ответственное лицо) фиксирует выбранные оценочно-контрольные формы в нормативном документе установленного образца — Положении о промежуточной аттестации. В случае оценивания достижений учащихся в ходе контрольной работы, опроса, творческого задания, длительность выбранной формы работы включают в общий хронометраж программы учебной дисциплины, а дату и время проведения указывают в учебном расписании. При этом рекомендуется контрольные формы учебной деятельности проводить на втором-четвертом уроке и не допускать более одного оценивания в течение учебного дня.

Контрольно-оценочные материалы, необходимые для аттестационной процедуры, готовит заместитель директора по УВР или педагоги. Учитель, ответственный за подготовку таких пособий, должен согласовать их форму и содержание с администрацией школы, в свою очередь руководитель ОУ — в региональном центре образования.

Проведение промежуточной аттестации по новому закону

Право на освоение основной образовательной программы гражданами России закреплено на конституционном уровне, а ввиду того, что текущее оценивание является его неотъемлемой составляющей, проведение промежуточной аттестации по новому закону не предусматривает оформление допусков или разрешений. Низкие результаты усвоения программного минимума, выявленные в ходе занятий, не являются основанием для отказа школьнику в прохождении промежуточного контрольного оценивания, и, соответственно, низкие баллы за четвертные контрольные не могут быть основанием для препятствия в написании итоговой работы за год. Эксперты сферы образования рекомендуют закрепить эти базовые положения в локальных нормативных актах, чтобы избежать недоразумений и гарантировать право всех детей без исключения на образование.

В случае пропуска учащимся промежуточной аттестации по предмету порядок действий педагогов зависит от оснований пропуска:

  1. При условии пропуска текущего аттестационного оценивая по уважительной причине, подтвержденной медицинской справкой или другими документами, учащемуся предлагают выполнить контрольную работу в другое время или дистанционно, руководствуясь рекомендациями, закрепленными в локальных актах школы.
  2. Пропуск текущей аттестации без уважительной причины приравнивают к академической задолженности, которую необходимо ликвидировать в порядке, определенном уполномоченной комиссией в оговоренный срок, как вариант — в присутствии не только ответственного педагога, но и заместителя директора по УВР.

Отдельно стоит отметить целесообразность проведения текущей аттестации в рамках курсов внеурочной деятельности, где практикуется выделение содержательных блоков или модулей. В актуальных образовательных нормам прямого указание на выполнение планового мониторинга успешности освоения учащимися дополнительных дисциплин нет. Но с учетом того, что внеурочная деятельность является неотъемлемым элементом образовательного комплекса, в Положении о промежуточной аттестации учащихся 2018 следует предусмотреть и этот аспект. Оценивание результатов внеурочной активности легко провести посредством создания портфолио или применения других инновационных образовательных технологий, учитывающих личностный компонент.

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся

Особенности контрольно-оценочных процедур, позволяющих выявить уровень освоения школьниками образовательного минимума, во многом зависят от предметного содержания, а потому определяются в индивидуальном порядке и обязательно прописываются в учебном плане. Используемые в школах формы проведения промежуточной аттестации учащихся обязательно предполагают участие детей преимущественно в очной форме, хотя в последние годы, в связи с информатизацией образования, допускается и заочной (по согласованию с руководством ОУ). Наравне с контрольно-оценочными формами применяются и учетные, когда при выставлении итоговой оценки во внимание принимается исключительно сведения о текущих отметках.

Формы промежуточной аттестации

Письменные (контрольные работы, тесты, сочинения, диктанты, изложения, рефераты, эссе).

Устные (экзамены, собеседования, доклады, защита проектной или творческой работы).

  • педагогическом наблюдении (работа в группах, коллективное составление кейсов, разработка проектов, ролевые квесты, дидактические игры, интеллектуальные брейн-ринги, программируемые учебные задания);
  • экспертной оценке (творческие экзамены, разработка индивидуальных проектов, создание предметов искусства — поделок, картин, макетов);
  • учете образовательных результатов, выявленных в ходе урочной деятельности.
Читайте также:  План профессиональной гигиенической подготовки и аттестации

Следует отметить, что проведение текущей аттестации посредством педагогического наблюдения или экспертной оценки допускается только при составлении критериального листа, с содержанием которого ученики должны ознакомиться заранее.

