Аттестация работников понятие значение ее проведения нормативная основа
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
— Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденные Госкомсанэпиднадзором России 12 июля 1994 года.;
— Стандарты системы безопасности труда (ССБТ);
— Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
— Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Положением, используются в целях:
— планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
— сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
— обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
— решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
— рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
— включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
— ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
— составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;
— применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда.
В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.
Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.
При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования должны выполняться в процессе работы, то есть при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах на методы измерений. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и проходить государственную поверку в установленные сроки.
Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.
Оценка травмобезопасности рабочих мест. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: 1) производственное оборудование; 2) приспособления и инструменты; 3) обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.). Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда. Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование. При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудования с соблюдением требований безопасности. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.
По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т.д.).
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок:
— по степени вредности и опасности;
— по степени травмобезопасности;
— обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности. Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.
При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, рабочее место признается аттестованным.
В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
К 1 классу (оптимальный) травмобезопасности относят оборудование и инструменты полностью соответствующие стандартам и правилам. Установлены и исправлены требуемые средства защиты, инструмент, средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно.
Ко 2-му классу (допустимый) травмобезопасности относят следующие результаты оценки: повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.д.).
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
При сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место не засчитывается как аттестованное.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
Источник
Аттестация в трудовом праве: понятие, значение и порядок ее проведения. Правовые последствия аттестации.
Аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.
Кроме того, такие мероприятия в период внедрения новых способов управления человеческими ресурсами внутри компании или иных технологических изменений позволяют определить потребность организации в необходимости повышения квалификации как отдельных работников, так и целых подразделений.
Трудовой кодекс РФ содержит нормы относительно аттестации работников в части закрепления права работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, если последний не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Главным условием прекращения трудовых отношений по данному основанию является подтверждение факта несоответствия результатами аттестации.
Трудовой кодекс РФ требует включать в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). А локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения аттестации, должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
Нормативного правого акта, который определял бы общие правила проведения, сроки, категории работников и иные вопросы, касающиеся аттестации, в настоящее время нет. Отдельные нормативные акты регулируют проведение аттестации только в отношении определенных категорий работников. Например, Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность проведения аттестации относительно работников, занимающих должности научно-педагогических работников, до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора (ч. 10 ст. 332). Но в данном случае работодателю предоставлено право, а не наложена обязанность по проведению аттестации. Порядок проведения аттестации в отношении таких работников закреплен Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 “Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников”. Аттестация предусмотрена также в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 “О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий”) и иных категорий работников.
Работодатели, работники которых не подлежат обязательной аттестации, могут предусмотреть в локальном нормативном акте нормы, позволяющие проводить проверку соответствия квалификации работников при выполнении трудовых функций.
Решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. В первую очередь необходимо сформулировать задачи, которые можно решить в конкретной организации с помощью аттестации, а также цели ее проведения. Например, работодатель принял решение об организационных изменениях, по итогам которых должны измениться условия трудовых договоров с работниками данной организации. Одним из методов выявления работников, которые могли бы претендовать на иные, более высокие должности (например, ведущий специалист на должность руководителя подразделения), и может стать аттестация.
Помимо этого при возможном сокращении штата или численности аттестация также поможет определить уровень квалификации того или иного работника, что позволит соблюсти нормы ст. 179 ТК РФ в части, касающейся преимущественного права.
При усовершенствовании производства и внедрении новых механизмов аттестация помогает определить уровень знаний и практических навыков работников, которые могли бы им позволить трудиться на новейших агрегатах. Если в ходе данной процедуры была установлена недостаточная квалификация работников, работодатель может принять решение о повышении их квалификации либо о профессиональной подготовке или переподготовке как непосредственно на производстве, так и в иных образовательных учреждениях различного уровня.
В целях повышения мотивации аттестация поможет выявить наиболее ответственных, инициативных и знающих свое дело работников, которые по ее итогам могут быть награждены подарками, иными призами или каким-либо образом поощрены.
