Анализ работы учителя истории для аттестации



Анализ работы учителя истории для аттестации

Изучила много педагогических технологий в теории. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся старшей ступени школы происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ, лекционно – семинарской системы. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках. Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно. Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока.

На мой взгляд, дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу — снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7 – 9 классов. В среднем звене большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем», «Семь чудес света» и др. В старших классах ребята выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России. Лучшие исследовательские проекты старшеклассников занимают призовые места в школьных, муниципальных, региональных конкурсах, таких как «Моя земля, мои земляки», «Первые шаги в науку», «Грани Творчества» (приложение стр. 52-67). Имею Свидетельство Управления образования и науки Тамбовской области руководителя исследовательской деятельности обучающихся при подготовке научных работ (приложение стр. 35).

  • CD «Династия Романовых. Три века российской истории»,
  • CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия »,
  • энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,
  • CD «Московский Кремль», «Государственная символика России. История и современность» и другие;
  • электронные учебники CD «История России: XX век»,
  • CD «История Отечества IX-XVIII вв.»,
  • CD «История России XVII – XIX века»,
  • CD «Обществознание 8 – 11 классы» .

Мною составлен свой каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, методические материалы размещены в электронном СМИ "ЗАВУЧ.ИНФО", на региональном сайте Тамбов Вики в сообществе учителей истории, обществознания и права, в социальной сети работников образования nsportal создала свой персональный сайт и разместила свое электронное портфолио (http//nsportal.ru/ponafidinaelenaaleksandrovna) (приложение стр.138-144).

Являюсь членом районной команды тьютеров по тиражированию опыта и обучению педагогических кадров образовательных учреждений использованию ИКТ в образовательном процессе (приложение стр. 132-133). Мои авторские разработки применяют многие учителя района на своих уроках. Их пропагандирует, использует в своей работе МУ « Информационно – методический центр» Уметского района. В 2008 – 2009 уч. год мною был дан открытый урок «Крестовые походы и их последствия» для молодых специалистов района в рамках семинара «Применение инновационных технологий на уроках истории». Однако, самой большой сложностью, использования ИКТ, является то, что кабинеты не оснащены компьютерами и достаточно сложно бывает в нужное время попасть в компьютерный класс.

В условиях современной профильной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроля. Применяю групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми обучающимися, выясняются непонятные вопросы. Это способствует развитию речи обучающихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля. Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми обучающимися, у которых наблюдается снижение результатов.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов – практиков. Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватной оценки ситуации, принятия решений в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.

Источник

Анализ учителя истории 2019-2020г.

Анализ учителя истории 2019-2020г.

Для реализации учебно-воспитательного процесса по истории руководствуюсь федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ.

Образовательная деятельность ведётся по следующим учебникам: история древнего мира ФГОС 5 класс А.А.Вигасин и др., история средних веков 6 класс А.А.Вигасин и др., Новая история 1500-1800 гг. 7 классс, Новая история 1800 — 1900 гг. 8 история и 9 класс А.Я.Юдовская и др. История России 6 класс, история России 7 класс, история России 8 класс, история России 9 класс под редакцией А.В.Торкунов.
Цель: Совершенствование квалификации и повышение компетенции в методике преподавания в условиях реализации ФГОС ООО, развитие творческой инициативы, поиска и освоения современных технологий обучения, воспитания, развития, обучающихся.
Задачи:
1. Изучить, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе;
2. Освоить педагогические технологии для совершенствования современного урока истории;
3. Формировать профессиональные компетентности по предметам;
4.Продолжить работу, направленную на раскрытие индивидуальных способностей обучающихся и формирование навыков самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно-коммуникативных технологий /ИКТ/, исследовательской и проектной деятельности;
5. Изучить опыт творчески работающих педагогов через мастер-классы, обучающие семинары, дистанционные формы.
Ожидаемые результаты работы:
· Повышение:
— уровня мотивации обучающихся к учению;
— качества образования;
— уровня сформированности ключевых компетентностей;
— уровень познавательной активности обучающихся на уроках истории;
· Увеличение количества обучающихся победителей и призеров, предметных олимпиадах, конкурсов;

· Участие в профессиональных конкурсах;

· Прохождение курсов повышения квалификации .