Важно отметить, что учебный план с формами проведения промежуточной аттестации для учащихся с ОВЗ составляется отдельно, что закреплено в нормативных документах. Оптимальное время для выбора форм оценивания учебных достижений школьников с особыми учебными потребностями — на этапе разработки индивидуального образовательного маршрута, но при необходимости выбранная система оценивания может быть изменена с целью фиксации динамики индивидуальных достижений.

Как аттестация влияет на итоговую оценку

Результаты промежуточного оценивания, отражающие уровень индивидуальных образовательных достижений, фиксируются как четвертные и годовые отметки. В свете этого вопрос о том, как аттестация влияет на итоговые оценки, остается открытым ввиду важности данного типа контрольно-оценочных работ. Преимущественно результаты текущей аттестационного мониторинга фиксируются на основе пятибальной системы, используемой в школе на постоянной основе, но в случае получения уведомлений от вышестоящих инстанции о локальном применении другого способа интерпретации отметок следует заблаговременно оформить локальный нормативный акт соответствующего содержания.

Основой для проведения государственной аттестации является пятибалльная критериальная шкала, действующая на всей территории государства, что обуславливает простоту трактовки результатов обучения. Применение других оценочных шкал целесообразно при:

  • защите творческих работ, проектов, кейсов;
  • оценивании динамики освоения программ внеурочной деятельности;
  • необходимости интерпретации результатов дополнительных учебных модулей (курсов), представленных в рамках базового программного содержания.

Стоит отметить, что 100-бальную критериальную шкалу часто применяют при проведении финальной аттестации в начальной школе (в ходе оценивания образовательных результатов учащихся 4-х классов в конце учебного года). В таких случаях перевод отметок выполняется следующим образом: результат в 100-85 баллов приравнивается к оценке «5», 84-65 баллов — к оценке «4», 64-35 баллов — к отметке «3», менее 35 баллов — к отметке «2».

После проведения текущей аттестации полученные результаты фиксируются в журнале успеваемости за итоговые за четверть или год, заносятся в дневники школьников и базовый документ по промежуточной аттестации — отчетную ведомость. В случаях выявления низких показателей усвоения образовательного минимума или неявки на занятие, в ходе которого проводились контрольно-оценочные процедуры, за учащимся признается академическая задолженность.

Сроки доведения до ведома школьников и родителей результатов аттестационного оценивания закрепляются в локальном акте, как и механизм оспаривания результатов, который реализуется в случае несогласия детей или представителей семей с полученными отметками. В большинстве случае целесообразен созыв уполномоченной комиссии, на которую возлагается право разрешения споров, возникающих между участниками учебно-воспитательного процесса. Созыв такого собрания особенно актуален при подозрении на возникновение конфликта интересов между педагогов и учащимся.

Еще один важный вопрос, который должен быть учтен при определении результатов текущей аттестации, — возможность принятия отметок, полученных в ходе выполнения детьми всероссийских диагностических работ, в качестве данных текущего контроля. Эксперты системы образования указывают на тот факт, что прямого запрета по данному вопросу действующим законодательством не предусмотрено. Однако педагогам важно понимать, что при составлении заданий для диагностического контроля методисты вынуждены искать усредненный вариант между различным программным содержанием, что обуславливает возможность получения недостоверных показателей. Для статистической выборки этого более чем достаточно, но в конкретных учебных группах может спровоцировать получение не в полной мере достоверных данных.

Промежуточная аттестация учащихся первых классов

Освоение программного содержания учащимися младших классов осложнено возрастным фактором, обуславливающим необходимость разработки особых процедур промежуточной аттестации учащихся начальных классов и разработки критериальных систем, отличных от стандартных. В соответствии с требованиями Минобрнауки РФ педагогам начальной школы рекомендован полный отказ от балльного оценивания в пользу ведения непрерывного педагогического мониторинга, использования условных шкал с символическими отметками, заполнение графиков индивидуальных достижений или использования иных форм визуализации учебных успехов и неудач.