В настоящее время существуют отдельные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ее проведения. Аттестация предусмотрена для следующих категорий работников:
- спасатели, которые приобретают этот статус только после аттестации, а в случае непрохождения ее в дальнейшем утрачивают данный статус (ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”). Основные положения проведения аттестации спасателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1479 “Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей”;
- прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”);
- авиационный персонал (п. 2 ст. 8 “Воздушного кодекса Российской Федерации” от 19.03.1997 N 60-ФЗ);
- руководители унитарных предприятий (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”);
- работники опасного производственного объекта (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”);
- работники библиотек (ст. 26 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ “О библиотечном деле”);
- лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств (п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.1993 N 876 “О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году”). Аттестация таких работников проводится на основании Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11, и т.п.
Трудовым кодексом РФ определено, что расторжение трудового договора в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 происходит по инициативе работодателя. Но некоторые работники не могут быть уволены вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по результатам аттестации (ст. 261 ТК РФ). А именно:
- беременные женщины;
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
- одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- другие лица, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери.
Поэтому, даже после подведения итогов аттестации, в ходе которой выявилось несоответствие занимаемой должности, увольнение таких категорий работников будет незаконным.
График проведения аттестации утверждается руководителем предприятия. Время, место и правила проведения аттестации доводятся до работников под расписку не позднее, чем за месяц до назначенной даты.
Приказом руководителя предприятия создается аттестационная комиссия.
Одним из этапов подготовки к аттестации является составление характеристики, аттестационного листа или иного документа, предусмотренного Положением и содержащего обобщенную информацию о работнике (как позитивную, так и негативную). Такие документы помогут членам аттестационной комиссии, не знающим работника лично, понять его отношение к работе, определить круг возможных вопросов к нему и т.д. Положением может быть утверждена форма такого документа, а также могут быть установлены обязанности руководителя подразделения, непосредственно участвующего в составлении документов такого рода. Если такая форма Положением не предусмотрена, то она может устанавливаться отдельным документом работодателя (приказом, распоряжением), с которым работника следует ознакомить под роспись.
Следующим этапом аттестации работников будет непосредственно проведение аттестации, порядок которой должен быть установлен Положением. Аттестуемый работник отвечает на тесты либо устно беседует с членами комиссии, которые изучают его характеристику до начала аттестации или в процессе ее проведения.
Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в т.ч. и об оценке квалификации работника. Если работник отвечает не на устные вопросы, ответы на которые заносятся в протокол, а выполняет письменные задания, то в протоколе необходимо указать на это, а тест оформить как приложение к протоколу.
Иными словами, если протокол состоит из нескольких листов (основной текст и дополнительные формы), он должен представлять собой единый документ. В случае возможного спора это позволит представить доказательства несоответствия работника в полном объеме.
При представлении работником дополнительных сведений, относящихся к оценке его деятельности, члены комиссии могут рассмотреть их немедленно либо принять решение о том, что для ознакомления с данными сведениями необходимо время, и перенести аттестацию указанного работника на другой срок. Такие действия также необходимо внести в протокол.
После заслушивания всех лиц, включенных в список аттестуемых, члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном Положением (открытое или закрытое голосование, в присутствии или отсутствии работника и пр.). Решение комиссии, внесенное в протокол, доводится до сведения работников под роспись в установленные сроки. Если Положением утверждена форма индивидуального документа, в который заносится решение аттестационной комиссии, то с внесенной информацией работник также должен быть ознакомлен под роспись.
Следует иметь в виду, что невнесение в протокол какой-либо информации о работнике может затруднить доказывание фактов (опрос по конкретным вопросам, представление дополнительных документов и т.д.).
Срок хранения протокола заседания аттестационной комиссии составляет 15 лет (ст. 359 раздела 8.2 “Установление квалификации работников” Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000)).
