Аттестация как административно правовой

Вопрос 3. Понятие и стадии административной процедура аттестации.

Нормативного закрепления понятия аттестации, к сожалению, нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под аттестацией понимают ряд направлений: во-первых, определение деловой квалификации работника, отзыв о его способностях, достоинствах или поведении; во- вторых, определение качества продукции, рабочих мест, уровня знаний.

Несмотря на то, что аттестация работников достаточно широко распространена и играет важную роль в формировании профессионального ядра государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и других категорий работников законодателем, к сожалению, не сформировано внятной государственной концепции аттестации, без которой невозможно устранение разночтений, связанных с понятийным аппаратом, принципами, целями и задачами аттестации.

Сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством. Аттестация, выступая, как форма государственно-общественного контроля, является по своей сути одним из средств административно-правового воздействия государства на определенный круг общественных отношений, возникающих в процессе аттестации.

Таким образом, под процедурой аттестации понимается

установленный порядок последовательно совершаемых действий для определения деловой квалификации работника, отзыва о его способностях, достоинствах или поведении, либо для определения качества продукции, рабочих мест, уровня знаний.

Порядок проведения аттестации предусматривается рядом федеральных законов и подзаконных актов, в частности, процедура аттестации сотрудников органов внутренних дел предусмотрена статьей 33 федерального закона от 30 ноября 2011 года №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятым в его исполнение приказом МВД России от 14 марта 2012 года №170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Аттестация государственных служащих предусмотрена федеральным законом от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», педагогических работников — федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности этот закон предусматривает для студентов и курсантов ВУЗов проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Рассмотрим процедуру аттестации на примере органов внутренних дел. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации.

Кроме того, внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

1) при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

2) при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в виду расторжения контракта в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности;

3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел;

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

4) в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя ОВД аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений и руководители основных структурных подразделений ОВД. В случае необходимости к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при ОВД, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Административная процедура аттестации состоит из нескольких стадий:

1) . Подготовка к проведению аттестации;

2) . Рассмотрение аттестационного дела;

3) . Принятие решения;

4) . Обжалование и пересмотр решения.

Первая стадия аттестации начинается с составления плана аттестации сотрудников органов внутренних дел. Ежегодно, к 15 декабря, кадровым подразделением разрабатывается план проведения аттестации на следующий календарный год, утверждаемый начальником ОВД. План проведения аттестации Центральной аттестационной комиссии МВД России разрабатывается Департаментом государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации и утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации. При разработке плана проведения аттестации учитываются даты назначения сотрудников на должности, даты проведения последних аттестаций и рекомендации аттестационных комиссий, принятые по их результатам.

Подготовка к проведению аттестации осуществляется непосредственным начальником аттестуемого сотрудника и кадровым подразделением. Непосредственный руководитель подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.

Вторая стадия представляет собственно рассмотрение аттестационной комиссией аттестационного дела. Аттестация проводится, как правило, в присутствии аттестуемого сотрудника. Аттестация может проводиться в отсутствие аттестуемого сотрудника по решению председателя соответствующей аттестационной комиссии или начальника соответствующего органа внутренних дел либо по мотивированному рапорту самого аттестуемого сотрудника.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника.

Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным и доброжелательным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и по просьбе аттестуемого сотрудника — другие сотрудники.

Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника.

В случае предоставления аттестуемым сотрудником при проведении аттестации дополнительных сведений о своей служебной деятельности, а также в целях проверки доводов аттестуемого сотрудника о несогласии с представленным на него мотивированным отзывом аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок для истребования дополнительных материалов и ознакомления с предоставленными сведениями членов аттестационной комиссии.

В случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному начальнику сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

Третья стадия аттестации — принятие решения заключается в принятии аттестационной комиссией открытым голосованием рекомендаций в форме аттестационного листа. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;

2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для профессиональной переподготовки или повышения квалификации сотрудника с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

Рекомендации аттестационной комиссии отражаются в протоколе заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, заместителем председателя, иными членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании аттестационной комиссии, и заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

Протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист в двухдневный срок передаются секретарем аттестационной комиссии в соответствующее кадровое подразделение для ознакомления сотрудника с аттестационным листом и представления начальнику соответствующего ОВД для принятия окончательного решения в соответствии с рекомендациями аттестационной комиссии. Мотивированный отзыв и аттестационный лист приобщаются к личному делу сотрудника

Четвертая стадия — обжалование принятого решения — факультативная. Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в административном или судебном порядке.

Источник



Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

Читайте также:  Бесплатная аттестация it специалистов

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

С документом следует ознакомить работников под подпись.

К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.

Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.

Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).

Внеплановая аттестация

Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

  • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
  • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
  • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
  • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

Правовое значение и итоги аттестации

Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:

Источник

Процедуры аттестации и аккредитации: понятие, место в структуре административного процесса, правовое регулирование, субъекты и стадии

В настоящее времязаконодательного понятия аттестации в настоящее время нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под атте­стацией понимают определение деловой квалификации, уровня знаний.

Существует аттестация арбитражных управляющих, бухгалтеров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих и т.д.

Аттестация муниципального служащего – проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств, а также соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых можно выделить государство в лице специально уполномочен­ных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отно­шении которых данная аттестация проводится.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государствен­ной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

В ряде случаев аккредитация возможна только на основании аттестации. Например, положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Процедуры аттестации и аккредитации обладают всеми признаками административных процедур. Все эти процедуры имеют стадии, в рамках которых осуществляется определенный порядок действий субъектов участвующих в данном процессе.

Субъектами с одной стороны выступают заявитель, а с другой – администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровня. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления.

Заявителем в данных процедурах может выступать:

– юридическое лицо — любая организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и их объе­динения, в том числе общественные;

– общественное объединение, не являющееся юридическим лицом.

При этом заявителям предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей.

В качестве администрации в данных процедурах может выступать:

– федеральный орган исполнительной власти, иной государ­ственный орган федерального уровня (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ);

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственной орган субъектного уровня;

– исполнительный орган местного самоуправления;

– иные публичные организации, которым в установленном законом порядке переданы властные полномочия в сфере управле­ния, а также государственные служащие федеральной государственной службы, государственные служащие государственной службы субъек­тов Российской Федерации, муниципальные служащие.

Различают следующие стадии административной процедуры:

Первая стадия. Обращение в администрацию – подача заявления в орган, непосредственно выдающий такое разрешение.

В заявлении должно быть указано требование о принятии ре­шения по данному заявлению. Кроме того, заявитель должен пре­доставить определенный перечень документов, необходимых при рассмотрении и принятии предварительного решения по данному вопросу.

Перечень документов для каждого вида рассматриваемых видов деятельности различен, но, как правило, на данной стадии необ­ходимо предоставить:

– копии учредительных документов и копия документа о го­сударственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не завере­ны нотариусом) — для юридического лица;

– копию свидетельства о государственной регистрации граж­данина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявле­нием оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;

– копию свидетельства о постановке соискателя на учет в на­логовом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

– документ, подтверждающий уплату финансового сбора за рассмотрение органом заявления о предоставлении разрешения;

– сведения о квалификации работников соискателя разрешения.

Например, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3-х последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Такое обращение предполагает существование у заявителя того или иного права либо свободы, для реализации которого недостаточно толь­ко воли заявителя, но обязательно также принятие (издание) админист­ративного акта. Основания приобретения такого права либо свободы могут быть различны: в силу закона или в силу договора. В связи с этим администрация на первой стадии рассмотрения обращения должна вы­явить соответствие заявленных требований таким юридическим основа­ниям, которые признали бы эти обращения допустимыми.

Таким образом, первая стадия административной процедуры – обращение в администрацию – завершается принятием промежу­точного решения о приемлемости обращения, с точки зрения его соответствия следующим условиям:

Читайте также:  Аттестация главного инженера предприятия

а) обращение подано субъектом, обладающим административной процессуальной правосубъектностью;

6) обращение подано в надлежащей правовой форме, требова­ния основаны на нормах закона;

в) представлены доказательства фактических, обстоятельств ад­министративного дела (необходимые сведения или необходимые документы).