Важно отметить, что на основании предположений педагога о неусвоении учащимся первого класса программного содержания отказать ребенку в переводе во второй класс нельзя, так как основанием для такого решения могут служить лишь оценочные результаты. В случаях, когда на основании комплексных данных, полученных в ходе целевого педагогического наблюдения с привлечением экспертов, констатируется отставание ребенка в развитии, представители ОУ вправе настоятельно рекомендовать пройти обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, при подтверждении тревожных показаний — оставить ученика на второй год в первом классе или рекомендовать переход в образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, хотя окончательное решение остается за родителями.

Источник



Кому "пятерка"?

Вот лишь несколько примеров. В некоторых регионах, чтобы подтвердить свою квалификацию и право работать в школе, учитель должен собрать портфолио с талмудом бумаг страниц на 500. Еще варианты — сделать презентацию, чтобы доказать свой вклад в развитие образования области, свой сайт, написать отчет про свой инновационный опыт, пройти компьютерное тестирование. Все это отнимает время учителя, практически ничего ему не дает. А самое главное — ни эти отчеты, ни горы собранных справок, как правило, никто не читает. Аттестация для учителя превращается в бессмысленный, выматывающий нервы ритуал.

Выход из ситуации? Им может стать профессиональный экзамен — независимая оценка квалификации, которая уже вводится в регионах России. Он проверяет знание предмета и методики, «цифровые» и другие навыки. Задания — типовые для всей страны (примеры заданий «Российская газета» публикует эксклюзивно и впервые). Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги — профессионалы.

Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

— Для системы образования это совершенно новый инструмент: дополнительная возможность профессионального роста. Профэкзамен учитель сегодня может сдать по желанию. Сдал? Попадаешь в реестр квалифицированных специалистов, который ведет минтруд. Попал? Легче найти хорошую работу, — рассказала «РГ» председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Но главный бонус — учитель получает честную оценку своего мастерства: чего ему не хватает и как повышать квалификацию. Понимать это очень важно.

Среди пилотных регионов, которые уже получили право проводить такой профэкзамен для учителей — Свердловская, Тюменская, Самарская и Вологодская области. В рамках нацпроекта «Образование» в этих и других регионах создаются Центры оценки профмастерства и квалификации педагогов. Пилотные регионы могут засчитать профессиональный экзамен за прохождение аттестации и избавить учителей от сбора кучи ненужных бумаг.

— Практически в каждом регионе свой механизм аттестации, — говорит Любовь Духанина. — Где-то учитываются оценки учеников, средний балл. Где-то упор сделан на количество грамот, справок и сертификатов. Единого подхода нет. А независимая оценка квалификации, в отличие от сегодняшней аттестации, строится на едином основании — профстандарте педагога и квалификационных требованиях. Экзамен проводят непредвзятые эксперты.

Опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей показал, что пройти такой профэкзамен готовы многие педагоги: 24% сделали бы это для себя, 7% — чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Еще 40% — если бы независимую оценку квалификации засчитали как прохождение аттестации.

— Регионы вправе принять такое решение, — подтвердила Любовь Духанина. — Независимая оценка квалификации — это еще и инструмент защиты учителя. Простой пример: когда возникает конфликт с родителями или учениками, как действует администрация? Как правило, особо не разбирается, и педагог уходит из школы. У него просто нет объективного механизма подтвердить свою квалификацию и защитить себя. Именно свидетельство о профмастерстве может стать весомым доводом в этом споре. Может оказаться полезным, если педагог захочет опротестовать увольнение по статье «несоответствие занимаемой должности».

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:

— Профессиональный стандарт педагога давно применяется во всем мире. Я руководил рабочей группой по его разработке в России. Сегодня мало быть историком или математиком. Появились совершенно новые компетенции, без которых работать нельзя. Нужно знать возрастную психологию и цифровые образовательные технологии, суметь найти подход к разным детям — и к одаренным, и к «одуренным». Учитель должен формировать у ребенка межпредметные и надпредметные навыки, которые не привязаны ни к химии, ни к литературе: искать информацию, анализировать, создавать свои проекты… Я делал стандарт не для предметника, а для педагога! Но многих учителей этому никто и никогда не учил. Поэтому в последние десять лет пришлось несколько раз менять и программы в педагогических вузах, и курсы повышения квалификации.