После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника (форма N Т-2) вносится соответствующая информация.
Завершающим этапом проведения аттестации является утверждение руководителем протокола аттестационной комиссии и принятие им окончательного решения по ее итогам. Решение работодателя оформляется приказом.
Аттестационная комиссия определяет соответствие уровня квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе. Решение о переводе работника, повышении его квалификации, увольнении может принять только работодатель (как одна из сторон трудовых отношений), в том числе наделенный полномочиями по расторжению трудовых договоров.
При рассмотрении выводов комиссии работодатель не обязан принимать их безоговорочно, т.е. если работник признан не соответствующим занимаемой должности, то работодатель вправе его не увольнять. Возможно, целесообразным будет направить такого работника на курсы повышения квалификации или закрепить за ним наставника, который поможет освоить те направления деятельности, по которым выявлены недостатки знаний или умений.
Источник
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.
Кто подлежит аттестации и кто ее проводит
Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.
Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.
Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ
Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:
- гражданские госслужащие;
- медработники;
- педработники;
- трудящиеся в сфере науки;
- прокурорские работники;
- пожарные;
- спасатели;
- транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
- руководители унитарных предприятий федерального значения;
- специалисты в сфере промбезопасности;
- связанные с перемещением и креплением грузов;
- работники культуры;
- иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.
Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.
Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ
Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.
При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:
- Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
- Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).
Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.
Как проводится аттестация
Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.
Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:
- Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
- Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
- Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
- Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
- Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
- Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
- Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
- соответствует/не соответствует занимаемой должности;
- условно соответствует должности;
- условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).
С документом следует ознакомить работников под подпись.
К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.
Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.
Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.
Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).
Внеплановая аттестация
Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:
- решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
- решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
- при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
- нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.
Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.
Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).
Правовое значение и итоги аттестации
Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.
Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.
По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:
Источник
Как провести аттестацию сотрудников
Аттестация персонала — это эффективный инструмент, который позволяет определить уровень квалификации работников и их соответствие должности. Меж тем соответствующие нормативные акты разработаны лишь для малой части работодателей. Поговорим о том, что руководителю любого предприятия необходимо знать о процедуре аттестации и как оформить основные документы в программе Контур-Персонал.
Немного теории
Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.
Не подлежат аттестации:
- беременные женщины;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
- совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.
Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.
Оформляйте и отслеживайте аттестации сотрудников в программе Контур-Персонал
Порядок проведения аттестации
Если руководитель принимает решение провести аттестацию сотрудников, он должен опираться на федеральное законодательство, в частности на Трудовой кодекс РФ, где даны определения понятий «квалификация» (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ) и «профессиональный стандарт» (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Перечень профстандартов постоянно расширяется, и сейчас они действуют параллельно с квалификационными справочниками.
Этапы и сроки проведения аттестации работников, критерии оценки их профессиональных качеств руководитель организации определяет сам. Он же назначает ответственных лиц Главное — утвердить принятый порядок в положении об аттестации. Все этапы оценки персонала и принятые по результатам аттестации решения также отражаются через локальные нормативные акты:
- приказ о проведении аттестации;
- график аттестации;
- приказ о прохождении аттестации;
- протокол заседания аттестационной комиссии;
- другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации.
Единой формы этих документов нет, организация вправе сама разработать удобные бланки для оценки персонала или воспользоваться шаблонами, которые предлагают современные системы автоматизации.
Приказы и отчеты по аттестации в программе Контур-Персонал
Одним из наиболее востребованных документов является приказ о прохождении аттестации. Этим приказом можно присвоить, подтвердить, снять или отказать сотруднику в присвоении категории согласно представленным им документам.
Приказ размещен в реестре приказов в папке Профессиональный рост / Прохождение аттестации. Заполнять поля вы можете вручную или выбрать записи из справочника.
Приказ о прохождении аттестации
Специалисты кадровых служб, в чьи обязанности входит отслеживать срок окончания действия категорий, могут использовать отчет «Дата следующей аттестации». Он находится в реестре отчетов в папке Списки / Профессиональный рост / Дата следующей аттестации.