В 2019-2020 учебном году активно внедряла в свою практику следующие технологии обучения :

· Метод проектов — это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

· Компьютерные технологии обучения — совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

· Дифференциация обучения — обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

1.Участие в конкурсах, олимпиадах, вебинарах и т.п. 2019-2020 уч. год

1. Мероприятие «Приучение детей к культурному наследию».

Диплом 1 степени

2. Публикация методической разработки Тест по истории России «Политическая раздробленность Руси и её последствия».

3. Международная акция «Тест по истории Великой Отечественной войны»

4. Международная акция «Тест по истории Отечества»

Сертификаты участников:

Лобанов Д. 8кл.

Фролов Ф. 8кл.

Мамонов А. 9 кл.

Рощин И. 9 кл.

5. Проект «Источник Знаний» «Личности в истории».

Портал Pro Школу. ru

6. Проект «Источник Знаний» «Легенды и сказания Древней Греции»

Портал Pro Школу. ru

7. Публикация методической разработки: «Дети войны».

8. За существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

9. Публикация методической разработки: «Величайшие битвы».

10. Публикация методической разработки: «Стихи посвященные детям войны».

11. Публикация методической разработки «Словарь терминов по Новой истории 7 класс».

12. Международная викторина Мифы и легенды Древней Греции.

Диплом 1 степени Цяпута Анастасия

13. Международная викторина Мифы и легенды Древней Египта и Месопотамии.

Диплом 1 степени Цяпута Анастасия

14. Международная викторина Мифы и легенды России.

Диплом 2 степени Цяпута Анатасии

Постоянно совершенствую свою профессиональную деятельность, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, пользуюсь сайтами современный учительский портал, Инфоурок , Арт-Талант и другими, где размещены разработки уроков, творческие работы обучающихся, методические наработки.

Работаю в кабинете, где есть компьютер, мультимедиа- проектор, необходимая методическая литература, предметные словари, справочники, карты, карточки, тесты. Постоянно пополняю свою историческую мини библиотеку книгами.

Источник

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания
опыты и эксперименты на тему

Хорошилова Маргарита Анатольевна

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

Читайте также:  Аттестация учителя как средство

Педагогический опыт подсказывает, что решить данную установку невозможно, изучая лишь теоретический материал и не подкрепляя его практической деятельностью. Поэтому третий год работаю над темой самообразования: «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся».

Для решения указанной проблемы перед собой ставлю следующую цель своей профессиональной деятельности: развитие познавательной деятельности обучающихся посредством использования на уроках и во внеурочное время современных образовательных технологий.

1. Усилить практикоориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 6-11 классов приёмами и методами, формирующими ключевые компетенции и способствующие развитию познавательного интереса к предметам.

2. Оказывать помощь учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение.

Работаю в оформленном мной кабинете, где есть компьютер, мультимедиа — проектор, экран, Интернет. Имеется необходимая методическая литература, предметные книги, журналы, словари, справочники, карты, плакаты, наборы портретов исторических деятелей, иллюстрации, дидактический материал, серия исторических задач, презентации, тесты. Оборудование кабинета систематизировано.

По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Русское слово», «Просвещение». Авторы программ: «История России» 6-9 классы Данилов А.А., Косулина Л.Г., 10 класс А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; «Новая история» 7-8 класс Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М., 6 класс Е.В. Агибалова Г.М. Донской, 9 класс О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; 10 класс Н.В.Загладин, Н.А. Симония, 11 класс Н.В.Загладин, Н.А. Симония.

Обществознание 6,7,8,9,10,11 классы А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.

Основанием для выбора данных УМК послужили следующие критерии:

1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе;

2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов;

3. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.

Формы уроков связываю с модульной технологией (считаю данную технологию одной из эффективных, позволяющих учить, развивать формировать у ребенка ключевые компетенции, такие как учебно-познавательные, личностно самоопределяющие, ценностно-смысловые, коммуникативные). 1 блок — уроки изучения нового материала — лекции; на данном этапе дается учащимся определенная сумма знаний по данному разделу. 2 блок — уроки совершенствования ЗУН — семинары, мультимедиа – уроки (85%), видео-уроки, исследования, лабораторные работы, практическое занятие (поиск материала в Интернете по теме «Россия в Первой мировой войне» и другим). Эти уроки направлены на углубление знаний учащихся через практическую деятельность. Именно на уроках этого блока происходит развитие способностей учащихся.

