Акб необслуживаемые гост
ГОСТ Р 53165-2008
(МЭК 60095-1:2006)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ СТАРТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Общие технические условия
Lead-acid storage starter batteries for motor-tractors. General specifications
Дата введения 2009-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов" (ОАО "НИИСТА") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 44 "Аккумуляторы и батареи" Подкомитетом 1 "Свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи"
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60095-1:2006 "Свинцово-кислотные стартерные батареи — Часть 1: Основные требования и методы испытаний" (IEC 60095-1:2006 "Lead-acid starter batteries — Part 1: General requirements and methods of test") путем изменения его структуры и выделения курсивом текста, отличающегося от МЭК 60095-1:2006.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении Г
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В (далее — батареи), используемые для пуска двигателей внутреннего сгорания, освещения и питания электрического оборудования на автотракторной технике (автомобилях, автобусах, тракторах и др.).
Требования настоящего стандарта не могут быть применены к батареям для других целей, например, для пуска двигателей внутреннего сгорания автодрезин.
Настоящий стандарт устанавливает:
— основные функциональные характеристики, необходимые методы испытаний в зависимости от исполнения батарей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р МЭК 95-2-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 2. Размеры батарей. Размеры и маркировка выводов
ГОСТ Р МЭК 95-4-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 4. Размеры батарей для тяжелых грузовиков
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 12.2.007.12-88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ 9078-84 Поддоны плоские. Общие технические условия
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 19360-74 Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 24297— 87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24634-81 Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ток холодной прокрутки: Ток разряда , А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях.
3.2 ток разряда номинальный: Ток , А, который батарея способна отдать во внешнюю цепь в течение 20 ч до падения напряжения на выводах 10,50 В.
3.3 емкость батареи: Количество электричества, А·ч, которое полностью заряженная батарея может отдать в заданных условиях. Емкость батареи может быть указана изготовителем как:
номинальная 20-часовая емкость : Расчетное количество электричества, А·ч, которое может отдать полностью заряженная батарея в течение 20 часов разряда номинальным током в заданных условиях, или
фактическая 20-часовая емкость : Получившаяся при разряде емкость, используемая для сравнения с номинальной;
номинальная резервная емкость : Расчетное время разряда, мин, в течение которого батарея может иметь разрядный ток 25 А до конечного напряжения 10,50 В;
фактическая резервная емкость : Получившееся время разряда для сравнения с номинальным.
Примечание — Для корреляции (соотношения) и см. приложение А.
3.4 прием заряда: Способность батареи принимать заряд в заданных условиях.
3.5 сохранность заряда: Способность залитой электролитом и заряженной батареи сохранять заряд при разомкнутой цепи в заданных условиях.
3.6 испытание на наработку:
коррозионное испытание на наработку: Способность батареи выдерживать повторяющиеся периоды перезаряда / хранения;
испытание на наработку циклированием: Способность батареи выдерживать циклы разряда/заряда и длительные периоды простоя при разомкнутой цепи.
3.7 расход воды: Скорость разложения воды при перезаряде батареи, определяющая безуходность.
Примечание — Батареи с регулирующим клапаном имеют очень малый расход воды и не предназначены для доливки дополнительной воды.
3.8 сухозаряженная батарея (или батарея с сохраняющимся зарядом): Аккумуляторная батарея, хранящаяся без электролита, электроды которой находятся в сухом заряженном состоянии.
3.9 сопротивление вибрации: Способность батареи сохранять работоспособность при периодических или нерегулярных воздействиях сил ускорения.
3.10 невыливаемость: Способность батареи к сохранению электролита при заданных физических условиях.
4 Классификация и обозначения стартерных батарей, плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
4.1 Классификация батарей по условиям применения
В зависимости от применения установлены следующие классы батарей:
— класс А — стартерные батареи, применяемые при обычном цитировании и механических нагрузках;
— класс В — стартерные батареи, применяемые при значительно более высоких требованиях к циклированию и механическим нагрузкам;
— класс С — стартерные батареи, функционирующие при высоких температурах.