В параметрах отчета вы можете задать следующие фильтры: период, подразделение и вид аттестации. В отчет система подтянет сотрудников, у которых дата окончания дополнительного образования входит в указанный период.
Отчет можно распечатать. Файл также можно сохранить на компьютере или переслать руководителю.
Отчет «Дата следующей аттестации»
Помимо отчета вы можете воспользоваться предупреждением «Дата следующей аттестации». Сервис запускается при входе в программу. Если вы отключили его, но вам нужна актуальная информация, выберите пункт меню Текущая работа / Оперативный контроль, в открывшемся окне установите галочку напротив предупреждения Дата следующей аттестации и нажмите на кнопку «Запустить». Система покажет, кому из сотрудников требуется очередная аттестация в ближайшее время.
Источник
Аттестация работников
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Читайте в статье:
Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.
Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.
Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:
Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.
Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.
Другие справочники по работе с персоналом
Ознакомившись с проведением аттестации работников, не забудьте посмотреть следующие справочники, они помогут при расчетах с персоналом:
Аттестация работников 2019 года: что важно знать
Положительной стороной аттестации работников 2019 года является возможность для работодателя, получив объективные итоги проверки и приняв определенные кадровые решения, повысить общую эффективность работы и качество ее выполнения, выделить наиболее перспективных специалистов с точки зрения дальнейшего карьерного роста, оптимизировать расстановку кадров в организации, а также найти способы побудить сотрудников заниматься самообразованием и повышать свою профессиональную квалификацию.
В зависимости от того, является ли обязательной оценка деловых качеств сотрудника и итогов его работы, проверочные мероприятия могут происходить:
- В обязательном порядке.
- По заявлению сотрудника.
- По инициативе работодателя.
Обязательная аттестация работников организаций
Обязательной пока что считается аттестация работников организаций госсектора, а именно:
руководителей федеральных ГУПов.
Кроме того, оценка соответствия должности обязательна для лиц, занятых на следующих работах с повышенной вредностью или опасностью.
- В авиации.
- На опасных объектах производственного характера.
- В обеспечении безопасного движения на дорогах.
- В маневровой работе на железных дорогах общего пользования.
- При движении поездов по железным дорогам общего пользования.
С профессиональной точки зрения под проведение аттестации работников организаций подпадают лица:
ведущие педагогическую работу;
занятые на таможне.
Например, для специалистов, занятых на опасных объектах производственного характера, установлены следующие сроки проверочных мероприятий.
Таблица. Аттестация работников организаций, занятых на опасных объектах
Вид проверки
Когда проводить проверку
В течение одного месяца при:
приеме на работу
переводе на другое место работы
переходе в другую фирму
Не реже чем раз в 5 лет
Внеочередная проверка руководителя в Центральной комиссии
В случае аварии или смерти сотрудника
Проведение аттестации работников в других случаях
Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:
Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.
Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.
В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.
Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):
В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.
Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.
Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.
Порядок аттестации работников
Чтобы максимально объективно оценить итоги работы и деловые качества наемного сотрудника, рекомендуется придерживаться единого порядка аттестации работников с точки зрения:
выполнения пошагового алгоритма;
правильного оформления обязательной документации.
В общем случае порядок аттестации работников предполагает следующие типовые действия.
Шаг 1. Утвердить регулирующий локальный документ.
Чаще всего в качестве локального документа, регулирующего порядок аттестации работников, работодатели утверждают Положение об аттестации.
Шаг 2. Подписать приказ о проведении проверки.
Данный распорядительный документ издается от имени и за подписью руководителя.
Шаг 3. Утвердить аттестационную комиссию.
Каких-либо ограничений по участию в аттестационной комиссии законодательно не установлено.
Шаг 4. Сообщить персоналу о проверке.
Шаг 5. Провести аттестацию работников.