В случае соблюдения этих условии первая стадия административ­ной процедуры завершается принятием административного дела к рас­смотрению. При их несоблюдении заявитель должен быть уведомлен о непринятии его заявления с указанием мотивов такого решения.

Вторая стадия. Рассмотрение заявления в рамках административного дела и принятие административного решения. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. К этим мерам относятся: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, истребование необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. Итогом стадии является принятие административного акта или совершение требуемого действия.

К числу наиболее общих вопросов, составляющих обязательную часть административной процедуры второй стадии, относятся:

– права и обязанности заявителя и администрации;

– ответственность заявителя и администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов.

Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представ­ленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. Именно администрация определяет объем и характер необходимых дли исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультиро­вание, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информи­рование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимают полномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находя­щихся в иных органах и организациях, у иных лиц.

На данном этапе может формироваться аттестационная или аккредитационная комиссии (коллегии), в состав которых входят представители заявителя и административного органа.

Например, при аттестации образовательного учреждения в состав аттестационной комиссии включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобрнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств.

При аккредитации образовательного учреждения в состав аккредитационной комиссии включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Имеется еще одна обязанность у администрации: информиро­вать заявителя о порядке осуществления административной проце­дуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя, а также о способах и форме пересмотра решения по административному делу.

Определяя правовой статус заявителя (представителя заявителя) в ходе осуществления административной процедуры, следует особо отметить его право быть выслушанным администрацией перед тем, как будет принят административный акт по вопросам, имеющим значение для разрешения дела. Заявитель также обладает правом хо­датайствовать перед администрацией об истребовании дополнительных материалов, проведении тех или иных процедурных действий.

Следует также сказать и об ответственности, которая может на­ступать на данной стадии. Ответственность наступает, если нару­шены требования федерального закона, при этом необходимо учесть, что в отношении администрации могут быть применены как чисто дисциплинарные меры ответственности, так и материальные, а в исключительных случаях – уголовные.

Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонару­шения, то в отношении заявителя могут быть применены меры от­ветственности, предпочтительно материальные.

Сроки рассмотрения административного дела могут быть общи­ми и специальными.

Общий срок осуществления рассматриваемой стадии (один месяц с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов), с одной стороны, должен предоставлять администрации реальную возмож­ность исследовать материалы административного дела в полном объеме, а с другой – не должен создавать существенных препятствий правам заявителя.

Специальный (сокращенный) срок рассмотрения обращений устанавливается в особых случаях, например, когда без немедленного прекращения или приостановления действий администрации жизни или имуществу заявителя может быть нанесен существенный ущерб. В этом случае решение принимаются немедленно.

Итогом рассматриваемой стадии станет окончательное решение по административному делу – принятие административного акта или совершение требуемого действия. По характеру решения адми­нистративный акт может быть как позитивным – удовлетворение заявленного требования, так и негативным – отказ в нем.

Например, решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Уполномоченный орган имеет право приостановить действие или аннулировать свидетельство об аттестации или аккредитации.

Третья стадия. Пересмотр административного решения (факультативная). На этой стадии лицо, не согласное с принятым решением об отказе на занятие определенным видом деятельности, имеет право обратиться в вышестоящую организацию, а также в органы судебной власти.

Следовательно, данная стадия может наступить в случае отказа лицу разрешения со стороны государства, то есть в случае неудовлетво­рительного для него решения.

Этой стадии присущи принципы законности, своевременности, объективности. Основными ее элементами являются:

– права и обязанности заявителя, администрации и выше­стоящей администрации;

– ответственность вышестоящей администрации за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры.

На сегодняшней день, в условиях формирования правового, де­мократического государства, реализация данной стадии имеет особо важное значение, так как направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализующих свое право на получение разре­шении от государственных органов на занятие определенным видом деятельности.

Источник

Правовая характеристика института аттестации.