3 блок — контроль и учет знаний и умений – контрольные работы, тесты, зачеты. В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих.

Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую разноуровневые тестовые задания. После выполнения работы, традиционно взаимопроверка в парах карандашом. По его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми обучающимися, у которых наблюдается снижение результатов. Все полученные оценки заношу в специальную тетрадь, где отведено место каждому классу по каждому предмету. Фиксирую дату, тему выполняемой работы, оценку. В случае незачета учащиеся имеют возможность пересдать. (Приложение 1)

Основной формой работы по небольшим темам является комбинированный урок, предполагающий сочетание различных методических приемов («Великая российская революция», «Развитие общества»). Часто провожу уроки-дискуссии, на мой взгляд, дискуссия лучше начинается с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также поводом к дискуссии использую притчи и афоризмы, пословицы и поговорки как источники мудрости и вариантов мнений. Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а субъективного опыта у них еще мало.

Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, письменно ответить на вопрос, составить рассказ, кроссворд, подготовить сообщение, проанализировать документ).

Изучив работы Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», разработала свою систему работы с обучающимися на уроках истории и обществознания.

В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии :

— групповой способ обучения;

— личностно – ориентированное обучение.

Большое значение уделяю мотивации учебной деятельности.

Урок стремлюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роли учителя на уроке стараюсь отвести минимально-необходимое количество времени в качестве организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений. Наиболее оптимальны для этого уроки обществознания.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;

– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, которая способствует более быстрому усвоению материала (В. Ф. Шаталов). Изучив работы автора, стремлюсь при объяснении нового материала использовать схемы, таблицы, которые составляю либо сама, либо пользуюсь справочными материалами П.А.Баранова «История России в таблицах и схемах»; Л.Д.Ивашкевич, Н.Г.Сизова, Е.В.Домашек «Шпаргалки по обществознанию. 10-11 классы»; А.Н.Роганин, К.Э.Немченко, И.В.Лысикова «Современный справочник школьника» в книжном варианте, а на уроке использую электронный вариант. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников) является основным видом деятельности на уроках истории и обществознания. Для этого в классе всегда доступны для работы толковые словари, словари по обществознанию, справочник школьника по всем предметам, справочник школьника по обществознанию.

Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

ИКТ эффективно использую при подготовке выпускников к сдаче государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах.
Использую различные формы: опережающие задания, творческие задания (составление детьми кроссвордов, тестов на уроке повторения по обществознанию), мозговой штурм, рассказ, лекция, игры, хронологические диктанты, элементы информационных технологий, мультимедийные презентации.

Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, — если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности, исторические энциклопедии и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. (Приложение 2)

Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.

Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют игровые приемы :

— игра «Вопрос – ответ»;

— игра «Синквейн»: подобрать к теме прилагательные-ассоциации;

— командная игра «Громче крикни изученный термин», наиболее любимый среди среднего звена;

— восстановление хронологической цепочки событий;

— анализ текста с ошибками;

— рассказ о событии по иллюстрации.

Зная, что именно в школьном возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума, на уроках помогаю установить дружеские, толерантные связи между детьми, сформировать интерес к воспринимаемой информации, создать атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и, вместе с тем, инициативности.

По исследованиям медиков синдром хронической усталости выявлен у 24-37% школьников, а в сельских районах уровень подростковой заболеваемости достиг 63%, в связи с этим урок осуществляю в условиях комфортности:

Использую следующую систему оценивания:

— ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку).

Структурными элементами моих уроков выступают:

— ритуал прощания (аплодисменты за добросовестную и успешную работу и, если о нём забуду я, дети напомнят всегда).

Для создания благоприятного психологического климата в классе, определения настроения детей, все уроки по традиции начинаю и заканчиваю «Цветограммой». Анализируя итоги данного исследования, могу констатировать следующие результаты за первую четверть в 10 классе. (Приложение 3)

Стремлюсь использовать на всех уроках приемы невербального общения, которые способствуют более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- сказал в свое время Д. Дидро. Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через участие в вебинарах, семинарах, чтение тематических книг, газет, журналов. Активно использую ресурсы глобальной сети.