4.2 Описание видов батарей
Батареи различают по их виду следующим образом:
— батарея открытая (с жидким электролитом) — батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты;
— батарея с регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) — батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство которого позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения. В батарею нельзя доливать воду или электролит. В батареях этого типа электролит находится в связанном состоянии.
4.3 Плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
Плотность электролита в полностью заряженных открытых батареях с вентиляционными отверстиями должна быть в диапазоне от 1,27 до 1,30 кг/дм при температуре 25 °С.
Примечание — В батареях с регулирующим клапаном электролит недоступен и поэтому его плотность нельзя проверить.
Напряжение полностью заряженных батарей после не более 24 ч выдержки при температуре 25 °С при разомкнутой цепи должно быть в диапазоне от 12,70 до 12,90 В для открытых видов батарей и не менее 12,80 В — для видов с регулирующим клапаном, VRLA (если нет других указаний изготовителя).
Изготовитель должен точно указывать плотность электролита, напряжение разомкнутой цепи с допуском. При отсутствии такой информации испытания открытых батарей должны проводиться при плотности электролита (1,28±0,01) г/см при температуре 25 °С или при напряжении разомкнутой цепи (12,76±0,06) В при температуре 25 °С, а испытания батарей с регулирующим клапаном должны проводиться при напряжении не менее 12,80 В.
4.4 Основные параметры и размеры. Условные обозначения
4.4.1 Основные параметры и размеры батарей, их условные обозначения должны быть указаны в нормативных документах (далее — НД) на батареи конкретного типа.
4.4.2 Условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме:
Источник
ГОСТы: Аккумуляторы
Батреи свинцово-кислотные стационарные.Часть 21.Типы с регулирующим клапаном. Методы испытаний. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС — IDT (IEC 60896-21(2004)).
Портативные свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи (закрытого типа). Часть 1. Общие требования, функциональные характеристики. Методы испытаний
Батареи свинцово-кислотные общего назначения (типы с регулирующим клапаном). Часть 1. Общие требования, функциональные характеристики. Методы испытаний
Портативные свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи (закрытого типа). Часть 2. Размеры, выводы, маркировка
Батареи свинцово-кислотные общего назначения (типы с регулирующим клапаном). Часть 2. Размеры, выводы и маркировка
Портативные свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи (закрытого типа). Часть 3. Рекомендации по безопасному применению в электрическом оборудовании
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи для возобновляемых источников энергии. Общие требования и методы испытаний. Часть 1. Применение в автономных фотоэлектрических энергетических системах
Маркирование аккумуляторов и аккумуляторных батарей международным символом переработки – ИСО 7000-1135
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Методы испытаний функционирования устройств, предназначенных для уменьшения взрывоопасности. Свинцово-кислотные стартерные батареи
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Портативные герметичные аккумуляторы. Часть 2. Никель-металл-гидрид
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Механические испытания для портативных герметичных аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Аккумуляторы и аккумуляторные батареи литиевые для портативного применения
Батареи аккумуляторные для использования на электрических дорожных транспортных средствах. Часть 1. Параметры испытаний
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Аккумуляторы никель-кадмиевые призматические с газовой рекомбинацией
Безопасность при транспортировании первичных литиевых элементов и батарей, литиевых аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 2. Стационарные батареи
Требования безопасности к аккумуляторным батареям и батарейным установкам.Часть 3. Тяговые батареи. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС — IDT (IEC 62485-3(2010)).
Источник
Акб необслуживаемые гост
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ СТАРТЕРНЫЕ
ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Общие технические условия
Lead-acid storage starter batteries for motor-tractors. General specifications
ОКС 29.220.20
ОКП 34 8116
Дата введения 2003-07-01
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 30 мая 2002 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 января 2003 г. N 2-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 959-2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторные батареи (далее — батареи), предназначенные для пуска двигателей и питания электрического оборудования на автотракторной технике (автомобилях, автобусах, тракторах и др.), изготовляемые для потребностей экономики страны и на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом.
Требования настоящего стандарта являются обязательными для вновь разрабатываемых изделий.