Анализ нормативных правовых актов, судебной практики и специальной научной литературы, посвященных аттестации, позволяет говорить о многогранности этого явления, ставшего предметом изучения нескольких отраслей права. Прежде всего, трудового и административного права, т.е. тех отраслей, которые в предмет правового регулирования включают отношения, связанные с регулированием труда работников.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. Attestātioсвидетельство, подтверждение) — определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, технические устройства, рабочие места); отзыв, характеристика.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых, можно выделить государство в лице специально уполномоченных органов, осуществляющих аттестацию, и иные организации и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых данная аттестация проводится.

Это позволяет сделать вывод, что процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых она проводится.

Так, хозяйствующие субъекты, круг которых достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и эффективно. А аттестация способствует повышению их производительности труда; уменьшению налогооблагаемой базы; получению скидок к страховым тарифам; обоснованию льгот и компенсаций для работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.

Государство же посредством аттестации обеспечивает дополнительный контроль за качеством их деятельности с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, аттестация, как форма государственно-общественного контроля, является по своей сути одним из средств административно-правового воздействия государства на определенный круг трудовых и производственных общественных отношений, что позволяет выделить ее в качестве самостоятельного института административного права.

Институт аттестации представлен комплексом системообразующих материально-правовых и процессуально-правовых норм. Материально-правовые нормы определяют цели, задачи, функции аттестации, а также административно-правовой статус субъектов аттестационных отношений. Процессуально-правовые нормы обеспечивают исполнение материальных норм, устанавливая процедуру аттестации.

Основными принципами аттестации являются: законность, проведение аттестации должно в полной мере соответствовать нормам права;

гласность, т.е. широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения аттестации; демократизм, предполагающий широкое участие представительных органов работников в аттестационных процедурах; результативность, означающая обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации; объективность, проявляющаяся в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, беспристрастно и в возможности обжалования решений комиссии.

В настоящее время в российской практике сложились следующие виды (типы) аттестации: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников, аттестация персонала организации, аттестация рабочих мест по условиям труда.

В лекции мы рассмотрим институт аттестации на примере аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников.

В последнее время значение аттестации рабочих мест по условиям труда при организации трудовых отношений на предприятии резко возросло. Это связано с рядом факторов. В первую очередь для работодателей проведение аттестации рабочих мест – это возможностьизбежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, а также административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Ростехназдором и Прокуратурой.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях: выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требование об обязательном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда установлено статьями 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест.

Проводить аттестацию должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка): юридические лица; индивидуальные предприниматели.

На физических лиц, выступающих в качестве работодателей, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования рассматриваемого Порядка не распространяются.

Работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, проводят такие работы совместно на основании договора.

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании гражданско-правового договора с работодателем необходимые измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Читайте также:  Экономический расчет аттестации

Аттестации подлежат рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии, которую возглавляет представитель работодателя, включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации и присваивает каждому рабочему месту порядковый номер;

заполняет и подписывает карты аттестации;

разрабатывает по результатам аттестации план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

травмоопасности рабочих мест;

обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

условий труда на рабочих местах (комплексная).

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Итогом аттестации является рассмотрениеаттестационной комиссией отчета об аттестации в течение десяти календарных дней после его поступления. Отчет об аттестации и протокол заседания аттестационной комиссии передается работодателю (его представителю).Работодатель в течение десяти рабочих дней с момента поступления указанного протокола и отчета об аттестации издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета направляет на бумажном и электронном носителях сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит должностным лицам и предпринимателям административным штрафом, дисквалификацией или административным приостановлением деятельности (ст. 5.27 КоАП РФ).