Читайте также:  Шкала оценки для аттестации менеджера

Мы все еще в самом начале, но процесс пошел. Хотя появляются слухи, страшилки: «Вот будет новый стандарт, новый экзамен, и всех, кто ему не следует, из школы погонят». Я заявляю: это вранье! Никто никого гнать не собирается. Вся информация открыта. У учителей просто появляется выбор: можно на добровольной основе пройти оценку квалификации и понять, «дотягиваешь» ли ты до стандарта. И если нет, то как до него дотянуться.

Сразу вопрос: а судьи кто? Мое мнение — оценивать должны не чиновники, а сами учителя, профи, имеющие высокий статус среди своих коллег. Например, победители конкурса «Учитель года» последних пяти лет, которые «своего брата» могут оценить объективно.

Важно, что внедрение профстандарта «Педагог» и независимой оценки квалификации не должно обидеть тех, кто всю свою жизнь посвятил школе. Ни в коем случае нельзя залезать в карман учителя со стажем. Мы хотели стимулировать развитие профессионализма и творчества молодых педагогов: если они повышают и подтверждают свою квалификацию, школа может предусмотреть для них очень серьезные надбавки за качество работы. Сегодня это решает не только директор, но и управляющий совет школы. Вот эти вещи уже можно внедрять. При этом никакие старые процедуры и требования пока не отменяются.

Алихан Динаев, учитель обществознания и права, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, «Учитель года России-2018»:

— В системе аттестации педагогов есть несколько проблем. Во-первых, она крайне устарела. То, что учителя сегодня по-прежнему собирают «папки» и портфолио, довольно странно. Во-вторых, системы аттестации в регионах сильно отличаются. В целом ничего плохого в этом нет, однако в столь важной теме, касающейся сотен тысяч педагогов, необходим единый подход. Если не во всех деталях, то хотя бы общие и стройные рамки проведения аттестации должны быть одинаковы по всей стране.

В-третьих, количество частных учреждений, выдающих разнообразные сертификаты и удостоверения о повышении квалификации и переподготовке, столь велико, что многие из них превратились в конторы по выдаче «бумажек».

Я считаю, что независимая оценка квалификации учителей необходима и полезна. В то же время мы, педагогическое сообщество, должны быть уверены, что «оценщики» обладают необходимой компетенцией и большим опытом. Если эта реформа позволит учителям собирать меньшее число документов, сделает процесс аттестации более быстрым и даст возможность хотя бы частично проходить ее дистанционно, то мы будем только рады этим переменам. Все изменения должны быть направлены на то, чтобы избавить эту процедуру от лишних бюрократических препятствий, одновременно делая ее более объективной и открытой.

Ключевой вопрос: кто платит за профэкзамен?

— Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то оплачивает ее работодатель, — говорит Любовь Духанина. — Если же экзамен проводится по инициативе учителя, то она проводится за его счет. На этот случай предусмотрены социальные налоговые вычеты.

Федеральный закон о независимой оценке квалификации появился еще пять лет назад. Он касается огромного количества профессий: от сварщика до педагога. Оценка проходит в форме экзамена в специальных центрах. Причем проверяется не только теория, но и то, как специалист работает на практике. Скажем, обслуживать в России лифты без обязательного свидетельства о прохождении такого профэкзамена просто запрещено. Профэкзамен уже несколько лет сдают системные администраторы, бухгалтеры, врачи, однако — если захотят сами.

Какие задания могут быть на профэкзамене для учителей? Пример можно посмотреть по ссылке.

Источник

Что такое промежуточная аттестация в школе?

Итоговая промежуточная аттестация направлена на оценку усвоения школьниками полного объема содержания определенного предмета за прошедший учебный год. Поговорим о ней подробнее.

О целях промежуточной аттестации

Проводят такие испытания для ребят, которые переходят из одного класса в другой, не являются выпускниками начальной, основной, средней ступени обучения.

Говоря о том, что такое промежуточная аттестация, нужно выделить ее основные цели:

  • определение реального уровня теоретических навыков и знаний обучающихся по предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана, проверка практических умений школьников;
  • оценка соответствия выявленного уровня требованиям, выдвигаемым новыми образовательными федеральными стандартами в 2-8, 10 классах;
  • контроль выполнения календарно-тематического планирования по проверяемым дисциплинам, выполнения учебных программ.