Требования по безопасности изложены в 5.8.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 12.2.007.12-88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры, тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Общие требования к хранению, транспортированию, временной противокоррозионной защите и упаковке
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 стартерные аккумуляторные батареи: Батареи, предназначенные для пуска двигателей и питания электрического оборудования автотракторной техники.
3.2 необслуживаемые аккумуляторные батареи: Батареи, которые соответствуют требованиям 5.2.9.
3.3 ток холодной прокрутки (): Указанный изготовителем ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18 °С в течение 10 с до напряжения 7,5 В.
4 Основные параметры и размеры
4.1 Основные параметры и размеры батарей, их условные обозначения должны быть указаны в нормативных документах (далее — НД) на батареи конкретного типа.
4.2 Условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме:
Пример условного обозначения батарей, состоящих из шести аккумуляторов, номинальным напряжением 12 В, стартерных, номинальной емкостью 55 А·ч, с общей крышкой, сухозаряженных, предназначенных для потребностей экономики страны:
То же, залитых электролитом, необслуживаемых:
6СТ-55АЗ необслуживаемые
То же, сухозаряженных необслуживаемых:
6СТ-55А необслуживаемые
Примеры условного обозначения батарей при их заказе и в конструкторской документации другого изделия с учетом всех исполнений указывают в НД на батарею конкретного типа.
После условного обозначения батарей, предназначенных для потребностей экономики страны, указывают обозначение НД на батарею конкретного типа; батарей, предназначенных для экспорта, — обозначение настоящего стандарта.
5 Технические требования
5.1 Батареи следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и НД на батарею конкретного типа по конструкторской и технологической документации.
Батареи, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом, следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 29111 и НД на батарею конкретного типа по конструкторской документации.
5.2 Требования к конструкции
5.2.1 Габаритные размеры батарей, размеры и расположение полюсных выводов и их обозначение в зависимости от полярности (плюс "+" и минус "-" ) должны быть указаны в НД на батарею конкретного типа.
5.2.2 Размеры выводов должны соответствовать указанным на рисунке 1.
* Размер, обеспечиваемый инструментом.
1 Допускаются диаметры полюсных выводов с допуском минус 0,4.
2 Допускается конструировать автотракторные батареи с выводами под болт.
5.2.3 Поверхность батарей должна быть чистой, без потеков свинца в местах пайки выводов, заусенцев, сколов на моноблоках и крышках.
5.2.4 Батареи должны быть герметичны и должны выдерживать испытание при пониженном или повышенном давлении по сравнению с атмосферным на (20±1,33) кПа [(150±10) мм рт.ст.].
Источник
ГОСТ 28133-89 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее — батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45 °С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей.
Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Батареи должны отдавать номинальную емкость ( C 5 в в А·ч) при разряде током 0,2 C 5 А до конечного напряжения 1,70 В, при этом продолжительность разряда должна быть не менее 5 ч.
Значение номинальной емкости задается изготовителем.
1.2. Емкость батарей, полученная при 5-часовом режиме разряда током 0,20 C5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор, приведенная к температуре 30 °С, должна быть достигнута:
для класса А-0,85 С5 на 1-м цикле и 1,00 С5 не позднее 10-го цикла;
для класса В — 0,70 С5 до 3-го цикла.
1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут при температуре электролита (20±5) °С должно быть не более 15 %.
1.4. Наработка батарей должна быть не менее:
класса А -11000 циклов до снижения емкости до 0,80 С5 ;
класса В -500 циклов до снижения емкости до 0,80 С5.
1.5. Батареи должны выдерживать разряд током короткого режима в течение 0,5 ч при температуре 30 °С до конечного напряжения разряда на аккумулятор 1,50 В. Значение тока ( I к ) указывают в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601.
1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные:
наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;
номинальную емкость, А·ч ;
номинальное напряжение, В;
обозначение (+) и ( — ) («плюс» и «минус») на выводах;
дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления, которых прошло не более 60 сут.
2.2 . До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В – 5 циклов.