Источник

Аттестация сотрудников. Правовые основы

Наталия Зеленина Необходимость оценки соответствия работников занимаемым ими должностям стоит перед любой компанией, все чаще используется механизм аттестации сотрудников для повышения эффективности и качества труда, стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации, обеспечения дифференциации уровня оплаты труда, даже для оптимизации структуры организации и штатной численности работников. Как избежать ошибок при проведении аттестационных мероприятий? Об этом наш разговор с частнопрактикующим юристом Наталией Зелениной. – Наталия Александровна, насколько важно при проведении аттестации соблюдать требования, установленные законодательством и нормативными актами? – В случае несоблюдения требований, установленных законодательством и иными нормативными актами, результаты аттестации признаются незаконными, что может повлечь за собой довольно серьезные последствия, прежде всего, для работодателя. Например, руководитель уволил работника по результатам аттестации, но сама процедура аттестации была проведена с нарушением необходимых правил. В этом случае работник не только может быть восстановлен в должности, но и получит заработную плату за время вынужденного прогула. – Какими нормативными актами регулируется процедура аттестации? Может ли организация самостоятельно установить порядок аттестации сотрудников? – Часть 2 ст. 81 ТК РФ говорит о том, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. В Трудовом кодексе РФ содержится мало положений, касающихся аттестации работников. В нём установлено, что работодатель имеет возможность расторжения трудового договора на основании несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (подпункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); при наличии в юридическом лице профсоюзной организации в состав аттестационной комиссии должен включаться ее представитель, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Существуют отдельные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения аттестации в отношении некоторых категорий работников. Обязательная аттестация предусмотрена нормативными правовыми актами (законами, постановлениями Правительства РФ, ведомственными приказами) для следующих категорий работников: авиационный персонал, работники опасных производственных объектов, спасатели, руководители унитарных предприятий, лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств и другие. В связи с тем, что единого нормативного акта, определяющего порядок проведения аттестации в коммерческих организациях, нет, работодатель имеет право разработать локальный нормативный акт, определяющий порядок проведения аттестации. Например, положение о проведении аттестации персонала, которое утверждается в соответствии с установленным в организации порядком и при наличии в организации представительного органа работников с учетом его мнения. – Многие компании пользуются этим правом и разрабатывают свои положения об аттестации. Что необходимо предусмотреть в данном документе? – Локальный документ о порядке проведения аттестации работников организации должен содержать сведения о цели аттестации, периодичности ее проведения, порядке формирования аттестационной комиссии, категориях аттестуемых работников, категориях работников, в отношении которых аттестация не проводится, порядке подготовки и проведения аттестации, критериях оценки персонала, а также решениях, принимаемых по результатам этой процедуры. Приложениями к положению могут быть формы документов, которые оформляет организация при проведении аттестации. С утвержденным положением работников следует ознакомить под роспись. При отсутствии подписи работника применять к нему дисциплинарные взыскания в связи с несоблюдением установленного порядка нельзя. – С чего начинается процедура аттестации? – Подготовка к аттестации начинается с составления приказа, в котором в отражаются такие вопросы, как формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков работников, подлежащих аттестации, и так далее. График проведения аттестации подлежит доведению до сведения каждого аттестуемого работника под расписку не позднее чем за период времени до начала аттестации, который установлен нормативным актом, регламентирующим порядок проведения аттестации. – Возможно ли проведение внеочередной аттестации? – Это возможно по соглашению сторон либо по решению руководства. Такая мера может быть связана с сокращением рабочих мест, с изменением штатного расписания или системы оплаты труда. Внеочередные аттестации могут проводиться и при выявлении фактов некачественного изготовления продукции или при подаче руководителем подразделения служебной записки о несоответствии работника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности. – Есть ли ограничения в перечне лиц, подлежащих аттестации? – Плановая аттестация обычно не касается работников, проработавших на занимаемой должности менее одного года, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Впрочем, сегодня закон позволяет организациям устанавливать свои ограничения. – Может ли работник отказаться от аттестации? – Может, если это оговорено в положении об аттестации данной организации либо в трудовом договоре работника, но, как правило, это недопустимо. Более того, при отсутствии уважительной причины отказ от аттестации может расцениваться как дисциплинарное нарушение. Возможен вариант проведения аттестации и в отсутствие работника – при наличии письменного заявления последнего. – Имеет ли право работник обжаловать результаты аттестации? – Безусловно, имеет. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Обжалование производится в рамках процедур, установленных главой 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» ТК РФ. Наталья Козырева Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

Источник