Работаю над повышением своей профессиональной подготовки. (Приложение 4)

Постоянное изучение передового педагогического опыта, инновационных образовательных и педагогических технологий, форм и методов обучения и использование их в своей педагогической практике позволило мне повысить качество и результаты обучения. Наблюдается положительная динамика показателей качества знаний обучающихся по истории и обществознанию. (Приложение 5)

Читайте также:  Для кого можно провести аттестацию

Для повышения методической грамотности, обмена опытом с коллегами регулярно провожу открытые уроки и мероприятия. Материалы из опыта работы размещены на сайте школы. (Приложение 6)

Для 6-11классов традиционно провожу уроки-мужества: «Новосибирской области – 75», «Колыбель героев ратных, вечный Сталинград», «Битва под Москвой», «Холокост», «Живёт такой парень», «Великая забытая война». Диспуты по итогам просмотра фильмов «Ахтунг, ахтунг … Покрышкин», «Романовы».

В течение нескольких лет с рядом учащихся посещаем город Новосибирск с экскурсией. В первую очередь посещаем Монумент Славы (трижды), Краснозёрский (дважды) и Петропавловский музеи (дважды).

При общении с коллегами стараюсь придерживаться следующих позиций: обмениваюсь профессиональной информацией, повышаю свой профессионально-методический уровень, выступая на методобъединениях, обсуждениях уроков.

Активно участвую в работе районного методического объединения учителей истории и обществознания. (Приложение 7)

Регулярно посещаю открытые уроки коллег. (Приложение 8)

В 2012-2013, 2014-2015 учебных годах, все учащиеся 11 класса в качестве ЕГЭ по выбору выбрали предмет «обществознание». (Приложение 9)

Мои ученики призёры, победители и участники школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады, Всероссийских конкурсов и олимпиад по истории и обществознанию:

— общероссийская предметная олимпиада школьников «Олимпус» Зимняя сессия по истории и обществознанию

— Конкурс «Альбус», объявленный Институтом Развития Школьного Образования. (Приложение 10)

Стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования дает участие в профессиональных конкурсах, оно формирует чувство личной значимости и способствует самовыражению и самоутверждению. Материалы мероприятия «Виват Россия!» опубликованы на сайте http://educontest.net/2012/ . (Приложение 11)

В педагогической деятельности наряду с успехами имеют место и определенные трудности. Например:

— несовершенство учебно-методического обеспечения. Содержание учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 6-11 классов;

— нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью выдать в 2 часа учебного времени, отведенного учебным планом;

— отсутствие учебников по обществознанию, которые бы в полной мере соответствовали государственному образовательному стандарту.

Поэтому на учителя ложится огромная ответственность за подготовку и отбор материала, разнообразных самостоятельных заданий для изучения учебного материала по истории и обществознанию. И в связи с тем, что с 2015-2016 учебного года 5 класс продолжит обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования данные проблемы обсуждала с коллегами на сайте http://edu.crowdexpert.ru

Планирую работу, направленную на преодоление существующих проблем и поиска путей их решения.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

— активнее изучать и внедрять инновационные технологии;

— продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи;

— совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня;

— совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся.

Источник

Из опыта работы учителя истории и обществознания. Описание педагогической деятельности.

Целью реализации основной образовательной программы лицея является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, создание благоприятных условий для становления и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально-экономических реалиях города Красноярска. Для достижения данной цели необходимо решить задачу по профессиональной ориентации обучающихся путём предоставления высокого уровня образовательных услуг.

В соответствии с этим, главной целью в своей работе считаю создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Главный принцип моей работы — научить школьников учиться. Для этого я учу детей искать информацию, работать с разными типами источников, ресурсов, анализировать полученную информацию, оценивать ее, делать свои собственные выводы по историческим событиям фактам , а не автоматически воспроизводить заученный материал. На своих уроках развиваю у учеников умение самостоятельно и мотивационно организовать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущность и характер изучаемых фактов и процессов, самостоятельно выбирать критерии и сравнивать изучаемые объекты и события. Все это способствует на моих уроках формированию источниковедческой компетенции.

В своей работе приоритетными считаю блок личностных универсальных учебных действий, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников, а также блок регулятивных действий, которые помогают обеспечить организацию учащимися свою учебную деятельность. Исходя из этого, критерием качества определяю не с усвоением всё большего количества информации или способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения и оценки.