Все проверочные мероприятия должны точно соответствовать требованиям и правилам, закрепленным в регулирующем эту процедуру локальном документе.
Шаг 6. Получить итоги мероприятия и принять необходимые меры.
Итогом проверочных мероприятий является одно из решений аттестационной комиссии:
или о должностном соответствии;
или о несоответствии занимаемой должности.
Аттестация работников организаций: пошаговая инструкция
В соответствии с проведенным выше общем описанием порядка аттестации работников организаций, можно рекомендовать действовать в соответствии со следующей подробной пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Утверждение регулирующего локального документа.
Для аттестационных целей локальный документ, чаще всего Положение об аттестации, должен охватывать следующие вопросы.
- Квалификационные требования к сотрудникам, например:
- выполнение плана;
- соблюдение дисциплины труда и т.д.
- Проверяемые должности.
- Порядок аттестации работников 2019 года по плану.
- Порядок проведения внеплановой проверки.
- Правила созыва аттестационной комиссии.
- Процедура проверки должностного соответствия.
- Документация, оформляемая по итогам проверки, в том числе:
- ведение протокола созыва комиссии;
- оформление приказа руководителя по итогам проверки должностного соответствия и т.д.
При этом единой типовой формы для локального документа о проверках должностного соответствия сотрудников законодательство не определяет. Поэтому работодатели разрабатывают документ сами, чаще всего скачивая готовый юридически корректный образец и при необходимости подправляя его в соответствии со спецификой своей деятельности.
Положение об аттестации на типовом бланке не оформляется.
Актуальный и юридически корректный образец локального документа о проверках персонала на предмет должностного соответствия приведен ниже и доступен для скачивания по ссылкам:
Шаг 2. Подписание распорядительного документа о проведении проверки.
Решения об аттестационных мероприятиях принимают их руководители. Эти решения оформляют приказами в произвольной форме, так как единого типового бланка приказа о проверке должностного соответствия на сегодняшний день нет. Тем не менее, для того, чтобы решение комиссии и руководителя нельзя было запросто оспорить, рекомендуется включать в приказ руководителя следующие сведения.
- Локализация проверки сотрудников на должностное соответствие, в том числе:
- место, где она будет проходить;
- сроки или график проверочных мероприятий.
- Круг лиц, подпадающих под проверку.
- Назначение аттестационной комиссии, в том числе сроки для ее:
- формирования;
- назначения;
- избрания.
- При внеочередной проверке – причины ее проведения.
- Подготовка аттестационной документации.
- Передача комиссии информации о сотруднике, в том числе:
- о его образовании;
- о трудовом стаже;
- об оценке со стороны непосредственного начальника;
- о предыдущем повышении квалификации;
- об итогах прошлой проверки и т.д.
Кроме того, при необходимости можно организовать опрос среди сотрудников в отношении проверяемого специалиста, чтобы более объективно оценить его личностные и профессиональные ценности либо, например, коммуникативные навыки. Это позволит вынести более обоснованное решение по итогам аттестационной работы.
Опрос коллег – одно из аттестационных мероприятий.
Актуальный и юридически корректный образец распорядительного документа об аттестации работников организаций приведен ниже, этот приказ можно скачать по ссылке:
Шаг 3. Формирование аттестационной комиссии.
Каких-либо ограничений по участию в этой комиссии законодательно не установлено. Тем не менее, в составе комиссии рекомендуется участвовать:
- Руководителям отделов.
- Сотруднику отдела кадров.
- Непосредственному руководителю проверяемого человека.
- Представителю профсоюза, если он есть.
При таких условиях комиссия может состоять, например, из пяти человек. Кроме того, в зависимости от должности проверяемого специалиста комиссия может обращаться по сложным вопросам к профильным экспертам, в том числе – нанимать их по гражданско-правовым договорам за вознаграждение для помощи в оценке должностного соответствия «узкого» специалиста.