О задачах проведения промежуточной аттестации

При проведении контрольных работ выявляют:

  • успешность выполнения школьниками учебного плана для рассмотрения вопроса о продолжении обучения данной дисциплине в следующем классе;
  • уровень подготовки к итоговой аттестации по материалу, изученному в учебном году.

О нормативно-правовой базе организации промежуточной аттестации школьников

Итоговая промежуточная аттестация проводится с учетом ряда документов. Это ст. 58 закона «Об образовании в РФ». А также Положения о периодичности, формах, порядке проведения текущего контроля обучающихся ОУ.

Формы проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по математике во 2-4 классах возможна в следующих формах:

  • комплексная контрольная работа;
  • тестовая работа межпредметного характера.

На ступени основного образования (5-8 классы) допускаются:

  • промежуточная аттестация по русскому языку в тестовой форме;
  • сжатое изложение;
  • тестирование в форме ОГЭ по математике, английскому языку, географии, истории, биологии, физике, химии.

На старшей ступени обучения (10 класс) предполагается проверка знаний по географии, истории, физике, математике, химии, обществознанию, иностранному языку в форме ЕГЭ.

Отвечая на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что существуют определенные правила подготовки материала для ее проведения. Предполагается использование программного материала, изученного за текущий учебный год. Сначала педагог самостоятельно составляет к промежуточной аттестации контрольные материалы, затем они утверждаются на заседании научно-методического объединения школы (города, района).

Для того чтобы в полной мере осознать, что такое промежуточная аттестация, какова ее значимость, отметим, что оценивание работ осуществляется по обычной пятибалльной системе. Те оценки, которые получат школьники в ходе тестовых либо контрольных работ, оформляются в виде протокола, вписываются в электронный журнал. Именно по отметкам, полученным в ходе аттестации, педагог выставляет итоговые за учебный год. Утверждают отметки на заседании педагогического совета школы, и именно здесь принимают решение о переводе в следующий класс или повторном обучении.

Кого освобождают от прохождения промежуточной аттестации?

Согласно установленному в каждой школе «Положению о промежуточной аттестации», от нее освобождают:

  • по состоянию здоровья на основании заключения врача;
  • ребят, которые осваивали общеобразовательные основные учебные программы в условиях домашнего обучения, и имеют по всем предметам положительные годовые оценки;
  • победителей и призеров олимпиад регионального и федерального уровня.

Заключение

Рассматривая ответ на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что есть несколько форматов ее осуществления. Самым распространённым считается привлечение к проверке других педагогов, назначенных по приказу директора школы. Учитель-предметник может не принимать непосредственного участия в проверке аттестационных работ, при этом создается специальная комиссия независимых экспертов из других образовательных учреждений.

Сроки проведения промежуточных аттестационных работ обязательно согласуются с учителями, завучами, директором образовательного учреждения, заранее объявляются ученикам, их родителям. В основном такие проверочные работы проводят в период с 18 по 31 мая в рамках обычных уроков (без прекращения образовательного процесса).

Промежуточная аттестация по физике, химии, географии допускает применение определенных материалов и приборов: непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, географического атласа. По результатам проведенных промежуточных работ учитель, родители, администрация школы получают полную информацию о качестве обучения и имеющихся пробелах в знаниях ребят.

Источник

Новая модель аттестации учителей: рассказ апробатора

В сентябре и октябре 4500 российских учителей поучаствовали в апробации новой модели аттестации. Одна из участниц, учитель русского языка и литературы столичной школы Ирина Борисовна Иноземцева рассказала Педсовету о том, как это происходило, поделилась своими впечатлениями.

Читайте также:  Отбор подбор расстановка и аттестация персонала

Добровольное участие

Для нас, учителей, эта история началась в конце августа на общешкольном педсовете, когда нам предложили на добровольной основе принять участие в апробации.

Вызвались несколько человек, но позднее стало известно, что нужны учителя определенной возрастной категории (по другим категориям желающих уже набрали в других школах), и вот так получилось, что от нашей школы в апробации участвовало двое учителей: я и моя коллега.