Качество современного образовательного процесса напрямую связано с совершенно новыми технологиями урока. Я использую интерактивные методы обучения, тестирование, проекты, исследования с применением электронных ресурсов. Что мне позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса в условия перехода на ФГОС

Работая в данном направлении, опираюсь на­-пособие для учителей академика А.Г.Осмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Теоретические знания, получаемые мною, позволяют использовать различные технологии и методы, обеспечивающие реализацию требований ФГОС для получения предметных и метапредметных результатов. Так, например, в 8х классах в проектной деятельности на уроках краеведения в рамках предмета истории, а в 10х и 11х классах на уроках ОРР, учащиеся узнают не только об исторических процессах края, но и об экономике, географических особенностях, менталитете сибиряков, культуре и искусстве региона и выдающихся личностях края. Работая над проектом и защищая его, каждый ученик показывает свой личностный результат.

В настоящее время система общего исторического образования пересматривается с учётом содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая Историко-культурный стандарт. Внедрение ФГОС предполагает перенос акцента с содержания образовательных программ на их усвоение. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь создавать психолого-педагогические условия для построения эффективного образовательного процесса. Одним из критериев которого является практическая направленность познавательной деятельности учащихся, т.е. применение компетенций в социуме.

Я определяю свою методическую тему: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания с целью формирования коммуникативной компетенции, личностного результата и гражданской позиции». Интерактивное обучение позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, развивать умения анализировать, синтезировать, ставить цель.

Данные методы обучения позволяют мне организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся оказались вовлечёнными в процесс познания на уроке, имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает содержание урока продуктивным и качественным.

Критерием успешности работы в качестве учителя истории и обществознания является позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

По итогам сдачи ОГЕ и ЕГЭ результаты последних лет показывают качественную подготовку выпускников за период с 2016 г. по 2019 г.

По итогам 2015-2016 учебного года,11 Б (где я являлась классным руководителем), по обществознанию (база) имел качество 90%, ОРР -100%.

Источник

Самоанализ учителя истории для аттестации.

включают различные компоненты. В своей работе я приоритетным считаю научно-исследовательскую деятельность. И основной целью в этом направлении ставлю формирование у детей коммуникативных, регулятивных УУД.

Какие методические разработки

Вы используете в процессе

подготовки к реализации

системно-деятельностного

подхода в соответствии с

содержанием рабочей

программы?

В процессе реализации образовательной программы использую различные индивидуальные методические разработки: технологические

карты, планы-конспекты уроков (урок-исследование проблемы, семинары, конференции, урок — деловая игра, урок-зачет и т.д.) К урокам

разрабатываю диагностические задания ( тематические тесты, кроссворды, проверочные и контрольные работы), наглядный материал (

учебные карты, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями, интерактивные задания, использую видео- и фотоматериалы,

созданные в ходе экскурсий). Разрабатываю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям.

Что включает в себя Ваша работа

по созданию методических и

дидактических материалов для

построения образовательного

процесса с учётом

индивидуальных, возрастных,

психологических и

физиологических особенностей

обучающихся?

На своих уроках я стараюсь максимально анализировать и структурировать учебный материал. Основное назначение дидактических

материалов –э то повышение качества доступности изучаемого материала и контроль «усвоения объема знаний» обучающимися по

выбранной теме, подведение итогов. Работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя:1) изучение

требований ФГОС ООО и методической литературы по теме;2) изучение передового педагогического опыта;3) анализ продуктивной

деятельности детей;4) разработка плана создания методического и дидактического материала;5) создание индивидуальной разработки;6)

применение ее на практике;7) анализ полученных результатов;8) коррекция. Современные компьютерные технологии дают больше

возможности в совершенствовании разработки методического материала.

Кратко изложите свои методы

достижения преемственности

между образовательными

программами начального

общего, основного общего,

среднего (полного) общего,

профессионального образования .

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных

форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности

Какие виды целей и задач, в том

числе для формирования УУД,

Вы ставите на каждом из этапов

урока?