Ограничений на участие в аттестационной комиссии нет.
Шаг 4. Извещение о проверке должностного соответствия.
Принимая решение об аттестации работников 2019 года, руководитель может возложить на кадровый отдел согласование графика проведения проверочных мероприятий, в том числе предложения о том, кто из сотрудников, когда и где проходит проверку. Как правило, аттестационный график предполагает определение этих сведений для каждого человека, подпадающего под оценку соответствия.
Определиться с графиком рекомендуется заранее – хотя бы за месяц. Это позволит заблаговременно известить персонал о проверочных мероприятиях. Например, руководитель работодателя может поручить начальникам отделов сообщить эту весть своим подчиненным. Рекомендуемый срок предупреждения – хотя бы за один месяц до проверки.
Шаг 5. Проведение проверки.
Комиссия проводит заседание при наличии кворума и в присутствии проверяемого специалиста. Члены комиссии могут выслушать непосредственного начальника, провести со специалистом собеседование или проверить его должностное соответствие по-другому – например, протестировать или провести экзамен. Главное для комиссии – оценить, соответствует ли человек той должности, на которой он трудится.
Форму проверочных мероприятий определяет локальный аттестационный документ.
Шаг 6. Получение результатов и принятие необходимых мер.
Результаты аттестации работников
Основными результатами аттестации работников являются заключения комиссии о должностном соответствии каждого из специалистов. Эти данные могут быть использованы в дальнейшем, в том числе при последующей оценке должностного соответствия того же человека. В целом действия работодателя по результатам аттестации работников можно представить в виде следующего алгоритма.
Шаг 1. Оформление решения комиссии.
По результатам аттестации работников комиссия заполняет специальный аттестационный лист. Единого типового образца для оформления результатов аттестации работников не установлено, поэтому аттестационный лист каждый работодатель оформляет на удобном для себя бланке с произвольными формулировками.
Актуальный образец, как оформить аттестационный лист по результатам аттестации работников, приведен ниже и доступен для скачивания. Он считается оформленным правильно, если прошедший проверку специалист расписался в нем об ознакомлении с мотивированными выводами комиссии:
Кроме того, члены комиссии подписывают протокол, составленный по итогам проверочного заседания. В протоколе фиксируется информация о том, кто проходил проверку, какие были представлены документы, характеризующие проверяемого специалиста, на какие вопросы и как он ответил и т.д.
Актуальный образец, как оформляется протокол заседания комиссии, приведен ниже и доступен для скачивания по ссылке:
Шаг 2. Получение ответа от наемного специалиста.
Если специалист, прошедший проверку должностного соответствия, сомневается в выводах комиссии, он должен иметь возможность, как минимум, выразить свою точку зрения на этот счет. Кроме того, сотрудник вправе обжаловать итоги аттестационных мероприятий, с которыми он не согласен.
Выводы аттестационной комиссии можно обжаловать.
Шаг 3. Представление итогов проверки руководителю.
Ознакомившись с выводами комиссии в отношении каждого проверенного специалиста, а также с поступившими от него возражениями, руководитель принимает определенное кадровое решение. В зависимости от выводов комиссии он может ничего не менять либо повысить или понизить специалиста в должности. В крайнем случае человеку, неудовлетворительно прошедшему тестирование, собеседование или экзамен, грозит увольнение.
Кадровое решение руководителя оформляется приказом в произвольной форме, так как типового бланка для данного распорядительного документа на текущий момент нет. Актуальный образец оформления кадрового решения руководителя по результатам аттестации работников приведен ниже и доступен для скачивания:
Локальным аттестационным документом работодателя может быть определен предельный срок, в течение которого необходимо принять то или иное кадровое решение. К примеру, это может быть двухмесячный срок с даты проведения проверочных мероприятий. После чего информация об итогах проверки должностного соответствия специалиста обязательно вносится в его личную карточку.
Источник