Следующим шагом была регистрация в системе, затем всех добровольцев собрали для того, чтобы рассказать, что нас ждет. На этой общей встрече мы увидели и опытных учителей предпенсионного возраста, и педагогов среднего возраста, и совсем молодых ребят.

Профессиональная задача

Наша пробная аттестация состояла из трех заданий, на выполнение первых двух отводилось примерно по 10 дней.

Скажу сразу, что это был совсем новый опыт. Например, никогда раньше в рамках аттестации мне не приходилось решать так называемые «профессиональные задачи».

Каждому из нас на выбор предложили по восемь задач, из которых нужно было решить две.

Содержательно задачи имели приоритетную направленность на:

  • создание предметной среды учебной дисциплины (задачи 1 и 2);
  • проектирование и реализацию образовательного процесса (задачи 3 и 4);
  • проектирование и реализацию образовательной программы (задачи 5 и 6);
  • построение взаимодействия с участниками образовательных отношений (задачи 7 и 8).

Я сейчас процитирую пару задач, чтобы было понятно, о чем речь.

Задача 1

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите свое профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на свое усмотрение).

Задача 4

В вашем классе есть несколько учащихся, которые имеют хорошую успеваемость по предмету, но их результаты не отличаются стабильностью. Однако, они могут активно проявлять себя на уроке: отвечать у доски, задавать вопросы на уточнения, вступать в диалог при поиске альтернативных способов выполнения заданий. Задания, требующие четкого следования алгоритму в их выполнении, вызывают трудности, что сказывается на результатах тестовых работ по всем учебным предметам.

Предложите решение, позволяющее скомбинировать элементы дискуссионной учебной среды и выполнения учащимися тестовых заданий, для создания комфортной обстановки на уроке и активизации интереса к заданиям тестового характера.

Решать эти задачи нужно было с помощью девяти шагов, и каждый свой шаг описывать в специальной форме-таблице*.

От нас требовалось, например, сформулировать перечень вопросов, на которые нужно найти ответы, чтобы решить задачу; определить список источников и методы работы с ними для поиска необходимой информации в рамках решения задачи.

Затем мы должны были предложить решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания технологии, фрагмента рабочей программы или чего-то еще), аргументировать свое найденное решение задачи, сформулировать способ оценки эффективности решения, указать другие ситуации, в которых найденное решение может быть полезным, и так далее.

А в конце было необходимо описать возможные последствия выбранного решения: на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.

Видеозапись урока

Вторым заданием апробации была подготовка урока, в ходе которого на практике решались предложенные профессиональные задачи. Для оценки экспертам мы должны были предоставить видеозапись урока или его фрагмента.

Я очень благодарна администрации школы и своим коллегами за то, что помогли мне справиться с технической стороной дела: обеспечили аппаратуру, съемку, отправку видеофайла экспертам, сама бы я, наверное, не смогла.

Диагностическая работа

Ну и последний этап – это четырехчасовая диагностическая работа на знание предмета и методики преподавания, для написания которой нужно быть приехать в определенное время в определенное место.

В работе были вопросы и по предмету, и по методике, и по психологии, физиологии детей, нам предложили разработать внеклассное мероприятие по своему предмету, проверить ученическую работу по критериям ГИА и т.д.

Я не могу сказать, что это было сложно, но раньше ничего подобного мы не делали.

К началу октября мы уже выполнили все три задания, и теперь ждем результаты.
Очень интересно увидеть, во сколько баллов наши усилия были оценены. Правда, критериев оценки мы не знаем, с ними нас не знакомили.

Впечатления

По итогам могу сказать, что ничего страшного и невозможного для учителя в этой модели аттестации я не увидела. Даже было интересно.

А еще полезно. В моей практике видеозапись урока проводилась впервые, и мне было очень полезно увидеть себя на стороны, подметить какие-то плюсы и минусы, понять, над чем еще стоит поработать.

Думаю, после того, как эту модель введут в статусе обязательной, российские учителя довольно быстро привыкнут. И, мне кажется, прохождение такой аттестации помогает повышению квалификации учителя.

* Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения профессиональной задачи

Источник

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ)

Через пару лет аббревиатура ЕФОМ она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы».

Первый «блок» — письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше. В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идёт полным ходом

Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

— Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. — Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

Источник