На каждом этапе непосредственной образовательной деятельности я ставлю следующие виды целей и задач: целевая установка на работу,

мотивация учебной деятельности, введение проблемной задачи (на этапе урока «Самоопределение к деятельности»). На этапе

«Актуализация знаний» ставлю следующие цели и задачи: создание нестандартных ситуаций, логический переход к новой теме,

Читайте также:  Аттестация сварщиков гост р 53690

побуждающий диалог, использование опорных сигналов. На этапе урока «Построение выхода из затруднения» ставлю задачу творческого переноса знаний, навыков в нестандартных условиях. На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения ставлю задачу привлечения ученика-консультанта, взаимопроверки знаний, а на этапе рефлексии — самоанализ и взаимоанализ. В домашнее задание включаю познавательные задачи и вопросы, а также даю домашние задания с дифференцированным подходом. На каждом уроке я стараюсь планировать деятельность учеников в соответствии с их индивидуальными способностями.

Кратко изложите методы

организации индивидуальной и

совместной деятельности

обучающихся, используемые

Вами на уроках.

На уроках я использую методы следующие организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся 1) метод дифференциации (распределяю задания с разным уровнем трудности, учитывая возможности детей) ; 2) выполнение творческого задания(ребенок проявляет фантазию, итоговый результат разнообразен и неповторим) ; 3) организую дежурство. Основой для совместной деятельности обучающихся, является сотрудничество друг с другом, умение работать в группе. Групповую деятельность обучающихся использую при проведении уроков- конференций, семинаров, ролевых игр, круглых столов.

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Какие приёмы (вербальные и

невербальные) Вы используете

для создания рабочей

атмосферы, поддержания

дисциплины и

здоровьесбережения в рамках

урока и внеурочной

деятельности?

Для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения я использую следующие вербальные приемы: беседа, напоминание, просьба, вопрос, интонация голоса. Для достижения выразительности речи я использую паузы — логические и психологические. Речь педагога существенно влияет на атмосферу в классе — она может одушевить, успокоить, увлечь, акцентировать внимание. Особая роль в передаче нужной информации отводится жестам, взглядам, мимике. Такая смена видов деятельности, как использование физкультминуток позволяет улучшить эффективность восприятия изучаемого материала на уроке. Стараюсь создать на уроке атмосферу эмоционального комфорта.

Какие образовательные

технологии деятельностного типа

Вы используете в

образовательной деятельности?

Целью моей деятельности в этом направлении стало обновление и совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий: 1. Продуктивные технологии в деятельностной парадигме обучения (технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология групповой работы, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии и т.д.) 2. Технология деятельностного метода.3. Проблемный диалог.4. Технология мини-исследований.5. Проектная деятельность как образовательная технология деятельностного типа.6. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

Какими методами и приёмами

Вы пользуетесь для поддержания

интереса обучающихся к

преподаваемому предмету и

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность осуществляю по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и во внеурочной с детьми, которые проявили желание и заинтересованность в таком виде работы. На уроках пользуюсь презентациями, электронными учебниками, интерактивными заданиями, видеофильмами, которые во многом усовершенствуют процесс обучения.

Как Вы мотивируете учащихся на

формирование ответственного

отношения к учению,

осознанному выбору и

построению дальнейшей

индивидуальной траектории

образования?

По всем вопросам, обозначенным в моей учебной программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание: определять индивидуальный смысл занятий по предмету, ставить цели, отбирать темы, планировать, контролировать и оценивать свою работу. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого я применяю следующие способы: а) индивидуальные задания ученикам на уроках; б) организация парной и групповой работы; в) формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником; г) предлагаю ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, Главная задача личностно-ориентированного обучения – построение каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества.

Кратко представьте

содержательно-критериальную

основу Вашей оценочной

деятельности. Приведите 1-2

примера оценочной деятельности

в рамках урока и внеурочных

занятий.

При переходе в режим развивающего обучения изменились подходы к оцениванию. Помимо балльной оценки использую уровневую (базовый, повышенный, высокий уровни), зачетную систему, прежде всего на элективных занятиях, при оценке проектных работ, учебное портфолио. Практикую формы и методы самооценки, комплексную оценку. Проверочные контрольные срезы знаний провожу по окончании определенного этапа обучения для определения промежуточных и окончательных результатов школьников. Можно выделить несколько таких способов оценивания: 1.Выставление оценок .2.Цифровая балльная система дополняется словесной. 3.Выставление оценок в дневнике. При этом используется опора на мотив ответственности учащегося перед семьей. Введение ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД. С этой целью использую анкету по определению уровней сформированности УУД. Ее можно использовать как одну из методик или в дополнение к ним. Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по

различным параметрам, наметить пути работы с такими обучающимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у обучающихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности.

Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

Кратко охарактеризуйте виды

деятельности обучающихся по

получению нового знания в

рамках учебного предмета и его

применения в учебных, учебно-

проектных и социально-

проектных ситуациях.

Это могут быть словесные приемы: яркий, эмоциональный диалог, «звучащее слово» — выразительное чтение, звукозапись, проблемное изложение; — приемы работы со средствами наглядности: рассказ по картине, схеме; беседа по картине, рисунку; показ фильмов; приемы организации учебной деятельности: целенаправленное наблюдение, умение устанавливать общее, находить различие, делать выводы и т. д.; — использование наглядных пособий для обеспечения творческой деятельности учащихся, составления устных описаний, рассказов, написание сочинений и т. д. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу приемов, наиболее подходящих для достижения намеченных задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Какие направления в работе по

социализации обучающихся

считаете приоритетными в своей

педагогической деятельности?

Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Моя миссия в контексте социальной деятельности— дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами; — оказать профориентационную поддержку обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;- проводить нетрадиционные уроки, ролевые игры, тренинги , рефлексивные ситуационные классные часы, трудовая деятельность.

Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

Сформулируйте свои методы

эмоционального сопереживания

и поддержки обучающихся .

Основными методам эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся считаю:1) беседа в трудной для ребенка ситуации, желание понять причину эмоционального сопереживания; 2) доброе слово, поддерживающее добрые начинания детей; 3)привлечение ребят к проблеме одного ребенка, желание вызвать у них сочувствие, желание поддержать;4) поддерживающие слова, если ребенок боится, что у него ничего не получится; 5) беседа с родителями, чтобы глубже понять причину детских переживаний. Для установления дружеских и доверительных отношений я использую методы эмоционального воздействия, такие как эмпатийное слушание, авансирование, социорефлесию. Для повышения самооценки и самоутверждения ученика моделирую ситуации, обеспечивающие его успех в учебной и общественной деятельности.

Какие эффективные формы

взаимодействия участников

образовательных отношений

(родителей, обучающихся,

педагогов) Вы практикуете?

Один из приемов моей работы с родителями — это групповое родительское собрание, которое помогает мне ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами обучения и воспитания в образовательном учреждении и в семье. Тематические консультации организую с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование провожу с целью изучения семьи. Также привлекаю родителей и детей к проведению внеклассных мероприятий, организации экскурсий, проведению тематических классных часов. С обучающимися провожу беседы, в ходе которых оцениваю не только внешнюю сторону их жизни (поступи, действия и их результаты), но и внутренние состояние (радость, сомнения и переживания).

Какие требования к

самодисциплине педагога Вы

считаете важными и как Вам

удаётся их реализовать в своей

профессиональной деятельности?

Считаю важными следующие требования к самодисциплине: соблюдение последовательности режимных моментов; соблюдение трудовой дисциплины; уважительное взаимоотношение с коллегами, учащимися и родителями; соблюдение санитарно-гигиенических норм; использование грамотной речи; систематические занятия самообразованием. Я стараюсь анализировать свою работу, с уважением принимаю критику, работаю над ошибками. Считаю, что самодисциплина — это необходимое условие высокой работоспособности и согласованности действий, а также успешного взаимодействия с учениками, их родителями и коллегами.

На основании каких принципов

строите свои взаимоотношения с

коллегами?

Свои взаимоотношения с коллегами стараюсь строить на следующих принципах: уважение; взаимопонимание; поддержка; помощь;

ответственность; обмен опытом; коммуникативность; 8) толерантность.

Были ли в межаттестационный

период обоснованные

письменные жалобы на Вашу

деятельность со стороны

обучающихся/их родителей,

взыскания администрации?

Письменных жалоб на мою деятельность со стороны родителей, обучающихся и взысканий администрации не было.

Были ли в межаттестационный

период письменные

благодарности от родителей

обучающихся? (При наличии

благодарностей указать

реквизиты входящих документов

и формулировки благодарностей)

В межаттестационный период были благодарственные письма от родителей выпускников 9 классов. Благодарность учителю истории и

обществознания Вербицкой А.В. « За высокий профессионализм, щедрость души и преданность работе, доброжелательность и

Источник