Армения это страна таможенного союза

Армения это страна таможенного союза

Светлана Гаврилова

Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.

В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.

Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией — в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…

Скорее, решение Еревана — это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.

Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.

Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.

Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. «Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке — граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики», — отмечает Станислав Савинов».

По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….

Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».

Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:

  • признание новым участником принципов Договора;
  • готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно — кредитная, валютно — финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.

Примечание

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.

Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.

Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.

Источник



Страны ЕАЭС

Страны ЕАЭС

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Поставки ВЭД под ключ

Организация ВЭД

Таможенный союз ЕАЭС

Страны Таможенного союза ЕАЭС

Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.

Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.

Источник

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Авто из Европы: кому еще дали право на льготную растаможку

Россия разрешила въезд белорусским вахтовикам

Члены

В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2020 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2020 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Россия Казахстан Беларусь Кыргызстан Армения
85,33% 7,11% 4,55% 1,9% 1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.


Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

какие страны в таможенном союзе

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

Читайте также:  Подтверждение соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов таможенного союза

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2020 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2020 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2020 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2020 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Флаг Таможенного союза

Символика не изменилась со времен Евразийского экономического сообщества, Высшим советом ЕАЭС принято решение о сохранении желто-синего флага с изображением Евразии:

Флаг ТС

При этом активисты Евразийского движения РФ предлагают новую версию флага и эмблемы – «Пурпурное знамя» с восьмиконечной звездой в левом вернем углу:

Читайте также:  Инн таможенный союз

Предлагаемый новый флаг

Фиолетовый цвет, по их мнению, очень популярен, носит диалектический характер. Звезда – возрождение, общность судеб, веру.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.
Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

страны участницы таможенного союза

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Источник

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

Содержание

Члены

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефону прямо сейчас, это быстро и бесплатно (просто кликните для звонка):

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Россия Казахстан Беларусь Кыргызстан Армения
85,33% 7,11% 4,55% 1,9% 1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Читайте также:  Правила таможенного союза технический регламент пищевого производства

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Источник

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – это объединение между странами в рамках ЕАЭС. Он создан с целью упрощения торгового взаимодействия между государствами, членами ассоциации. Союз предусматривает упразднение таможенных пошлин и оплат другого характера, унификацию способов сертификации и оценивания качества, формирование единой базы данных по отдельным пунктам экономической деятельности.

Содержание:

Состав Таможенного союза

Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.

Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

Перечень государств, которые являются действующими членами евразийского экономического союза:

  • Россия (с 01.07.2010 г);
  • Казахстан (с 01.07.2010 г);
  • Беларусь (с 06.07.2010 г);
  • Киргизия (с 08.05.2015 г);
  • Армения (с 10. 11.2014 г).

Кандидаты на вступление в Союз – Сирия и Тунис, от Турции было получено предложение о входе состав ассоциации, но пока названные страны не приняли никаких конкретных шагов. Можно отметить, что работа Таможенного союза стала хорошим подспорьем для усиления торговых взаимодействий между республиками, которые когда-то входили в состав СССР.

Механизм распределения таможенных пошлин

Среди основных критериев деятельности Союза можно выделить программу централизованного распределения таможенных пошлин, что уплачиваются при пересечении рубежей ЕАЭС при ввозе/вывозе товаров. При распределении используется единый механизм долевого участия:

  • РФ получает 85,33% от всех поступлений;
  • Казахстан – 7,11%;
  • Беларусь – 4.55%;
  • на долю Кыргызстана приходится 1.9%;
  • на долю Армении – 1.11%.

С учетом представленной информации, можно отметить, что ныне действующий Таможенный союз является основательным инструментом для экономического объединения государств, состоящих в ЕАЭС.

Цели формирования ТС

Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

Чтобы этого добиться, предполагалось:

  • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
  • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
  • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.

История создания ТС

Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.

  • 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
  • 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
  • 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
  • 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
  • 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
  • 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
  • 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
  • 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
  • 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
  • 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
  • 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.

Преимущества Таможенного союза

ТС предоставляет государствам-участникам ряд преимуществ, а именно:

  • существенное снижение расходов на переработку и транспортировку товаров в пределах ТС;
  • снижение количества бюрократических процедур, а значит, и временных затрат при перевозке продукции по территории ТС;
  • снижение количества действия сотрудников таможни, необходимых для вывоза груза в третьи страны;
  • обеспечение новыми рынками сбыта;
  • упрощение законодательных нормативов благодаря унификации.

Роль Казахстана в ТС

В первое время создание ТС обеспечило благоприятные условия для роста экспортной продукции, произведенной в Казахстане на рынок Таможенного союза. Так, в 2011 г поставки продукции и сырья в РФ значительно увеличились. Значительный рост экспорта происходил за счет сырьевых поставок, в частности минеральных продуктов. В 2013 г произошло снижение доли сырья в общем экспорте Казахстана.

И в дальнейшем в условиях кризиса и спада конкурентоспособности производственных предприятий республики сырьевая доля будет лишь нарастать, а значит, будет продолжать увеличиваться отрицательное сальдо внешней торговли РК с государствами ТС.

Более существенный фактор экономики Казахстана – импортные поставки из РФ и РБ. В частности Россия была и остается важнейшим торговым партнером центральноазиатской республики.

Вывод

ТС послужил объединением стран бывших союзных республик, у которых за годы независимости произошли существенные изменения в экономике, поэтому взаимных интересов оказалось не очень много. Общее у всех стран в том, что их экономика зависима от российского рынка сбыта. В результате получается, что ратификация межгосударственных документов происходит гораздо чаще, чем наблюдается рост товарооборота.

Однако, несмотря на некоторые трудности, заметен процесс упрощения передвижения продукции, снижение количества бюрократических процедур, происходит совершенствование условий взаимодействия между предприятиями государств-участников. С течение времени и с ростом заинтересованности субъектов хозяйствования внутри Союза произойдет увеличение объема товарооборота между странами ЕАЭС.

Источник