Плотность электролита в полностью заряженных батареях при температуре 30 °С должна быть от (1,260±0,005) до (1,280±0,005) г/см 3 .
Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601 .
2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч заряда, с учетом изменения температуры электролита.
2.4. Аппаратура и приборы
Используемые при испытаниях приборы и аппаратура:
Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В.
Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5.
Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5.
Термометры с ценой деления 1 °С при точности градуировки 0,5 °С.
Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005.
Приборы измерения времени с погрешностью не более 1 %.
2.5. Определение емкости батарей
2.5.1. Батареи, приведенные в рабочее состояние, должны быть разряжены током 0,25 С 5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор.
Затем батареи подвергают зарядам и разрядам.
2.5.2. Заряд проводят током 0,20 С 5А до напряжения 2,4 В на аккумулятор. При достижении этого напряжения батарею оставляют на 1 ч, после чего заряд продолжают током 0,05 С 5А до достижения состояния полной заряженности согласно п. 2.3. Температура электролита во время заряда должна быть не более 40 °С.
После заряда проверяют плотность и уровень электролита, который в случае необходимости корректируют. После корректировки проводят подзаряд током 0,05 С 5А в течение не менее 30 мин с целью перемешивания электролита.
Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита.
Затем устанавливают уровень электролита по п. 2.2.
2.5.3. Разряд батарей проводят током 0,20 С 5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч и не позже 12 ч после окончания разряда. Значение тока разряда поддерживают в пределах ±1%.
Во время разряда проверяют и записывают:
напряжение на выводах каждого аккумулятора;
температуру электролита каждого аккумулятора.
До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин.
Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор.
Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34 °С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п. 1.2.
2.5.4. Емкость батарей ( С t ), А·ч, при средней температуре электролита ( t ° C ) рассчитывают по формуле
где I р — ток разряда 0,20 С5А;
Т — продолжительность разряда, ч.
2.5.5. Емкость батарей (Сзо°с), А·ч, определенную при проведении испытаний, приводят к температуре электролита 30 °С по формуле
где t — средняя температура электролита при разряде, °С (среднее значение начальной и конечной температур);
0,006 — температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34 °С.
2.6. Испытание на наработку
2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п. 2.5.
2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров.
2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п. 2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п. 2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму:
разряд 3 ч током 0,25 С 5А ;
заряд 9 ч проводят режимом, при котором общее количество электричества, сообщенное аккумуляторам, составляло 0,864 С 5 А·ч, а ток в конце заряда не превышал 0,06 С 5 А .
Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут можно было провести 2 цикла.
2.6.4. Через каждые (50±5)циклов, проведенных по п. 2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п. 2.5.
После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п. 2.6.3.
2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43 °С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п. 2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм.
2.6.6. Испытание аккумуляторов на наработку считается законченным, если их емкость при контрольной проверке по п. 2.5 будет ниже 0,80 С 5 А·ч.
2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд)
2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п. 2.5.
2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2.
Затем проводят определение емкости С согласно п. 2.5.
2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п. 2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2, протирают досуха вентильные пробки.
Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать (20±5)°С.
2.7.4. По истечении 28 сут, не проводя заряда, определяют емкость батареи C1 по п. 2.5.
2.7.5. Снижение емкости (саморазряд) (S) в процентах вычисляют по формуле
2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда
2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100 % от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п. 1.2.
2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п. 2.3.
2.8.3. Через 1-24 ч после окончания заряда батарею подвергают разряду током I к , заданным в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601 . При этом отклонение среднего тока разряда от значения I к должно быть не более ±1 %, а точность поддержания тока во время разряда — не более ±5 % от значения I к .
2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34°С.
2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную.
2.8.6. Продолжительность разряда (Тк) в часах определяют по формуле:
где t 0 — средняя температура аккумулятора, измеренная до разряда, °С.
2.8.7. Затем батарею разряжают в течение Т к до конечного напряжения разряда 1,50 В на аккумулятор. Если напряжение на аккумуляторе достигает 1,50 В раньше Тк, то батарею следует отключить и считать ее не выдержавшей испытание.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 № 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 «Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90
Источник